Конспект занятия в старшей группе . «Знакомство с народной тряпочной куклой.Изготовление куклы «Пеленашки»».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
«Знакомство с народной тряпочной куклой . Изготовление куклы "Пеленашки".
Цель:
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
- Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. ( «Социализация», «Коммуникация».)
- Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Коммуникация»);
- Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол («Познание»);
- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координация речи с движением, согласованности действий, ловкости, («Физическая культура»);
- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально - положительное отношение к исполнению образных движений под музыку. («Художественное творчество», «Музыка»).
Методы и приемы:
- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;
- наглядные: рассматривание кукол, материал для изготовления кукол;
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, игра-песня.
Раздаточный материал:
Ткань белого цвета 20*30 см для туловища, цветная ткань в форме треугольника для косыночки, цветная ткань для пеленки, цветная нить.
Предварительная работа:
Беседа «Откуда берутся игрушки?»,
Чтение сказки «Василиса Премудрая».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Организационный момент:
Дети играют с игрушками, желательно изготовленными из разного материала (металлическая машина, резиновый зайчик, бумажный петух)
Звучит русская народная песня и воспитатель выходит из-за ширмы в русском народном костюме.
- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Давайте знакомиться. Меня зовут Марья Искусница. Посмотрите на мой наряд (кружится).
-Нравится?
-А сейчас носят такие наряды?
-А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.
-Ой, а что это у вас в руках?
-Вот диво дивное! Что за игрушки такие, из какого материала они сделаны? Давайте сядем на стульчики, и вы мне о них расскажите.
-Ваня, скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (машинка)
-А из какого материала сделана машинка?
(машина сделана из пластмассы)
-Значит машина какая?
(машина пластмассовая)
Спросить 4-5 детей.
-Где же делают такие игрушки?
-А вот в наше время игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке.
-О какой, узнаете, когда побываете в моей мастерской.
2.Знакомство с мастерской:
-Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома!
-А это моя мастерская здесь я делаю свои игрушки.
-У меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки.
-Игрушки, которые я мастерю, лежат в моем волшебном сундуке.
-Но его так просто не открыть, нужно ласково попросить.
-«Сундучок, мой сундучок, приоткрой нам свой бочок».
(Открыть сундук).
-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок!
Воспитатель показывает детям кукол и говорит, как они называются.
-Эти куклы тряпичные, их не купишь в магазине, сделаны они своими руками.
-Игрушки, которые сделаны своими руками, называются рукотворные. Такие игрушки родители делали сами для своих детей, когда дети подрастали , они самостоятельно могли изготовить такие куклы.
-Ребята, а чем эти куклы отличаются от наших современных кукол?
( нет лица)
-Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, так как в старину считали, что кукла с лицом обретала душу и могла повредить ребенку.
- Такая «безликая» кукла выполняла роль оберега. Оберег – это волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Мама помещала такую куклу в колыбель к ребенку. Люди верили, что она отгоняет дурные сны.
3. Рассказ воспитателя:
-А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?
-Сегодня мы с вами сделаем куклу " Пеленашку".
-Посмотрите, какая она нарядная, яркая.
-А знаете, почему ее так называют? (Она похожа на младенца в пеленках, ее можно качать, нянчить, кормить).
Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.
4.Игра песня:
А еще на Руси любили играть, я приглашаю вас в круг, повторяйте за мной слова и движения:
-У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
-Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)
-Семь сыновей (семь пальцев)
-Все без бровей (очертить брови пальцем)
-Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
-Вот с такими носами (показать нос двумя растопыренными руками)
-Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы, развести руки в стороны)
-Вот с такой головой (очертить большую голову)
-Вот с такой бородой (показать с руками с наклоном вниз)
-Ничего не ели (поднести ко рту руку-чашку, другую - ложку)
-На нее глядели (держа руки у лаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
-И все делали вот так… (любое движение)
5.Продуктивная деятельность:
-Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.
-Сейчас я вас научу делать куклу «Пеленашку» своими руками.
1 этап: Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.
2 этап: Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.
3 этап: Теперь берем пеленку и пеленаем. Заворачиваем туловище и перевязываем нитью. Вот и готова наша «Пеленашка».
-А сейчас вы сами сделаете такую куклу.
Дети работают самостоятельно (воспитатель помогает по мере необходимости).
-Ребята, а как можно играть с куклой?
-Давайте споем нашей кукле колыбельную песенку:
Люли – люли - люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули ворковать,
Надо деткам засыпать.
-У всех куклы уснули? Давайте уложим их в кроватки.
Теперь вы в любое время сможете изготовить такую куклу и поиграть с ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Знакомство с животными жарких и холодных стран"
Дать представление о диких животных жарких и холодных стран. ...
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским народным костюмом»
Интегрированное занятие (беседа+рисование)...
Конспект занятия в старшей группе "Знакомство со звуком С"
Конспект занятия в старшей логопедической группе Знакомство со звуком [С] и его правильной артикуляцией и произношением. Упражнение в определении места согласного звука в слове....
Конспекты занятий в старшей группе "Знакомство детей с городецким промыслом"
1). Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора.2). Воспитать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вк...
Конспект занятия в старшей группе "Знакомство с творчеством Николая Носова"
Конспект заняти в старшей группе "Знакомство с творчеством Н.Носова."Очень хотелось познакомить своих ребят с прекрасным поэтом Н.Носовым, который написал замечательные произведения для детей....
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским народным костюмом»
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементами русского национального костюма посредством исследовательской деятельности....
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»».
Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....