Развитие воображения, фантазии и речего творчества у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи
В статье даны основные направления и приёмы работы по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_voobrazheniya_fantazii_i_rechevogo_tvorchestva_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 199.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие воображения, фантазии и речевого творчества у детей дошкольного возраста
«Воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции».
Альберт Энштейн
Такие известные учёные как Давид Ландау, Нильс Бор и Альберт Энштейн справедливо считали, что в науке воображение и мышление в тысячу раз важнее знаний.
Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Фантазия - разновидность творческого воображения - ситуация, представляемая человеком, не соответствующая в реальности, но выражающая его желания. Фантазия - нереальное сочетание реальных элементов.
Джой Пол Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека.
Знакомя малыша с миром, открывая ему новые знания и опыт, мы создаём условия для активного развития воображения. Новую информацию и полученный опыт ребёнок будет использовать в своей творческой деятельности.
Основные направления работы по развитию воображения у детей
младшего дошкольного возраста
- Чтение сказок и рассказов. Дочитав сказку до определённого момента, отложите книгу, позволив малышу вообразить развитие дальнейших событий. Пусть кроха попытается высказать свои догадки и подумать, чем может закончиться сюжет.
- Наблюдение за людьми, природой. Попробуйте с малышом поразмышлять, как могли бы звать мальчика, который идёт навстречу, что он любит, какая у него семья.
- Сюжетно-ролевые игры. Играя в такие игры, как «Магазин», «Доктор», «Автобус», «Парикмахерская», «Стройка» малыши стимулируют развитие своего воображения, придумывая всё время новые сценарии.
- Драматизация. Проигрывая знакомые народные сказки, изменяйте ход сюжета, вводя новых героев и меняя концовку.
- Приобщение к прекрасному. Включая ребёнку с раннего детства красивую музыку и показывая иллюстрации, пробуйте совместно обсуждать их, воображая целые истории, подсказанные сюжетом.
- Конструирование. Создание из мозаики, кубиков и различных видов конструктора построек сначала по образцу, а потом по собственному замыслу ребёнка.
- Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация, раскрашивание, поделки из природного материала по собственному замыслу ребёнка.
- Придумывание историй, сказок, сочинение стихотворений.
- Используйте метод Леонардо да Винчи. Гений смотрел на облака и представлял, на что они могут быть похожи.
Основные направления работы по развитию воображения у детей
старшего дошкольного возраста
Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:
- Игра.
- Конструирование.
- Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание, поделки из природного материала).
- Чтение художественной литературы.
Приёмы развития воображения и речевого творчества у детей
старшего дошкольного возраста
- «Закончи предложение»:
- Саша прибежал домой голодный, как …
- Арбуз был сладкий, как …
- Дима прибежал с прогулки грязный, как …
- В комнате кто-то топал, как …
- Зимой вьюга воет, как …
- Коля от стыда покраснел, как …
- Миша от радости запрыгал, как …
- Крапива жжётся, как …
- Воспитательница была добрая, как …
- «У окна». Попросите ребёнка объяснить, почему девочка, посмотрев в окно, сказала:
- Ну и ливень был!
- Наступила настоящая осень.
- Ударил сильный мороз.
- Наши соседи любят свой двор.
- «Разные причины». Спросите у дошкольника о возможных причинах следующих явлений:
- дым на лестнице;
- вода на полу в ванной;
- масляное пятно на стене;
- ожог на руке;
- смех воспитателя.
- «Переменчивое настроение». Покажите картинки или фотографии детей, назовите их настроение (радость, грусть, удивление, испуг). Попросите придумать и рассказать истории, которые могли бы вызвать подобное состояние.
- «Изобретатель». Попросите придумать как можно больше способов применения известных предметов: кирпич, палка, ведро, магнит, зеркало и т.д. Это упражнение часто используют в качестве теста на уровень развития дивергентного мышления.
- «Предмет выручалка». Пофантазируйте, как изменилась бы сказка, если у героев появились бы новые предметы:
- У Буратино мобильный телефон;
- У Красной шапочки – газовый баллончик;
- У стойкого оловянного солдатика – огнетушитель.
- «Сказка наоборот». Назовите ребёнку любую известную ему сказку. Пусть он расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.
- «Фантастическое животное». Предложите дошкольнику нарисовать животное, которого в природе не существует. Попросите придумать сказку о нем.
- «Волшебники». Без предварительной беседы предложите ребёнку с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебников. Далее попросите придумать, что совершил злой волшебник и как его победил добрый.
- «В лесной школе». Расскажите, что в лесной школе учатся разные зверята, у некоторых из них есть прозвища. Попросите детей подумать и объяснить, за какие поступки зверята получили такие прозвища:
- Зайка-зазнайка;
- Енот-всё наоборот;
- Куница-обидеть мастерица.
- «Большой фантазёр». Расскажите выдуманную историю и предоставьте возможность ребёнку доказать, то что в жизни такого случиться не может.
- «Сладкая парочка». Попросите придумать сказку, в которой встретились бы:
- Колобок и Красная Шапочка;
- Баба Яга и Карлсон;
- Снежная королева и огнедышащий дракон.
- «Придумай историю для пословицы». Предложите объяснить кто, кому и в какой жизненной ситуации может сказать пословицы:
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
- Не зная броду, не суйся в воду.
- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
- Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.
- «О чем рассказала музыка?». Предложите малышу прослушать классическую музыку, закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
- Озвучка мультфильмов. Предложите вместе озвучить по ролям сначала знакомый мультфильм, потом мультфильм, который ребёнок видит впервые.
Советы, которые помогут сделать развитие творческого воображения
более эффективным:
- Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.
- Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.
- Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.
- Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.
5. Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает – выслушивайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.
При подготовке статьи были использованы материалы следующих авторов: Ткаченко Т.А, Акименко В.М., Кузнецова А.Е., Пожиленко Е.А., а так же различные интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»
Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».Задачи:• Активизировать знания педагогов о значимости ра...
Развитие воображения в процессе восприятия музыки у детей дошкольного возраста с ТНР.
Правильно подобранный музыкальный материал (в работе по всем видам музыкальной деятельности)позволяет решить задачи музыкального развития и коррекции детей с нарушением речи....
Семинар-практикум на тему: "Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста"
Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работ...
Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»
мастер класс...
Семинар-практикум для педагогов "«Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»
Представлен сценарий семинара-практикума для педагогов....
Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста
Выступление на педагогическом совете...
Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста
Развитие фантазии у детей происходит в дошкольном возрасте, а активное ее развитие начинается после 2,5-3 лет, но до этого возраста идет пока что подготовка. Насколько у ребенка будет развито воображе...