Дополнительная образовательная программа платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей 3 - 5 лет»
методическая разработка
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dpou_teatr_i_g_17.02.22.docx | 64.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 61 "СОЛОВУШКА"
Дополнительная образовательная программа
платной образовательной услуги
«Проведение занятий по развитию
театральных способностей у детей 3 - 5 лет»
Подготовила: Шамсутдинова И.Г.
г. Нижневартовск
ОГЛАВЛЕНИЕ
| ||
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1 | Цели и задачи Программы | 4 |
1.1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.2 | Планируемые результаты | 5 |
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы | 5 | |
1.3 | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | 5 |
1.4 | Характеристики особенностей развития детей | 5 |
| ||
2.1 | Описание образовательной деятельности по развитию познавательных способностей у детей | 7 |
2.2 | Содержание деятельности и формы работы | 7 |
2.3 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 9 |
| ||
3.1 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 10 |
3.2 | Кадровые условия реализации Программы | 10 |
3.3 | Материально-техническое обеспечение Программы | 10 |
3.4 | Планирование образовательной деятельности | 11 |
3.4.1 | Учебный план | 11 |
3.4.2 | Расписание непосредственно образовательной деятельности | 11 |
3.4.3 | Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию художественно-эстетических способностей | 12 |
3.5 | Перечень литературных источников | 18 |
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Образовательная деятельность по развитию художественно-эстетических способностей у детей представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Игры по развитию художественно-эстетических способностей пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Участвуя в играх по развитию творческих способностей, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе по развитию творческих способностей, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а также координировать свои функции.
Большое и разностороннее влияние игр по развитию художественно-эстетических способностей на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, поскольку малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.
Таким образом, образовательная деятельность по развитию творческих способностей позволит педагогу эмоционально раскрепостить детей, снять у них зажатость, заторможенность, обучить чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование.
В составленной Программе детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т. е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия по развитию творческих способностей активизировали у детей мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.
Программа осуществляет театрализованное развитие детей 3-5 лет в процессе разнообразной художественной деятельности – изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и др.
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что обеспечивает разностороннее развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Большинство методических разработок, авторских программ, пособий ориентированы на старший дошкольный возраст. Таким образом, развитие творческих способностей детей средствами театра, начиная уже с 4 лет, является актуальным направлением воспитательно - образовательной работы. Опираясь на особенности нервно – психического развития детей среднего возраста (4–5 лет), а именно: «У детей 4–5 лет происходит бурное развитие клеток головного мозга. С этим связано интенсивное нервно-психическое развитие ребенка. Развиваются его творческие способности. Успешно развивается художественная деятельность. Ребенок с удовольствием рисует, поет и танцует. Также любит слушать знакомые сказки и стихи, рассматривать иллюстрации в книгах, может выучить стихотворения наизусть, отличить прозу от поэзии, определить по звучанию музыкальный инструмент. Многим детям нравится принимать участие в театральных постановках.
Программа по развитию театральных способностей у детей разработана на основании:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Программа развития МБДОУ на 2015-2020гг.
Срок реализации Программы – 1 год.
Программа разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ
1. М.О.Миханева «Театрализованные занятия в детском саду»
2. Т.Н. Караманенк, Ю.Г. Караманенко - «Кукольный театр дошкольникам»
3. Т.Н.Доронова - «Играем в театр»
4. Ирина Медведева и Татьяна Шишова – «Улыбка судьбы»
Срок реализации Программы – 1 год.
- Цель и задачи Программы
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы:
- обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;
- привлекать детей к участию в театрализованной игре. Совершенствовать артистические
навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их
исполнительские умения;
- обогащать театральный опыт ребёнка: знания детей о театре, его истории, театральных
профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
- совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах
манипуляции театральными куклами разных систем;
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения
образа, а также их исполнительские умения;
- формировать у детей простейшие образно - выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных;
- формировать интерес к деятельности, активно используя игру, нетрадиционные
художественные техники и материалы, учитывая индивидуальные особенности каждого
ребёнка;
- развивать художественные способности детей;
- активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- Принципы и подходы к формированию Программы
• концентрический принцип;
• художественно-эстетический принцип;
• принцип гуманитаризации образования;
• коммуникативно-деятельностный подход;
• личностно-ориентированный подход.
Формы работы:
- Рассказы воспитателя о театре;
- Беседы-диалоги;
- Чтение литературы;
- Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям;
- Организация спектаклей;
- Оформление фотоальбома
Виды деятельности по развитию театральных способностей
- Настольный театр игрушек;
- Фланелеграф;
- Игры – драматизации с пальчиками;
- Импровизация;
- Игра-драматизация.
- Планируемые результаты
Целевые ориентиры на этапе освоения Программы
Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации.
- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
- Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность).
- Умение правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
- Овладение навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке
Итогом реализации программы являются показ спектаклей в детском саду для родителей, сотрудников, воспитанников ДОУ, составление фотоальбома.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности, и как они изменяются со временем. У педагогов, работающих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка, специфическом характере развития каждого из них.
Программа ориентирована на ребенка дошкольного возраста и нацелена на индивидуальное раскрытие и развитие каждого ребенка.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей во время организованной игровой деятельности, во время выступлений детей театральной студии - показа спектаклей.
- Характеристика особенностей развития детей
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими:
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших дошкольников, но это не означает, что приобщать детей к данному виду игры можно только в старшем возрасте. Детям младшего дошкольного и даже раннего возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки. Маленьким детям нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку. Яркие впечатления, оставленные сюжетной игрой взрослого с ребенком, будут той первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие качества детей.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по развитию
театральных способностей у детей
Количество занятий - 2 занятия в неделю. Продолжительность занятий – 20 минут.
Оптимальное количество детей – 10 человек. Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста с 3 до 5 лет.
Учебный план состоит из 65 занятий, 4 из которых отводятся на мониторинг в октябре 2 занятия на 1 рабочей неделе и в мае 2 занятия на 36 рабочей неделе.
Каждое занятие состоит из нескольких частей.
Вводная часть:
Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми, дыхательная разминка
Основная часть:
Цель основной части занятия. Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей. Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре. Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо. Продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле.
Завершающая часть:
Целью учить работать над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.
2.2. Содержание деятельности и формы работы
Методика занятий по развитию театральных способностей у детей с 3 до 5 лет
Дополнительный образовательный процесс направлен на развитие ребенка в двух направлениях:
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятия их сценического волнения и т. п.
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств, сценической выразительности, отработка мизансцен, овладение приемами грима и т. п.
Помочь маленькому актеру работать над собой и над ролью является довольно сложной задачей. Педагог может эффективно решить её лишь при условии, что он не будет переносить в работу с детьми методы и приемы школ-студий актерского мастерства для взрослых.
Наш подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на основе ведущей деятельности дошкольников - игре. Но несмотря на то, что ребенок «играет в театр», а профессиональный актер действует по законам актерского мастерства, у них много общего. Поэт и искусствовед Максимилиан Волошин рассуждал по этому поводу так: «Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники - ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении - это те, которые сумели не вырасти. Все, что не игра - то не искусство».
Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных, эмоциональных состояний. Но, с другой стороны, необходимо вооружить их элементарными приемами актерской техники. Как это сделать?
Мы предлагаем работу с детьми построить следующим образом.
Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений, которые после разучивания с педагогом, надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.
Формы организации по развитию творческих способностей у детей в детском саду
Типы занятий
Исходя из задач по развитию по развитию театральных способностей с дошкольниками, определяется ее содержание работы в детском саду. При этом формы организации могут быть различными. Например, Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова выделяют: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия. Основная форма - занятие. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.
Формы организации по развитию творческих способностей у детей:
Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова выделили следующие типы театральных занятий:
- Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве).
- Доминантные - доминирует один из указанных видов деятельности.
- Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т. п.
- Комплексные - используется синтез искусств, дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы). Объединяются все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ.
- Интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность.
- Репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов.
Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников.
Предполагаемые результаты:
Дети 3- 4 лет:
- Иметь способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения
- Умение подражать образу героев
- Обладать умением работать в коллективе
Дети 4 -5 лет:
- Иметь способность к обыгрыванию любого сюжета художественного произведения
- Передавать образ героя мимикой, жестами
- Умение управлять куклами в соответствии с текстом художественного произведения
- Обладать умением работать в коллективе
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Ведущие цели взаимодействия с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания.
- Встречи с родителями
- Индивидуальные беседы
- Совместная деятельность (подготовка к спектаклям)
Месяц | Формы работы | Участники | Задачи |
Октябрь | Анкетирование «Нужны ли кружки в ДОУ для детей?» | Родители, воспитатели | Формирование и подкрепление у родителей установки на сотрудничество. |
Ноябрь | Памятка для родителей «Как организовать театр дома?» | воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности |
Декабрь | Семинар- практикум «Организация театрально-игровой деятельности в домашних условиях», с использованием мультимедиа-презентацией, выставка видов театра | Родители, воспитатель, старший воспитатель | Заинтересованность родителей в том, что есть в группе и что нужно детям с предложениями продолжить обогащать развивающую среду группы и в других направлениях, создавать условия для творческого развития детей. |
Январь | Показ театрализованного представления кружка «В гостях у сказки» Издательская деятельность: буклеты «Играем дома с родителями» | Родители, дети, воспитатель, старший воспитатель | Развивать интерес к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству со своим ребёнком |
Февраль | Фото- стенд «Театральная семья» Оформление папки-передвижки «Ты детям сказку расскажи», «Поиграйте в кукольный театр дома» | Родители, дети, воспитатель | Способствовать освоению активной позиции родителями в деятельности детского сада. |
Март | Папка -раскладушка «Театрализованная деятельность дошкольников» | Воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности |
Апрель | Фотоальбом: «Театрализованная деятельность в детском саду» Выставка театральных кукол, сделанных руками родителей. Шитьё костюмов для сказки | Родители, Воспитатель | Вызвать интерес у родителей к жизни ДОУ Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы в театральном уголке, помощь в подготовке атрибутов для выступлений, детских костюмов. |
Май | Анкетирование Подведение итогов кружка «В гостях у сказки»: показ сказки «Волк и семеро козлят на современный лад» родителям воспитанников | Родители, дети, воспитатель | Подведение итогов работы кружка «В гостях у сказки» |
III. Организационный раздел
3.1 Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды
Занятия по развитию театральных способностей у детей проводятся в кабинете дополнительного образования два раза в неделю по 20 мин. Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста с 3 до 5 лет.
Вид | Основное предназначение | Оснащение |
Театральная студия | Развитие театральных способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности Расширение познавательного сенсорного опыта детей Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта | Набор пальчиковых кукол. Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов. Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, гитара, губная гармошка. Аудиосредства (музыкальный центр; наборы СД с записями музыкальных произведений). Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.) Различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой). |
3.2 Кадровые условия реализации Программы
Сведения о педагоге:
Шамсутдинова Инна Геннадьевна
Образование – высшее
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы.
Материально-техническое обеспечение программы соответствует:
1) требованиям, определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
2) требованиям, определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
3) требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
4) оснащенности помещения развивающей предметно-пространственной средой;
5) требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию дополнительной образовательной программы по развитию театральных способностей у детей.
№ | Наименования | Количество |
1. | Мольберт | 1 шт. |
2. | Домик – для обыгрывания сказок | 1 шт. |
3. | Костюмы для героев | 10 шт. |
4 | Театр теней | 2 шт. |
5 | Театр марионеток | 15 шт. |
6 | Театр пальчиковый | 2 шт. |
7 | Театр Би-ба-бо | 8 шт. |
8 | Театр на перчатке | 10 шт. |
8 | Театр ложек | 10 шт. |
10 | Напольный театр | 2 шт. |
11 | Театр масок | 12 шт. |
12 | Куклы на гапите | 14 шт. |
3.4. Планирование образовательной деятельности
3.4.1 Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Форма проведения | Кол-во детей | Длитель ность занятия (минуты) | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Количество занятий в год |
Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей 3 – 5 лет | групповая | 10 | 20 | 2 | 8 | 64 |
3.4.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности
Наименование занятий | День недели | Время и место проведения | Исполнитель |
Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей | Вторник Пятница Вторник Пятница | 1,3 неделя 17.00-17.20 2,4 неделя 17.00-17.20 | Воспитатель |
2.4.3. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
по развитию театральных способностей у детей 3 - 5 лет
Месяц | Тема занятия | Цель |
Октябрь
| «Давайте познакомимся» | Вызвать интерес к театрализованной игре при помощи сказок, потешек. |
«Лошадка» | Развитие имитационных способностей. | |
«Пойми меня!» | Учить отгадывать загадки, развивать речь, умение строить диалог. | |
«Для деда, для бабы Курочка - Ряба яичко снесла золотое» | Развитие двигательной активности детей. | |
«Ходит осень по дорожке» (по сказке «Теремок») | Пополнение словаря, учить выражать эмоции через движения и мимику. | |
«Выйдем в сад» | Учить, красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения; учить ощущать мышечную свободу, расслабленность; побуждать к звукоподражанию, экспериментировать со звуками. | |
«Колобок не тот, а другой» | Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми. | |
Игра-спектакль «Колобок» (настольный театр фанерных фигур) | Учить разыгрывать знакомую сказку в настольном театре; учить входить в роль. | |
Ноябрь | «Овощи на грядке» | Учить отождествлять себя с театральным персонажем, закреплять знания об окружающем. |
«В огороде заинька» | Вовлекать детей в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой; дать пример диалога с героем; учить детей, ориентироваться в пространстве, выполняя несложные движения. | |
Чтение стихов А.Барто | Помогать детям, находить средства выражения образа в движении. | |
«Козочки и волки» | Учить восприятию сюжета игры; побуждать к участию в игровом сюжете; упражнять в звукоподражании; учить детей, взаимодействовать друг с другом в игре; учить, выразительно двигаться в подвижной игре. | |
«Сказка – ложь, да в ней намек» | Учить, внимательно вслушиваться в рассказ воспитателя и отвечать на вопросы по его сюжету. | |
«В театре кукол» (Волк и семеро козлят) | Знакомить с искусством театра; дать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты); учить правилам поведения в театре; учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков музыкального вступления, внимательно слушать сказку; учить рассказывать о своих первых впечатлениях сразу по окончании спектакля. | |
«Зайцы на полянке» | Побуждать к образному воплощению в роли; учить, выразительно двигаться; дать интонационно - образное представление о сказке «Заяц - Хваста»; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах. | |
«Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет» | Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться. | |
Декабрь | «Виды транспорта» | Развивать способность работать с воображаемыми предметами, развивать фантазию и память |
«Ловкий мышонок» | Дать прикладное понятие о колыбельной; приобщить детей к колыбельной песне; будить воображение детей; познакомить со сказкой В. Бианки, учить отвечать на вопросы по содержанию; вовлечь в игровой сюжет; учить, самостоятельно действовать в игре. | |
«У куклы Кати день рождения» | Дать представление о том, как вести себя на дне рождения; побуждать детей к активности и инициативности; вызывать положительные эмоции; способствовать импровизации; учить вступать в игре в диалог. | |
«Кошка и ее котята» | Познакомить со сказкой «Кошка и котята» и театром на фланелеграфе; развивать сопереживание; учить, внимательно слушать сказку; учить отвечать на вопросы по ее содержанию. | |
«Мамины детки» | Учить показывать сказку на фланелеграфе; учить пересказывать содержание знакомой сказки; дать заряд положительных эмоций в этюдах и играх; побуждать к воплощению в игровой образ; развивать сопереживание, чуткое отношение к другому. | |
«Звери в гостях у Снегурочки» | Вызвать желание участвовать в играх-драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения. | |
«Ладушки» | Приобщать детей к русской национальной традиции; упражнять в пальчиковой гимнастике; учить, отчетливо проговаривать слова в потешках; включать детей в игровой сюжет; вызвать положительный эмоциональный отклик на произведения фольклора; порадовать детей. | |
Сказка в театре перчаток «Как гуси на юг собрались» | Учить, детей выразительно играть роли в небольших сценках; учить взаимодействию в ролевой игре; развивать воображение детей в этюдах. | |
Январь | «Игра в спектакль» | Приобщить детей к драматизации; способствовать свободному пересказу знакомой сказки; учить готовить самостоятельно все необходимое для своего спектакля; учить, партнерскому взаимодействию; воспитывать чувство коллективизма. |
Кукольный спектакль (театр бибабо) «Девочка и лиса» | Учить, внимательно смотреть и слушать сказку; учить прослеживать сюжетные линии. | |
«Встали детки в кружок – закружились как снежок | Продолжать учить детей, импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений. | |
«Мешок с сюрпризом» (театр на картоне) | Побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие. | |
«Путешествие на автобусе» | Учить детей, вступать во взаимодействие в сюжетно-ролевой игре и распределять роли; развивать двигательную активность детей; учить, внимательно слушать сказку, следить за сюжетом; дать представление о театре игрушек на ковре. | |
«Зимние забавы» | Создать атмосферу волшебства, сказочности; учить детей, придумывать игровые ситуации; развивать творческое воображение детей; порадовать и увлечь детей игровой ситуацией. | |
Пальчиковая театрализованная игра «Зайчик и лиса» | Учить, детей выразительно играть роли в небольших сценках; учить взаимодействию в ролевой игре; развивать воображение детей в этюдах. | |
«Прогулка с куклами» | Развивать воображение детей, учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; побуждать, эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства. | |
Февраль | «Сказка о глупом мышонке» | Побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. |
Игра с чистоговорками | Учить делать интонационное ударение на нужном слове, произносить слова с различной интонацией. | |
«Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один»
| Познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и петух»; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. | |
«Дуют ветры в феврале» | Рассказать об армии; показать солдат как защитников; вовлекать в ролевую игру; учить, ритмично двигаться в соответствии с ритмом стиха и музыки; упражнять в звукоподражании; учить выполнять правила. | |
«Сказки из сундучка» (Сказка о том, как лисенок ждал зиму) | Познакомить детей с новой сказкой; учить, внимательно слушать ее; пробудить желание обыгрывать понравившуюся сказку в пластических этюдах; прививать умения выразительно двигаться. | |
«Заюшкина избушка» | Учить детей, слушать сказки, побуждать к участию в театрализованной игре. | |
«Без друзей нам не прожить ни за что на свете» | Учить детей, отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным. | |
«Растем здоровыми и крепкими» | Призывать к здоровому образу жизни; научить детей, импровизировать в сюжетно - ролевой игре; учить обустраивать место игры; дать представление о работе врача; учить вступать в ролевой диалог; стимулировать двигательную активность детей. | |
Март | «В гости к ежику и лисе» | Учить детей, интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. |
«Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!» | Учить детей, рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре. | |
«Играем в профессии» | Дать детям элементарное представление о профессиях; воспитывать уважение к людям труда; дать нравственные ориентиры в профессиональных качествах (хороший повар – плохой повар); побуждать к включению в игру -импровизацию. | |
«В гости пальчики пришли» | Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей, интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу. | |
«Спешим на представление» («Заюшкина избушка» в кукольном театре бибабо) | Вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию; познакомить со сказкой; учить, внимательно смотреть и слушать сказку; приобщать детей к русской народной традиции; порадовать детей. | |
«У меня полно хлопот» | Привлечь внимание детей к праздничной дате (8 Марта); вызвать эмоциональный отклик к теме материнской заботы и любви; побуждать к импровизации; учить ролевому поведению. | |
«Смоляной бычок» | Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. | |
Игра с чистоговорками | Учить детей, логически выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса. | |
Апрель | «Живой уголок» | Вовлечь детей в игровой сюжет; учить вступать в диалог, вести сюжетную канву; приобщать к фольклорным жанрам; учить разыгрывать потешки. |
Разыгрывание мини-сценки «Еж и лиса» | Развивать воображение и способность к творчеству, воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения. | |
«Воробей и кот» | Учить детей, слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение. | |
«Веселые карусели» | Побуждать детей к двигательной импровизации; добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа; давать примерные образцы воплощения роли. | |
«За город» | Вовлечь детей в игры-импровизации; развивать воображение детей, учить воплощать роль; учить отражать в ролевом поведении характер героя; учить отражать образ в музыкальной импровизации. | |
«Во дворе» | Учить детей, сочувствовать животным; учить придумывать истории; развивать эмоциональную сторону речи; побуждать к двигательной импровизации; развивать артистические качества; учить строить сюжетную линию на основе наводящих вопросов; учить разыгрывать сюжет в настольном театре мягкой игрушки. | |
Пальчиковые игры | Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью, познакомить детей с театром рук. | |
«Сколько музыкантов, столько и талантов» | Пробудить интерес к драматизации; способствовать развитию артистических навыков; формировать эмоциональную отзывчивость на ролевую игру; развивать интонационную сторону речи; учить воплощать роли с воображаемыми предметами. | |
Май | «Свет мой зеркальце скажи» | Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. |
«Ладушки-ладошки» | Учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя: воспитать доброжелательные отношения и партнерские качества; развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору. | |
«На болоте две подружки, две зеленные лягушки» | Развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей, использовать в игре все пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций. | |
Игры на имитацию движений | Учить длинному выдоху, способствовать возникновению партнерских взаимоотношений в игре. | |
«Дайте только срок, построим теремок!» | Продолжать учить детей, отгадывать загадки; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь; развивать воображение. | |
«Два веселых гуся» | Развить память физических ощущений; учить, интонационно - выразительно проговаривать фразы; воспитать бережное отношение к окружающему миру; развить пантомические навыки. | |
«Пчелки и медведь» | Развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорки, развивать творческие способности детей. | |
Мониторинг | С целью выявления уровня освоения детьми программного материала. |
3.5. Перечень литературных источников
1.М.О.Миханева « Театрализованные занятия в детском саду»
2.А..Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»
3. Т.Н. Каараманенко, Ю. Г. Каараманенко, «Кукольный театр - дошкольникам»
4. И. Мдведева, Т. Шишова « Улыбка судьбы»
5. Соловцова А. С. «Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
6. Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-5 лет, 5-7 лет
Дополнительные платные услуги предоставляются в целях выполнения социального заказа семьи, а также привлечения средств из дополнительных источников финансирования. В соответствии со своими уставными...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 6-7 лет «Бумажные превращения»
laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию театральных способностей у детей 5-7 лет «Юный театрал»
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию театральных способностей у детей 5-7 лет «Юный театрал»...
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия»
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия&r...