Тематическая выставка как эффективная форма работы с родителями
методическая разработка

ВОЛОХОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт и сотрудничество с детским садом именно тогда, когда речь идет об их ребенке. Это-тематическая выставка. Я регулярно использую эту эффективную и интересную форму взаимодействия с семьями воспитанников.

Тематическая выставка - это итог творческой деятельности коллектива или одного участника, наглядно показывающий художественно-эстетическое развитие и творческие возможности её участников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волохова Юлия Николаевна, воспитатель,

       высшая квалификационная категория

Тематическая выставка как эффективная форма работы с родителями

                                                                                         Дети должны жить в мире красоты,

                                                                                  игры, сказки, музыки, рисунка,

                                                                 фантазии, творчества.

      (В. А. Сухомлинский)

         

     В соответствии с ФГОС ДО одно из условий социальной ситуации развития детей- вовлечение родителей в образовательные проекты на основе выявления потребностей и поддержки инициатив семьи. Выставки совместного творчества-эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. У детей развиваются художественный вкус, конструктивные способности, воображение, знания о материалах, из которых они готовят экспонат для выставки. Ребёнок чувствует свою значимость в процессе совместной работы, гордость за своих родителей, а папы и мамы-ответственность, так как не могут подвести своё чадо, оставив без внимания организованную выставку.

     Мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт и сотрудничество с детским садом именно тогда, когда речь идет об их ребенке. Это-тематическая выставка. Я регулярно использую эту эффективную и интересную форму взаимодействия с семьями воспитанников.

Тематическая выставка - это итог творческой деятельности коллектива или одного участника, наглядно показывающий художественно-эстетическое развитие и творческие возможности её участников.

     Тематика выставок планируются на основе годового плана деятельности ДОУ, с учетом возрастных особенностей детей, их интересов. Очень важно учитывать не только актуальность, но и своевременность экспозиции.

     Чаще всего направленность очередной тематической выставки подсказывает тематика недель (по ФГОС предложенная ЧИППКРО) и текущие праздники. Также нередко тему подсказывают и сами дети, проявляя живой интерес к тому или иному событию окружающей действительности.

     Разнообразная тематика выставок позволяет решать различные задачи, направленные как на самих воспитанников, так и на их семью. Задачи:

  • приобщать дошкольников и их семьи к культурно-эстетическим ценностям, традициям народов страны и своей малой родины;
  • побуждать к совместной творческой деятельности, предоставлять возможность семьям демонстрировать положительный опыт семейного воспитания;
  • способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, материалах для творчества и способах их применения, различных техниках декоративно-прикладного творчества;
  • развивать познавательные интересы;
  • воспитывать чувство прекрасного, способность воспринимать и ощущать красоту, как в искусстве, так и в повседневной жизни;
  • удовлетворять потребность детей в самовыражении через продуктивную деятельность

воспитывать любовь и бережное отношение к экспонатам выставки, сделанным своими руками самостоятельно или совместно с родителями;

  • повышать педагогическую культуру родителей

     Формируя творческую выставку, мы руководствуемся основными принципами ее организации:

  • динамичность. Меняются как выставки целиком (по временам года, по программе (по определенной тематике, по тематике проектной деятельности), так и частично (экспонаты могут добавляться и убираться, например, если ребенок хочет забрать домой свою поделку)
  • единство многообразия. Подразумевает разнообразие решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с разными материалами, техник выполнения работы.

     Благодаря таким мероприятиям родители учатся организовывать совместный досуг с ребёнком и больше времени уделяют его творческому развитию.  Согласно известному высказыванию, Эстер Селсдон  сказал: «Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени»

     Цель любой выставки-привлечение родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве.

     В нашем МБДОУ «Детский сад № 66 «Беломорочка» выставки совместного творчества детей и родителей стали одной из традиций детского сада и нашей группы. Тематика их разнообразна: есть традиционные выставки, выставки, организованные в рамках мероприятий для решения годовых задач. При планировании тем выставок стараемся учитывать:

  • годовые задачи; традиции ДОО;
  • знаменательные даты;
  • интересы и возможности родителей.

     Чтобы регламентировать проведение выставок, разработали Положение о выставках совместного творчества воспитанников и родителей. В начале учебного года на родительских собраниях воспитатели знакомят родителей с темами выставок. Это даёт возможность родителям заранее продумать свои работы и подготовить для них материалы. За три недели до мероприятия мы воспитатели на информационных стендах оформляем для родителей красочное приглашение. В приглашении указываем название выставки, сроки её проведения и приёма работ, условия проведения. Экспонаты выставляем в раздевальной комнате. Это позволяет родителям внимательно рассмотреть работы, понять основную идею выставки. В течение недели в ходе непрерывной образовательной деятельности и свободной деятельности дети рассказывают о своих поделках для будущей выставки. Наша задача - развить у дошкольников наблюдательность, внимательность, а также необходимое для художественного творчества умение видеть мир глазами художника. В процессе посещения выставки, родители и дети черпают новые идеи, обсуждая с ребёнком будущие совместные поделки.

    Тематика наших выставок, проводимых в группе:

«Зимняя деревня»

«Веселый Снеговик»

«Осенняя фантазия»

«Чудеса из природы»

«Мой город Северодвинск»

 «Цветочное настроение»

                                                                        

«Загадочный Космос»

 

 «Космический полет»

 В ходе своей работы, я выделяю несколько показателей, как сделать выставку в ДОО эффективной:

  • Отказаться от творческих выставок в виде конкурса на лучшую работу. Желание ребёнка участвовать в совместной творческой деятельности, возможность увидеть свою работу на выставке важнее, чем выявить победителя.
  • Не затягивать сроки проведения выставки поделок из овощей и фруктов, экспонаты быстро меняют форму и цвет.
  • Строго соблюдать сроки приёма работ. Не принимать поделки после того, как оформили выставку. Принесённые позже поделки выставьте в группах, а их авторов как участников выставки поощрите благодарностями.
  • Завершайте до праздника предновогоднюю выставку независимо от её названия и целей. Поделки возвращайте в семьи. Дети смогут их использовать в качестве подарков родственникам и друзьям.
  • Не используйте словосочетание «бросовый материал», замените его на «творческий материал». Это позволит настроить родителей и детей на творческий подход к выбору материала для изготовления поделки.

    Таким образом я считаю, что результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей, радует всю семью.

    От участия родителей в творческой продуктивной деятельности выигрывают все и, прежде всего - дети. Они гордятся тем, что их близкие так много знают и имеют золотые руки. А мы, педагоги, имеем возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания.

Библиографический список

  1. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург.Детство-Пресс,2012г.
  2. Дронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое образовательное пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. М. ЛИНКА-ПРЕСС 2015 г.
  3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М. Мозаика – Синтез, 2007 г.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М. Творческий центр, 2012 г.
  5. Козлова В.А., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М. ТЦ Сфера, 2004 г.
  6. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий Центр,2010г. ФГОС от 17 октября 2013 г. N 1155
  7. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Москва "ВАКО" 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая выставка как эффективная форма работы с родителями

Доклад старшего воспитателя на городском методическом объединении воспитателей на тему "Тематическая выставка как эффективная форма работы  с родителями"...

Организация тематических акций как эффективная форма работы с родителями дошкольников

Что такое тематическая акция?Как она влияет на формирование положительных взаимоотношений с родителями дошкольников7 Как её провести? Какие этапы нужно учитывать при её проведении? На эти и други...

Организация тематических акций как эффективная форма работы с родителями детей раннего возраста

Акция- это эффективная форма работы с родителями  детей раннего возраста....

Статья "Организация тематических акций как эффективная форма работы с родителями дошкольников"

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями.Основная цель проводимых в детском саду акций - создание благоприятного психологического климата, вовлечение род...

Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития (Педагогическая практика "Мягкая педагогика")

Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрос...