Проект “Защитим планету от мусора”
проект (старшая группа)

Проект “Защитим планету от мусора”

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Проблема экологического состояния территорий и природы в целом сейчас очень актуальна. Так как жизнь человека невозможно представить без мусора, необходимо как-то решать эту проблему. Ведь вторичное его использование сохранит огромные средства, идущие на сжигание и захоронение. Если учитывать срок службы пластика, то необходимо найти ему широкое применение. Нельзя выбрасывать стекло, т.к. запасы кварцевого песка небезграничные. Эта работа поможет по другому относиться к охране окружающей среды, к сохранению природы своей малой Родины.

Сложившаяся ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Именно дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Почему люди бросают на улицах мусор? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект “Защитим планету от мусора”.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gotovyy_ekologiya.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

“Защитим планету от мусора”

Сурина Татьяна Александровна – педагог-психолог

Тип проекта: творческий, информационный, познавательно-исследовательский, среднесрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Время реализации проекта: октябрь – декабрь 2023г.

Проблема: у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о мусоре. Что происходит с мусором, что нужно сделать чтобы он не загрязнял окружающую среду.

Из своих наблюдений за детьми и родителями мы заметили, что не все дети и взрослые бросают мусор в контейнер, а зачастую просто оставляют его на земле, тем самым загрязняя её. К сожалению, на улицах нашего поселка тоже встречается много, оставленного на улицах, мусора.

Нас заинтересовала данная тема и мы решили изучить причины возникновения данной проблемы, а также разработать свой метод экологической утилизации мусора, через создание оригинальных  контейнеров, с целью привлечения внимания к проблеме загрязнения окружающей среды и поиску методов вторичного использования бытовых отходов.

Актуальность:

Проблема экологического состояния территорий и природы в целом сейчас очень актуальна. Так как жизнь человека невозможно представить без мусора, необходимо как-то решать эту проблему. Ведь вторичное его использование сохранит огромные средства, идущие на сжигание и захоронение. Если учитывать срок службы пластика, то необходимо найти ему широкое применение. Нельзя выбрасывать стекло, т.к. запасы кварцевого песка небезграничные. Эта работа поможет по другому относиться к охране окружающей среды, к сохранению природы своей малой Родины.

Сложившаяся ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Именно дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Почему люди бросают на улицах мусор? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект “Защитим планету от мусора”.

Модель трех вопросов

Что мы знаем? 

Что хотим узнать? 

Где мы можем узнать? 

Из мусора можно что-то смастерить. (Маша Б.)

Мусор бывает стеклянный, бумажный, пластмассовый (Андрей)

Мусор нужно выбрасывать в специальные контейнеры в специальных местах  (Ангелина)

Пластиковый мусор долго не разлагается (Ева)

Откуда берется столько мусора?

Почему люди бросают на улицах мусор?

Как мусор попал к нам на участок?

Куда отвозят мусор?

Что нужно сделать, чтобы его стало меньше?

Можно ли дать мусору «вторую жизнь»?

Спросить у взрослых.

Посмотреть в интернете.

Прочитать в книге, энциклопедии.

Посмотреть презентацию.

Цель:

Привлечение внимания воспитанников и их родителей к загрязнению окружающей среды мусором, нахождению путей решения этой проблемы через вторичное использование бытовых отходов и пропаганду гуманного отношения к природы своего края.

Задачи:

1.Способствовать развитию у детей экологической культуры, умение видеть экологическую проблему и находить пути её решения.

2.Стимулировать познавательный интерес детей к проблеме загрязнения окружающей среды;

3.Способствовать развитию у детей интереса к природе родного края, двора; видеть красоту окружающего их мира;

4.Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

5.Формировать навыки исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

6. Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков:

побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности? детскому творчеству.

7.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи по формированию экологической культуры через творческую деятельность.

Ожидаемые результаты: в результате реализации проекта у детей:

- Сформирован уровень экологической культуры, умение видеть экологическую проблему и находить пути её решения.

- Дети проявляют познавательный интерес к проблеме загрязнения окружающей среды;

- Дети проявляют соответствующую их возможностям и возрасту социальную активность: посильная уборка участка детского сада, помощь малышам, участие в Акции “Чистый двор

- Формируются представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

 - Увеличилась активность к исследовательской деятельности, совершенствуются  умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

 - Проявляют интерес и используют накопительные практические навыки:  в творчестве, экспериментальной деятельности

Родители:

- Активно взаимодействуют с педагогами по опросам экологического воспитания и экологической культуры детей.

Педагоги:

- в группе созданы необходимые материально-технические   условия для  формирования  представлений экологической культуры  (картотека дидактических игр, картотека бесед по экологии, картотека экологических сказок)

- оформлено методическое партфолио проекта

- картотека презентаций по экологическому воспитанию

Оценка результативности проекта:

Проведение эко-квеста «Защитим планету от мусора»

НОД «Сортируем мусор — бережём природу»

Повторная беседа с детьми по модели трёх вопросов

Этапы проекта:

1. Организационный этап

    Совместная деятельность педагога с детьми:

  • Обсудить с детьми тему предстоящего проекта
  • вызвать интерес к предстоящей теме. Создание мотивации для творческо-исследовательской деятельности .
  • выявить представления по теме проекта, которыми обладают дети (беседа с использованием модели трех вопросов)
  • создать паутинку проекта

Взаимодействие с семьей :

  • Заинтересовать родителей и мотивировать в участии проекта

(Индивидуальные беседы, памятки, консультации)

  • Соглашение с родителями планов совместной творческой деятельности с детьми (Акция “Чистый двор”, Акция “Бумажный бум – сбор мукулатуры”)

Подготовка педагогов:

  • Определить актуальность темы проекта и сформулировать проблему;
  • Определить цель и задачи в соотвествии с возрастом и образовательными областями
  • Изучить методическую литературу по данной теме
  • подобрать художественную литературу , наглядный материал
  • подобрать подвижные игры
  • создать картотеку дидактических игр, настольно-печатных игр
  • создать картотеку презентаций
  • составить план деятельности по реализации задач проекта

2. Основной этап

Совместная деятельность

взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Социально – коммуникативное развитие

  • Показ фильма «Здесь были люди… »
  • Беседа с детьми на тему: «Воскресный отдых в лесу, на реке».
  • Беседы «Чистый участок детского сада», «На морском дне», «Наша планета», «Как человек может сохранить природу», «Что такое мусор»
  • Экологическая сказка «Мастерская лесовика».
  • Открытие галереи «Мусорный вернисаж»
  • Изучение правил поведения на отдыхе на природе, озере, реке, море.
  • Просмотр компьютерных презентаций «Природа молит о помощи!»,
  • Сюжетно-ролевые игры "Мы - спасатели", «Кто самый важный в лесу», «Кузнечик и бабочка»,  «Паутина пауков», «Для чего поют птицы», «Юные экологи», «Экскурсия в зоопарк»

Познавательное развитие

  • Занятие «Мусор – это хорошо или плохо? », «Новый взгляд на мусор»,
  • Игра – эксперимент «Как ветер разносит мусор»,  «Рассортируем мусор».
  • Проведение длительного эксперимента «Мусор в земле»
  • Тематические игры и наблюдения
  • «Ознакомление со свойствами бумаги.»
  • Опыт «Изготовление новой бумаги», «Ознакомление со свойствами пластмассы», «Ознакомление со свойствами металлических предметов», «Ознакомление со свойствами резины», «Ознакомление со свойствами стекла»
  • Игры «Что я видел?», «Расскажи о предмете», «Что лишнее?», «Отгадай материал», «Хорошо-плохо», «Найди друзей», «Наоборот», «Что из чего?»

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисуем плакаты «Детям — чистую планету».
  • Изготовление поделок из бросового материала
  • Ручной труд «Чудесное превращение фантиков»
  • Прослушивание музыки со звуками природы.
  • «Создание контейнеров для мусора»; 
  • Рисунки по теме «Раздельный сбор мусора»; 
  • Выставка поделок из бросового материала «Подари предмету вторую жизнь».
  • Раскрашивание раскрасок «Дети пришли на пикник», «Помогаем природе», «Сортируем мусор»

Речевое развитие

  • Слушание и разучивание стихов о природе и экологии: М. Львовский «Земля, моя планета голубая», Я. Аким «Наша планета», , В. Чижов «В природе столько красоты», М. Дудин «Берегите землю, Л. Фадеева «О загрязнении».
  • Чтение литературы по теме проекта. Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется», А. Кедрин «Последний турист».
  • Дидактические игры «Что в корзинку мы берем», «Угадай, что в мешочке?», «Природа и человек», «Выбери нужное», «Когда это бывает?», 
    «Что из чего сделано?»
  • Игра с мячом «Воздух, земля, вода», «Съедобное – несъедобное», «Назови три предмета», «Полезные – неполезные».

Физическое развитие

  • П/и  «Пикник», «Хитрая лиса», «Угадай, кого поймали», «Стадо и волк», «Гуси – лебеди», «Караси и щука»,  «Пастух и стадо», «Белки в лесу», «Акулы», «Воробьи зимой»
  • Подвижная игра-эстафета «правильная сортировка мусора»
  • Самостоятельная двигательная деятельность: «Пикник», «Хитрая лиса», «Угадай, кого поймали», «Стадо и волк», «Гуси – лебеди», «Караси и щука»,  «Пастух и стадо», «Белки в лесу», «Акулы», «Воробьи зимой», «Сортируем мусор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Спасем планету от мусора"

Данный проект расширяет представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять. Этот проект формирует...

Конспект развлечения в подготовительной группе "Защитим планету от мусора"

Формировать у детей представление об источниках возникновения мусора; формировать представление о влиянии отходов на окружающую среду и здоровье человека; формировать представление о том, что вто...

Сценарий образовательного эко - квеста на тему: «Защитим планету от мусора» для детей подготовительных групп

Цель:обобщение знаний детей об экологической обстановке на Земле; углубить и закрепить знания детей об охране природы.Задачи:Образовательные: формировать у детей представление об источниках возникнове...

Презентация "Защитим планету от мусора"

В рамках проекта "Спасем Землю от мусора", мной была создана презентация "Защитим планету от мусора" для более наглядного и доступного показа детям старшего дошкольного возраста. В...

Эко- квест «Защитим планету от мусора»

Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о рациональном взаимодействии человека с природой....

Проект "Защитим планету от мусора"

Актуальность:Проблема экологического состояния территорий и природы в целом сейчас очень актуальна. Так как жизнь человека невозможно представить без мусора, необходимо как-то решать эту проблему. Вед...