Программа по дополнительной платной услуге по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей дошкольного возраста 5л.-7л. «Золотой ключик».
материал
Театр-это волшебный мир, в котором мальчики и девочки радуются играм, фантазируют, становятся более раскрепощенными, общительными.
Сказка всегда , во все времена имела огромную власть над детским сердцем.
Только играя в сказки, ребенок может видоизменить окружающий мир, накопить опыт общения, познать мир взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_zolotoy_klyuchik.doc | 293.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №60 «Золушка»
№ п/п | Содержание | Стр. |
Паспорт Программы | ||
I | Целевой раздел | |
1.1. | Пояснительная записка | |
1.1.1. | Цель и задачи Программы | |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | |
1.1.3. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики | |
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | |
1.2.1. | Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО | |
1.2.2. | Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования | |
1.2.3. | Педагогическая диагностика | |
II | Содержательный раздел | |
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО | |
2.2. | Комплексно-тематическое планирование | |
III | Организационный раздел | |
3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы | |
3.2. | Объем образовательной нагрузки (учебный план) | |
3.3. | Организация развивающей предметно-пространственной среды | |
IV | Заключительный раздел | |
4.1. | Контроль за реализацией Программы | |
4.2. | Механизм реализации Программы | |
Список литературы |
Паспорт Программы
Наименование дополнительной платной услуги | Программа по дополнительной платной услуге по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей дошкольного возраста 5л.-7л. «Золотой ключик». |
Основание для разработки программы | 1.Конституция РФ (ст. 43,72). 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
4.Приказ Минобразования РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг». 5.Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014. 6.Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». 7.Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». 8.Программа Развития образования г. Нижневартовска на 2015 – 2020гг. 9."Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 -13 от 15.05.2013 №26. |
Заказчик программы | Родители (законные представители) |
Разработчик программы | Саитова Индира Рамиловна |
Исполнители программы | Педагогический работник, отвечающий за реализацию программы |
Цель программы | Способствовать раскрытию творческого потенциала у детей, умению «владеть своим телом» через игры-«превращения», ритмические минутки. |
Задачи программы | 1.Формировать интерес к театрально-игровой деятельности; навыки совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, организация выступлений детей старших групп перед младшими, приглашение ребят из других дошкольных учреждений.); 2.Развивать выразительность речи, мимику, жесты, связную речь; Побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей. 3.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. |
Ожидаемые конечные результаты | - Могут передавать характерные черты героев через выразительность мимики, жестов, интонационной выразительности; - Могут вести диалог с партнером по разыгрываемой сцене по знакомым художественным произведениям; - Умеют выделять цель и средства ее достижения; - Планируют и координируют свои действия; - Приобретут опыта различного взаимодействия, действуя в роли. - Общение со сверстниками и взрослыми происходит в соответствии с принятыми нормами общения в обществе, дети дружат между собой. |
Организация контроля за реализацией Программы | Контроль за реализацией программы осуществляет Заведующий ДОУ Заместитель заведующего по ВМР Совет педагогов Совет родителей (законных представителей) ДОУ |
Срок реализации Программы | 1 учебный год |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность дошкольников многогранна – это игры – драматизации, игры в кукольный театр, режиссерские игры. Она охватывает все стороны воспитания и дает возможность развивать способности каждого ребёнка: формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, способствуя освоению и развитию невербальных средств выразительности – мимики, жестов, позы, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию инициативы, творческой активности, помогая взрослым готовить костюмы и декорации к спектаклям самостоятельности, прививает устойчивый интерес к театру.
Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности, что включает в себя: -знание театра, как вида искусства; -эмоционально – положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально – игровой деятельности.
Специальные занятия и их участие в драматизациях, т.е. опыт собственной театральной деятельности, помогают сформировать у детей умение осознанно применять средства образной выразительности (интонация, жесты, мимика, позы, пантомимика), перевоплощаться (чувствовать и предавать характерные особенности образа), вести ролевой диалог, соединять речь с движениями и т.д.
В ходе обучения используются три выразительных языка: движение, музыка и слово. Развитие двигательных навыков не выделяются в самостоятельную задачу обучения, а включается в образно – игровой контекст заданий. Это позволяет подводить детей к тому, чтобы они в сотворчестве друг с другом и при некотором руководстве педагога могли «ставить» и выразительно показывать театрализованные представления по сюжетам сказок. Музыка тоже играет не последнюю роль в театрализованной деятельности дошкольников - игровой мир детей озвучен простейшими инструментами, часто сделанными самими детьми из всего, что они могут найти и приспособить. Развивая дар слова дети выполняют различные упражнения на правильность дыхания, дикции, артикуляции, знакомятся с приемами постижения и выражения художественного образа.
Для написания программы по дополнительной платной образовательной услуге была использована программа «Развитие» под ред. А.И. Булычевой, в частности такие её разделы, как «Ознакомление с художественной литературой», «Развитие речи», «Выразительные движения», «Режиссерская игра».
Работа с детьми дошкольного возраста (5л. -7л.) строится на программных произведениях, этюдах выразительных движений, руководстве режиссерскими играми. Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится с учетом программы «Развитие» и учетом запланированных мероприятий с детьми на учебный год (различные месячники, недели, декады, утренники, тематические мероприятия).
Художественные произведения и другой репертуар подобраны с учётом возрастных и психологических особенностей детей, каждый ребёнок участвует в представлении.
Занятия можно проводить в совместной деятельности, как в групповой комнате, так и в театральном классе.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста:
1 раздел - для детей 5лет- 6лет,
2 раздел - для детей 6лет-7лет.
Содержание каждого раздела соответствует особенностям развития умений и навыков детей данного возраста. Программа рассчитана на детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Отличительные особенности данной программы
На первом году обучения используется литературный материал в соответствии с программой «Развитие». На втором году обучения используются литературный материал в соответствии с комплексно-тематическим планированием. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Театральная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Материал, освоенный детьми, используется для участия детей в мероприятиях ДОУ, городских мероприятиях и расположенной в микрорайоне школой.
- Цель и задачи Программы
Цель: способствовать раскрытию творческого потенциала у детей, умению «владеть своим телом» через игры-«превращения», ритмические минутки.
Задачи:
1.Формировать интерес к театрально-игровой деятельности; навыки совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, организация выступлений детей старших групп перед младшими, приглашение ребят из других дошкольных учреждений.);
2.Развивать выразительность речи, мимику, жесты, связную речь; Побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей.
3.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на следующих принципах:
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Сочетается с принципами научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
Принцип возрастной адекватности, предполагающий подбор педагогам содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса, предусматривающий решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей раннего возраста.
Принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом.
1.1.3.Значимые характеристики для разработки
и реализации Программы
Характеристика образовательного учреждения
Учредитель | Департамент образования администрации города Нижневартовска |
Тип образовательного учреждения | Дошкольное образовательное учреждение |
Наименование образовательного учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 60 «Золушка» |
Вид | Детский сад |
Статус учреждения | Муниципальное |
Юридический адрес | Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Мира 23 Б, тел. 41-37-35 |
Регистрационное свидетельство | Серия № НВ-11 регистрационный №92643 |
Телефон/факс | (3466) 41-01-63 |
Е-mail | |
Сайт |
В том числе характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста:
Дошкольный возраст | ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. |
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
(5лет - 6лет)
Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В возрасте 5-6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»).
Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримёрная). Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.
Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения. Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
(6лет -7лет)
Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
1.2.1.Целевые ориентиры дошкольного образования
в соответствии с ФГОС ДО
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Планируемые результаты:
- Могут передавать характерные черты героев через выразительность мимики, жестов, интонационной выразительности;
- Могут вести диалог с партнером по разыгрываемой сцене по знакомым художественным произведениям;
- Умеют выделять цель и средства ее достижения;
- Планируют и координируют свои действия;
- Приобретут опыта различного взаимодействия, действуя в роли.
- Общение со сверстниками и взрослыми происходит в соответствии с принятыми нормами общения в обществе, дети дружат между собой.
Итоги предоставления дополнительной платной услуги по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей «Золотой ключик» предоставляются в результативных участиях детей в городских конкурсах, показательных выступлениях для родителей и детей детского сада (разыгрывании мини - сценок, сказок, басен, песенок, потешек, стихов).
1.2.2.Целевые ориентиры
на этапе завершения дошкольного образования
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре.
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
К концу учебного года дети:
- Могут передавать характерные черты героев через выразительность мимики, жестов, интонационной выразительности;
- Могут вести диалог с партнером по разыгрываемой сцене по знакомым художественным произведениям;
- Умеют выделять цель и средства ее достижения;
- Планируют и координируют свои действия;
- Приобретут опыта различного взаимодействия, действуя в роли.
- Общение со сверстниками и взрослыми происходит в соответствии с принятыми нормами общения в обществе, дети дружат между собой.
1.2.3. Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).
Цель: Определение уровня усвоения программных знаний, умений и навыков.
Для детей дошкольного возраста (5лет -6 лет)
№ | Ф.И. РЕБЕНКА Показатели | |||||||||||||||
1. | Развитие психофизических способностей:
| |||||||||||||||
2. | Умение проговаривать фразы: с различной силой голоса; определенной интонацией; | |||||||||||||||
3. | Использование подражательных навыков | |||||||||||||||
4. | Умение сочетать движения и речь | |||||||||||||||
5. | Умение выразительно произносить фразы, различную эмоциональную окраску. | |||||||||||||||
6. | Умение импровизировать. | |||||||||||||||
7. | Умение сам-но находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонации. | |||||||||||||||
8. | Умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. | |||||||||||||||
9. | Умение соотносить муз. произведение с характером движений выбранного персонажа. | |||||||||||||||
10. | Умение участвовать в театр-ной игре | |||||||||||||||
11. | Знание теневого театра | |||||||||||||||
13. | Знание русского фольклора | |||||||||||||||
14. | Умение адекватно выражать эмоции | |||||||||||||||
15. | Умение работать с воображаемым предметом | |||||||||||||||
16. | Умение использовать в театр игре все окружающее пространство | |||||||||||||||
17. | Умение отождествлять себя с заданным персонажем | |||||||||||||||
18. | Умение сам-но выбирать себе роль | |||||||||||||||
19. | Эмоциональное воспроизведение театр игры | |||||||||||||||
20. | Умение манипулировать верховыми куклами | |||||||||||||||
21. | Количество баллов | |||||||||||||||
22. | Уровень |
Низкий уровень: от 1-7 баллов.
Средний уровень: от 8- 15 баллов.
Высокий уровень: от 16- 20 баллов.
Для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет)
№ | Ф.И. РЕБЕНКА | |||||||||||||||
1. | Использует:
| |||||||||||||||
2. | Узнает пантаграммы:
| |||||||||||||||
3. | Согласовывает свои действия с действиями партнеров | |||||||||||||||
4. | Эмоционально воспринимает театр игры | |||||||||||||||
5. | Умеет импровизировать | |||||||||||||||
6. | Умеет инсценировать знакомые произведения | |||||||||||||||
7. | Активно общается в театр играх | |||||||||||||||
8. | Интонационно и выразительно передает характер персонажей сказки, его эмоциональное состояние | |||||||||||||||
9. | Участвует в драматизации литературных произведений | |||||||||||||||
10. | Знает театральные профессии: гример; костюмер; | |||||||||||||||
11. | Умеет взять на себя роль | |||||||||||||||
12. | Знает русский фольклор | |||||||||||||||
13. | Умеет адекватно выражать желания | |||||||||||||||
14. | Знает о:
| |||||||||||||||
15. | Умеет манипулировать:
| |||||||||||||||
16. | Умеет анализировать проигранную ситуацию | |||||||||||||||
17. | Количество баллов | |||||||||||||||
18. | Уровень |
Низкий уровень: от 1-5 баллов.
Средний уровень: от 6-12 баллов.
Высокий уровень: от 13-16 баллов.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей и охватывает следующую структурную единицу, представляющую определенные направления развития и образования детей (образовательные области) (п.2.6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"):
- художественно-эстетическое развитие - предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание указанной образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целью и задачами Программы и может реализовываться в театрализованной деятельности.
2.2. Комплексно-тематическое планирование
для детей дошкольного возраста (5лет-6 лет)
Месяц | Театрализованная деятельность | Атрибуты | Примечание |
Сентябрь (4 занятия) | Эпизод из сказки «Три медведя» (столовая) Задача: Знакомить со способом передачи образа при помощи имитирующих и условно-игровых движений (ходьба, движение ложкой, качание на стуле.). | Костюм Машеньки, Маски или элементы костюмов 3-х медведей, театр. атрибуты : стол, стул, посуда. | Совместная деятельность в театральном классе |
Октябрь (4 занятия) | Этюды из сказки «Лиса, заяц и петух» Задача: Учить детей передавать состояние героев, через мимику, жесты и голосовую интонацию. | Костюмы персонажей сказки, декорации домиков, атрибуты персонажей | Совместная деятельность в театральном классе |
Ноябрь (5 занятий) | Эпизоды из сказки «Волк и семеро козлят» ( Первый и второй приходы волка к козлятам). Задача: Побуждать к поиску образных движений, передающих внешние действия персонажа (волка). | Декорация домика, костюм волка, маски козлят. | Совместная деятельность в театральном классе |
Декабрь (4 занятия) | Эпизод из сказки «Снегурочка и лиса» Задача: Формировать простейшие образно-выразительные умения ( Н-р, имитировать характерные движения сказочных героев.) | Декорация дерева, костюмы снегурочки и лисы. | Совместная деятельность в театральном классе |
Январь (3 занятия) | Этюд сказки «Пых». Задача: Учить мимикой, жестами, интонацией выражать характер героев. | Маски: бабушки, дедушки, ёжика. | Совместная деятельность в театральном классе |
Февраль (4 занятия) | Инсценировка сказки «Смоляной бычок» Задача: Побуждать детей к свободной импровизации движений, которая выражает характерную особенность персонажа ( юмор). | Маски: дедушки, внучка, зайца, волка, медведя, костюм бычка. | Совместная деятельность в театральном классе |
Март (4 занятия) | Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой» Задача: Учить развивать творческое содружество в детском коллективе. | Маски: лисички, курочки, гуся, уточки и т.д. | Совместная деятельность в театральном классе |
Апрель (5 занятий) | Этюд сказки «Братец Лис и Братец Кролик » на развитие выразительности жестов. Задача: Формировать интонацию и мимическую выразительность речи. | Маски: Кролика, Лиса, макет кустарника и « смоляного чучелко». | Совместная деятельность в театральном классе |
Май (3 занятия) | Инсценировка сказки «Рукавичка» Задача: Подводить к самостоятельному подбору жестов, подходящих по смыслу, игровой ситуации. | Маски: дедушки, животных. | Театральная студия в театральном классе |
Комплексно – тематическое планирование для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет)
Месяц | Театрализованная деятельность | Атрибуты | Примечание | |
Сентябрь (4 занятия) | Инсценировка сказки И.Соколова-Микитова «Листопадничек» Задачи: Разыгрывать диалоги . Развивать мимику, жест, умение интонационно выразить удивление, испуг, радость. | Декорации леса. Костюмы персонажей сказки. | Демонстрация посредством участия в осенних развлечениях групп детского сада «Осенины» | |
Октябрь (4 занятий) | Подготовка к развлечению «Радуга» (правовое воспитание) | Костюмы разных народов | Участие в празднике дружбы народов «Радуга» | |
Ноябрь (5 занятий) | Игра – драматизация с тематикой по профилактике нарушений дорожного движения | Светофор, дорожные знаки, жезл работника ГИБДД, «зебра»и т.д. | Театр для детей всех групп | |
Декабрь (4 занятия) |
| Костюмы, декорации. | Участие в Новогодних утренниках в группах детского сада. | |
Январь (3 занятия) | Разыгрывание различных фольклорных прибауток, присказок, кричалок | Декорации леса, огня. Искусственные цветы, костюмы персонажей сказки (элементы костюмов). | Участие в празднике «Коляда – маляда, открывай ворота» для детей всех групп. | |
Участие в празднике «Проводы зимы» для детей всех групп. | ||||
Февраль (4 занятия) | Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев» Задача: Учить детей воспроизводить отдельные черты характера через выразительность речи. | Костюмы | Театр для детей всех групп | |
Март (4 занятия) | Инсценировка стихов к празднику 8 Марта Игры –драматизации по данной теме | Нарядные костюмы, платья | Участие в празднике «8 Марта праздник мам» для детей всех групп | |
Инсценировка стихов ко дню города Игры –драматизации по данной теме | Участие в КВН «Мой город» | |||
Апрель (5 занятий) | Игра – драматизация с тематикой по профилактике пожарной безопасности | Костюмы, имитация огнетушителя | Представление для детей младших групп | |
Май (3заня-тия) | Кукольный театр ПДД | Дорожные знаки, костюмы, жезл | Представление для детей младших групп |
III. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение реализации Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания отвечает:
-санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
-правилам пожарной безопасности;
-возрасту и индивидуальным особенностям развития детей;
-требованиям развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО;
-оснащено учебно-методическим комплектом.
Для реализации данной программы в дошкольном образовательном учреждении созданы максимальные условия: в ДОУ оборудовано помещение – «Театральный класс»
3.2. Объем образовательной нагрузки (учебный план)
Наименование услуги | Форма проведения | Количество детей | Длительность занятия (мину-ты) | Количество занятий в неделю на одну группу | Количество занятий в месяц на одну группу | Количество занятий в год на одну группу | Исполни-тель |
Обучение по дополнительной платной образовательной услуге по развитию театральных способностей для детей дошкольного возраста (5лет -7лет) «Золотой ключик» | Груп- повая | 6 | 30 | 1 | 4 | 36 | Педагогический работник |
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды
№ | Наименование | Кол-во |
Искусственные цветы | набор | |
Корона для Снегурочки | 1 | |
Костюм Машеньки | 1 | |
Костюмы разных народов | набор | |
Костюмы персонажей к сказке «Двенадцать месяцев» | набор | |
Костюм волка | 1 | |
Костюм лисы | 1 | |
Костюм Снегурочки | 1 | |
Маска бабушки | 1 | |
Маска бобра | 1 | |
Маска дедушки | 1 | |
Маска внучки | 1 | |
Маска волка | 1 | |
Маска гуся | 1 | |
Маска ёжика | 1 | |
Маска зайца | 2 | |
Маска козлят | 1 | |
Маска курочки | 1 | |
Маска лисички | 1 | |
Маска медведя | 3 | |
Маска Огня | 1 | |
Маска уточки | 1 | |
Декорация Домики | 1 | |
Декорация деревья | 1 | |
Декорация Огонь | 1 | |
макет кустарника | 1 | |
Макет «смоляного чучела-бычка» | 1 | |
Накидка «Светофор» | 1 | |
Накидки «дорожные знаки» | набор | |
Накидка «зебра» | 1 | |
Жезл работника ГИБДД | 1 |
IV. Заключительный раздел
4.1. Контроль за реализацией программы.
Вид контроля | Содержание контроля | Форма предоставле-ния информации |
Текущий контроль | организация занятий с детьми | справка |
Итоговый контроль | уровень усвоения программы воспитанниками, посещающими занятия в начале, середине, конце учебного года. | справка |
Фронтальный контроль | соблюдение санитарно-гигиенических требований к режиму занятий | справка |
Инспекционный контроль | проверка результатов деятельности с целью установления использования исполнения законодательства | справка |
4.2. Механизм реализации Программы
Список литературы
1 | Антипина А.Е. «Театральная деятельность в детском саду» Москва 2006. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей дошкольного возраста «Веселые узоры»
Рабочая Программа представляет собой детально разработанную систему нетрадиционного рисования с детьми в кружке по изодеятельности в условиях детского сада. В программе сформулированы общие разв...
Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей» «Театральный салон»
Театр – это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде....
Программа «Золотой ключик» дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей»
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности с использованием различных видов кукольного театра. По данной программе могут заниматься дошкольники 3 - 7 лет (младшая, ...
Программа дополнительной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей» на 2019 – 2020 учебный год
Данная программа актуальна тем, что обеспечивает разностороннее развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных, психологи...
Программа по дополнительной платной услуге по проведению занятий в спортивных и физкультурных секциях для детей дошкольного возраста (5лет-6 лет) «Будь сильным»
Программа по дополнительной платной услуге по проведению занятий в спортивных и физкультурных секциях для детей дошкольного возраста (5лет-6 лет) «Будь сильным» Направлена...
Дополнительная образовательная программа платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей 3 - 5 лет»
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства....
«В гостях у сказки» платная услуга по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей.
laquo;В гостях у сказки» платная услуга по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей....