Дополнительная образовательная программа "Кубики Зайцева"
рабочая программа
Программа для дополнительного обучения дошкольников обучению чтению по методике Н. Зайцева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДПУ | 73.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 7»
«Рекомендовано» «Утверждено»
Методическим советом и.о.директора ГБОУ Школа №7 Протокол № 1 ____________/О.Н.Кручинина /
от «30» августа 2019 г. «____»_______________2019 г.
Заместитель директора по
воспитательной работе социализации
и дополнительному образованию
_______________________/А.В.Кяйс/
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Направленность программы – социально-педагогическая
Название программы – «Кубики Зайцева»
Возраст обучающихся – 4-6лет
Срок реализации программы – 1год
Уровень программы – ознакомительный
Разработчик программы – Ертулова И.В.
Москва 2019
Содержание
№ | Тема | страницы |
1 | Целевой раздел | 3-8 |
1.1 | Пояснительная записка. Направленность программы. | 3 |
1.2 | Новизна | 3 |
1.3 | Актуальность | 4 |
1.4 | Педагогическая целесообразность | 4 |
1.5 | Цель и задачи | 5 |
1.6 | Принципы реализации программы | 6 |
1.7 | Отличительные особенности | 6 |
1.8 | Возраст обучающихся | 7 |
1.9 | Сроки реализации | 7 |
1.10 | Ожидаемый результат | 7 |
2 | Содержательный раздел | 9-21 |
2.1 | Структура занятия | 9 |
2.2 | Учебный план | 9 |
2.3 | Содержание учебного плана. | 19 |
2.4 | Календарно - тематический план организации образовательной деятельности | 22 |
2.5 | Методы и приемы оценивания | 22 |
3 | Организационный раздел | 23-24 |
3.1 | Формы и режим занятий | 23 |
3.2 | Формы подведения итогов | 23 |
3.3 | Материально-технические условия | 23 |
3.4 | Требования к педагогическим работникам | 24 |
3.5 | Методические материалы | 24 |
4 | Список литературы | 25 |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Направленность.
Настоящая программа разработана на основе методики Н.А. Зайцева
«Обучение чтению детей дошкольного возраста» и является адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой социально-педагогической направленности. Программа разработана на один год обучения и может быть освоена детьми 4,5,6 лет.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12. 2012 г.
- Письма Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
- Письма Минобразования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений».
- Письма Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
- Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р " Об утверждении Концепции дополнительного образования детей".
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г".
- Сан ПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26;
- «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 года №1014
- «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2013 года №ИР -535/07
1.2 Новизна.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом. В ходе ее реализации осуществляется овладение ребенком основными культурными средствами, способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности, в общении, в чтении.
1.3. Актуальность.
Современный ритм жизни требует от человека неизмеримо больше, чем раньше, а функциональные возможности организма человека остаются неизменными со времён Древнего Рима.
Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л.С. Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен, Доман, Никитины, Н.А. Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте.
Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обще учебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.
Одним из мощных средств развития ребенка является ИГРА. Но, пожалуй, никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс овладения ЧТЕНИЕМ, как это сделал Николай Александрович Зайцев - автор новых направлений в методике обучения чтению. У него ребёнок в короткие сроки осваивает то, что с таким трудом даётся в школе. Чтение, как и любое, успешно освоенное дело, благодаря новой методике превращается в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения.
Методика Н.А. Зайцева является как самостоятельной методикой, так и может гармонично сочетаться с многообразными наработанными методическими приемами; кроме обучения чтению ребенок учится грамотному письму (таблицы, кубики); вследствие постоянного повторения складов, ребенок начинает чище и отчетливее говорить; увеличивается словарный запас; стимулируется развитие логики; вырабатывается самостоятельность.
Методика Н.А. Зайцева действенная, прогрессивная, соответствует запросам настоящего времени.
1.4. Педагогическая целесообразность.
По методике Н.А.Зайцева игра, как одно из мощнейших средств развития ребенка, органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие. Техника чтения Зайцева даёт интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление. На занятиях чтения по методике Зайцева малыш достигает всего сам.
Педагогическая целесообразность программы состоит еще и в том, что данная программа основана на здоровье сберегающей методике обучения детей чтению по кубикам Зайцева, что позволяет полноценно развивать и образовывать детей. Важные достоинства учебных приемов - Н.А. Зайцева– это формирование правильной осанки, высокий уровень двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взора и еще немало дополнительных факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения индивидуальных способностей ребенка. Таким образом, использование методик, предлагаемых Н.А. Зайцевым, отвечает жизненно важным интересам маленького ребенка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества.
1.5. Цель и задачи.
Цель: Обучение детей дошкольного возраста читать слова по складам, «писать» слова кубиками.
Задачи:
Образовательные задачи:
- обучать детей читать слова по складам;
- обучать «писать» слова (собирать) из кубиков и по таблицам посредством чтения и «письма»;
- формировать, уточнять, закреплять знания детей о классификации предметов, различных явлений в природе, окружающем мире;
- формировать активный словарь;
- формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.
Развивающие задачи:
Посредством пропевания «попевок кубиков» и таблиц способствовать:
- улучшению дикции;
- развитию фонематического и музыкального слуха;
- развивать познавательный интерес к чтению;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к родному языку;
- воспитывать интерес к чтению;
- воспитывать самостоятельность, умение сотрудничать, коллективизм.
1.6 Принципы реализации программы.
Принципы реализации программы органично сочетаются с принципами реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и само ценности детства как важного этапа в общем развитии человека, само ценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
- и дополнены принципами дифференцированного обучения и реализации творческих подходов в работе с детьми:
- принцип деятельностного подхода, который, прежде всего требует понимания обучения как совместной деятельности педагога и ребёнка, основанной на началах сотрудничества;
- принцип единства воспитательных, образовательных и обучающих целей;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями детей;
- принцип развивающего образования;
- принцип практической применяемости педагогических методов;
- принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого;
- принцип учёта индивидуальности ребёнка.
1.7 Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих.
«Обучение чтению по кубикам Зайцева» - игры-занятия, в основе которых лежит складовой принцип обучения Н.А. Зайцева (заучивание складов, их пропевание).
По методике Зайцева всё обучение чтению строится на кубиках и настенных таблицах. Используются большие и маленькие кубики, есть одинарные и двойные, золотые, железные, деревянные. Имеется белый кубик со знаками препинания. Буквы на кубиках написаны разным цветом. Они отличаются по весу, по звучанию и вибрации наполнителя и т.п. Каждая особенность имеет свою цель, чтобы решать определенные задачи по обучению чтению. Играя в кубики, у ребёнка увеличивается число каналов восприятия, по которым поступает информация, в результате чего повышается эффективность обучения. Одновременно с кубиками при обучении используются специальные таблицы складов.
Принципиальное отличие методики обучения чтению Н.А. Зайцева от традиционных методик в том, что ребенок учится читать, не составляя слова из отдельных букв, и не по слогам, а по складам. Склады это комбинации из: пары согласный-гласный; из согласной и твердого или мягкого знака; одной согласной. Склады органично связаны с речью и потому легче усваиваются.
Важно то, что ребёнок видит все склады сразу, а не по одному. Из этих складов, как из кирпичиков, малыш строит слово, постепенно переходя от письма к чтению. Выход в чтение через пение - это неотъемлемый принцип в методике Н.А. Зайцева. Поэтому склады поются, а не проговариваются. Поётся и алфавит, с которым дети знакомятся чуть позже.
Игра выстраивается в сложный процесс овладения многими учебными умениями. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности: наблюдение, обследование, беседа, чтение по таблице, чтение и «письмо» кубиками, чтение произведений русского народного творчества (колыбельные песенки, считалки, скороговорки, дразнилки, небылицы и др.).
Занятия рассчитаны на мини-групповую и индивидуальную работу. Они построены с максимальным использованием крупной моторики ребенка, чтения посредством пения, подвижных игр. Таким образом, на занятии ребенок постоянно передвигается: бегает, прыгает, ищет слова в специально созданных сенсорных игрушках, поет. Все это позволяет превратить такую сложнейшую мыслительную деятельность, как чтение в игру-забаву, что ведет к сохранению здоровья и радость от получения знаний.
1.8. Возраст обучающихся.
Предлагаемая программа разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста, описывает курс подготовки детей 4, 5, 6 лет.
Дети набираются в группы по заявлению родителей. Количество детей в группе до 11 человек.
1.9. Сроки реализации.
Сроки реализации данной программы - 1 год.
1.10. Ожидаемые результаты.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в учебном году (вводный – в октябре, итоговый – в мае) на основе индивидуального обследования детей.
Требования к уровню подготовки воспитанников по итогу реализации освоения программы:
- сформированность знаний классификации кубиков;
- сформированность навыков читать склады по таблицам и на кубиках, пропевать их;
- сформированность умения читать слова по складам;
- сформированность умения писать слова «кубиками и указкой по таблицам»;
- обогащение активного словаря, более полное и глубокое представление об окружающем мире, о котором можно не только говорить, но и читать и «писать» (кубиками и по таблицам);
- улучшение работы артикуляционного аппарата.
- развитие фонематического и музыкального слуха;
- ребенок открыт новому, то есть проявляет стремление к получению знаний; ребенок проявляет инициативу и самостоятельность на занятии;
- обладает установкой положительного отношения к миру, людям, самому себе, данному виду деятельности - чтению;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.
2. Содержательный раздел
2.1 Структура занятия.
Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей от 4 до 6 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н.А. Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводятся 2 раза в неделю, с группой детей, не превышающей 11 человек, в специально отведённом кабинете с использованием таблиц и кубиков Н.А. Зайцева. Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.
Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводиться параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.
Этапы | Содержание работы | Продолжительность |
I | Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения. Проговаривание чистоговорок, скороговорок. | 2 мин |
II | Работа с таблицами по методике Н.А. Зайцева Игры с кубиками. | 15 (ср. гр.) 20 мин (ст. гр.) |
III | Ознакомление с окружающим миром (беседа, игра, пословицы, отгадывание загадок и т.д.) | 3 мин (ср. и ст. гр.) |
2.2 Учебный план.
Группа | Количество занятий в неделю | количество занятий в год |
Средняя, возраст детей 4-5 лет | 2 | 56 |
Старшая, возраст детей 5-6 лет | 2 | 56 |
№ | Название раздела, темы | Количество часов (занятий) | Фор-ма аттес-тации/контроля | ||
Все-го | Теория | Практика | |||
1 | Знакомст-во с детьми. Инструк-таж по ТБ. Игра «Путе -шествие в город «Бук -воград». | 1 | Познакомить детей с правилами поведения на занятии, друг с другом. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии. Формирование представлений детей о многообразии звуков, развитие фонематического слуха. Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. | Вовлечь в игру «Путешествие на поезде в город Буквоград» Дыхательные упражнения. Чистоговорки. | |
2 | «Как хорошо уметь читать!» | 1 | Формирование представлений детей о важности умения читать. Формирование социальной позиции детей и восприятия ими сверстников на положительной эмоциональной основе. | Артикуляционная гимнастика. Игра «Чья песенка?» Цель: развитие фонематического слуха» | |
3 | Знакомст-во детей с кубиками и таблицами Песенка кубиков. | 2 | Развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата. Познакомить детей с таблицами и кубиками. Рассмотреть кубики, их содержимое, сравнить кубики по цвету, размеру, звуку. Рассказать, что у каждого кубика своя песенка. | Артикуляционная гимнастика. Дети знакомятся с кубиками, слушают их звучание, трогают, крутят, рассматривают, сравнивают. Воспитатель поет по таблице склады «песенки» - по желанию детей, дети повторяют. | |
4 | Слушание попевки №1и пение складов по таблицам. Классифи-кация: кубики (железные, деревянные, золотые, знаки). Песенка кубиков. | 1 | Стимулировать детей на пропевание складов. Развитие фонематического и музыкального слуха. Развитие интереса к чтению. Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. | Артикуляционная гимнастика. Игра: в 2 обруча разложить деревянные и железные кубики, сравнить их цвет, количество. Игра «Шумовой оркестр» Дать детям возможность «погреметь» кубиками, ориентируясь на «дирижера» | |
5 | Пение складов по таблицам. Попевка №1. Классификация: большие и маленькие, двойные большие, двойные маленькие кубики. Песенка кубиков. | 1 | Развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата. Осваивание складов. Попевка №1.Способствовать пропеванию и запоминанию складов по таблицам и кубикам. Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. | Артикуляционная гимнастика. Игра: разобрать кубики на большие (мальчики) и маленькие (девочки). Дать им имена и фамилии. Игра «Шумовой оркестр» Дать детям возможность погреметь кубиками, ориентируясь на «дирижера» | |
6 | «Королев-ское имя». Пение складов по таблицам Попевка №1. | 2 | Развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата. Осваивание складов. Попевка №1. Формирование представлений детей о способе написания имени по таблице с помощью указки. | Артикуляционная гимнастика. Пропевание попевки. Игра «Угадай, кто мальчик или девочка?» Составление имени с помощью кубиков. Вспомнить имена и фамилии кубиков. | |
7 | Королев-ское имя». Ударение. Пение складов по таблицам Попевка №1. | 2 | Развитие интереса к чтению, развитие музыкального слуха. Осваивание складов. Попевка №1. Знакомство с ударным слогом (кубиком, который показывает ударение) Имена и фамилии кубиков. Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. | Артикуляционная гимнастика. Пропевание попевки по таблице. Игра «Какую песенку я спела?» Игра «Спой песенку с показом» Письмо имен по таблице, кубиками. Игра «Смешные слова» | |
8 | «Как зовут маму?» Ударение. Классификация. Игра «Братишки-сестренки» (с А-Я) | 1 | Развитие фонематического и музыкального слуха. Артикуляционного аппарата. Осваивание складов. Попевка №1. Знакомство с семьями А-Я. Способствовать улучшению дикции. Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. | Артикуляционная гимнастика. Пропевание попевки с движением – пружинка» Игра «Какую песенку я спела?» Прописывание имен указкой по таблице. Выкладывание имени из кубиков. Озвучить выбранный кубик. | |
9 | «Как зовут папу?» Ударение. Классифи-кация: У-Ю. Игра «Братишки-сестренки». | 1 | Осваивание складов. Попевка №2. Знакомство с семьями У-Ю Способствовать улучшению дикции. Развитие фонематического и музыкального слуха, артикуляционного аппарата. Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. | Артикуляционная гимнастика. Знакомство с новой попевкой. Слушание ее с подтанцовкой. Прописывание имен указкой по таблице. Выкладывание имени из кубиков. Озвучить выбранный кубик. | |
10 | Классификация: О-Ё. Игра «Путешествие». Попевка А-Я, О-Ё… с ударением на «братиков» | 2 | Формирование интереса к чтению. Осваивание складов. Активизация и обогащение словаря детей. Способствовать улучшению дикции. Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. | Артикуляционная гимнастика. Знакомство с новой попевкой №2. (ударяем «братиков»). Пение попевки с движениями. Знакомство с семьями О-Ё, НО-НЁ… Берем с собой в путешествие всех членов семьи. | |
11 | Классифи-кация: Э-Е. Игра «Путешествие». Попевка А-Я, О-Ё… с ударением на «сестричек» | 2 | Формирование интереса к чтению, развитие музыкального слуха, артикуляционного аппарата. Осваивание складов. Попевка №2. Знакомство с семьями Э-Е, ЛЭ-ЛЕ… Способствовать улучшению дикции. Работа над ударением. | Артикуляционная гимнастика. Собирать все, что нужно для путешествия: одежда, обувь…Заучивание новой попевки (ударяем «сестричек») | |
12 | Классифи-кация Ы-И. Игра «Магазин» | 2 | Развитие интереса к чтению, расширение словаря детей. Осваивание складов. Попевка №2. Знакомство с семьями Ы-И, МЫ-МИ… Способствовать улучшению дикции. Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. | Артикуляционная гимнастика. «Пишем», все, что можно купить в магазине игрушек. | |
13 | Игра «Кочки», знакомство с новой попевкой (во всю длину таблицы) | 2 | Развитие мыслительной деятельности, фонематического слуха, артикуляционного аппарата. Активизация и обогащение словаря детей. Осваивание складов. Способствовать улучшению дикции. Развитие коммуникативных навыков. Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. | Артикуляционная гимнастика. Игра «Какую песенку я спела?» Попевка №3. Игра «Кочки» Перед детьми на полу лежат разрезанные на склады слова в хаотичном порядке. Надо наступая на «кочки-склады» собрать нужное слово, не провалившись в «болото». Например: имена детей, предметы, которые брали в путешествие и т.д. | |
14 | «Поезд А», игра «Сардель-ки» | 2 | Развитие мыслительной деятельности, фонематического слуха, артикуляционного аппарата. Осваивание складов. Чтение складов. Способствовать улучшению дикции. | Артикуляционная гимнастика. Попевка №3. Собрать поезд из кубиков с гранями на «А», поделить поезд на сегменты («сардельки») | |
15 | Поезд «Я», игра «Сосиски» | 2 | Развитие мыслительной деятельности, фонематического слуха, артикуляционного аппарата. Осваивание складов. Способствовать улучшению дикции. Письмо слов указкой по таблице и кубиками. | Артикуляционная гимнастика. Попевка №3 Чтение складов. Собрать поезд из кубиков с гранями на «А». Чтение складов. Затем поделить поезд на сегменты («сардельки») | |
16 | Поезд «У», игра «Сосиски» | 2 | Развитие мыслительной деятельности, фонематического слуха, артикуляционного аппарата. Осваивание складов. Способствовать улучшению дикции. Письмо слов указкой по таблице и кубиками. | Артикуляционная гимнастика. Попевка №3. Чтение складов. Собрать поезд из кубиков с гранями на «У». Чтение складов. Затем поделить поезд на сегменты («сардельки») | |
17 | Поезд «О», игра «Сосиски» | 2 | Развитие мыслительной деятельности, фонематического слуха, артикуляционного аппарата. Осваивание складов. Способствовать улучшению дикции. Письмо слов указкой по таблице и кубиками. | Артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Попевка №3. Собрать поезд из кубиков с гранями на «О». Чтение складов. Игра «Эхо» | |
18 | Поезд «Ё», игра «Сосиски» | 2 | Развитие мыслительной деятельности, фонематического слуха, артикуляционного аппарата. Осваивание складов. Способствовать улучшению дикции. Письмо слов указкой по таблице и кубиками. Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. | Артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Игра «Какую песенку я спела?» Попевка №4. Игра «Эхо». Собрать поезд из кубиков с гранями на «Ё». Чтение складов. Затем поделить поезд на сегменты («сардельки»), и прочитать. | |
19 | Игра «Какое слово тебе написать?» | 2 | Активизация словаря детей. Развитие фонематического слуха. Попевка №4. Письмо односложных слов по таблице, составление слов из кубиков. | Артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Игра «Какую песенку я спела?» Игра «Эхо». | |
20 | Игра «Путешествие в зоопарк» | 1 | Обогащение словаря детей. Развитие интереса к чтению. Письмо односложных и двухсложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. | Артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Попевка №4 Игра «Какую песенку я спела?» Игра «Эхо».Письмо слов кубиками. | |
21 | Игра «Рыбки» | 1 | Активизация словаря детей. Развитие фонематического слуха. Попевка №4. Способствовать улучшению дикции. Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. | Артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Игра «Какую песенку я спела?» Игра «Эхо». «Ловить» рыбок со словами магнитной удочкой, прочитать слова, «написать» по таблице. | |
22 | Игра «Собери слова с заданными кубиками» | 2 | Активизация словаря детей. Развитие фонематического слуха. Попевка №4. Дать кубики, из которых можно собрать определенные слова. Ребенок старается собрать как можно больше слов из этих кубиков. Работа с ударением | Артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Артикуляционная гимнастика. Игра «Какую песенку я спела?» Игра «Эхо». | |
23 | Знакомст-во со складовы-ми картинками (на 2 склада) | 2 | Познакомить детей со складовыми картинками. Активизация словаря детей. Развитие фонематического слуха. Письмо слов указкой по таблице и кубиками. Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. | Артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Игра «Эхо». Чтение в виде соревнования, затем каждый ребенок самостоятельно собирает любое слово из кубиков по своей картинке. Второй вариант – работа в паре. | |
24 | Чтение складовых картинок (на 2 склада) | 1 | Активизация словаря детей. Развитие фонематического слуха. Чтение картинок на определенные склады. Составление предложений по картинкам. Работа с ударением | Артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Игра «Какую песенку я спела?» Чтение картинок на определенные склады. Игра «Эхо». | |
25 | Чтение складовых картинок (на 2 склада) | 1 | Чтение картинок на определенные склады. Составление предложений по картинкам. Работа с ударением Письмо слов указкой по таблице и кубиками. | Артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Игра «Какую песенку я спела?» Чтение картинок на определенные склады. | |
26 | Чтение складовых картинок (чтение на 3 склада) | 2 | Развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата. Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. | Артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Игра «Какую песенку я спела?» Чтение картинок на определенные склады. Чтение картинок на определенные склады. Составление предложений по картинкам. Работа с ударением Письмо слов указкой по таблице и кубиками. | |
27 | Чтение складовых картинок (чтение на 3 склада) | 2 | Попевка №5. Составление предложений по картинкам. Работа с ударением Письмо слов указкой по таблице и кубиками. | Артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Игра «Какую песенку я спела?» Чтение картинок на определенные склады. | |
28 | Чтение складовых картинок | 2 | Попевка №5. Игра «Какую песенку я спела?» Способствовать улучшению дикции. Письмо слов указкой по таблице и кубиками. | Артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Игра «Какую песенку я спела?» Чтение картинок на определенные склады. | |
29 | Собери слова из кубиков по картинкам | 2 | Активизация словаря детей. Развитие мыслительной деятельности. Попевка №5,6. Игра «Какую песенку я спела?» Способствовать улучшению дикции. Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. | Артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Игра «Какую песенку я спела?» Чтение картинок на определенные склады. Чтение картинок на определенные склады. Составление предложений по картинкам. Работа с ударением Письмо слов указкой по таблице и кубиками. | |
30 | Соревнование: «Кто быстрее соберёт слова с заданным количест-вом кубиков» | 1 | В гостях Незнайка. Развлечение для детей. | Соревнование: «Кто быстрее соберёт слова с заданным количеством кубиков» | |
31 | Алфавит | 4 | Формирование представлений детей об алфавите, о возможности его петь. Развитие фонематического слуха, музыкального слуха, расширение и обогащение словаря детей, развитие коммуникативных навыков. | Артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Игра «Кочки» Пение алфавита. (песенка №1) Письмо слов кубиками и по таблице указкой. Чтение слов по складам, составление из слов предложений. | |
32 | Открытое занятие. Чему мы научились за год. | 1 | Открытое заня-тие с присутствием родителей. |
2.3 Содержание учебного плана.
Этапы обучения дошкольников чтению через письмо (по методике Н.А. Зайцева)
№ | Разделы (Этапы) | Теория (программное содержание) | Практика |
1 | Установочные занятия (2 часа). | Дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «Вживание» в новую роль, в новые условия. Основными формами организации детской деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом, коммуникативные игры и т.д. На этом этапе методом наблюдения педагог выявляет характерные особенности детей, их умение общаться и взаимодействовать с окружающими. Таблица складов находится в поле зрения детей, но педагог пока не привлекает к ней внимание ребят. Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях. Знакомство дошкольников с особенностями обучения в группе. Формирование социальной позиции детей и восприятия ими сверстников на положительной эмоциональной основе. | Игра «Дружные ребята» Ц: сплочение детей, создание благоприятной атмосферы. Игра - путешествие на поезде «В деревню Звукино» Ц: познакомить детей с разнообразием звуков : звуки природы, звуки предметов, звуки, которые произносим, вызвать интерес к занятию, развивать фонематический слух детей. Дыхательная гимнастика. Чистоговорки. |
2 | Подготови-тельный этап (2 часа) | Этот этап достаточно простой и короткий - 2 занятия, и с первых же минут работы по методике Н.А. Зайцева у детей начинает развиваться скоординированная работа системы анализаторов, развивается ощущение звуковой стороны речи, просыпается интерес к обучению. Задачи первого этапа: привлечение внимания детей к таблицам и кубикам (их классификация), развитие умения манипулировать кубиками, а также следить за действиями педагога и выполнять его инструкции. | Дети знакомятся с кубиками, слушают их звучание, трогают, крутят, рассматривают, сравнивают. Воспитатель поет по таблице склады «песенки» - по желанию детей, дети повторяют. Артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Игра «Шумовой оркестр» Дать детям возможность «погреметь» кубиками, ориентируясь на «дирижера» Игры на классификацию кубиков, например: Игра: в 2 обруча разложить деревянные и железные кубики, сравнить их цвет, величину, количество. Игра -эстафета: разобрать кубики на большие (мальчики) и маленькие (девочки). Дать им имена и фамилии. |
3 | Запоминание складов (34 часов) | На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь и т.д.). При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»; про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение. Задачи: 1. Введение ребёнка в знаковую систему: а) знакомство со складом; б) выделение и показ определённого склада; в) графическое оформление склада; г) классификация складов. 2. Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков. | Артикуляционная гимнастика. Слушание разных попевок, подпевание, пение складовых песенок по таблице с указкой и озвучивая кубик. Чистоговорки. Скороговорки. Игры-эстафеты на классификацию кубиков. Игра «Какую песенку я спела?» Игра «Назови девочку, назови мальчика» Игра «Братишки и сестренки». Игра «Поезд» Игра «Сосиски и сардельки» Игра «Кочки» Игра «Смешные слова» Игра «Эхо» Письмо слов на заданную тему по таблице указкой и кубиками. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. |
4 | Выход в слово (13 часов) | Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. Основными формами организации занятий по-прежнему остаются группы, подгруппы, работа в парах и индивидуальная работа с детьми. Задачи: 1.Овладение техникой складового чтения. 2. Осознание детьми различий между написанием и произношением некоторых слов. 3.Активизация и обогащение словаря. | 1. «Написание» слов по таблице и кубиками; 2. Выделение ударного склада; 3. Усвоение правила написания слов с большой буквы; 4.Чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева. |
5 | Алфавит (4часа). | На данном этапе более успешные дети выходят в чтение слов и предложений. Введение книжного шрифта проходит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение слов на плакатах, составление из слов предложений. Задачи пятого этапа: 1.Увеличение словарного запаса. 2.Формирование знания алфавита, умения называть буквы. | Загадки. Демонстрация алфавита. Знакомство с песенкой №1 «Алфавит» Чтение и письмо слов. Игры. Пение алфавита. (песенка №1) Письмо слов кубиками и по таблице указкой. Чтение слов по складам, составление из слов предложений. |
6 | Итоговое занятие «Чему мы научились за год» (1 час) |
2.4. Календарно - тематический план организации образовательной работы
с детьми (Приложение 1)
2.5. Методы и приемы оценивания.
Обследование детей в мае:
- Озвучивание «золотых» букв: У-О-А-Э-Ы; ю-ё-я-е-и (кубики, таблица).
- Озвучивание «железных» букв: Jl-ль; М-мь; Н-нь; Р-рь... (кубики, таблица).
- Озвучивание «деревянных» букв: Ф-фь; С-сь; П-пь; Т-ть... (кубики, таблица).
- Назови «братика», «сестренку» «золотых букв»: У-ю; О-ё; А-я; Э-е; Ы-и.
- Назови «братика», «сестренку» «железных букв»: ЛУ-лю; ЛО-лё; Л А-ля; ЛЭ-ле; ЛЫ- ли.
- Назови «братика», «сестренку» «деревянных букв»: ФУ-фю; ФО-фё; ФА-фя; ФЭ-фе; ФЫ-фи.
- Чтение попевок (слева - направо, сверху - вниз): МУ-мю; МО-мё; МА-мя; МЭ-ме; МЫ-ми.
- Складовое составление, чтение слов по кубикам и таблице: М-МА; ПА-ПА; И-РА...
- складовое чтение по карточкам (слова)
3. Организационный раздел
3.1 Формы и режим занятий:
Содержание курса рассчитано на 56 часов.
Количество обучающихся в группе – 9-11 человек.
Занятия учебных групп проводятся: 2 занятия в неделю
Длительность занятия, в зависимости от возрастной группы обучающихся:
Группа | Возраст | Время |
средняя | 4-5 лет | 20 минут |
старшая | 5-6 лет | 25 минут |
Основными формами образовательного процесса являются:
- игровые занятия;
- занятия - соревнования;
- занятия – викторины;
- занятия – обобщения;
-занятия- путешествия.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- мини-групповая;
- работа в парах.
- Формы подведения итогов.
Проверка результатов проходит в форме игровых занятий.
Итоговый контроль осуществляется в форме открытого занятия.
3.3 Материально- технические условия.
Занятия проводятся в музыкальном зале детского сада. Для проведения занятий имеется детская мебель: столы, в соответствии с возрастом и ростом детей.
Список средств обучения:
Технические средства обучения:
1. Магнитофон.
2. Аудиозаписи на дисках: попевки, алфавит.
3.Аудиопособие «Читай и пой»
4. Столы детские.
5. Полка для кубиков.
Наглядные пособия:
1.Кубики Зайцева.
2. Настенные демонстрационные таблицы.
3. Складовые картинки.
3.4 Требования к педагогическим работникам.
Занятия проводит педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием, имеющий сертификат о прослушивании курсов по методикам обучения чтению (ведущий специалист – Зайцев Н.А.)
3.5 Методические материалы
- Учебник для родителей, воспитателей, учителей;
- картотека «Артикуляционная гимнастика»
4. Список литературы:
Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997.
Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности изобразительное искусство для детей 4-5 лет. Воспитатель Зайцева Т.А.
Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельностиизобразительное искусство для детей 4-5 лет....
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....