Экологический проект "Огород на окне"
проект (младшая группа)
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей второй младшей группы и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта через исследовательскую деятельность, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stantsiya_ogorodnaya.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗРВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИДНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» ЖУКОВСКИЙ ПРОЕЗД, 23
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«СТАНЦИЯ ОГОРОДНАЯ»
для детей 3-4 лет
Разработала воспитатель
Новикова Галина Петровна
Видное 2024 г.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческий.
Тип: краткосрочный.
Сроки реализации: 26 февраля – 29 марта 2024 г.
Участники проекта: воспитатель группы, родители, дети 2 младшей группы.
Актуальность:
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан «огород на окне», который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.
Цель проекта:
Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.
Задачи Проекта:
Познавательное развитие: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представление детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорные эталоны.
Социально-коммуникативное развитие: учить бережно относится к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизнь. Воспитывать трудолюбие желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.
Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
Художественно - эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета. Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретенные знания и навыки. Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.)
Оборудование и материалы: контейнеры с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки и опрыскиватели с водой, грабельки, ведерко под орудия труда (грабельки, совочек)
Значимость проекта для всех его участников:
Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями, формируются представления о структуре трудового процесса. Дети узнают и называют части растения.
Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки, в творческом оформлении огорода на окне).
Предполагаемые результаты:.
Для детей: У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, укрепление детско—родительских отношений, продолжение активного сотрудничества с ДОУ. самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение проектной деятельности в работу с детьми и родителями.
Формы реализации проекта:
С детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.
С родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.
Этапы Проекта:
1. Подготовительный.
2. Основной (исследовательский).
3. Заключительный.
1. Подготовительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- определение темы проекта;
- формулировка цели и определение задач;
- подборка материала по теме проекта (литература, наглядный материал, дидактические, подвижные, пальчиковые, сюжетные игры,
физкультминутки, загадки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки);
- составление плана основного этапа проекта;
- создание дидактической игры «Что сначала, что потом?»
- создание настольного театра «Весёлые овощи» для оформления огорода на окне и игровой деятельности.
- создание шапочек с изображением овощей и фруктов для сюжетно-ролевых и подвижных игр.
Работа с родителями:
- папка-передвижка «Огород на окне»;
- приобретение контейнеров, почвы, инструментов для посадки и ухода за огородом.
- подготовка семян и луковиц.
2. Основной (исследовательский)
Содержание деятельности воспитателя и детей:
Познавательное развитие:
ФЭМП «Собираем урожай» Цель: Совершенствовать умение составлять группу предметов и выделять один предмет из группы.
- рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.
- беседы:
- «Необходимые условия для роста растений»
- Рассказ воспитателя: «Где живут витамины»
- «Земля и росток» Цель: дать представление о том, насколько важна земля для роста растений.
- «Солнышко и растения» Цель: дать представление о роли солнца в жизни лука и других растений.
- «Тепло и холод для растений» Цель: дать представления о потребности растений в тепле.
- «Человек и растение» Цель: определить роль человека в уходе за растением.
- наблюдение, экспериментальная и трудовая деятельность:
- знакомство с моделью трудового процесса;
- оформление огорода на окне;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
знакомство с моделью строения растений;
- «Земля—какая она» Цель: дать представления о свойствах земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
- «Свойства воды» Цель: дать представление о значении воды для прорастания и роста растений.
Речевое развитие:
- разучивание потешек, поговорок, песенок, связанных с огородом, овощами и фруктами; - рассматривание иллюстраций в книгах;
- пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим», «Компот», «Однажды хозяйка с базара пришла», «Мы делили апельсин»;
- инсценировка русской народной сказки «Репка»;
- чтение художественной литературы:
- русские народные сказки («Пых», «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко»;
- стихи об овощах и фруктах (С.В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке», А. Барто «Морковный сок», Э. Успенский «Как капусту растили», И. Токмакова «Купите лук»;
- загадки про овощи и фрукты.
Социально—коммуникативное развитие:
Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Найди по описанию», «Мы волшебники немного – был один, а стало много», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», «Узнай и назови» (овощи и фрукты), «Угадай на вкус», «Что лишнее?», «Назови ласково", "Путаница" (собери правильно растение: корень, стебель и т. д.), «Продолжи фразу», «Хлопай в ладоши»;
- подвижные игры («Кто быстрее соберёт», «Посади и собери картофель», «Кабачок» (игра-хоровод), «Баба сеяла горох», «Огород у нас в порядке»;
- сюжетно-ролевые игры: «Мамины помощники» (приготовление борща и компота).
Трудовая деятельность:
- посев семян овощей (гороха, фасоли);
- посадка луковиц;
- посев семян пшеницы, ячменя, овса;
- совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление.
Художественно-эстетическое развитие:
- продуктивная деятельность:
- рисование «Спелое яблоко»,;
- лепка «Чудо-горошины»,;
- аппликация «Репка»;
- раскрашивание «Овощи», «Фрукты».
Работа с родителями:
- беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
- консультации для родителей «О луке - детям», «Участвуем в проекте», «Где живут витамины»;
- изготовление «Пугала огородного» из бросового материала.
-фото домашнего огорода на окне для создания фотоальбома.
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- анализ полученных результатов
Основные продукты проекта:
- огород на подоконнике «Станция «Огородная»;
- презентация «Как мы участвовали в проекте «Огород на окне»;
- фотоальбом «Мамин огород на окне»
Работа с родителями:
Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами в летний период выращивания.
Итоговые результаты:
- дети получили знания, что растение живое, о значении света для растений, зачем растениям нужна вода;
- научились сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам;
- приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор и мыслительную деятельность;
- проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям, дети научились работать вместе с родителями, помогать им.
- сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экологическое окно" в детском саду.
Нетрадиционная форма работы по экологическому воспитанию дошкольников....
Проект по экологическому образованию на тему: "Огород на окне".
Краткосрочный проект продолжительностью 1 месяц (март). Тема проекта. «Огород на окне»....
Экологическая акция "Витамины на окне"
В материале представлена структура проведения акции, фотоматериалы....
Конспект игрового занятия по работе с «экологическим окном» Тема: « Приключение осеннего листочка»
Задачи.Образовательные:1. Учить детей замечать изменения в природе, знакомить с новым понятием «лесная полянка», с животными живущими в лесу.2. Учить подпевать повторяющиеся фразы.3. Формировать импро...
Экологический проект «Огород на окне» (II младшая группа)
Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реали...
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе "Наблюдение за снежными узорами на окнах".
В помощь педагогам средней группы...
Сборник дидактических игр для экологического окна
Сборник дидактических игр...