Совместное занятие по технологии «Работа в паре»
методическая разработка

Гамбург Олеся Николаевна

Работа в паре двух педагогов на занятии напоминает работу наставника с наставляемым. Один из педагогов показывает, как проводить занятие и взаимодействовать с детьми, а второй – наблюдает и тут же применяет новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка:  

Совместное занятие по технологии

«Работа в паре» 

Учить трудиться, думать смело,
Шагать — дороги хороши.
Нет в мире радостнее дела,
Чем воспитание души!
Наставникам — стихи и песни,

Сверканье вдохновенных строк,
Мудрейшей изо всех профессий,
Величье званья: «Педагог!»

1. Актуальность                                                                                              (Г.Крупин)

Роль педагога в наше время велика как никогда: мир вступил в эпоху глобализации.

Год педагога и наставника объявлен для развития творческого и профессионального потенциала педагогов, повышения социального престижа профессии. 

Согласно толковому словарю В. Даля педагог – это человек, посвятивший себя воспитанию и обучению детей, молодежи. Наставник, согласно толковому словарю Ожегова – учитель и воспитатель, руководитель.

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии педагога.

Важность создания и внедрения практик наставничества в образовании, осознается и поддерживается на государственном уровне. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определяет, в том числе возможность для самореализации и развития талантов, а также достойный, эффективный труд каждого.

Современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его деятельности и личности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначил обязательные требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования: в пункте 3.2.6 определено, что должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических работников, консультативной поддержки работников по вопросам образования и здоровья детей; в пункте 3.4.2 указано, что педагогические работники, реализующие Программу,  должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий  развития детей.

Наставничество в дошкольных образовательных организациях является неотъемлемым компонентом образовательной, воспитательной деятельности, эффективным инструментом профессионального роста педагогов, развития кадрового потенциала.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» отмечено, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень

Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта.

Современное наставничество приобретает более широкий функциональный спектр, становится одной из форм непрерывного профессионального образования, особой формой методической работы. Наставник сочетает в себе функции тьютора и классического наставника, человека, которому доверяют профессиональные (и не только профессиональные) проблемы.

Выбранная мною тема актуальна, часто слышу от опытных старших воспитателей, методистов, что им легче самим показать приемы в работе с детьми, чем научить воспитателя. Поэтому они используют привычные формы методической работы: наблюдение, открытые просмотры в группах педагогов-стажистов, а сами на встречах с воспитателями дают им только теорию. Я рекомендую старшим воспитателям, методистам активно участвовать в наставнической деятельности: организовывать ее и лично демонстрировать воспитателям образец педагогической деятельности. Чтобы педагоги не воспринимали это как вмешательство в их работу, предлагаю включить в план методической работы совместные занятия по технологии «Работа в паре». 

Технология «Работа в паре» совместное занятие.

Работа в паре двух педагогов на занятии напоминает работу наставника с наставляемым. Один из педагогов показывает, как проводить занятие и взаимодействовать с детьми, а второй – наблюдает и тут же применяет новые знания.

Проводить совместное занятие может старший воспитатель или другой педагог. Но есть обязательное условие – один из педагогов, который работает в паре с другим, должен быть опытным и хорошо владеть методикой проведения занятия. Только в этом случае технология «Работа в паре» будет эффективной.

С помощью этой технологии, я могу  решать следующие задачи:

  • Показать приемы и методы работы с детьми;
  • Выявить трудности педагога;
  • Оказать ему методическую помощь;

Поэтому решила использовать технологию «Работы в паре» в рамках наставнической деятельности систематически.

Совместные занятия помогают  создать в пед.коллективе научно-методическую среду, в которой каждый педагог сможет реализовать свой профессиональный и творческий потенциал. Ведь цель технологии «Работа в паре» – найти новые методы работы с педагогами и внедрить в их практику эффективные методы воспитания и обучения дошкольников.

Я не могу  знать и уметь абсолютно все. Но совместное занятие дают возможность погрузиться в образовательную деятельность с детьми, а не наблюдать за ней со стороны. В ходе занятия я проверяю, как работают конкретные методы и приемы, то есть соединия теорию с практикой, что позволяет объективно оценивать качество работы педагогов.

2. Алгоритм  технологии «Работа в паре»

1.Выяснить, какие трудности возникают у педагога на занятии по обучению грамоте  с детьми, обсудили, в чём может быть причина.

2. Запланировать, цель прихода на занятие к воспитателю по плану (обучение грамоте)

3.Познакомить воспитателя с технологией в паре. Объяснить, с какой целью хочу, провести совместное занятие и что это даст воспитателю с педагогической точки зрения.

4.Составить регламент занятия: какую часть занятия проведу я, как ведущий. Определить  количество частей на занятии. Предусмотреть  для каждой части разнообразные методы и приёмы работы

5.Обсудить с воспитателем способы совместной деятельности. Распределили ведущую и вспомогательную роли каждой части занятия. Определить, что будет делать воспитатель в рамках вспомогательной роли.

6.Подготовить вопросы для рефлексии после занятия, чтобы уточнить, как педагогу использовать методы и приёмы в дальнейшей работе.

3. Совместное занятие по технологии  «Работа в паре» 

Совместное занятие по технологии «Работа в паре», могут проводить  и другие педагоги и специалисты. Например, музыкальный руководитель и воспитатель, и инструктор по физической культуре. Цели занятия будут отличаться в зависимости от того, кто из педагогов работает на нем в паре.

Формат совместного занятия воспитателя и старшего воспитателя уместен в двух случаях. Первый – когда педагог готовит открытое занятие и показывает его пед.коллективу. Второй – когда старший воспитатель наблюдает за образовательным процессом в конкретной группе, чтобы оценить, скорректировать и устранить педагогические затруднения коллеги.

Организовывая  совместное занятие  мы выбрали второй формат. Я  пришла в подготовительную  группу  №1 «Звёздочки» и наблюдала за образовательным процессом с целью оценить, скорректировать и устранить педагогические затруднения воспитателя Скороход Елены Владимировны.

Воспитатель проводил занятие  обучение грамоте, тема: «Буква Аа, звук а». Структура занятия в соответствии ФГОС.  В процессе образовательной деятельности, обратила внимание на речь воспитателя, грамотная, но не выразительная и мало эмоциональная. Педагог не использовала демонстрационный и наглядный материал. Мало  было предложено детям игровых  технологий, направленные на знакомство с буквами, на умение различать слова по звучанию и значению. Не использовала приёмы для привлечения внимания, активизации мыслительной деятельности, тем самым не смогла сохранить интерес и внимание детей  на протяжении всей деятельности.

Совместно с Еленой Владимировной обсудили и выяснили, что трудности возникают у педагога на занятии по «Подготовке обучению  грамоте» с детьми, из-за незнания игровых приёмов, основной приём воспитателя по взаимодействию с воспитанниками - беседа, показ и т.д. Елена Владимировна старается быть требовательным воспитателем, приучая детей к самостоятельности, доводить начатое,  до конца, при этом,  редко использует игровые приёмы, приёмы поощрения и подбадривания. Дала воспитателю рекомендации и предложила поработать в данной технологии, Скороход Е.В. не раздумывая согласилась. Между нами, возникли доверительные отношения и у воспитателя, было желание конструктивно общаться и договариваться.

Я рассказала, что на совместном занятии  мы будем  выполнять две роли: ведущую и вспомогательную, но в  каждой конкретной части занятия ролями будем меняться. Таким образом, я дам возможность проявить себя второму педагогу.

Используя данную технологию,  педагоги учатся слышать и чувствовать друг друга, спокойно меняться ролями по ходу работы с детьми.

Чтобы составить конспект совместного занятия мы составили план и распредели роли в ходе образовательной деятельности с детьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЛАН

Совместного занятия старшего воспитателя Гамбург О.Н. и воспитателя Скороход Е.В.

Образовательная область: речевое развитие

Подраздел: «Подготовка к обучению грамоте»

Тема «Звук и буква Н »

(подготовительная группа №1 «Звёздочки»)

Действия воспитателя Скороход Е.В.

(наставляемого)

Ведущая роль

Действия старшего воспитателя Гамбург О.Н.

(наставника)

Вспомогательная роль

Комментарий

Психологический настрой.

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка.

Говорит детям, что они будут делать

Показывает приемы, как вовлечь детей к новой деятельности:

Социально-коммуникативная игра: «Колпачки настроений»

Приглашает поиграть в игру

«Чудесный мешочек» и узнать букву на ощупь.

Ст. воспитатель (Наставник) следит, чтобы воспитатель (наставляемый) предоставлял возможность детям самим выбрать букву и объяснить свой выбор.

Основная часть

Чтение стихотворения

со звуком «Н»

(какой звук в стихотворении слышится чаще всего).

Характеристика звука 

(какой звук (гласный, согласный, глухой, звонкий. каким цветом обозначается)

Игра на внимание, я произношу слова, а вы когда услышите этот звук, поднимите цветовой сигнал (синий кружок)

Звуковой анализ

 «Что получится»

Если я произнесу «а» и «н», что поучится, а наоборот (другие звуки) воспитатель выкладывает на магнитной доске

Физ.минутка

 (музыкальная, дыхательное упражнение)

Знакомство с буквой «Н» (на картинке, синего цвета)

Почему?

Игра: «На, что похожа»

Задания:

Из скольких счётных палочек можно выложить букву.

Нарисуй в воздухе букву

Выкладывание буквы из:

Фасоль

Пуговиц

Гороха

Семечек

Мозайки

Выкладывание буквы на ковре из нитки

Наблюдает за работой воспитателя (наставляемого) фиксирует «плюсы» и «минусы» в действиях воспитателя и детей

Наблюдает, как отвечают на вопросы  и высказываются дети, оценивает их знания и навыки, которые они получили на занятиях по подготовке к обучению грамоте, а так же умение договариваться

Оценивает приёмы воспитателя, как он общается с детьми, когда объясняет последовательность работы, его речь

Оценивает приёмы воспитателя во время инд. помощи детям, поддержка, похвала, поощрения

Данные записи воспитатель (наставник) использует для рефлексии после занятия

Рефлексия

Вспомогательная

роль: Наблюдает за работой педагога (наставника)

Ведущая роль:

Показать приёмы, как мотивировать каждого ребёнка оценить свою работу в целом на протяжении всего занятия.

Кому было сегодня интересно работать, а что именно?

Какие трудности возникли сегодня на занятии?

 «Игра-оценка»

Педагог (наставник) предлагаем приём игры

«Игра - оценка» с помощью которого ставит детей в ситуацию выбора и учит видеть в своей работе недостатки, говорить о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие возможности технологии работы в паре

В Стандарте дошкольного образования говорится о том, что на выходе из детского сада ребёнок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, строить общение на договорной основе. В качестве инструмента...

Разработка игр с детьми старшей группы с использованием интерактивных технологий "Карусель", "Работа в парах", "Цепочка"

Интерактивные технологии обучения: работа в параххороводцепочкакарусельинтервьюработа в малых группах (тройках)аквариумбольшой кругдерево знанийброуновское движениесинквейнРазработанные игры с ис...

Интерактивные технологии «Работа в парах» в младшей группе

Хочу вас познакомить с интерактивной технологией «РАБОТА В ПАРАХ» которую можно использовать с младшего возраста....

Интерактивные технологии «Работа в парах» в младшей группе

Хочу вас познакомить с интерактивной технологией «РАБОТА В ПАРАХ» которую можно использовать с младшего возраста....

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Н. Петровой «Птичья елка». Технология работы в парах.

На занятии учим детей работать в парах. Пересказывать близко к тексту, соблюдать последовательность и выразительность рассказывания....

Конспект образовательно игровой ситуации воспитателя с детьми с использованием интерактивной технологии «Работа в парах». Средняя группа.

Систематизация знаний детей о приемах и последовательности ухода за растениями. развитие умений работать в паре....