Проект "Зимующие птицы родного края"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель проекта - расширить и углубить знания детей о птицах нашего края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nosova_n.n._ped_proekt.docx | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Солнышко»
Носова Надежда Николаевна
__________________________________________________________________
Педагогический проект по теме:
«Зимующие птицы родного края».
Обоснование необходимости проекта
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому педагоги включились в активную поисковую, инновационную деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни. Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников. Бережное отношение должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни животных.
Мы решили реализовать проект «Зимующие птицы»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. В ходе воспитательно-образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Цель:
Сформировать целостное представление о зимующих птицах нашего края, их характерных отличительных признаках. Создавать условия для развития творческих и познавательных способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать представление детям о зимующих птицах Калужского края, их видами и особенностями.
2. Научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
3. Обогащать представление детей о зимующих птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городе, о взаимодействии человека и природы).
Развивающие:
1. Расширять, обогащать и активизировать словарь детей, (зимующие птицы, сорока, синица, снегирь, воробей, ворона, клест, красногрудый, желтогрудый, длиннохвостая).
2. Развивать связную речь через составление описательных рассказов о зимующих птицах.
3. Повысить уровень знаний детей о птицах родного края, а также формировать экологическую культуру.
Воспитательные:
1. Вызвать интерес детей к явлениям природы, формировать заботливое отношение к зимующим птицам и окружающей природе.
2. Воспитывать умение внимательно слушать сверстников и педагогов.
Участники проекта:
- Дети старшей группы №4 «Лучики» МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко».
- Родители (законные представители детей).
- Воспитатели и другие специалисты МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко».
Продолжительность проекта: ноябрь2019г-февраль 2020г.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
- Овладеть методами и приемами по формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
а) изучить методическую литературу по теме: формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;
б) изучить интернет-ресурсы по теме: формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;
в) посетить семинары, вебинары по теме: формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;
- Развивать у детей старшего дошкольного возраста интерес к птицам родного края.
а) провести диагностику для выявления у детей сформированности нравственных качеств, связанных с отношением к живой природе;
б) сделать выводы, необходимые для продолжения работы по формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;
в) внедрить в работу изученные методы и приёмы по формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
- Создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивного отношения к живой природе, развития творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми.
а) создать картотеку необходимых материалов и дидактических пособий по формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;
б) разработать конспекты ООД и познавательно-развлекательных мероприятий по формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;
в) по необходимости внести корректировку и внедрить в работу новые дидактические материалы по формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
- Вовлечь родителей в педагогический процесс, разработать план взаимодействия с родителями по формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
а) разработать консультации для родителей по формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;
б) провести мастер-класс для родителей по формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;
- Разработать рекомендации для воспитателей по формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
а) показ ООД для воспитателей ДОУ по формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;
б) на основании полученного опыта разработать и провести семинар для коллег по формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;
в) разработать буклеты с консультацией для воспитателей по формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Рабочий план реализации проекта
Предпола- гаемая дата проведе- ния мероприя- тия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ресурсы | Ответственный за выполнение |
Октябрь 2019г. | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Изучение методической литературы | Информационные: методическая литература | Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И. |
Октябрь 2019г. | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Изучение Интернет-ресурсов: | Материально-технические: компьютер; информационные: Интернет-ресурсы | Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И. |
В течении года | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Посещение семинаров, вебинаров | Материально-технические: компьютер; информационные: Интернет-ресурсы | Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И. |
Октябрь | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Изучение имеющихся в методической литературе методов и приёмов. Наглядные методы. Практические методы. Игровые методы и приемы. Словесные методы. | Информационные: методическая литература | Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И. |
Октябрь | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Отбор необходимых материалов, создание картотек. | Материально-технические: компьютер; наглядный материал; дидактические игры информационные: методическая литература | Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И. |
Ноябрь | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Создание рекомендаций-памяток для родителей о том, как правильно вызвать интерес и желание у ребенка заботиться о птицах | Интернет-ресурсы | Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И. |
Ноябрь | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Объявить конкурс на лучшую кормушку для зимующих птиц | Воспитатель, родители | |
Ноябрь | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Подбор музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах | Интернет-ресурсы | Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И. |
Ноябрь | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Подбор художественной литературы, картинок, энциклопедий, фотографий, предметов, связанных с птицами по данной теме | Интернет-ресурсы | Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И. |
Ноябрь - Февраль | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Беседы: «Что ты знаешь о птицах?», «Как птицы готовятся к зиме, чем питаются», «Птичья столовая», «Что бывает зимой», «Какие птицы с нами зимуют?», «Почему птиц стало меньше?». | Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И. | |
Ноябрь - Февраль | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Дидактические игры «Что хорошо, что плохо?, «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Четвёртый лишний». "Чей хвостик?"; "Угадай, как кого зовут?"; "Чьи следы на снегу?", «Назови ласково», «Угадай птицу по описанию" | Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И. | |
Ноябрь - Февраль | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Чтение художественной литературы. Знакомимся с народной мудростью. Пословицы и поговорки | Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И. | |
Ноябрь - Февраль | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Подвижные игры: «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Зимующие и перелетные птицы», "Воробушки и автомобиль" | Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И. | |
Январь | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Экспериментирование: рассматривание птичьих следов и исследование птичьего пера | Воспитатель – Носова Н.Н. | |
Ноябрь - Февраль | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Трудовая деятельность: подкармливание птиц, чистка кормушек | Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И. | |
Ноябрь - Февраль | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликация «Снегири на ветках», лепка, оригами | Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И. | |
Февраль | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Просмотр презентации «Зимующие птицы Калужской области». | Воспитатель – Носова Н.Н. | |
Февраль | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Создание альбома «Зимующие птицы» | Воспитатель, родители | |
Январь | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Объединение участников проекта (родителей и детей) в рамках создания коллективных творческих работ | Воспитатель – Носова Н.Н., родители. Тупикина А.И. | |
Декабрь | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Оформление выставки детского творчества. | Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И. | |
Февраль | МДОУ «Детский сад №10 «Солнышко». | Показ ООД «Зимующие птицы» для воспитателей ДОУ по формированию уважительного и бережного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста | Воспитатель – Носова Н.Н. Тупикина А.И. |
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.
- Формирование у детей навыков познавательно – исследовательской деятельности по отношению к зимующим птицам.
- Повышение педагогической компетентности родителей.
- Обогащение детско-родительских отношений в творческой деятельности по отношению к живой природе.
- Сплочение семьи ребенка посредством развития интереса к общему делу.
Оценка эффективности реализации проекта
Оценка эффективности | Методы оценки | Диагностический инструментарий | ||
Критерий | Показатели результатов | Данные (до и после) | ||
Повышение заинтересованности у детей к живой природе родного края. | С удовольствием рассматривают альбом и фотографии. | Наблюдение | Лист наблюдений | |
С нетерпением ждут следующих мероприятий | Наблюдение | Лист наблюдений | ||
Активно участвуют в мероприятиях, предлагаемых на занятии | Наблюдение, анкетирование | Лист наблюдений, стенд «Понравилось – не понравилось», значки - символы | ||
Повышение качества знаний, умений и навыков у детей | Умеют и любят играть в подвижные, дидактические и настольные игры. | Наблюдение | Лист наблюдений | |
Успешно используют знания во время ООД, самостоятельной игровой деятельности. | Наблюдение Тестирование | Лист наблюдений Вопросник для тестирования | ||
Активно используют в речи пословицы, загадки | Тестирование, наблюдение | Лист наблюдений, вопросник для тестирования | ||
Повышение активного участия детей старшего дошкольного возраста в мероприятиях | Осмысленное и активное участвуют в праздниках и развлечениях | Наблюдение | Лист наблюдений | |
Активно участвуют в конкурсах и выставках поделок и рисунков | Наблюдение | Лист наблюдений | ||
Активно задают вопросы | Наблюдение | Лист наблюдений | ||
Внимательно слушают ответы. Воспринимают информацию | Тестирование, наблюдение | Лист наблюдений, вопросник для тестирования | ||
С желанием делятся своими впечатлениями после наблюдений за птицами. | Наблюдение | Лист наблюдений | ||
Активность и заинтересованность родителей | Активно участвуют в конкурсах и выставках. | Наблюдение | Грамоты призёров и победителей. | |
Активно принимают участие в праздниках совместно с детьми | Наблюдение | Лист наблюдений |
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации
влияния таких факторов риска
1.Низкая мотивация участников проекта. Решение проблемы – заинтересовать поощрительными мероприятиями.
2. Занятость родителей, направленная на финансовую сторону обеспечения семьи. Решение проблемы – дополнительная работа с родителями.
Дальнейшее развитие проекта
В результате работы стало видно, что знания детей о птицах расширились. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих. На протяжении реализации проекта «Зимующие птицы родного края» у детей развивалась связная речь. Дети научились правильно подкармливать птиц. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц). Повысился познавательный интерес у детей.
За время проекта дети узнали, что птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее. В ветреные дни птицы не прилетают. Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало. Воробьи, голуби, прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – поодиночке. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по формированию уважительного и бережного отношения к живой природе актуальна и целесообразна на протяжении всего дошкольного детства. Эта работа вызывает неподдельный эмоциональный отклик в детской душе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Богданова О.В., Ефанова З.А., Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Издательство "Учитель",2015г.
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
5. Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2014г.
6. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
7. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
Электронные образовательные ресурсы:
- - Иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч»./ http://www.obruch.ru
- - Социальная сеть работников народного образования (nsportal.ru). /http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/05/21/federalnyegosudarstvennye trebovaniya-ksozdaniyu-predmetno#1
- - Сайт -ДРОФА-ВЕНТАНА drofa-ventana.ru
- Международный образовательный портал Maam.ru
Портал является Средством Массовой Информации (СМИ) Эл № ФС77-57008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края"
Из опыта работы...
Игровые упражнения по теме:"Птицы родного края"
Расширения и углубление знаний детей о птицах в игровой форме....
Диагностические задания по теме" Птицы родного края"
Выявление у детей старшей группы знаний о птицах родного края, используя диагностические задания....
Викторина по экологическому воспитанию «Птицы родного края»
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Музыка»,Тема: «Птицы родного края »....
НОД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ» (4 – 5 лет)
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы...
НОД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ» (4 – 5 лет)
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы...
Проект знакомства детей первой младшей группы с птицами родного края «Воробей-воробушек»
Здесь представлена система всестороннего ознакомления детей с воробьём....