Обучение детей грамоте в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Обучение детей грамоте в старшей группе «Волшебная шкатулка тётушки Азбуки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_gramote_v_starshey_gruppe.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по обучению детей грамоте. «Волшебная шкатулка тётушки Азбуки»
Задачи:
-формировать умение называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;
-развивать интонационную выразительность;
-развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;
-закрепить знание гласных и согласных звуков;
-упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом;
-закрепить умение делить слово на слоги.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От тётушки Азбуки из страны Буквляндия»! Давайте её откроем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда шкатулку и письмо)
Воспитатель: Шкатулка-то не простая! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Тётушка Азбука из страны Буквляндия! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарок в шкатулке. Но шкатулка волшебная, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и шкатулка откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Тётушка Азбука »
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в шкатулке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Вот уж чудо так уж чудо,
И взялось оно откуда?
Я смотрюсь в него всегда,
Ну а вижу лишь себя.
Из стекла, но не окно,
Что же это?..
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме тётушки Азбуки! Справимся с этим заданием — один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Помощники тётушки Азбуки принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый
звук?
Дети: М-м-м…
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а…
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание./
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Тётушка Азбука очень любит стихи. Однажды она начал вспоминать их, но… забыла слова. Давайте поможем Тётушке!
1.Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури…(альбатрос)
2.Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (автомобиль)
3.Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все… (алфавит)
4. Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз)
5. На ветке не птичка —
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?... (Белка)
6. Она весну встречает –
Серёжки надевает.
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь …(берёзку)
(По окончании выполнения задания дети получают второй ключ)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Тётушки Азбуки:
У него четыре ножки,
Он не ходит по дорожке,
Он не прыгает, не скачет,
Не смеётся и не плачет.
Тихо у стены стоит –
Кто устал – присесть велит.
Дети: Стул!
(Дети достают ключ, он находится на стуле)
Задание №3.
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.
«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та — ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Вопросы к детям:
Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.
(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.
Физкультминутка «Листочки».
Ветер северный подул –
«С-с-с», - все листья с липы сдул.
Полетели, закружились,
На землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил.
Снег потом припорошил, их накрыл.
Движения соответственно тексту.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Нарисует он картину
Натюрморт или пейзаж
Остроносый, тонкий, длинный,
Деревянный.. (Карандаш)
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №4.
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать)
(Дети справляются с заданием, получают четвёртый ключ).
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Соберу красивый дом,
Разберу его потом.
Уберу я до поры
Все детали для игры.
(Дети отгадывают: Конструктор. Находят ключ.)
Задание №5.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Воспитатель: Слушайте последнее, пятое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети получают пятый ключ, и шкатулка открывается. (в шкатулке лежат медали за их достижения)
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшем дошкольном возрасте
Конспект занятия по грамоте целью которого является познакомить детей с гласным звуком О , формировать умение определять положение звука в слове....
Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. «Ракета летит к звёздам»
Детям предлагается отправиться в космическое путешествие. Но для начала необходимо подготовиться к такому путешествию и вспомнить всё необходимое о звуках, словах, предложениях. Во время полёта дети...
План-конспект образовательной деятельности по развитию фонетико- фонематической стороны речи и обучению элементам грамоты в старшей группе по теме :"Звук О "
Цель: Создание условий для формирования представлений о звуке О . Задачи:Уточнить артикуляцию и акустическую характеристику звука [О].Закрепи...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по звуковой культуре речи и обучению элементам грамоты в старшей группе "Зима.Знакомство с буквой «С» и звуком [с]."
Уточнить и расширитьсловарь по теме "Зима". Учить детей четко и правильно произносить звук [с]....
Конспект ООД по обучению детей чтению в старшей группе на тему "Грамотеи"
Целью данного ООД является формирование у детей навыков слогового чтения....
Конспект НОД по обучению детей грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград»
Конспект НОД по обучению детей грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград»...
План- конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Р], [P`]. Буква Р»
Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. Тема: "Звуки [Р], [Р`].Буква Р"...