Проект «Зима в родном краю»
проект (старшая группа)

Павловская Елена Сергеевна

Актуальность проекта: Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы   дети получали удовольствие от зимы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zima_v_rodnom_krayu.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Зима в родном краю»

Информационная карта проекта

Проект:  «Зима в родном краю»

Автор проекта: Павловская Е.С.

Тип  проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный.

Продолжительность проекта:  декабрь-февраль.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Возраст детей: 6 -7 лет

Актуальность проекта: Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы   дети получали удовольствие от зимы.  

       Цель: углублять  знания детей  о живой и неживой природе зимой, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Зима в родном краю». Знакомить  детей с произведениями живописи. Формировать умение передавать впечатления  о   зиме, рисовать деревья, животных, передавая их состояние зимой и характерные отличия.

Задачи проекта

Для детей:

Образовательные:

  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Углубить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства, сформировать  умение понимания детьми основного смысла картин русских и башкирских художников.
  • Закрепить умение у детей внимательно рассмотреть картины, выделять средства выразительности, использованные художниками для создания поэтического образа природы.
  • Совершенствовать умение  детей рисовать зимний пейзаж, используя для создания выразительного образа разные изобразительные материалы и технику рисования (сухой жесткой кистью, ватными палочками, поролоном, оттиск смятой бумагой,  печать листьев).
  • Расширять и уточнять представления детей об особенностях зимы: сказочная, волшебная, пушистая, морозная, снежная, суровая, радостная.
  • Стимулировать проявление эстетических и эмоциональных чувств  при восприятии художественного слова, музыкальных произведений.   
  • Уточнять и расширять  знания об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
  • Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы),  свойствами снега  (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
  • Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
  • Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.

Развивающие:

  •  Развивать у детей интерес к живописи, учить воспринимать содержание картины, понимать красоту природы.
  • Развивать художественное восприятие зимнего пейзажа; узнавать образы зимней сказки  в звуках музыки, стихах, картинах художников.
  • Развивать любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
  • Развивать воображение и фантазию для создания выразительных     образов.
  • Обогащать речь детей искусствоведческими терминами: пейзаж, пейзажист, художник, композиция, теплые и холодные тона,
  • Развивать самостоятельность, инициативность, индивидуальность, чувство  цвета, ритма и композиции.

Воспитательные:

  •  Продолжать воспитывать у детей чувство прекрасного, любви и  уважения к природе, к родному краю через изобразительное искусство.
  • Воспитывать интерес к искусству.
  • Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения красотой родной природой.
  • Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Для педагогов:

Совершенствовать свои знания и применять в педагогической деятельности.

Для родителей:

Организовать совместную работу, заинтересовать  и ознакомить родителей с проектной  деятельностью  дошкольного  учреждения, привлечь  к участию в проектной деятельности.

Продукты проекта

Для детей:

1.Альбом для рассматривания «Зима в родном краю», «Зима в картинах художников».

2. Дидактические игры: «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Покорми птиц», «Какое время года?»

Для педагогов:

  1. Презентация проекта.

Для родителей:

  1. Консультация «Безопасные игры зимой»

Ожидаемый результат:

  • приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
  • умение передавать в рисунке сои впечатления о зиме;
  • повышение познавательной активности;
  • усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
  • формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Краткое содержание проекта «Зима в родном краю»

Этапы проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия членов семьи  

Подготовительный (формулировка  проблемы, прогнозирование результатов проекта)

 Знакомство  с методической литературой  по проектной деятельности; установка сроков выполнения проекта, организация обсуждения проблемы с детьми и с родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта. Разработка и накопление методических материалов.

Подбор художественной литературы по теме.

Участие в выборе  темы. Совместно с воспитателем дети предлагают темы проекта, определяют цель, задачи; предлагают пути решения проблемы.

Обсуждение   предстоящей  работы,   темы проекта и содержание выставки.

Деятельностный (организованная деятельность по проекту)

 Организуют опытно- экспериментальную деятельность. Побуждают детей к активному поиску путей решения проблемы.

Обсуждение  закрепление новых знаний о зиме. Подготовка и проведение ООД, бесед, заучивание стихотворений,  чтение  художественных произведений, проведение опытов.

 

 Дети принимают активное участие в организации выставки. Участвуют  в опытно – экспериментальной деятельности и

наблюдениях: за снегопадом, снежинками, за замерзанием лужи, за инеем, сосульками, за метелью, поземками и т.д.

Родители  участвуют в оформлении выставки. Рассматривают с детьми  картины, энциклопедии, изготавливают поделки.

Завершающий   (презентация продуктов проекта и рефлексия над новыми знаниями)

  Презентация проекта и выполненной работы. Рекомендации  коллегам  по работе  над проектом «Зима в родном краю».

Участие  детей  в организации выставки.     Закрепление  при помощи педагога полученных знаний, закладывание основ  экологической культуры личности. Участие в презентации проекта.

  Ознакомление с успехами детей.  Применение полученных знаний в домашних условиях.

Системная паутинка по проекту «Зима в родном краю»

Познавательное развитие

Чтение художественной литературы

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «Зима в лесу»; «Зимние забавы»; Рассматривание иллюстраций, картин серии «Зимние забавы», «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме». Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). Рассматривание репродукций  картин русских и башкирских художников на зимнюю тематику.

Наблюдения: за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом); за красотой и богатством зимних красок; за птицами; за деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе), «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах).  

Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом.

Н. Сладков «Суд над декабрём»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

С. Иванов «Каким бывает снег»

Е. Трутнева «Первый снег». К. Бальмонт «Снежинка». Г.Снегирёв «Про птиц». Н. Сладков «Еловая каша». В.Зотов «Клёст», «О птицах»

В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»

С.Маршак «Двенадцать месяцев». Братья Гримм «Госпожа Метелица»

«У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года». Настольно – печатные игры:

«Найди ошибки» (чего не бывает зимой)

«Кто что делает зимой?»;

«Найди по следу»;

«Найди такую же снежинку»;

«Времена года»;

«Узнай по описанию»;

«Зимние запасы»;

«Найдите и покормите зимующих птиц»;

 «Когда это бывает?»

Речевое развитие

Физическое развитие

Формы взаимодействия с семьей

 

Словесные игры:  «Скажи какой?», «Я начну, а ты продолжи».

Загадки о зимних явлениях в природе. Пословицы и поговорки о зиме. Рассматривание картин русских и башкирских художников  о зимнем пейзаже, составление рассказов.

Подвижные игры:  

«Два Мороза», «Мороз Красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки»,  «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».

Дыхательная гимнастика «Подуй на  снежинку».

Зимние забавы на улице: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту». Скольжение по ледяным дорожкам. Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание с горки на санках - «ледянках».

Нахождение иллюстраций, фотографий, энциклопедий, художественной литературы по тематике. Подбор и заучивание пословиц и поговорок о зиме.

Художественно – эстетическое развитие

  Труд на прогулке

Режимные моменты

 Вернисаж: «Зимушка-зима» Рисование: «Деревья в инее».

Рисование: «Зимняя ночь»

Рисование: « Вальс снежинок»

Рисование: «Морозные узоры»

Оформление макета «Зима»

Аппликация: «Заснеженный дом», «Веселый снеговик»,

 «Животные наших лесов зимой».

Вырезывание снежинок.

Лепка: «Зимние деревья», «Как мы играем зимой», «Девочка в длинной шубке».

Слушание музыкальных произведений:

Музыкальные произведения (слушание) «Зимняя сказка» «Кабы не было зимы..», «Весёлая зима», «Раз морозною зимой».

Расчистка снега, окапывание снегом деревьев, сбивание сосулек, подкармливание птиц.

Тематические разрезные картинки, лабиринты: «Найди одинаковые снежинки», «Найди снежинку по силуэту».Заучивание стихов, загадок, потешек. Прослушивание музыкальных произведений. Рассматривание  альбомов, репродукций, энциклопедий.

                                 Результаты проектной деятельности:

  • дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
  • познакомились с работами  башкирских и русских художников, произведениями поэтов, писателей на тему зимы;
  •  у детей развито художественное восприятие;
  • овладели расширенным словарным запасом;
  • имеют представление о природе родного края в зимнее время;
  • знакомы с правилами безопасного поведения на природе;
  • систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима в родном краю»;
  • разработаны рекомендации для родителей;

Заключение

Во время реализации проекта, у наших ребята расширились представления о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период), они научились понимать красоту природы, высказанную словами, а так же с помощью кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ» (4 – 5 лет)

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы...

НОД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ» (4 – 5 лет)

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы...

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Презентация на тему "Зимующие птицы родного края"

Знакомство с птицами родного края, характерными особенностями их внешнего вида и загадками о них. Воспитание бережного отношения к природе....

Проект "Зимующие птицы родного края"

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы....

Проект "Зимующие птицы родного края"

Цель проекта - расширить и углубить знания детей о птицах нашего края...

Проект «Как животные родного края к зиме готовятся»

Проект «Как животные родного края к зиме готовятся»Игнатова ЛюбовьВ ходе наблюдения за изменениями в природе дети с воспитателем отмечают, что на улице становится холоднее, приближается зи...