«Картотека дидактических игр с использованием технологии «Бусоград» для детей дошкольного возраста»
картотека

Ольхина Алена Олеговна

«Картотека дидактических игр с использованием технологии «Бусоград» для детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_.docx39.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Картотека дидактических игр с использованием технологии «Бусоград» для детей дошкольного возраста»

Совместное рисование.

Оборудование. Картинки с изображением разных предметов, бусы разных цветов. Содержание. Педагог говорит: «Ребята, сейчас мы будем рисовать одну большую общую фигуру: например, бабочку – вот такую. (Показывает картинку с изображением бабочки) Ложитесь на ковер. Рисуйте бабочку, «оживляйте» ее – медленно и плавно двигайтесь все вместе».

Можно предложить детям рисовать и «оживлять» машину, бабочку, осьминога и т.п.

«Расскажи об их настроении»

Цель: Развивать восприятие, внимание, воображение.

Материал: Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния. Нитки бус разного цвета.

Задание: Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям выложить бусами (нарисовать) лицо – загадку.

«На что похоже настроение» (начиная с 5лет)

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду, похоже их сегодняшние настроение. Начать сравнение лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое, пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?». Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня настроение у всей группы: «Грустное, веселое, смешное, злое…». При ответах детей учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы, свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии. В конце каждый ребенок бусами изображает свое настроение (рисует, на что похоже его настроение, можно на предметах изображать улыбку, гнев и т.д., например, домик грустный, радостное дерево). Можно создать коллективную картинку, предложить работать в подгруппах, нарисовать настроение у всей группы. В ходе творческой работы отметить, что настроение улучшилось (отметить конкретного ребенка или группу детей).

«Пожелание»

Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая клубочек бус, высказывают друг другу пожелания. Например, “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.

«Бусинки идут к…»

Со словами «Бусинки идут к…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге вопросы могут быть следующие… «Бусинки идут к тому, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку, «Бусинки идут к тому, у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

«Возьми, пожалуйста!»

Цель. Игра-упражнение закрепляет навыки вежливого общения с окружающими. Материал: Клубочек из бус (волшебный золотой клубочек, девочка Бусинка и т.д.).

Ход игры. Педагог вносит золотой клубочек и предлагает детям, стоящим в кругу, обследовать (рассмотреть, потрогать, понюхать, погладить) его, а затем ласково назвать качества: золотой, блестящий, красивый, яркий, круглый и т. д. Затем бережно, осторожно передает его соседу, соблюдая правила вежливости: передавать клубочек прямо в руки, глядя в глаза товарищу, называя сверстника ласково-уменьшительным именем: «Танечка, возьми, пожалуйста. Спасибо».

«Комплименты»

Сидя в кругу все берутся за руки. Ребенок одевает бусы на соседа и глядя в глаза, говорит ему несколько добрых слов, за что – то хвалит. Принимающий кивает головой и говорит:

«Спасибо мне очень приятно», затем он одевает бусы, дарит комплемент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Предупреждение:

  1. некоторые дети не могут сказать комплемент, им необходимо помочь, можно вместо похвалы сказать: «Вкусная, сладкая, цветочная, молочная» слово.
  2. если ребенок затрудняется сказать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«Аплодисменты по кругу»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Ход игры: Взрослый говорит детям: - Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля – стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслуживает аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей дает клубочек из бус, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, дает клубочек, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации, дает клубочек. Каждый раз тот, кому аплодировали, вбирает (дает клубочек) следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

«Вопрос — ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках клубочек из бус. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает клубочек партнёру. Партнёр, поймав бусы, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т.д.).

«Задай вопрос» («Пресс-конференция»)

Цель: развивать навыки эффективного общения;  

Задачи: воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Ход игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например, «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т.д.

Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников. Задает вопросы тот, к кому приходят бусы, дети передают их друг другу. Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Хороший друг»

Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.

Ход игры. Для проведения игры понадобятся бусы разного цвета на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать бусами.

Дальнейшее обсуждение:

  • Как человек находит друга?
  • Почему так важны в жизни хорошие друзья?
  • Есть ли у тебя друг в группе?

«Ты катись, катись клубочек…»

Дети стоят по кругу передают друг другу клубочек из бус, произносят слова:

1 вариант: Ты катись, катись клубочек,

Быстро, быстро по рукам,

 У кого сейчас клубочек,

Тот сейчас станцует нам!

2 вариант: Вы бегите быстро бусы,

Быстро бусы по рукам.

У кого остались бусы

Тот сейчас танцует нам.

У кого в руках оказывается клубочек, тот выходит на середину круга и под музыку танцует, а все дети ему аплодируют. Потом ребенок встает на место, игра продолжается.

«Прощай»

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации. Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу (клубочек из бус), называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

«Что изменилось?»

Взрослый раскладывает перед детьми небольшие кучки из бус разного цвета или выкладывает геометрические фигуры (все круги и другие фигуры, одинакового или разного цветов) предлагает внимательно посмотреть и запомнить их. По команде: «Закрыли глаза!» дети закрывают глаза, а взрослый быстро меняет или убирает кучки, фигуры. По команде:

«Открыли глаза!» дети открывают глаза и отвечают, что изменилось или чего не стало. Отмечаются самые внимательные дети. Игра повторяется 2—3 раза.

«Раз, два, три бусинка иди»

Дети берут понравившуюся нитку бус, вместе со взрослым рассматривают, отмечают цвет. Затем взрослый показывает круг определенного цвета (не называя цвет) и говорит: «Раз, два, три бусинка иди». Ребенок с таким цветом бус выходит. Когда дети уже усвоят правила игры можно предлагать схемы. Например, красный, синий, желтый и детям нужно будет встать в заданной последовательности. Затем задания можно усложнять.

«Кто нарисует больше предметов какой-либо формы?»

Цель: Закреплять умение детей быстро изображать геометрические фигуры из бус на время. Материал: Нитки бус разного цвета.

Задание: Педагог предлагает детям на время изображать бусами предметы какой-либо формы. Можно использовать схемы, чтобы засекать время – песочные часы.

«Перенеси бусы»

На полу на противоположных сторонах выкладывают 2-4 круга из бус. В один круг кладут кучками бусы, другой остается свободным. Дети становятся в две шеренги (или одну колонну) и по сигналу педагога начинают переносить бусы по одному из другого круга определенного цвета, выкладывать в большом круге в определенной последовательности, по схемам, на слух и т.д.

«Собери бусы»

II младшая группа

На изготовление таких бус тратится мало времени и усилий, а польза большая для развития мелкой моторики рук детей. Бусины можно изготовить из стержней использованных фломастеров или трубочек для коктейля. В дальнейшем можно предлагать схемы.

Материал: Шнурки и бусины красного, синего, зелёного, жёлтого цвета, сказочный персонаж. Цель: Развивать соотносящие движения рук, мелкую моторику пальцев.

Задачи: Учить правильно определять и называть основные цвета (красный, желтый). Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помогать другим.

Потом можно предложить детям синие бусины нанизывать на синий шнурок. На жёлтый шнурок - жёлтые бусины. При успешности выполнения задания можно выбрать более сложный вариант: нанизывать на шнурок бусины разного цвета чередуя, предложить схемы. Можно использовать сюрпризные моменты, обыгрывать ситуации где к детям приходят герои и т.д. Один из вариантов.

Ход: Стук в дверь.

1.Воспитатель: - Дети, к нам пришла в гости лисичка. Посмотрите, она грустная, она плачет. Давайте узнаем, что случилось?

Лисичка: - У меня порвались мои любимые бусинки. Помогите, пожалуйста, мне их собрать. 2.Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, какие бусы были у лисички. Какого цвета бусинки? Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, это красная бусинка. Давайте все вместе скажем – красная!

-А вот эта бусинка какого цвета? желтая. Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, она желтая! Давайте все вместе скажем – желтая!

-Давайте соберём лисичке бусы. Смотрите, я беру красную бусинку и надеваю её на верёвочку, теперь беру желтую бусинку и опять надеваю её на верёвочку.

-Иди сюда …, давай с тобой наденем на верёвочку следующую бусинку. Какая следующая бусинка?...... Правильно, красная. Какую бусинку ты одеваешь – правильно, желтая.

Красивые получились бусы? Ты рада лисичка? Да…… Давайте нашим куколкам соберем бусы!

(Далее воспитатель просит каждого ребёнка одеть бусинки, лежащие у него на тарелочке на шнурок.

  1. Физ.минутка (пальчиковая игра)

(Пальцы сжаты в кулачок)

Мальчик-пальчик, где ты был?

(разгибается большой палец)

С этим братцем в лес ходил,

(разгибается указательный)

 С этим братцем щи варил, (разгибается средний)

С этим братцем кашу ел,

(разгибается безымянный)

С этим братцем песни пел.

 (разгибается мизинец) 

  1. Воспитатель: -Посмотрите ребята, какие бусинки мы сделали. Они очень красивые. (Воспитатель с детьми рассматривают готовые работы.)

Воспитатель: - Ребята, наши куколки очень рады подарку! стали весёлые, они улыбаются! Вы молодцы!

  • Давайте мы будем всегда такими добрыми и будем помогать людям!
  • А теперь давайте попрощаемся с лисичкой и пригласим её к нам в гости ещё раз. Итог: починили лисичке бусы, она благодарит вас за помощь!

Собрали бусы для наших кукол!

«Собери бусы» (из бумаги)

Цель: закреплять представления детей об основных цветах. Задачи: развивать сенсорное восприятие; формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами; воспитывать бережное отношение к пособию, воспитывать интерес к математическим действиям.

Изготовление пособия. На листе картона нарисовать линию ("нитка"), наклеить несколько кружков. Можно сделать несколько образцов. Для игры вырезать кружки из картона разного цвета и разного размера.

Правила игры: Педагог предлагает ребёнку собрать бусы. Ребёнок раскладывает кружки глядя на образец, а также можно создавать свои «бусы».

«Собери гусеницу, бусы» (из пластиковых крышек, резиночек)

Для этой игры используются разноцветные крышки от пластиковых бутылок. В центре каждой отверстие (д-2мм, д-4мм.) Шнурки разных цветов, на одном конце каждого завязан узелок. Бусы собирают по образцу и создают свои.

«Собери бусы» (с использованием блоков Дьеныша)

Цель: учить детей устанавливать закономерность.

Ход игрыПоложить перед ребенком шнурок и попросить собрать бусы. Можно использовать такое стихотворение перед началом игры, оно подойдет и к другим играм с бусами.

Будем мы с тобой играть - маме бусы собирать. Смело бусинку бери и на ниточку клади

Что за бусы! Загляденье! Всем вокруг на удивление!

Использовать различные варианты: выкладываем бусы из блоков Дьеныша, чтобы рядом не было фигур, одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.); выкладываем бусы, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.; выкладываем бусы, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

«Чудесный мешочек»

Цель: Развивать восприятие. Способствовать развитию операций мышления: сравнение, обобщение. Содействовать речевому развитию.

Игровые правила. Отгадывать бусы на ощупь (указать форму бус, длину). Бусы из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нём; мешочек не открывается, если бусы не узнаны по описанию. В порядке усложнения этой игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько ниток бус. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из них, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают бусы.

Игровые действия. Ощупывание бус.

Игры на сравнение изображений

Цели игр. Совершенствовать умение сравнивать предметы по высоте, толщине, размеру, результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (длиннее — короче, шире

  • уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Учить сравнивать предметы по признакам величины (красная дорожка длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Упражнять в порядковом счете, учить правильно отвечать на вопросы «Который по счету?», «На котором месте?». Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз, развивать глазомер. Устанавливать размерные отношения между предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

Активизировать в речи детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или

   «красных и синих кружков поровну». Учить считать (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например, «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5 и т.д. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»). Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

 «Ласковые слова»

Дети стоят по кругу и, передавая бусы в любом направлении, говорят ласковые слова, например, Саша говорит: «Милый» и передает бусы Кате, та говорит: «Солнышко» и передает бусы Кристине и т. д. Те, у кого слова повторятся, считаются проигравшими и выходят из игры. Побеждает тот, кто произнесет больше ласковых слов.

«Создание персонажа города Бусограда, обыгрывание рисунков из бус»

Играя с бусами дети максимально проявляют свою фантазию. У ребенка появляется возможность создать персонаж, отразить его качества и «проиграть» его действия, что способствует развитию речи и накоплению словаря.

«Нарисуй и расскажи»

Дети создают изображения и рассказывают о том, что нарисовано.

«Где находится предмет»

Игра направлена на закрепление предлогов.

Отрабатывая лексические темы, можно предложить детям сконструировать фигуры предложенных предметов (мебель, транспорт, цветы, явления природы, геометрические фигуры) или живых существ. Изображения активизируют фразовую речь, способствуют развитию образного мышления.

«Найди свое место»

Игра направлена на развитие ориентировки в пространстве на плоскости (лево – право – верх, низ – середина).

«Сказка по кругу»

Взрослый начинает сказку (историю, рассказ, можно про бусы или по теме недели), затем передает клубочек из бус любому ребенку, тот продолжает. В процессе игры взрослый помогает, дополняет, корректирует рассказы детей.

«Выкладывание из бус заданных букв»

Отгадывание буквы (по заданным элементам). Необходимо определить какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие звук на эту букву, положить букву на стол так, чтобы она отражала верное написание.  

Упражнения на развитие навыков звукового анализа слова у старших дошкольников

Например, слово дом (синие бусы – согласный звук, красный – гласный). Отрабатывается у дошкольников умение определять место звука в слове, навык звукового анализа, закрепление знаний о звуках речи, их характеристиках (гласный – согласный, твердый – мягкий).

Игры на сравнение изображений .

«Найди отличие» (похожие картинки)

Цель игр: формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, обозначать результаты сравнения словами, активизировать их в речи.

 «Рисуем бусами, как красками»

Игра направлена на закрепление основных цветов и оттенков. Ребенок учится собирать фигуры в определенной последовательности. Детям предлагается нарисовать бусами по

образцу. Образцом может быть нарисованная схема, нарисованный готовый предмет, схема по фотографиям, фотография готового изображения.

«Нарисуй и расскажи»

Дети создают изображения и рассказывают о том, что нарисовано.

«Нарисуй по цвету»

Ребенку предлагается по схеме или самостоятельно собрать изображение определенного цвета.

«Собери по цвету»

Игра направлена на закрепление основных цветов и оттенков. Ребенку предлагается разложить бусы по цветам. Можно раскладывать на время.

«Узнай и дорисуй?»

Цель: Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Материал: Бусы, карточки с изображением половинки предмета.

Задание: Ребёнку нужно догадаться, какой предмет изображен на карточке и нарисовать бусами такой же. Или бусами добавить к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.

«Угадай, что получится?»

Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество. Материал: Нитки бус.

Задание: Игра проводиться с небольшим коллективом детей. Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать предмет (линию), но не полностью. Следующий говорит, что это, может быть и выкладывает из бус (дорисовывает) ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и выложить из бус (дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.

«Чего на свете не бывает?»

Цель: Развивать творческое воображение. Материал: Нитки бус разного цвета.

Задание: Педагог предлагает ребёнку нарисовать бусами то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни. Цель: Развивать воображение.

«Что это может быть?»

Материал: Нитки бус разного цвета.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать бусами сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.

«Повтори узор» 

Детям предлагается по схемам выложить узор из бус. Узоры можно составить на основе применяемых в народном творчестве (дымковские узоры). 

«Нарисуй с закрытыми глазами»

Цель: Развивать воображение, чувство цвета и формы. Материал: Нитки бус разного цвета.

Задание: Педагог предлагает детям с закрытыми глазами выложить из бус (нарисовать) что- либо. Затем рассмотреть получившееся изображение, придумать, на что оно похоже и добавить если нужно деталей.

«Закончи фразу»

Детям предлагают закончить предложение не словами, нарисовать бусами. Можно разделить детей по подгруппам, дать им разные фразы, а потом попросить их отгадать у друг друга, что нарисовали.

«Кто нарисует больше предметов какой-либо формы?»

Цель: Закреплять умение детей быстро изображать геометрические фигуры из бус. Материал: Нитки бус разного цвета.

Задание: Педагог предлагает детям на время изображать бусами предметы какой-либо формы. Можно использовать схемы, чтобы засекать время – песочные часы.

«Радуга»

Цель: закрепить знание основных цветов радуги, и учить образовывать радугу последовательными цветами.

Ход игры: дети делятся на группы по количеству цветов радуги. Каждому ребенку одеваются бусы одного из цветов радуги. Воспитатель объясняет, что все они вместе - радуга, а каждый отдельно - капелька воды. Играет резвая музыка дождя - капельки бегают и играют. Музыка изменяется - выходит солнышко - полоски радуги собираются вместе, выстраиваясь за цветами в радугу. В игре принимает участие каждая группа детей по очереди. Когда игра проводится впервые, нужно показать образец – радугу, поговорить с детьми из каких цветов состоит, повторить последовательность цветов радуги.

Создание персонажа города Бусограда, обыгрывание рисунков из бус.

Играя с бусами дети максимально проявляют свою фантазию. У ребенка появляется возможность создать персонаж, развивается конструктивное творчество.

Игры малой подвижности

«Ходим в гости»

Детям раздаются нитки бус.

Ведущая: А теперь мы поиграем,

Всех друзей мы приглашаем. Бусы разные возьмем

И себе построим дом!

Дети берут по две нитки бус (среднего размера), и каждый делает себе «домик» на любом свободном месте помещения. Кто первый сделал, встает в свой «домик» (в квадратик).

После того, как все дети встали в «домики», игра продолжается.

Ведущая: Вышли дети погулять

И друзей себе искать.

Ходят, бродят — ищут друга,

Ну, а кто-нибудь — подругу.

Дети спокойно ходят между «домиками», не задевая их ногами, ищут себе пару. Для хорошего настроения можно добавить музыкальное сопровождение.

Ведущая: Шли, шли и пришли.

Вот друг друга мы нашли! (берут свою пару за руку) Друга в гости пригласим

И пойдем с ним погостим!

Дети договариваются, к кому в гости они пойдут, затем идут к домику одного из пары. Встают вместе в «домик».

Ведущая: с другом весело играли, (играют с другом в «ладушки») Поиграли и сказали:

«У тебя хороший дом, (хлопают в ладоши) Как тепло, уютно в нем!»

Всем пора в свои дома,

 И продолжится игра!

Можно играть несколько раз, дети меняются парами, приводят к себе «гостей» или сами идут «в гости». А закончить игру можно словами:

Все вместе: По домам всем нам пора,

Вот и кончилась игра!

«Домик есть у всех!»

Детям раздаются куклы Прыгунки (мягкие игрушки-зверюшки на резиночках— см. программу «Кукляндия»).

Ведущая: Куклы весело гуляли,

Дружно прыгали, скакали! (под музыкальное сопровождение

куклы прыгают по полу)

А когда они устали, (дети берут на руки Прыгунков и укачивают. Кукол детки покачали. Звучит колыбельная)

Все заснули, снится сон, Будто им построят дом, Яркий и блестящий, Самый настоящий!

Детям предлагается ненадолго положить куклу на стульчик «спать». Раздать детям по две нитки бус, из которых они сложат «домики». Затем дети переносят кукол «спать в домик».

Ведущая: Утром все проснулись,

Зевнули, потянулись! Домик увидали,

Радоваться стали!

Вот какой хороший дом,

Весело нам будет в нем! (Прыгунки прыгают в «домике») Куколки пошли гулять,

Снова радостно скакать. (под музыкальное сопровождение куклы

прыгают по полу)

Дружно куколки играли И домой все ускакали!

Дети ведут Прыгунка в свой домик, затем укладывают спать. Игру можно повторить ещё несколько раз со слов «Утром все проснулись...».

«Кому дать?»

Дети встают в круг, берутся за руки. В середине круга находится ребёнок с ниткой бус. Дети двигаются в хороводе по кругу, проговаривая текст:

Встали дети все в кружок, Увидали бус кружок.

Кому дать, кому дать? Кому бусы передать?

Дети останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. Водящий с бусами в руке указывает на одного из детей, говорит, кому он даёт бусы. Он водящий.

«Найди себе пару»

Для игры нужны бусы двух цветов (по количеству детей) (половина бус одного цвета, остальные – другого). Каждый играющий получает одну нитку бус. По сигналу воспитателя все дети разбегаются, стараясь занимать всю площадь зала (площадки). На слова «Найди пару!» или начало звучания музыкального произведения дети, имеющие бусы одного цвета, встают парами. В случае если ребенок не может найти себе пару, играющие произносят: «Ваня (Коля, Оля, не зевай, быстро пару выбирай!». Игра повторяется 2–3 раза. Когда дети научаться хорошо играть в эту игру, можно использовать несколько цветов бус.

«Найди, где спрятано»

Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю. Взрослый предлагает детям повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет бусы. По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам бус. Воспитатель направляет детей подсказкой:

«холодно», «горячо». Нашедший бусы ребёнок становится ведущим и сам прячет предмет.

«У ребят порядок строгий»

Ведущий произносит слова:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселей:

Тра - та - та, тра - та – та

Дети ходят по залу врассыпную. По сигналу дети занимают свои места в заранее разложенных

«домиках» (бусах).

«У кого бусы?»

С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого бусы. Игру начинает инструктор, в руке у него нитка бус. Идя по кругу, инструктор отдает мяч в руку одному из играющих, а дети должны передавать этот бусы в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.

«Найди и промолчи»

Начинает игру взрослый. Он показывает детям нитку бус, дети запоминают ее. Инструктор предлагает всем сесть на корточки в конце площадки лицом к стене, а сам быстро прячет бусы и предупреждает детей о том, что тот, кто первым найдет бусы, не должен показывать на них пальцем и говорить вслух, где они спрятаны. По команде инструктора: «Ищем!» дети встают, спокойно ходят и ищут. Кто нашел первым — подходит к инструктору и говорит так, чтобы остальные не услышали. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей — найдут нитку бус. Отмечается самый внимательный и находчивый игрок, который первым нашел бусы. Он и прячет их следующим. Игра повторяется 2-3 раза.

«Быстро возьми»

Взрослый раскладывает по всей площадке бусы разного цвета и диаметра, которых должно быть на 1—2 меньше, чем количество играющих детей. Под музыку дети бегают вокруг, между бусами. Как только музыка прекращается, дети берут по одной нитке бус и поднимают её над головой. Тот, кто не успел поднять, считается проигравшим. Игра повторяется 2—3 раза. Можно еще спросить детей какого цвета бусы они взяли, сравнить по цвету, диаметру, длине.

«Запомни свое место»

Участники игры стоят в различных углах зала или по кругу в своих домиках (нитки бус разложены по диаметру) каждый должен запомнить свое место. По сигналу все игроки разбегаются. По второму сигналу каждый должен вернуться на свое место. Отмечаются игроки, быстро и правильно выполнявшие условия игры.

«Ловкие пальцы»

По полу рассыпаются по всему ковру бусы разного цвета и диаметра. Играющие собирают их, захватывая пальцами ног (одну нитку бус – правой ногой, другую – левой ногой), и берут в руки. Когда все бусы собраны, играющие садятся на пол, и каждый ребенок отмечает какого цвета, размера он взял бусы, сравнивает между собой. Затем раскладывает из того,

что он собрал, какую-нибудь композицию (дома, цветы, корабли, лес и т.д.). Не разрешается брать предметы с пола руками. Усложнение – правой ногой собирать предметы в левую руку, левой ногой – в правую руку.

«Поменяйся местами» 

Дети на ковре раскладывают круги из бус и становятся в них. Взрослый предлагает поменяться местами тем детям, кто стоит в круге из бус определенного цвета, диаметра (кто стоит в красных кругах и т.д., кто стоит в больших кругах). Дети меняются местами и т.д. Игра проводится 3-4 минуты.

«Горячая картошка»

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по нитке бус. По сигналу оба игрока начинают передавать бусы по кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы одни бусы догнали другие. Когда у одного из игроков оказывается двое бус, игра начинается заново. Играют 4-5 минут, затем отмечают игроков, которые хорошо передавали бусы.

Указание – бусы надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. Игрок, уронивший бусы, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу.

«Делай наоборот!»

Дети стоят врассыпную по залу в руках нитка бус. Воспитатель показывает движения с бусами, дети должны повторить их, но в противоположную сторону. Например, воспитатель наклоняется вправо, дети - влево; воспитатель делает шаг вперед, дети -шаг назад и т.д. Дети старшего дошкольного возраста сами могут быть ведущими.

«Сделай то, что слышат ушки»

Дети стоят по кругу в руках нитка бус. Перед началом игры воспитатель говорит, что нужно внимательно слушать и делать те движения, которые они слышат ушками, а не те, которые показывает взрослый. Дети выполняют то движение, которое они услышали ушами. Например, взрослый говорит: «Руки перед собой», а сам показывает руки вверх и т.п. По ходу игры взрослый отмечает внимательных

«Сделай то, что видят глазки»

Дети стоят по кругу в руках нитка бус. Перед началом игры воспитатель говорит, что нужно внимательно слушать и делать те движения, которые они видят глазками, а не те, которые слышат. Дети выполняют то движение, которое они увидели, а не услышали. Например, взрослый говорит: «Руки перед собой», а сам показывает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх. По ходу игры взрослый отмечает внимательных.

«День, ночь»

Каждый ребенок берет нитку бус и делает себе круглый домик. По сигналу «День» дети выходят из домиков и гуляют, не сталкиваясь и не наступая на домики. По сигналу «Ночь» - возвращаются в свои домики. Игра проводится 2-3 раза.

«Бегите ко мне» (II младшая группа)

Дети сидят в своих домиках, заранее разложенных бусах у одной из стен комнаты. Взрослый отходит к противоположной стене и говорит «бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю. Воспитатель приветливо их встречает. Затем он переходит на другую сторону площадки и говорит «бегите ко мне!» На слова воспитателя «Бегите домой!» дети садятся в свои домики и отдыхают.

Правила: бежать к воспитателю только после слов «Бегите ко мне!» Дети бегут к домикам и садятся только после слов «Бегите домой!»

Варианты: Вначале дети могут занимать любой домик, а затем находить свое место. Внести колокольчик. Позвонить, сигнал «Побежали!».

«Раз, два, три к домику беги»

Дети вместе со взрослым раскладывают из бус геометрические фигуры разного цвета и размера, рассматривают какие фигуры получились, отмечают цвет, форму, размер. По сигналу воспитателя дети разбегаются в разные стороны или гуляют по площадке. Домики заранее не выбирают. Затем по сигналу: «Раз, два, три к … (красным фигурам, к треугольникам, к зеленым квадратам и т.д.) беги». Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому домику, отводит на скамейку штрафников.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Найди свой домик!»

С помощью взрослого дети делятся на группы, каждая группа становится около своего домика (бусы определенного цвета или размера). Это их домики. По сигналу воспитателя дети разбегаются в разные стороны. Затем по сигналу: «Найди свой домик!» дети должны собраться группами в домики, в которых они стояли в начале игры.

Указания к проведению: прежде, чем начать игру, взрослый обращает внимание детей на то, в каком домике они стоят, просит назвать его цвет, форму, размер по сравнению с другими

«Бегите к бусам»

Дети получают бусы двух цветов – одни красные, другие синие (можно любых других двух цветов). Взрослый встает на одной стороне площадки и держит в одной руке синие бусы, в другой красные бусы. Дети с синими бусами группируются около синих, с красными – около красных. Затем взрослый предлагает детям погулять. Дети ходят и бегают по площадке. Взрослый переходит на другую сторону и говорит: «Раз, два, три – сюда скорей беги!». Он протягивает руки в стороны, дети бегут к воспитателю и группируются около бус соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, он предлагает покачать бусами как часики. Правила: расходиться по площадке можно только по слову воспитателя «Идите гулять!». Собираться около воспитателя можно только после слов «Раз, два, три – сюда скорей беги!».

«Найди свой цвет»

Дети получают бусы 3-4 цветов и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты, в каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок (или другой цветовой ориентир). По сигналу воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по площадке. На слова

«Найди свой цвет!» - дети собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель отмечает, какая группа быстрей собралась.

Правила: выходить из домиков можно по сигналу воспитателя «Идите гулять!». Бежать и собираться возле флажка соответствующего цвета только после слов «Найдите свой цвет!» Варианты: Предложить закрыть глаза, переставить флажки, стоящие в углах комнаты.

«Не опоздай»

Воспитатель раскладывает на полу по кругу (в разброс) бусы кучками или в виде геометрических фигур. В начале дети сами могут разложить фигуры из бус. По сигналу воспитателя они разбегаются по комнате, по сигналу «Не опоздай!» бегут к кучкам (фигурам). Взрослый отмечает кто первый прибежал, кто опоздал.

«С кочки на кочку»

Дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу на расстоянии 20 см один от другого нитки бус в виде кругов. По сигналу дети переходят на другую сторону зала через «кочки». Можно перепрыгивать с кочки на кочку.

«Пройди – не упади»

Воспитатель (или дети вместе с взрослым) выкладывают на полу из бус две прямые или зигзагообразные линии (на расстоянии 15-20 см одна от другой) длиной 4-5 метров. Дети должны пробежать по дорожке, не оступаясь. Они учатся ходить и бегать по ограниченной площади, сохраняя равновесие. По дорожкам можно попрыгать на двух ногах, на одной, пройти как мишки и т.д.

«Через ручеек»

Воспитатель (или дети вместе с взрослым) выкладывают на полу из бус две линии и предлагает детям представить, что это ручеек. Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ног. Кто оступится, попадет в воду, тот больше прыгать не сможет, сядет на травку (на ковер) и будет сушить ножки на солнышке. Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него. Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: «Очень редко ручеек бывает такой ровный. На самом деле он изгибается — в одном месте становится шире (раздвигает бусы), а в другом — уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеек. Там, где узко, перескочить легко, а где широко — трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий, на дне видны камешки». Воспитатель выкладывает из бус небольшого диаметра камешки и показывает, как по ним перебраться. Дети перебираются по камешкам. «А теперь попробуем перебраться здесь, — воспитатель указывает на широкое место в ручье. — Ручей глубокий, придется построить мост». Он кладет на нее доску (длинной 2-3 м, шириной 25-35 см) – это мостик. Предлагает по нему пройти и наблюдает, чтобы дети не сталкивались. Ходить нужно в одну и другую сторону. Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они переходили через ручей в широком (или узком) месте. Если ребенок нашел оригинальное решение, обязательно поощрите его, расскажите об этом другим детям.

«Перенеси бусы»

На полу на противоположных сторонах выкладывают 2-4 круга из бус. В один круг кладут кучками бусы, другой остается свободным. Дети становятся в две шеренги (или одну колонну) и по сигналу педагога начинают переносить бусы по одному из другого круга.

«Не урони»

Дети кладут на голову, свёрнутую в комочек, в кружочек нитку бус. Нужно пройти, не уронив бусы с головы. Обратить внимание детей на то, чтобы бусы не падали нужно все время держать голову и спинку прямо. Отметить детей, которые дольше всех пронесли бусы

«Кто внимательный?»

Дети берут бусы разного цвета, строятся в колонну, шагают по площадке (дети – бусинки) и выполняют движения по сигналу. Например, красные бусинки – приседают, синие – стойка на одной ноге, зеленые – подскоки на месте. Отмечаются самые внимательные игроки. Сигналы подаются в разной последовательности, после каждого сигнала дети продолжают ходьбу в колонне. Можно придумать и другие упражнения.

«Жираф»

В эту игру можно играть по очереди. Ведущий (взрослый или другой играющий) раскладывает перед игроками камушки (бусы). Игрок должен встать прямо, соединив пятки и разведя носки в стороны. Его задача — собрать все лежащие перед ним камушки. Все было бы просто, да вот только игрок не имеет права сгибать ноги, и ему приходится собирать камушки, каждый раз наклоняясь. До камушков, лежащих чуть поодаль, игроку приходится еще и изо всех сил тянуться руками. Ведущий должен следить за тем, чтобы игрок соблюдал правила: не сгибал ноги и старательно дотягивался до всех предметов, ничего не пропуская. Если игрок все выполнил правильно и собрал все камушки, то он считается победителем. Теперь он может уступить место другому игроку, а сам — немного отдохнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дидактических игр с использование природных материалов для детей дошкольного возраста

В работе представлены несколько вариантов игр с природным материалом, которые помогут разнообразить жизнь ребенка....

Картотека развивающих игр с элементами технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста

Картотека содержит развивающие игры с элементами ТРИЗ для детей дошкольного возраста (от3 до 7  лет) Данные игры развивают у детей познавательный интерес, творческое воображение, логическое ...

Использование технологий в развитии детей дошкольного возраста.

Использование  технологий проектной деятельности в развитии детей дошкольного возраста....

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием конструктора «Фанкластик» для детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием конструктора «Фанкластик» для детей дошкольного возраста»...

Картотека дидактических игр с использованием конструктора «Фанкластик» для детей дошкольного возраста

Конструктор «Фанкластик» является и самостоятельным средством развивающего обучения и наиболее предпочтительным наглядным 3D пособием.    Его использование педагогом в свобо...

Картотека дидактических игр по образовательным областям с использование технологии «Бусоград» для детей дошкольного возраста.

На современном этапе развития дошкольного образования, определенного ФГОС ДО, происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования обогащается, усложняется, акцент внимания педагог...