Конспект занятия познавательному развитию «Путешествие по Югории»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Югории» для детей старшей группы компенсирующей направленности с детьми с ТНР (Номинация «Окружающий мир Югры»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п.Малиновский»
Конспект
занятия познавательному развитию
«Путешествие по Югории»
для детей старшей группы компенсирующего вида с детьми с ТНР
(Номинация «Окружающий мир Югры»)
Авторы:
воспитатель Лелюхина Лидия Фаритовна,
учитель-логопед Кудрина Наталья Владимировна
п. Малиновский, 2019 г.
Цель: Расширять представление детей об окружающем мире Югры: природе родного края, его животном мире.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Расширять представления о природе родногокрая, коренном населении ХМАО;
- знакомить детей с традициями и обычаями коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать логическое мышление, делать выводы, правильно строить предложения;
- Развивать у детей интерес к проблемно-поисковой деятельности;
- Развивать воображение детей;
- Развивать и активизировать словарный запас по теме;
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать любовь к малой Родине;
- Воспитывать желание изучать свою малую Родину;
- Воспитывать желание активно работать на занятии.
Интеграция образовательных областей:Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности и формы работы:игровая, коммуникативная, проблемно-поисковая, исследовательская.
Формы организации детей: подгрупповая
Место проведения: музыкальный зал.
Количество детей: подгруппа 6-8 человек.
Демонстрационный материал: презентация «Путешествие по Югре», картинки деревьев, мешочек с кубиками (на них фото с достопримечательностями п. Таёжный),«Дерево желаний», ленточки.
Раздаточный материал: корзинки для сбора грибов и ягод,
Оборудование: деревья, проектор, экран, ноутбук, колонки, указка.
Предварительная работа:заучивание с детьми стихотворений, рассматривание альбомов с иллюстрациями быта коренного населения ХМАО, чтение детям легенд из сказок.
Словарная работа:шаманы, урманы, коренное население
Ход занятия
Слайд № 1. Титульный слайд
Дети входят в музыкальный зал с воспитателем, их встречает учитель-логопед.
- Организационный момент.
Учитель-логопед: Здравствуйте ребята! Вуща Вула! Я поздоровалась с вами на хантыйском языке. Поздоровайтесь и вы со мной так же.
(Дети здороваются на хантыйском языке)
Дети: Здравствуйте! ВущаВула!
Воспитатель: 10 декабря Югре исполняется 85 лет! Хотите с нами отправиться в интересное и увлекательное путешествие по удивительному природному краю, где живут коренные жители: ханты и манси, и где живем мы с вами, по Югорскому краю.Для нашего путешествия необходимо одно важное условие: с собой в путешествие нужно взять …воображение.
Дети: Да, хотим.
- Основная часть.
Воспитатель: На чем можно путешествовать по нашему краю?
Дети: На поезде, самолете, вертолете, лодке, корабле, на оленьих упряжках, велосипеде, машине, пешком.
Воспитатель:Итак, путешествие начинается, и мы отправляемся с вами пешком. Смотрите, дорожка, пойдемте по ней.
По дорожке дети шли,
Мешочек по пути нашли,
А мешок - то не простой,
Он волшебный — вот такой!
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же в мешочке?
Проводится дидактическая игра «Волшебный мешочек» (сидя на ковре).
Воспитатель предлагает определить на ощупь, что находится в мешочке. Дети определяют и говорят, что это кубики.
Воспитатель:Давайте посмотрим! Это волшебные кубики, помогите мне, пожалуйста, их расколдовать.
Проводится дидактическая игра «Отгадай по фото» (на гранях кубиков - достопримечательности п. Таёжный) (сидя на ковре).
Слайд № 2. (фото на кубиках с достопримечательностями Таёжного)
Воспитатель:Да, это наш с вами поселок. Для многих из вас он является малой родиной. Как называется поселок, в котором мы живем?
Дети: поселок Таёжный.
Воспитатель: Вы на карту посмотрите
И поселок наш найдите,
Потому что здесь наш дом.
Мы в Сибири живем.
(Дети показывают на карте п. Таёжный)
Слайд № 3. Карта Советского района
Воспитатель:Поселок Таёжный стоит на границе Тюменской и Свердловской областей, это западный рубеж Ханты-Мансийского автономного округа и Советского района.
Через топи болот и урманы,
С рюкзаками да шуткой веселой
По тропе, где ходили шаманы,
Шел отряд строить новый поселок.
Поселок был основан в 1961 году. Раньше поселок был маленький, а потом вырос и поменял свой облик.
Ребенок: Мы в Таёжном родились и гордимся этим,
Нет красивей и родней Таёжного на свете.
Слайд № 4(Картинка автобуса)
Учитель-логопед:А дальше мы с вами отправимся наавтобусе до живописного места на берегу реки Эсс около г. Югорска. Здесь находится замечательный музей под открытым небом «Суеватпауль». Название «Суеватпауль», в переводе с мансийского, означает «поселок, стоящий на краю бора, продуваемый северными ветрами».
Слайд № 5 -6 (фото из музея под открытым небом «Суеватпауль»)
Учитель-логопед:Посмотрите, сколько интересных экспонатов находится в музее: жилой дом манси с внутренним убранством, священныесумьяхи, так называемый домик для родовых духов- фигурок из дерева, металла, фарфора или тряпичных, которые охраняли людей ханты и манси от невзгод. Здесь же хранилась ритуальная атрибутика, и складывались подарки для духов (монетки, платки, шкурки животных), хозяйственные лабазы и навесы, хлебная печь, будки для собак, ловушки. У северных народов березу считают кусочком небесной жизни. Это дерево святое. Священное дерево. Они повязывают на березы разноцветные красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются.Давайте мы с вами загадаем желание и по хантыйскому национальному обряду «Дерево желаний», привяжем к веточке яркую ленточку к березе.
Слайд № 7. (картинка с «Деревом желаний»)
Проводится национальный обряд «Дерево желаний»
Дети подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, загадывая при этом своё желание.
В музее«Суеватпауль» проводятся различные мероприятия, фольклорные праздники.Мы думаем, что посещение этого места никого из вас не оставило равнодушным. Вам понравилось в музее?
Дети: Да, понравилось.
Слайд № 8.(Картинка автобуса)
Учитель-логопед:Дальше путешествие продолжим на автобусе до районного центра.
Учитель-логопед:Как называется наш район?
Слайд № 9 - 10. (фото г. Советский)
Дети: Советский район.
Как хорошо, что есть на карте мира
Родной район по имени Советский.
Учитель-логопед:Как называется город районного центра?
Дети: город Советский.
Воспитатель: Как называется округ, в котором мы с вами живем?
Дети: Ханты-Мансийский автономный округ.
Слайд № 11. (Карта Ханты-Мансийского автономного округа)
Воспитатель: Да, но наш край можно назвать и по-другому: Югра (как её все сейчас называют) или ласково – Югория. Для каждого из вас Югория стала «малой» Родиной, местом, где мы живём. Коренные народы, которые жили с давних пор и живут до сих пор - это ханты и манси. Поэтому округ, в котором мы живём, называется Ханты – Мансийский.
Учитель-логопед: Дальше наше путешествие мы предлагаем совершить на вертолете. Вы согласны?
Дети: Да, согласны!
Слайд № 12. (Картинка тайги и вертолета).
Учитель-логопед: Перед тем, как сесть в вертолет, нужно глубоко вздохнуть, набрать побольше воздуха и выдохнуть. (3 раза)
(Дети садятся в вертолет)
Итак, в путь! Быстро лопасти крути!Вертолет, лети, лети!
Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это – «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.
Учитель-логопед: Мы летим высоко над землей, а под нами бескрайние лесные просторы, словно море, разлилась тайга, и не видно ее берегов.Могучая, величественная, непроходимая, богатая и суровая. Стоят сосны-великаны, как стражи, охраняющие несметные богатства. Давно это было, когда в этот старинный суровый край пришли жители ханты и манси, когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Леса здесь были непроходимые, топкие. В тайге растут разные породы деревьев.Давайте спустимся на полянку и рассмотрим деревья, которые растут в тайге.
Дети подходят к доске, на которой деревья разных пород.
Отбирают те деревья, которые растут в тайге (кедр, сосна, ель, лиственница, пихта, береза ….)
Слайд № 13. (Картинкидеревьев тайги)
Учитель-логопед: Молодцы! А вы знаете, что кедр — священное дерево ханты и манси, которому приносят дары. Леса в Югре называют — тайга. Лес из сосен — сосняк. Из кедра — кедрач, из елей — ельник, из пихты — пихтач, из березы - березняк. Вот такие интересные названия.
Воспитатель:Продолжаем путь! Посмотрите, перед нами великая сибирская река – Иртыш! Давайте по тропинке спустимся к реке.
Слайд № 14.(берег реки Иртыш)
- Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вот так славно освежились.
Вместе дружно мы пойдем
И все вместе отдохнем.
Воспитатель: Вы проголодались? Надо бы нам подкрепиться! Разведем костер, наловим рыбы, сварим ухи.
Я предлагаю вам отправиться на рыбалку.
Ты, рыбак, не зевай,
Рыбку нам скорей поймай!
Проводится игра: «Поймай рыбку»
(Дети ловят рыбу магнитной удочкой и называют ее, кладя в «озеро», а рыб южных морей кладут в «море»).
Слайд № 15. (костер и уха)
Воспитатель:Молодцы!Выбрали только ту рыбу, которая есть в наших озёрах и реках.Подкрепились ухой?Суров наш край, но природа Югры богата своими дарами. Чем ещё богат наш край?
Дети: ягодами, грибами, орехами.
Воспитатель: Малина, черника, голубика, клюква – это…(ягоды)
Опенок, сыроежка, подберезовик, мухомор – это…(грибы).
Учитель-логопед: В лес пойдем мы по тропинке мимо сосен и берез,
А в руках у нас корзинки для морошки и грибов.
Проводится игра «Собери грибы и ягоды»
(2 команды: первая собирает грибы, вторая собирает ягоды)
Слайд № 16. (картинка с грибами)
Учитель-логопед: А почему вы не собрали мухоморы, поганки?
Дети: Они не съедобные.
Учитель-логопед: Для кого они пригодятся?
Дети: Для оленей.
Учитель-логопед: Что мы можем сделать из собранных грибов?
Дети: сварить суп, пожарить, сделать грибную икру, посолить, заморозить, чтобы есть зимой…
Учитель-логопед: А что делают из ягод?
Дети: морс, варенье, сок, желе…
Слайд № 17. (картинка с ягодами)
Проводится игра «Из чего сок?»
Сок из клюквы– клюквенный;
Сок из брусники - брусничный;
Сок из черники - черничный;
Сок из голубики - голубичный;
Сок из костяники – костяничный;
Сок из малины – малиновый.
Воспитатель:Молодцы!Наигрались, отдохнули! Пора и дальше в путь! Я вижу, к берегу причаливает метеор. Предлагаю дальше отправиться на нем!
Слайд № 18. (картинка с метеор)
Воспитатель: Мы плывём по реке, волны плещутся о борт теплохода. Над нами летают белокрылые чайки. А каких птиц нашего края вы знаете?
Слайд № 19. (картинка птицы тайги)
Дети:(называют птиц):ворона, сорока, снегирь, глухарь, тетерев, свиристель, кукушка, куропатка, клест и др.
Учитель-логопед:Посмотрите в бинокли (руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, скруглить),вы ничего не заметили в лесу? Увидеть могут только очень внимательные и зоркие ребята. Да это же зверь какой-то прячется в кустах! Как вы думаете, какие звери могут жить в наших лесах?
Слайд № 20. (картинка звери тайги)
Дети:(называют зверей тайги): медведь, волк, лиса, куница, рысь, олень, лось, заяц и др.
Учитель-логопед: Внимание! Мы проплываемпод мостом, который называется Красный дракон!
Слайд № 21. (картинка моста Красный дракон)
Учитель-логопед:Наш метеор причаливает к городу, который является центром нашего округа. Как он называется?
Дети: Это город Ханты–Мансийск.
Учитель-логопед:Город Ханты-Мансийск расположен в самом сердце России в Западной Сибири на берегу реки Иртыш. Ханты–Мансийск – древний город, ему 378 лет.
Слайд № 22. Флаг и герб Югры
Флаг Югры сине-зеленого цвета с орнаментом народов ханты и манси – «оленьи рожки», а герб Югры украшен орнаментом «Медведь» - символом власти, силы, ума. Медведь – священное животное ханты и манси.
Слайд № 23. (картинка достопримечательности г. Ханты-Мансийска)
В городе много достопримечательностей: памятник «Первооткрывателям земли Югорской», «Археопарк»,в котором можно увидеть мамонтов, волков, бизонов, шерстистых носорогов, пещерных медведей, львов, древних лошадей, большерогих оленей и первобытных людей.Много в Ханты-Мансийске красивых и необычных фонтанов:фонтан-ротонда, расположенный на главной площади города; необычный фонтан «Обь и Иртыш», состоящий из скульптур птиц, волков, медведей, лосей, оленей и других животных; фонтан «Фаберже», выполненный в виде драгоценного яйца, и другие. Есть этнографический парк-музей «Торум-маа»- это музей традиционной культуры народов ханты и манси, расположенный под открытым небом, памятник «Золотой бубен», биатлонный центр и др.
Слайд № 24. Метеор
Учитель-логопед: Будьте внимательны при выходе с теплохода, спускаясь по трапу.
1-2 – вот река,
3-4 – мы приплыли,
5-6 – сходим здесь,
Потому что причал есть.
Учитель-логопед:Вот мы и прибыли в конечную точку нашего путешествия. Здесь мы с вами посетим мастерскую, где хантыйские женщины умеют красиво шить, вышивать бисером, делать поделки из бересты.
(Воспитательвстречает их у трапа теплохода в национальной одежде ханты) и приглашает в мастерскую.
Воспитатель:ВущаВула! Здравствуйте! Я приветствую вас на нашей гостеприимной хантыйской земле, в главном городе Югории – г. Ханты-Мансийске! Я расскажу вам о наших умельцах-мастерицах.Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д. Обратите внимание на выставку изделий коренных жителей Югры. Глядя на них, можно многое узнать о жизни, обычаях, условиях жизни коренных народов. Даже удивляешься, что все это сделано руками мастеров.
Слайд №25 - 28. (на слайде украшенная одежда, обувь, предметы быта)
Воспитатель:У северных народов орнамент имеет большое значение. У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Он используется для украшения одежды, обуви, предметов быта, оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Орнамент — как сказка, может рассказать любую историю мастерицы. Основным материалом служит береста, мех, сукно, кожа, бисер, ткань. Для орнамента ханты и манси характерны геометрические формы, которые наполнены определенным содержанием. Это звери, птицы, растения и сам человек. Символы солнца, луны, Звезды и многое другое. Самые главные — это оленьи рожки, символ медведя, беличьи и заячьи ушки, голова щуки и налима. Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.А еще ханты и манси большие мастерицы плести обереги, бусы, серьги и браслеты из бисера, чтобы злые духи не трогали людей, а добрые духи оберегали. На память о вашем посещении музея я хочу подарить вам обереги.
Детям дарятся обереги.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: А теперь я говорю вам Осемасолум, что в переводе с хантыйского означает – до свидания.
Дети:Осемасолум!
Учитель-логопед: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по суровому краю, которому так нужны наше тепло и забота.
Ребенок: Край Югорский - ты мой,
Я частичка твоя!
Мы пока что малыши,
Вот скорей бы подрасти!
Обещаем край родной
Не расстанемся с тобой!
Учитель-логопед: А теперь пора отправляться домой! Чтобы быстрее вернуться обратно в свой родной детский сад - полетим на вертолете.
Слайд №29. (на слайде картинка вертолета над тайгой)
Быстро лопасти крути!
Вертолет, домой лети!
Учитель-логопед: Вот и наш родной п. Таёжный, наш любимый детский сад!
Слайд №30. (на слайде картинка вертолета над детским садом)
Воспитатель: Вот мы с вами и совершили путешествие по Югорскому краю. Надеюсь, вы полюбите землю, на которой вы живете, еще сильнее.
Я хочу, чтоб край мой милый
Стал еще прекрасней.
Я хочу, чтоб люди жили
В радости и счастье.
- Итог занятия:
Воспитатель: Понравилось вам путешествие по Югории? Что вы узнали нового из путешествия? Что вам понравилось? Нам тоже понравилось с вами путешествовать. Мы думаем, что и вам это путешествие запомнится надолго, и вы будете делиться своими впечатлениями и знаниями с другими детьми. До свидания!
Использованная литература.
- Мой адрес - Советский район. Научно-художественное издание. Редакторский совет: Шишмаков В.Н., Безносиков В.П., Швец Г.И., Цыганов А.В. г. Екатеринбург, издательство «У – Фактория», 2003г.
- Таежному – 50. Люди, события, факты. Информационное издание. Редакционный совет: З.А. Клюева, З.А. Кузнецова, А.В. Орлов, Е.И. Соколова.п. Таежный, ООО «Советская типография», 2011г.
- Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды. – ГИСТЕЛ ДРУГ, А – 1031 Вена, Мюнцгассе 6, Австрия, 1993г.
- Земное тепло. Мансийские сказы. Запись и обработка М. Анисимковой. Ленинград, издательство «Детская литература», 1979г.
- Огонь-камень. Сказки народов Тюменского Севера. Под ред. Н.И.Трубникова. Свердловск,1980г.
- Сподина В.И. Коротенькие сказки с верховий «Белого озера». – Ханты-Мансийск, 2010г.
- Дорогами наших побед: историко-краеведческое издание. – Тюмень: ОЛМАРПРЕСС, 2013г.
Материалы интернет-сайтов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/27/picture-742020-1582779277.jpg)
Конспект занятия - познавательное развитие, средняя группа. Тема: «Путешествие в сказку»
Занятие напрвленно на формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/22/picture-760225-1469137077.jpg)
НОД (Интегрированное занятие). Познавательное развитие "Путешествие по пустыне". Рисование "Гирлянда из кактусов".
В данной рабочей программе предложенно интегрированное занятие: познавательное развите и рисование с элементами аппликации. Дополнительное использование презентации: фото пустыни, флоры и фауны сделае...
Конспект НОД: «Познавательное развитие». «Путешествие на ракете» (занятие по ФЭМП 1 старшая группа).
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений).Цель: развитие математических способностей у детей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/03/picture-1340699-1633275338.jpg)
Конспект занятия Познавательное развитие ФЭМП в средней группе "Космическое путешествие на станцию "Мир""
Познавательное развитие ФЭМП в средней группе. Основные образовательные задачи: учить детей находить закономенности в расположении фигур; закреплять счет в пределах 5, соотношение цифры с коллич...
Конспект занятия познавательное развитие на тему: «Путешествие в страну Сказок» старшая группа
Цель: Расширять представления детей о богатстве устного народного творчества – сказках....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/26/picture-624115-1430063598.jpg)
Конспект занятия. Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений "Путешествие в зимний лес
Путешествие в зимний лес.Цель: закреплять знания детей дошкольного возраста с 3-х до 4-х лет о свойствах предметов – цвет, форма, величина и количество, длина.Задач...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект занятия ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (Формирование элементарных математических представлений) для детей подготовительной группы Тема: «Путешествие по сказке «Снежная королева»»
Формирование у детей представления об измерении длины предметов с помощью линейки....