КОНСПЕКТ ООД "Знакомство русской народной тряпичной куклой"
план-конспект занятия (старшая группа)
Способствовать развитию творческого мышления детей, работы с лоскутом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_oznakomleniya_detey_s_novoy_igrushkoy1.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ООД «Знакомство с народной тряпичной куклой»
Тема занятия: «Знакомство с народной тряпичной куклой»___________________________
Образовательная область: познавательное развитие
Цель занятия (игры): развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа._______________________________________________________________________
Задачи:
Обучающая (дидактическая) задача: познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. ______________________
Развивающая (игровая задача): обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка), развивать связную, грамматически правильную речь. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Формировать умение составлять описательный рассказ, активизировать в речи прилагательные. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов), координации речи с движением, согласованности действий, ловкости. Развивать умение согласовывать движения с музыкой._______________________________
Воспитательная: способствовать развитию у детей интереса к самостоятельному изготовлению игрушки. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку.______________________________________
Планируемый результат: способствовать развитию творческого мышления детей, работы с лоскутом;
- знают разные виды народных кукол;
- знают новые слова и их значения: «зерновушка», «оберег», «десятиручка» и т. д.;
- используют полученные знания в изготовлении тряпичной куклы.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Материалы и оборудование: русский народный костюм, ноутбук, корзинка с тряпичными куклами, фоновая русская народная музыка, карточки со схемами изготовления кукол, игра «Желтый клубочек»_____________________________________
Раздаточный материал: белый квадратный отрезок ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки, конфеты.______________________________________________________________________
Ход занятия (игры).
Этапы деятельности | Время (в минутах) | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1. Вводно-организационный | 4 | Воспитатель встречает детей в русском народном костюме под русскую народную музыку. -Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! У меня есть волшебный клубочек, он поможет нам познакомится. Меня зовут Наталья Георгиевна. Посмотрите на мой наряд. (Кружится) Нравиться? Какой он? Такая юбка, называется панева, а это рубаха. -А сейчас носят такие наряды? -А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду. Ой, совсем забыла, вы то со мной познакомились, а я то нет. И поможет мне мой дружочек – волшебный клубочек. Игра «Давай познакомимся». Воспитатель передаёт волшебный клубочек и называет своё имя, затем ребёнок передаёт дальше волшебный клубочек и называет своё имя и т. д. пока волшебный клубочек не вернётся к воспитателю). | Дети входят в группу Ответы детей. дети стоят в кругу и играем. |
2. Мотивационно-побудительный | 1 | Воспитатель: Вот мы с вами и познакомились. Ребята вы любите путешествовать? Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, в далекое прошлое, когда люди носили вот такие наряды, а волшебный клубочек нам покажет дорогу. | Ответы детей. |
3. Организационно-поисковый | 7-8 | Воспитатель: Клубочек, клубочек покажи нам дорогу. (Прокатить клубочек до стола, где лежит задание «Собери картинку» картинка где женщины ткут, прядут, играют) (Диалог воспитателя с детьми о том, что нарисовано на собранной картинке). Воспитатель рассказывает детям, что в старину, долгими зимними вечерами собирались люди вот в такой большой избе, пели песни, водили хороводы и работали: шили, вязали, ткали. Маленькие дети играли рядом с мамами. А чтобы им не было скучно, для них мастерили кукол. Хотите посмотреть, как они выглядят. Тогда продолжаем наш путь. Воспитатель: Клубочек, клубочек покажи нам дорогу. (Прокатить клубочек до стола, где лежит корзинка с куклами, тканью, ватой, нитками, конфетами) Это русские народные куклы. Их делали своими руками и с ними не только играли, но и считали, что они оберегают и защищают от всего плохого. -Давайте рассмотрим кукол, рассказ –беседа о куклах (воспитатель показывает и рассказывает о каждой кукле: кукла -десятиручка, кукла – кувадка, кукла - пеленашка, кукла- крупеничка,кукла – мартинчики, кукла - утешница) (Изображение куклы крупенички) Это куколка Крупеничка или как ещё её называли Зерновушка. Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. А весной торжественно изымали зерна из мешочка и сеяли в поле с пожеланиями богатого урожая. Ее наполняли гречкой, горохом, пшеном (Изображение куклы Кувадка) Вот одна из таких кукол – Кувадка. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали над колыбелькой или укладывали в колыбельку. Кувадки и защищали новорожденных и служили их первыми игрушками. (изображение куклы Мартинчики) В марте делали дети из цветных ниток куколол Мартинички. Для чего нужны были эти куколки? Их развешивали на деревьях в подарок ветру тёплому, чтобы скорее весну принёс. Они очень просты в изготовлении, даже ребенок справиться. В старину играли тряпичными куклами, которые делали своими руками. - Ребята, а вы хотите сами сделать такую тряпичную куклу? - Из чего мы будем ее делать? (перечисление детьми материала, который лежит на столе) - Раньше кукол делали из разных материалов: травы, соломы, веревочек, палочек и, конечно, лоскутков старой одежды. В русской деревне больше всего любили тряпичных кукол. Она была в каждом доме, и крутили кукол и взрослые, и дети. -Посмотрите внимательно на всех этих кукол, чего не хватает в их внешности? (лиц) - Правильно. По народным поверьям, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил. А значит, и безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом. - А вот и еще одна русская народная кукла и называется она утешница. (изображение куклы Утешницы) А это Утешница. Она была самым сильным и верным средством от детских слёз. Когда ребёнок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, доставали куклу Утешницу. Ребёнок забывал про слёзы и капризы. Кукла была хороша: наряжена, с серёжками и украшениями из конфет. Родители угощали ребёнка конфетками. Незаметно Утешницу прятали на прежнее место и опять украшали конфетками до следующего раза. -Как вы думает, почему ее так назвали? (ответы детей) -С маленькими детьми во время игр могли произойти всякие неприятности. Мама, бабушка или няня успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку и ее юбочкой утирали детские слезки и предлагали ей поиграть. | Идут за клубочком. Делятся на 2 подгруппы. Собирают картинки. Дети слушают и рассматривают иллюстрации Рассматривают русских народных кукол Перечисляют материал, который лежит на столе. Ответы детей |
4. Рефлексивно-корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа) | 11 | - А вы хотели бы научиться делать такую куклу? Воспитатель показывает поэтапное изготовление куклы - утешницы. 1.Скатываем из тряпочки небольшой шарик (диаметром примерно2-3см). 2.Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (квадратной). В середину белого квадрата кладем получившийся шарик, обминаем ткань, чтобы головка получилась ровной и круглой, и закрепляем ниткой на шее. 3.Как вы думаете, что будем делать дальше? (юбку) А кто догадался как? Прямоугольник цветной ткани приматываем к шее куколки. Запах у юбочки должен быть сзади. 4.На голову кукле повязываем ленту и надеваем платочек. Какой формы должен быть платок? А, что нужно сделать, если у нас ткань квадратной формы? (сложить пополам) Платочек приматываем ниткой к шее. 5. На шею привязываем ленточку того же цвета, что и на голове. Наша утешница готова! -Запомнили? Если что-то забыли, можете посмотреть на схему (воспитатель обращает внимание детей). «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» — народная мудрость (повторяем с детьми, пока они делают кукол) Работа детей сопровождается тихой музыкой. | Ответы детей Изготавливают куклу «Утешницу» Работа со схемами изготовления куклы |
5. Заключительный этап. Рефлексия | 4 | Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Что больше всего запомнилось? О чем могли рассказать дома маме, папе? Как вы думаете, у кого кукла-самоделка получилась самая красивая? Почему? А сейчас мы поиграем с нашими куклами. «Желтый клубочек на ниточке висит, Желтый клубочек ребяток веселит Покружись, клубочек мой, желтый, яркий, озорной, Потихоньку покружись, а потом остановись». Звучит русская народная мелодия. Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие, нужно возвращаться домой. «Клубочек, клубочек покажи дорогу домой». Свободная игра с народной куклой | Ответы детей Игра детей с куколкой. Возвращение детей в группу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей "Русская народная тряпичная кукла"
Мини музей - Русская народная тряпичная кукла.Цель:- Пробудить интерес детей к русской культуре и традиционной народной куклеЗадачи:Познакомить детей с историей возникновения народной куклы;Воспитыват...
"Изготовление русской народной тряпичной куклы "Пеленашка""
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе...
Мастер класс по изготjвлению русской народной тряпичной куклы
Цель: приобщение детей к русской народной культуры....
Русская народная тряпичная кукла: прошлое и настоящее.
Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несёт память народной культуры. Она является игрушкой с ценными воспитательными качествами. Она универсальна и многообразна. И в настоящее время она не теря...
Учебное пособие для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий : Триз, мнемотаблицы, коллаж по теме: «Ознакомление детей с русской народной тряпичной куклой».
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры - самодельной тряпичной кукле.Задачи развивающих мнемотаблиц:- развитие основных психических процес...
Мастер- класс для родителей и воспитанников 3-4 лет "С куклами возиться- бытию учиться" (Изготовление русской народной тряпичной куклы Хороводницы).
Мастер- класс по ознакомлению родителей с приемами и способами изготовления игрушек-тренажеров своими руками для стимуляции речевого развития детей....
«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов
Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...