Конспект ООД «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки». Для детей от 5 до 6 лет
план-конспект занятия (старшая группа)

Гусева Наталья Валерьевна

в рамках проекта «Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа»)

Цель:

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1kukla_pelenashka.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное

учреждение «ДС №5 «Крепыш»

Конспект ООД

«Знакомство с народной тряпичной куклой.

Изготовление куклы «Пеленашки».

( в рамках проекта «Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа»)

Для детей от 5 до 6 лет

 

                                   Воспитатель : Гусева Наталья Валерьевна

г.Мегион 2023

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель:

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

  1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. ( «Социализация»,  «Коммуникация».)
  2. Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Коммуникация»);
  3. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол («Познание»);
  4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координация речи с движением, согласованности действий, ловкости, («Физическая культура»);
  5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально - положительное отношение к исполнению образных движений под музыку. («Художественное творчество», «Музыка»).

Методы и приемы:

- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;

- наглядные: рассматривание кукол, материал для изготовления кукол;

- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, игра-песня.

Раздаточный материал:

Ткань белого цвета 20*30 см для туловища, цветная ткань в форме треугольника для косыночки, цветная ткань для пеленки, цветная нить.

Предварительная работа:

Беседа «Откуда берутся игрушки?»,

Чтение сказки «Василиса Премудрая».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Организационный момент:

Дети играют с игрушками, желательно изготовленными из разного материала (металлическая машина, резиновый зайчик, бумажный петух)

Звучит русская народная песня и воспитатель выходит из-за ширмы в русском народном костюме.

- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Давайте знакомиться. Меня зовут Марья Искусница. Посмотрите на мой наряд (кружится).

-Нравится?

-А сейчас носят такие наряды?

-А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.

-Ой, а что это у вас в руках?

-Вот диво дивное! Что за игрушки такие, из какого материала они сделаны? Давайте сядем на стульчики, и вы мне о них расскажите.

-Ваня, скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (машинка)

-А из какого материала сделана машинка?

(машина сделана из пластмассы)

-Значит машина какая?

(машина пластмассовая)

Спросить 4-5 детей.

-Где же делают такие игрушки?

-А вот в наше время игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке.

-О какой, узнаете, когда побываете в моей мастерской.

2.Знакомство с мастерской:

-Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома!

-А это моя мастерская здесь я делаю свои игрушки.

-У меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки.

-Игрушки, которые я мастерю, лежат в моем волшебном сундуке.

-Но его так просто не открыть, нужно ласково попросить.

-«Сундучок, мой сундучок, приоткрой нам свой бочок».

(Открыть сундук).

-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок!

Воспитатель показывает детям кукол и говорит, как они называются.

-Эти куклы тряпичные, их не купишь в магазине, сделаны они своими руками.

-Игрушки, которые сделаны своими руками, называются рукотворные. Такие игрушки родители делали сами для своих детей, когда дети подрастали , они самостоятельно могли изготовить такие куклы.

-Ребята, а чем эти куклы отличаются от наших современных кукол?

( нет лица)

-Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, так как в старину считали, что кукла с лицом обретала душу и могла повредить ребенку.

- Такая «безликая» кукла выполняла роль оберега. Оберег – это волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Мама помещала такую куклу в колыбель к ребенку. Люди верили, что она отгоняет дурные сны.

3. Рассказ воспитателя:

-А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?

-Сегодня мы с вами сделаем куклу «Пеленашку».

-Посмотрите, какая она нарядная, яркая.

-А знаете, почему ее так называют? (Она похожа на младенца в пеленках, ее можно качать, нянчить, кормить).

Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.

4.Игра песня:

А еще на Руси любили играть, я приглашаю вас в круг, повторяйте за мной слова и движения:

-У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

-Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)

-Семь сыновей (семь пальцев)

-Все без бровей (очертить брови пальцем)

-Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

-Вот с такими носами (показать нос двумя растопыренными руками)

-Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы, развести руки в стороны)

-Вот с такой головой (очертить большую голову)

-Вот с такой бородой (показать с руками с наклоном вниз)

-Ничего не ели (поднести ко рту руку-чашку, другую - ложку)

-На нее глядели (держа руки у лаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

-И все делали вот так… (любое движение)

5.Продуктивная деятельность:

-Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

-Сейчас я вас научу делать куклу «Пеленашку» своими руками.

1 этап: Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.

2 этап: Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.

3 этап: Теперь берем пеленку и пеленаем. Заворачиваем туловище и перевязываем нитью. Вот и готова наша «Пеленашка».

-А сейчас вы сами сделаете такую куклу.

Дети работают самостоятельно (воспитатель помогает по мере необходимости).

-Ребята, а как можно играть с куклой?

-Давайте споем нашей кукле колыбельную песенку:

Люли – люли - люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать,

Надо деткам засыпать.

-У всех куклы уснули? Давайте уложим их в кроватки.

Теперь вы в любое время сможете изготовить такую куклу и поиграть с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»».

Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....

Конспект занятия в старшей группе . «Знакомство с народной тряпочной куклой.Изготовление куклы «Пеленашки»».

                                        «Знакомство с народной тряпочной куклой ....

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе....

КОНСПЕКТ ООД "Знакомство русской народной тряпичной куклой"

Способствовать развитию творческого мышления детей, работы с лоскутом....

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народному искусству и творчеству» «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети с младшего возраста знакомятся с ...

Конспект НОД «Знакомство с народной тряпичной куклой»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры....