Статья "Игра, как средство развития познавательного интереса детей младшего возраста"
материал (младшая группа)

Махольт Юлия Анатольевна

Статья "Игра, как средство развития познавательного интереса   детей младшего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Ю.А. Махольт, воспитатель МКДОУ д/сад №303

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

Макаренко А. С.

Игра, как средство развития познавательного интереса

 детей младшего возраста

    Дети - это наше будущее, будущее нашей страны и всего мира. Как мы воспитаем своих детей, так и будут жить наши внуки. Ребенок познает и впитывает как губка всё то, что его окружает. Но с каким желанием и интересом он это делает, будет зависеть от взрослого…

     Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без него, не становятся полезными. Познавательный интерес представляет собой активную познавательную направленность, связанную с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности. Одной из оптимальных возможностей наиболее эффективного развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста является игра, так как она имеет важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии дошкольника.

    С давних времен игра для ребенка является наиболее доступной формой познания мира во всем его многообразии. Именно игра является ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе. И именно она способствует развитию познавательного интереса у детей.

   При этом не стоит забывать, что первоисточником всех знаний является семья. Вследствие чего для наиболее полного исследования этого вопроса мной было проведено анкетирование родителей. Целью анкетирования было узнать интересы и увлечения каждой семьи, выяснить уровень их развития у детей, (в том числе и познавательного), а также, что предпринимают родители, чтобы увлечь чем-либо своих детей, есть ли в семье вообще общие интересы, а если их нет, то попытаться выяснить почему, узнать, как члены семьи проводят свободное время, если оно есть. По итогам анкетирования родителей, стало понятно, что в семьях по разным причинам мало уделяют времени детям, и это пагубно влияет на их развитие. Данная проблема вызывает особый интерес и предполагает ее более подробное изучение.

 Если исходить из возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста, предметно-практическая деятельность, на мой взгляд, является ведущей в развитии ребенка. В этот период он овладевает грамматическим строем речи, и наглядно-действенным мышлением (ребёнок решает задачу путём непосредственного действия с предметами). Память дошкольника этого возраста непроизвольная, характеризуется образностью. У ребёнка накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Хорошо запоминает то, что было связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Мною было создано многофункциональное дидактическое пособие «Сказочный домик», которое позволяет решать определенные задачи, а именно отрабатывать практические навыки застегивания и расстегивания одежды (пуговицы, кнопки, шнуровка, молния); развивать мелкую моторику рук,  закреплять знания о цвете (красный, зеленый, синий, желтый),  о геометрических фигурах (круг, квадрат), формировать представления о количестве (много – мало, один – много) и многое другое.  И предполагаемый результат меня порадовал. У детей появились расширенные знания об овощах, фруктах, ягодах, насекомых;  закреплены знания о цвете, о геометрических фигурах,   появились представления о количестве, а так же сформировались умения классифицировать и обобщать предметы.

  Учитывая то, что сказка является одним из универсальных обучающих, воспитывающих и развивающих познавательный интерес дошкольников к окружающему миру способов, мной было разработано дидактическое пособие  «Сундучок со сказками». С его помощью можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. При помощи сказки «оживает» изучаемый материал. Привлекая сказочные образы, можно найти путь к эмоциональной сфере ребёнка. Когда ребёнок слушает увлекательную историю, он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая логически, анализируя, обосновывает свои действия. Сказки учат добру и справедливости. Несмотря на свою простоту и незатейливый сюжет, сказки говорят о самом главном: о смысле жизни, борьбе добра и зла, им присуще нравственное начало. Поэтому сказку можно рассматривать, как ценное педагогическое средство познавательного развития младших дошкольников. Практический результат не заставил себя ждать: дети  эмоционально реагировали на сюжеты,  проявляли  познавательную активность и пытались найти  выход из сложного положения, разрабатывали стратегии правильного поведения в различных ситуациях.

    Для того, чтобы эффективно развивать познавательный интерес у детей младшего возраста, дополнительно к игровой форме я использовала  образовательную  деятельность, соединяющую в себе несколько других, различных видов игровых форм. Мной был разработан конспект образовательного мероприятия с учетом возрастных особенностей младшего возраста -  «Подводное путешествие». Его задачами являлись знакомство с подводным миром и его обитателями, расширение у детей представления о рыбах, их внешнем виде, особенностях, формирования знаний о воде, как о среде обитания рыб, развития познавательного интереса к окружающему миру. Результаты также оказались довольно высокими. Дети самостоятельно проигрывали сюжетные моменты, добавляя предметы - заместители.

   В процессе совместной деятельности с детьми для достижения своей цели я использую такие игровые технологии, как подвижно – словесные игры «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит» и тд. Такой подход помогает ребенку развивать двигательную активность, умение сосредотачиваться, соотносить действия в соответствии с произносимыми словами,  а также дает полное представление о диком животном, то есть чем оно питается и где живет.

  Кроме этого, мной был изготовлен макет «Аквариум», который благотворно влияет на развитие познавательного интереса у детей. Дети с желанием играют, проявляя эмоциональную отзывчивость, к тому же расширяют  представления  об особенностях жизни обитателей аквариума и в дополнение развивают любознательность, память и мышление.

    Так как цель может быть достигнута полностью только тогда, когда к ней будут подключены и заинтересованы родители, я разработала конспект родительского собрания. Родителям были предоставлены памятки, брошюры, книжки – передвижки с информацией о важности развития ребенка. Родители сами  пришли к тому выводу, что хоть, с одной стороны, дети по природе своей и любопытны, с другой — и это не секрет, многие из них пассивны, поэтому в дальнейшей жизни этот факт может негативно на них отразиться.

   Интенсивное развитие ребенка во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, формирования познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира. Чем раньше привить любовь к природе, расширять знания об окружающем мире, тем качественнее у детей будут протекать такие психические процессы, как воображение, память, внимание, восприятие и  мышление.

   По этой причине я планирую продолжать развивать у детей интерес, любознательность и познавательную активность с помощью игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...

"Нетрадиционные техники рисования как  средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста»

Нетрадиционная техника рисования как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста...

Природный материал - как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей начинает формироваться с раннего дошкольного возраста. Частицы экологических знаний, полученные в младшем возрасте, помогут ребёнку начать правильно формировать знания о...

Природный материал - как средство развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей начинает формироваться с раннего дошкольного возраста. Частицы экологических знаний, полученные в младшем возрасте, помогут ребёнку начать правильно формировать знания о...

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста".

Основной способ познания для ребенка - ваши рассказы, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком. С 4 лет с ребенком необходимо бесе...

Консультация "Игровые квест технологии как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка представляет опыт  работы по теме «Игровые квест – технологии, как средство развития познавательного интереса у дошкольников». В разработке  ...