Совместное занятие по технологии «Работа в паре»
методическая разработка
Работа в паре двух педагогов на занятии напоминает работу наставника с наставляемым. Один из педагогов показывает, как проводить занятие и взаимодействовать с детьми, а второй – наблюдает и тут же применяет новые знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
Совместное занятие по технологии
«Работа в паре»
Учить трудиться, думать смело,
Шагать — дороги хороши.
Нет в мире радостнее дела,
Чем воспитание души!
Наставникам — стихи и песни,
Сверканье вдохновенных строк,
Мудрейшей изо всех профессий,
Величье званья: «Педагог!»
1. Актуальность (Г.Крупин)
Роль педагога в наше время велика как никогда: мир вступил в эпоху глобализации.
Год педагога и наставника объявлен для развития творческого и профессионального потенциала педагогов, повышения социального престижа профессии.
Согласно толковому словарю В. Даля педагог – это человек, посвятивший себя воспитанию и обучению детей, молодежи. Наставник, согласно толковому словарю Ожегова – учитель и воспитатель, руководитель.
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии педагога.
Важность создания и внедрения практик наставничества в образовании, осознается и поддерживается на государственном уровне. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определяет, в том числе возможность для самореализации и развития талантов, а также достойный, эффективный труд каждого.
Современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его деятельности и личности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначил обязательные требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования: в пункте 3.2.6 определено, что должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических работников, консультативной поддержки работников по вопросам образования и здоровья детей; в пункте 3.4.2 указано, что педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.
Наставничество в дошкольных образовательных организациях является неотъемлемым компонентом образовательной, воспитательной деятельности, эффективным инструментом профессионального роста педагогов, развития кадрового потенциала.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» отмечено, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень
Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта.
Современное наставничество приобретает более широкий функциональный спектр, становится одной из форм непрерывного профессионального образования, особой формой методической работы. Наставник сочетает в себе функции тьютора и классического наставника, человека, которому доверяют профессиональные (и не только профессиональные) проблемы.
Выбранная мною тема актуальна, часто слышу от опытных старших воспитателей, методистов, что им легче самим показать приемы в работе с детьми, чем научить воспитателя. Поэтому они используют привычные формы методической работы: наблюдение, открытые просмотры в группах педагогов-стажистов, а сами на встречах с воспитателями дают им только теорию. Я рекомендую старшим воспитателям, методистам активно участвовать в наставнической деятельности: организовывать ее и лично демонстрировать воспитателям образец педагогической деятельности. Чтобы педагоги не воспринимали это как вмешательство в их работу, предлагаю включить в план методической работы совместные занятия по технологии «Работа в паре».
Технология «Работа в паре» совместное занятие.
Работа в паре двух педагогов на занятии напоминает работу наставника с наставляемым. Один из педагогов показывает, как проводить занятие и взаимодействовать с детьми, а второй – наблюдает и тут же применяет новые знания.
Проводить совместное занятие может старший воспитатель или другой педагог. Но есть обязательное условие – один из педагогов, который работает в паре с другим, должен быть опытным и хорошо владеть методикой проведения занятия. Только в этом случае технология «Работа в паре» будет эффективной.
С помощью этой технологии, я могу решать следующие задачи:
- Показать приемы и методы работы с детьми;
- Выявить трудности педагога;
- Оказать ему методическую помощь;
Поэтому решила использовать технологию «Работы в паре» в рамках наставнической деятельности систематически.
Совместные занятия помогают создать в пед.коллективе научно-методическую среду, в которой каждый педагог сможет реализовать свой профессиональный и творческий потенциал. Ведь цель технологии «Работа в паре» – найти новые методы работы с педагогами и внедрить в их практику эффективные методы воспитания и обучения дошкольников.
Я не могу знать и уметь абсолютно все. Но совместное занятие дают возможность погрузиться в образовательную деятельность с детьми, а не наблюдать за ней со стороны. В ходе занятия я проверяю, как работают конкретные методы и приемы, то есть соединия теорию с практикой, что позволяет объективно оценивать качество работы педагогов.
2. Алгоритм технологии «Работа в паре»
1.Выяснить, какие трудности возникают у педагога на занятии по обучению грамоте с детьми, обсудили, в чём может быть причина.
2. Запланировать, цель прихода на занятие к воспитателю по плану (обучение грамоте)
3.Познакомить воспитателя с технологией в паре. Объяснить, с какой целью хочу, провести совместное занятие и что это даст воспитателю с педагогической точки зрения.
4.Составить регламент занятия: какую часть занятия проведу я, как ведущий. Определить количество частей на занятии. Предусмотреть для каждой части разнообразные методы и приёмы работы
5.Обсудить с воспитателем способы совместной деятельности. Распределили ведущую и вспомогательную роли каждой части занятия. Определить, что будет делать воспитатель в рамках вспомогательной роли.
6.Подготовить вопросы для рефлексии после занятия, чтобы уточнить, как педагогу использовать методы и приёмы в дальнейшей работе.
3. Совместное занятие по технологии «Работа в паре»
Совместное занятие по технологии «Работа в паре», могут проводить и другие педагоги и специалисты. Например, музыкальный руководитель и воспитатель, и инструктор по физической культуре. Цели занятия будут отличаться в зависимости от того, кто из педагогов работает на нем в паре.
Формат совместного занятия воспитателя и старшего воспитателя уместен в двух случаях. Первый – когда педагог готовит открытое занятие и показывает его пед.коллективу. Второй – когда старший воспитатель наблюдает за образовательным процессом в конкретной группе, чтобы оценить, скорректировать и устранить педагогические затруднения коллеги.
Организовывая совместное занятие мы выбрали второй формат. Я пришла в подготовительную группу №1 «Звёздочки» и наблюдала за образовательным процессом с целью оценить, скорректировать и устранить педагогические затруднения воспитателя Скороход Елены Владимировны.
Воспитатель проводил занятие обучение грамоте, тема: «Буква Аа, звук а». Структура занятия в соответствии ФГОС. В процессе образовательной деятельности, обратила внимание на речь воспитателя, грамотная, но не выразительная и мало эмоциональная. Педагог не использовала демонстрационный и наглядный материал. Мало было предложено детям игровых технологий, направленные на знакомство с буквами, на умение различать слова по звучанию и значению. Не использовала приёмы для привлечения внимания, активизации мыслительной деятельности, тем самым не смогла сохранить интерес и внимание детей на протяжении всей деятельности.
Совместно с Еленой Владимировной обсудили и выяснили, что трудности возникают у педагога на занятии по «Подготовке обучению грамоте» с детьми, из-за незнания игровых приёмов, основной приём воспитателя по взаимодействию с воспитанниками - беседа, показ и т.д. Елена Владимировна старается быть требовательным воспитателем, приучая детей к самостоятельности, доводить начатое, до конца, при этом, редко использует игровые приёмы, приёмы поощрения и подбадривания. Дала воспитателю рекомендации и предложила поработать в данной технологии, Скороход Е.В. не раздумывая согласилась. Между нами, возникли доверительные отношения и у воспитателя, было желание конструктивно общаться и договариваться.
Я рассказала, что на совместном занятии мы будем выполнять две роли: ведущую и вспомогательную, но в каждой конкретной части занятия ролями будем меняться. Таким образом, я дам возможность проявить себя второму педагогу.
Используя данную технологию, педагоги учатся слышать и чувствовать друг друга, спокойно меняться ролями по ходу работы с детьми.
Чтобы составить конспект совместного занятия мы составили план и распредели роли в ходе образовательной деятельности с детьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЛАН
Совместного занятия старшего воспитателя Гамбург О.Н. и воспитателя Скороход Е.В.
Образовательная область: речевое развитие
Подраздел: «Подготовка к обучению грамоте»
Тема «Звук и буква Н »
(подготовительная группа №1 «Звёздочки»)
Действия воспитателя Скороход Е.В. (наставляемого) Ведущая роль | Действия старшего воспитателя Гамбург О.Н. (наставника) Вспомогательная роль | Комментарий |
Психологический настрой. Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка. | ||
Говорит детям, что они будут делать | Показывает приемы, как вовлечь детей к новой деятельности: Социально-коммуникативная игра: «Колпачки настроений» Приглашает поиграть в игру «Чудесный мешочек» и узнать букву на ощупь. | Ст. воспитатель (Наставник) следит, чтобы воспитатель (наставляемый) предоставлял возможность детям самим выбрать букву и объяснить свой выбор. |
Основная часть | ||
Чтение стихотворения со звуком «Н» (какой звук в стихотворении слышится чаще всего). Характеристика звука (какой звук (гласный, согласный, глухой, звонкий. каким цветом обозначается) Игра на внимание, я произношу слова, а вы когда услышите этот звук, поднимите цветовой сигнал (синий кружок) Звуковой анализ «Что получится» Если я произнесу «а» и «н», что поучится, а наоборот (другие звуки) воспитатель выкладывает на магнитной доске Физ.минутка (музыкальная, дыхательное упражнение) Знакомство с буквой «Н» (на картинке, синего цвета) Почему? Игра: «На, что похожа» Задания: Из скольких счётных палочек можно выложить букву. Нарисуй в воздухе букву Выкладывание буквы из: Фасоль Пуговиц Гороха Семечек Мозайки Выкладывание буквы на ковре из нитки | Наблюдает за работой воспитателя (наставляемого) фиксирует «плюсы» и «минусы» в действиях воспитателя и детей Наблюдает, как отвечают на вопросы и высказываются дети, оценивает их знания и навыки, которые они получили на занятиях по подготовке к обучению грамоте, а так же умение договариваться Оценивает приёмы воспитателя, как он общается с детьми, когда объясняет последовательность работы, его речь Оценивает приёмы воспитателя во время инд. помощи детям, поддержка, похвала, поощрения | Данные записи воспитатель (наставник) использует для рефлексии после занятия |
Рефлексия | ||
Вспомогательная роль: Наблюдает за работой педагога (наставника) | Ведущая роль: Показать приёмы, как мотивировать каждого ребёнка оценить свою работу в целом на протяжении всего занятия. Кому было сегодня интересно работать, а что именно? Какие трудности возникли сегодня на занятии? «Игра-оценка» | Педагог (наставник) предлагаем приём игры «Игра - оценка» с помощью которого ставит детей в ситуацию выбора и учит видеть в своей работе недостатки, говорить о них. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие возможности технологии работы в паре
В Стандарте дошкольного образования говорится о том, что на выходе из детского сада ребёнок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, строить общение на договорной основе. В качестве инструмента...
Разработка игр с детьми старшей группы с использованием интерактивных технологий "Карусель", "Работа в парах", "Цепочка"
Интерактивные технологии обучения: работа в параххороводцепочкакарусельинтервьюработа в малых группах (тройках)аквариумбольшой кругдерево знанийброуновское движениесинквейнРазработанные игры с ис...
«Развивающие возможности технологии работы в парах»
Консультация для воспитателей...
Интерактивные технологии «Работа в парах» в младшей группе
Хочу вас познакомить с интерактивной технологией «РАБОТА В ПАРАХ» которую можно использовать с младшего возраста....
Интерактивные технологии «Работа в парах» в младшей группе
Хочу вас познакомить с интерактивной технологией «РАБОТА В ПАРАХ» которую можно использовать с младшего возраста....
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Н. Петровой «Птичья елка». Технология работы в парах.
На занятии учим детей работать в парах. Пересказывать близко к тексту, соблюдать последовательность и выразительность рассказывания....
Конспект образовательно игровой ситуации воспитателя с детьми с использованием интерактивной технологии «Работа в парах». Средняя группа.
Систематизация знаний детей о приемах и последовательности ухода за растениями. развитие умений работать в паре....