Обобщение опыта Тема : «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством пластилинографии»
учебно-методический материал (старшая группа)

Цабель Светлана Александровна

"Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев».

В. А. Сухомлинский

 

 

 

 

 Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством пластилинографии» 

 Основная идея:  развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_k_obobshcheniyu.docx202.64 КБ
Файл opyt_raboty_po_plastilinografii.docx323.44 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1 Перспективный план Октябрь.

1.        Тема: Знакомство детей с пластилинографией.

Цель: Беседа о пластилинографии. Показ воспитателем готовых работ, с использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на горизонтальной поверхности. Познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам

работы с ним. Развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как

карандашом, используя прием процарапывание); воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников об осени, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения.

2.        Тема: Грибы-грибочки выросли в лесочке.

Цель: Совершенствовать навыки работы с пластилином в технике «пластилиновое рисование» - надрезание ножницами, растирание по форме. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах, их разновидностей, качествах. Учить находить

соответствия между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Развивать творческое воображение и мышление; мышечную активность рук. Воспитывать аккуратность в работе, стремление качественно и до конца доводить начатое дело; чувства коллективизма.

3.        Тема: Осенние листочки.

Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику

«растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу

изображения. Закреплять умение классифицировать фрукты и овощи. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь – дидактическую игру, воспитывать чувства единения от процесса

совместного труда.

4.        Тема:  Мудрые  совята

Цель: Учить смешивать пластилин, не допуская полного поглощения цветов друг другом.

Научить пользоваться «скалкой» - тубусом от клея-карандаша для раскатывания

пластилина по поверхности. Развивать творческие способности, самостоятельность и активность. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с

пластилином. Развивать цветовосприятие. Воспитывать старание и настойчивость в работе, желание правильно и до конца выполнить работу. Воспитывать честность и критичность при оценивании «рисунков», учить готовить фон работы (ветка, луна, шарики)

Ноябрь

1.        Тема: Золотая рыбка.

Цель:. Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Развивать образное восприятие, логическое и творческое мышление. Развивать детское творчество

посредством знакомства с различными способами и материалами. Воспитывать

целеустремленность, увлеченность творческой работой. Узнать желания и стремления детей (с помощью Золотой рыбки).

3.        Тема: Кашалотик – кашалот.

Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику

«растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе

4.        Тема: Осьминог.

Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику

«растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу

изображения . Развивать моторику руки, развивать творческую активность и

самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь, воспитывать чувства единения от процесса своего труда.

Декабрь

1.        Тема:  Мой любимый снеговик.

Цель: Закреплять умение ровно и гладко наносить пластилин на поверхность картона – растирать его, используя воду. Учить работать в технике «граттаж». Развивать образное восприятие, воображение и творческую активность, самостоятельность в работе, навыки графического изображения. Развивать мелкую моторику руки. Воспитывать

аккуратность, самостоятельность, решительность в действиях.

2.        Тема: Мишка под ёлкой.

Цель: Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках: их истории, традициях, видах. Учить создавать всевозможные декорации, сюжетные изображения на плоскости аудиодиска. Учить применять различные вспомогательные средства для выразительности и красочности образа (колпачки от фломастеров, зубочистки). Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. Воспитывать стремление внести свою лепту в подготовку праздничных

интерьеров, украшений.

        3. Тема: Елка новогодняя.

Цель: Продолжить знакомить детей с техникой трафаретного рисунка и приемами декорирования. Развивать творческое воображение, мышление детей при украшении

елочки. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимательность, умение слушать и руководствоваться инструкцией воспитателя. Вызвать интерес к деятельности желанием участвовать в подготовке праздничных мероприятий. Воспитывать объективность при оценке работ товарищей.

4.        Тема: Волшебная снежинка.

Цель: Показать возможности использования нехарактерных для этого вида деятельности средств (чеснокодавилки) для воплощения образа. Учить составлять геометрически

правильный рисунок из пластилина, пропущенного через чеснокодавилку. Развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности. Вызвать интерес к процессу деятельности. Воспитывать аккуратность, терпение в процессе работы.

Развивать адекватность и аргументированность оценочных суждений.

Январь

1.        Тема: Снегирь.

Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику

«растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу

изображения . Развивать моторику руки, развивать творческую активность и

самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь, воспитывать чувства единения от процесса своего труда.

2.        Тема: Пингвин на льдинке.

Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии, подготовка фона: волны – короткие колбаски синего цвета, линия горизонта – длинная белая колбаска, северное сияние – разноцветные колбаски, выложенные рядами в виде линий.

Февраль

1.        Тема: Бежит кораблик по волнам.

Цель: Совершенствовать технику работы с пластилином. Приучать детей самостоятельно выбирать приемы изображения моря (процарапывание, растирание, декорирование и

раскатывание). Развивать образное мышление, творческое воображение. Активизировать мелкую моторику рук. Учить работать с цветом; правильно выстраивать композицию рисунка. Развивать самостоятельность, индивидуальность в работе. Вызвать желание

сделать подарок близким, дорогим людям и поздравить с праздником «День Защитника Отечества». Воспитывать любовь и уважение к родителям, гордость за тех, кому пришлось служить в Армии.

3.        Тема: Поздравительная открытка для папы.

Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.

Март

1.        Тема: Сумочка для мамы.

Цель: Учить отражать природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и

цветовосприятие, композицию, а так же мелкую моторику руки. Вызвать желание сделать подарок любимому человеку. Воспитывать у детей доброжелательность, добрые, нежные отношения к близким (особенно у мальчиков). Добиваться аккуратности в работе с воздушным  пластилином.

2.        Тема: Наш аквариум.

Цель: Приобщать детей к миру искусства. Продолжать учить приемам декорирования:

соблюдать геометрию и симметричность элементов декорации, правильно распоряжаться цветом – выбирать контрастные цвета. Развивать фантазию, творчество, воображение,

наглядно-образное мышление, зрительную память. Развивать активность и самостоятельность в работе, а так же старание и аккуратность.

3.        Тема: Удивительный подводный мир.

Цель: Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: закреплять навыки работы с трафаретом,

выбирать и удачно использовать изобразительные материалы, совершенствовать приемы декорирования на готовой основе изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление, воображение. Развивать творческую активность, самостоятельность в работе. Вызвать удовлетворение от процесса своего труда и то итога коллективного изображения морского мира.

4.        Тема: Подснежник.

Цель: Продолжать знакомить детей с вариантами использования «пластилиновых продуктов» чеснокодавилки. Учить отражать природные особенности растения:

оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие, композицию, а так же мелкую моторику руки. Вызвать желание сделать подарок любимому человеку. Воспитывать у детей доброжелательность, добрые, нежные отношения к близким (особенно у мальчиков). Добиваться аккуратности в работе с

пластилином.

Апрель

1.        Тема: Божья коровка, улети на небо.

Цель: Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Продолжать совершенствовать навыки работы с пластилином. Учить

слушать инструкции педагога и руководствоваться ими в работе. Развивать образные представления, творческие способности. Развивать навыки работы с цветом. Развивать находчивость в процессе выполнения задания: стремиться использовать как можно больше средств для воплощения образа. Воспитывать усердие, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

2.        Тема: Бабочка.

Цель: Продолжить знакомство детей с миром природы. Совершенствовать навыки

работы в технике «пластилиновое рисование». Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную

работу пальцев рук. Развивать творческое мышление и воображение. Развивать цветовосприятие, чувства меры гармонии, чувства эстетического восприятия.

Тема: Волшебное яичко.

Цель: Познакомить детей с новой методикой изображения – «рисование пластилином», а именно научить приемам декорирования с последующим глянцеванием. Сообщить,

уточнить представления детей о причинах традиционного отмечания праздника Пасхи. Развивать творческие способности. Развивать активность и самостоятельность в работе. Развивать мелкую моторику руки. Воспитывать интерес и определенное отношение к духовным ценностям, к традициям народа. Воспитывать опрятность, аккуратность в

работе, желание выполнить красивый «рисунок».

Май

1.        Тема: Проснулись жуки, червячки и другие насекомые.

Цель: Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию.

2.        Тема: Незабудки.

Цель: Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук

3.        Тема: Земляничка.

Цель: Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений.

Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины.

Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином

4.        Тема: Веселый зоопарк.

Цель: Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им

самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. Оформить тематическую выставку работ "

Приложение №2

Как можно сделать домашний пластилин?

Лепка очень полезна для детей, так как она позволяет развивать мелкую моторику и самым положительным образом влияет на развитие

ребёнка. Делать поделки из пластилина любят многие малыши, но вот

магазинный вариант – не самый лучший. Чадо может испачкаться и даже отравиться. Так что обязательно узнайте, как можно изготовить домашний пластилин!

Приятное хобби

Материалы

Из чего делают домашний пластилин? Перечислим основные ингредиенты, которые используются чаще всего:

  1. Мука играет роль основы, без неё обойтись никак не получится. Можно использовать обычную пшеничную муку, кукурузную, овсяную или любую другую. Но желательно, чтобы она была светлой, это позволит придать ей абсолютно любой оттенок.
  2. Вода. Без неё не обойтись, именно она в тандеме с мукой придаёт пластилину необходимую пластичность и консистенцию.
  3. Соль. Как известно, она впитывает в себя влагу и не даёт ей испаряться. Если этим компонентом пренебречь, то пластилин просто высохнет и не сможет долго храниться и использоваться.
  4. Лимонный сок играет роль некого консерванта и позволяет хранить пластилин довольно долго.
  5. Растительное масло. Оно необходимо, во-первых, для лучшего сцепления всех остальных ингредиентов, во-вторых, для придания массе

пластичности. В-третьих, масло снижает липкость пластилина и

позволяет работать с ним, не боясь, что состав будет прилипать к рукам.

  1. В некоторых рецептах также встречаются и такие компоненты как винный камень или квасцы. Многим эти названия могут показаться странными, но на самом деле сегодня всё это доступно. Винный камень можно найти в специализированном магазине для кондитеров, а нужен он для

сохранения формы и консистенции. Квасцы можно приобрести в аптеке, они выполняют примерно ту же функцию.

  1. Красители. Конечно, гораздо интереснее лепить из цветного пластилина, нежели из однотонного. Лучше всего использовать пищевые натуральные красители, они безопасны и безвредны.

Преимущества домашнего пластилина

Вот такой он

Перечислим плюсы пластилина, изготовленного в домашних условиях:

  • Это безопасно и безвредно. Даже если чадо захочет попробовать массу на вкус, ничего страшного не случится, так как все компоненты

натуральные.

  • Это удобно и практично. Лепить из домашнего пластилина – одно удовольствие, ведь он тягучий, пластичный, приятный наощупь и мягкий. А ещё он не пачкает руки, что тоже немаловажно.
  • Это недорого. Все ингредиенты вы наверняка найдёте у себя дома или в ближайшем магазине, а стоят они недорого.

Это быстро! На изготовление домашнего пластилина у вас не уйдёт много времени.

Как сделать?

Итак, как сделать домашний пластилин своими руками? Предлагаем вам несколько рецептов.

Рецепт №1

Для изготовления вам потребуется:

1 стакан воды;

  1. стакан муки;

½ стакана соли самого мелкого помола; 2 столовых ложки лимонного сока;

  1. столовых ложки растительного масла;

натуральные пищевые красители разных цветов.

Способ изготовления:

  1. Налейте в стакан лимонный сок, а затем воду.
  2. Муку смешайте с солью и выкладывайте в разогретую кастрюлю с толстым дном или в сковороду.
  3. Теперь добавьте растительное масло и воду с лимонным соком, всё перемешайте. Если вы хотите получить пластилин одного цвета, то краситель можно добавить уже на этом этапе. Если вам требуется масса разных цветов, то окрашивайте её позже, когда она немного остынет.
  4. Держите массу на огне ещё примерно 4-6 минут. В итоге она должна затвердеть.
  5. Остудите состав и разомните его, а затем приступайте к лепке.

Такой пластилин, в принципе, вполне съедобный, но вкус его не самый приятный из-за большого количества соли. Так что если ваш ребёнок и решит опробовать массу «на зубок», то, скорее всего, не будет в восторге. Но в любом случае отравиться малыш точно не сможет.

Экспериментируйте с цветами

Приложение №3

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

C:\Users\TC-120\Desktop\f6e9d28e5be9396f08175120f75be882.jpg

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»,

- так говорил В.А. Сухомлинский.

Рядом исследователей доказано, а практически подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего

развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.

Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства.

Пластилинография способствует в первую очередь:

*снятию мышечного напряжения и расслаблению;

*развивает детское воображение,

*художественное и пространственное мышление,

*мелкую моторику рук;

*будит фантазию;

*побуждает дошкольников к самостоятельности;

*формирует эстетический вкус;

*помогает воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Пластилинография поможет вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу незабываемые минуты душевной близости. Изготовленные картины дети могут подарить друзьям, близким людям, украсить ими комнату и т.п.

Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусины) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.

В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще неокрепшим ручкам ребенка создавать свои первые рисунки.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности:

сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приема. Начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать более двух цветов не рекомендуется.

Существует два способа получения разнообразных оттенков:

  1. смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.
  2. взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или

керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для придания поверхности блеска, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы

картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, и

стеками.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому примерно в середине необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный настрой родителей и ребенка. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно

доставлять ребенку радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

Удачи, уважаемые родители



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с  приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

Обобщение опыта

   Тема : «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством пластилинографии» 

https://sun1-89.userapi.com/29BUg1wnnTet0gWGJwkcYpFtNwYiUmozIMdTdQ/gcxWEfY0fzk.jpg

2023-2024 г.

"Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев».

В. А. Сухомлинский

 Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством пластилинографии» 

 Основная идея:  развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Содержание:

1.

Сведения об авторе

2

Актуальность и проблемность  развития мелкой моторики у детей     дошкольного возраста

3

Основная идея опыта

4

Новизна

5

Теоретическая база

6

Технология опыта

7

Распространение опыта

8

Результативность

9

Приложения

  1. Сведения об авторе.

  Цабель Светлана Александровна,  воспитатель. Образование: высшее, Оренбургский государственный  университет, квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии»;

Стаж педагогической работы 32 года. Высшая квалификационная категория по должности  « воспитатель»

               

2. Актуальность и проблемность развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

         Уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими.  Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ

придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».

     Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка. К сожалению, группа,  где я работаю в данный момент, не стала исключением.  С помощью выполнения различных заданий, упражнений и наблюдая за детьми, я сделала вывод что, у детей плохо развита ручная моторика. Они неловко держат ложку, карандаш, не умеют пользоваться ножницами,  не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки может оказаться недостаточным для освоения письма.     Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. hello_html_m570878fb.jpg

     Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый

нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало

       Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

           Исходя из вышесказанного,  актуальным для меня стал вопрос  повышения уровня  развития мелкой моторики рук,  воспитанников моей группы.

         

3. Основная  идея опыта

        Сейчас существует много способов развития мелкой моторики. Одни способы применялись еще нашими мамами и бабушками, а другие, современные способы, зарекомендовали себя как достаточно эффективные. Одним из таких эффективных способов является пластилинография. Именно, эту методику я решила взять как средство развития мелкой моторики рук дошкольников старшей группы. Особенностью моей деятельности является то, что рисованием пластилином  мы занимаемся на  постоянной основе,  включая ее в разные виды деятельности.

        Я считаю, что  данная техника   является очень доступной формой творческой деятельности. Она  способствует развитию мелкой моторики при условии систематических занятий в свободной и образовательной деятельности и при соблюдении цели и задач.

     «Пластилинография»   запускает процесс развития и познания объёмно- пространственных форм действительности, координирует сложные процессы работы мозга. Не сложный творческий процесс дает необходимые результаты в обучении и развитии детей. Таким образом, педагогическая идея опыта заключается  в развитии мелкой моторики посредством нетрадиционного подхода в техники рисования пластилином.

4. Новизна.

       Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Позволяет интегрировать различные образовательные сферы  и  комплексно воздействуют на ребёнка:

  • повышает сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому        восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость;

- способствует развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, восприятие, то есть тех школьных значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

      Таким образом, «пластилинография» это богатое поле деятельности, способствующие придумывать, творить и создавать различные методы и приемы для развития   мышления, усидчивости, умений замечать красоту окружающего мира и воплощать увиденное, реализовывать свой творческий потенциал, а главное,  является эффективным средством развития мелкой моторики рук.

5.  Теоретическая база

      Внимательно изучая методическую литературу и историю появления пластилина узнала, что это изобретение уходит корнями в 1880 год. Не засыхающую массу изобрел и  запатентовал  Франц Колб. Подобное изобретение появилось еще и в 1897 году , его открыл Уильям Харбут. Эти массы были идентичны и в скором времени получили одно общее название «пластилин». Изучая исторические факты, в интернете, открывались вкладки различных современных методик, использующих пластилин для развития мелкой моторики. Меня привлекла статья, профессора психолого-педагогических наук Магомедовой М.К. В своей работе она подробно описывает возможности использования арт-терапии (пластилинографии) как форму работы с детьми с ослабленным здоровьем, задержкой развития и  страдающих аутизмом. В своей работе она учит педагогов, как построить психолого-терапевтические отношения с детьми. В  ее трудах описано ряд арт-технологий.

    Теоретическую основу  я взяла из программы И.А Лыкова «Разноцветные ладошки», там красной строкой в очень понятной форме предложена методическая разработка по пластилинографии и ее внедрение в образовательную систему ДОУ. Мной изучено и успешно внедряется методическое пособие Т.Н. Яковлевой «Пластилиновая живопись», пособие по художественно эстетическому развитию, «Занятия пластилинографией»,

Ковалева С.Т и ряд других методических пособий. Корректируя, анализируя, добавляя свое, я включаю это в свою работу с детьми дошкольного возраста.

  Литература

  1.    Давыдова Г.Н. « Пластилинография» № 1, 2, 3, 4. – М.: 2009.
  2.    Зайцева А. «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми», – М.: Эксмо, 2011.
  3.    Кард В., Петров С. Сказки из пластилина - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.»)  (Серия «Учить и воспитывать, развлекая).
  4.    Конощук С. «Фантазии круглый год», – М.: Обруч, 2011.
  5. Морозова О.А. «Волшебный пластилин». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  6. Новацкая М. «Пластилиновый зоопарк» – Питер, 2010.
  7.       Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
  8.       Орен «Секреты пластилина». – М.:Махаон, Издательская Группа Аттикус, 2009.
  9. Чернова Е. В. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006. – 48 с. 
  10.  Шкицкая И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009. – 61 с.
  11. Интернет ресурсы.
  12. Давыдова Г.Н. "Детский дизайн. Пластилинография. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2015.-80 стр.
  13.  Колдина Д.Н. "Лепка с детьми 4-5 лет" Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.-48 стр.
  14.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.
  15.  Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2009
  16. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002
  17.  Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Библиотека воспитателя». "Пластилиновая картина". Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика - Синтез», 2013.- 53 с., Ил.

6. Технология опыта

   Проанализировав авторские разработки педагогов, занимающихся изодеятельностью с дошкольниками, а также передовой опыт работы с детьми отечественных и зарубежных педагогов и психологов, я заинтересовалась возможностью применения техники пластилинографии в работе с дошкольниками. Осознавая   важность   проблемы,   мною   была определена цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста  посредством пластилинографии.

 В соответствии с целью были сформированы следующие задачи:

  1. Познакомить детей с техникой "пластилинография";
  2. Освоить разные способы и приемы работы с пластилином при изготовлении      плоскостных поделок;
  3. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  4. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, усидчивость, желание доводить начатое дело  до конца.

      Мною была изучена литература по данной теме. Особенно много полезного я узнала из серии книг Давыдовой Г.Н.: каким бывает пластилин, его разновидности, меры предосторожности в работе с ним. Узнала, какие инструменты, и как правильно подготовить место для работы с пластилином. Это помогло мне в проведении непосредственной деятельности.

       Вся работа с детьми строилась согласно перспективному плану (см. приложение №1).

При планировании я опиралась на времена года, праздники, интересы детей, соблюдение следующих принципов.

  1. Принцип развивающего обучения.

«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития», Л. С. Выгодский. Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

  1. Принцип воспитывающего обучения. Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность. Обучая технике пластилинографии, закрепляю у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.
  2. Принцип свободы выбора. Предоставляла детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, а также выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.

При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

  1. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям. В соответствии с этим, научила детей с различным уровнем творческого развития, следующим важным умениям:

- самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания;

  • принимать самостоятельные и ответственные решения;
  • планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т.е. рефлексировать свою деятельность;
  • строить с детьми отношения сотрудничества.

Стремилась научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Все это реализую через различные формы работы именно через непосредственно- образовательную и самостоятельную деятельность, что позволяет достичь высокой плотности взаимодействия детей между собой, вовлеченности в деятельность каждого ребенка.

  1.  Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта        при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

    Существует множество различных приемов рисования пластилином, но рекомендуется начинать обучение с наиболее простых:

  • рисование пластилиновыми веревочками или "колбасками";
  • рисование мазками;
  • заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

к более сложным:

  • процарапывание по пластилину;
  • вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например, бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

           Овладение техникой пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов. С некоторыми из них дети уже познакомились на занятиях традиционной лепкой.

 Это раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.

При скатывании кругообразными движениями ладошек происходит формирование шарика.

Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.

Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стеки либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.

         Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии.

 Это заглаживание, надавливание и размазывание, которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.

       Мною применялись  различные виды пластилинографии. Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Многие дети уже освоили эту технику в более младшем возрасте. Для этого им предлагались  простые рисунки без мелких деталей. В старшем же группе  дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем — так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.

       При обратной пластилинографии рисование выполняется на обратной стороне стекла либо иной прозрачной поверхности. В группе для этих целей мы обычно используем пластик. Рисунок намечается на поверхности маркером, а затем заполняется пластилином (размазывается тонким слоем). По контуру готовую композицию можно обозначить полосками — получится подобие рамки.

     Модульная  пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приемами лепки.

      Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь — красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.

      При контурной пластилинографии обязательно используются тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета.

     

      В дальнейшем я запланировала знакомство и использование многослойной  пластилинографии. Она  подразумевает последовательное нанесение не поверхность нескольких слоев. Такая техника более всего подходит для пейзажных композиций — изображения неба, леса, гор, когда слои накладываются друг на друга. Элементы иногда прикрепляются к основе с помощью тоненьких валиков — получается своего рода 3-Д эффект. Так как,  подобные работы довольно сложны для дошкольников, они будут уместны  только в подготовительной группе. 

Работу по формированию навыков по пластилинографии проводила в несколько этапов.

1 этап - "Подготовительный":

  • освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца;
  • выработать правильную постановку пальца;

овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика   между двумя пальчиками, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей;

  • научиться работать на ограниченном пространстве.

2 этап - "Основной:

Научиться:

  • не выходить за контур рисунка;
  • размазывать пальчиком пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;
  • пользоваться специальной стекой-печаткой;
  • доводить дело до конца;
  • аккуратно, выполнять свои работы;
  • выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;
  • восстановлению последовательности выполняемых действий;
  • действовать по образцу воспитателя;
  • действовать по словесному указанию воспитателя;
  • использовать несколько цветов пластилина;
  • для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).

3 этап - "Заключительный":

  • самостоятельно решать творческие задачи;
  • самостоятельно выбирать рисунок для работы;
  • формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Деятельность с детьми в основном  проходила во второй половине дня в   свободное время.  Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребность ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.)

Основными методами ,средствами и приёмами, которые я использовала в работе, являются:

Художественные средства:

  • Пластичный материал (разноцветный пластилин).
  • Дополнительные предметы для декорирования изображений.

     Наглядные средства:

  • Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
  • Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
  • Образцы работ, фотографии.
  • Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).

Технические средства:

  • Музыка.
  • Видеофильмы.
  • Презентации.

         Многие работы неоднократно участвовали в различных конкурсах. Во время занятий по пластилинографии дети работали за одним большим столом, это их объединяло, давало возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.

        Применение этих средств в работе, позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.

 Работа с родителями

     К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается дополнительной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш и ручку. Для того что бы таких проблем избежать в будущем, я предложила  родителям быть партнёрами, в  достижении  нашей цели: развивать мелкую моторику рук посредствам пластилинографии. На первом родительском собрании, была обозначена проблема недостаточного развития ручной моторики у ряда детей группы. В этой связи, я  ознакомила родителей с планом работы по данной теме. На протяжении года для родителей были предложены: консультации на тему: «Пластилинография - средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста», «Техника безопасности работы с пластилином и особенности работы с материалом»,  « Рисование пластилином»; предложены практические задания по теме; изготовлен  буклет: «Рекомендации и советы в работе по технике «пластилинография»; даны рекомендации: «Как можно сделать домашний пластилин? Его преимущества»; мотивировала на участие в конкурсах;  предлагала ряд игр с пластилином дома:

была подготовлена презентация «Умные ручки», о значении мелкой моторики, о том, как проявляются недостатки развития мелкой моторики, какие правила при работе с детьми надо использовать, как мы в детском саду развиваем детские пальчики; а также регулярное оформление  выставок творческих детских работ.

  1. Распространение опыта

     С удовольствием делюсь с педагогами своим опытом. Была предложена консультация «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей»,  планирую  провести  мастер-класс "Мы рисуем пластилином". А также размещаю материал на страницах своего мини-сайта и активно участвую в конкурсах

 

  1. Результативность

        С целью отслеживания результативности деятельности детей по развитию ручной моторики  провела педагогическую диагностику  (в начале и конце учебного года), которая  выявила положительные результаты работы.(приложение  № 9)    Движения пальцев стали более ловкими, скоординированными, дети могут воспроизвести и удержать заданную позу пальцев рук. Основные методы диагностики – естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности.

         Таким образом, подводя итог можно сказать, проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности, с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствует развитию мелкой моторики  кисти рук дошкольников.

      Перспектива видится в продолжении работы над развитием мелкой моторики рук и создании комплекса художественно – творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Привлекает в рамках данной темы возможность в составлении коллективных лепных картин, в создании более сложных композиций с помощью разнообразных и комплексных приёмов, пластилиновых театров по мотивам знакомых сказок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Обобщение опыта работы на тему «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»...

План работы педагога по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР, через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм)».

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М...

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"

Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами пластилинографии»

Цель программы:Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, гармоничное развитие детей....