«Развитие мелкой моторики рук старших дошкольников посредством игр и упражнений с математическим содержанием»
материал
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Воспитатель: Жукова Марина Михайловна
Тема: «Развитие мелкой моторики рук старших дошкольников посредством игр и упражнений с математическим содержанием»
Цель: Развитие мелкой моторики рук старших дошкольников посредством игр и упражнений с математическим содержанием.
Задачи:
- Развивать координацию, гибкость и точность движений рук;
- Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи;
- Воспитание партнёрских взаимоотношений детей: их дружеское расположение, желание и умение работать сообща.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды способствующей развитию мелкой моторики рук дошкольников;
- Повышение педагогической компетентности родителей и педагогов в области познания, через вовлечение их в совместную деятельность.
Актуальность
Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.
Мелкая моторика кистей рук имеет очень важную особенность, она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием. Так же способствует выявлению будущих способностей внутреннего мира ребенка, развивая интерес, познавательные способности.
Развитие мелкой моторики кистей рук имеет большое значение в развитии познавательных способностей, и находясь в тесной связи с развитием речи, становиться первым этапом в развитии умственных способностей ребенка, влияя на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память.
От того, насколько развита мелкая моторика кистей рук, зависит, насколько хорошо ребенок научится совершенно элементарным действиям: держать в руках карандаш, кисточку и ручку, застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
У современных детей отмечается общее моторное отставание, неготовность большинства к письму или проблем с речевым развитием. А ведь важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, является достаточное развитие моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.
Игра – один из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст – это период активного развития познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. В этом возрасте главная задача – подготовка к школьному обучению, к письму. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, чтобы ребенок мог держать ручку или карандаш, и не уставал при письме. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, кистью), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Очевидно противоречие между необходимостью формирования мелкой моторики кистей рук старших дошкольников, как условия его умственного развития и недостатком в ее формировании у современных дошкольников.
Этапы реализации:
- Подготовительный.
- Подбор, изучение научно-методической литературы и интернет источников по проблеме исследования.
- Обогащение РППС в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей. Разработка перспективного плана работы с участниками педагогического процесса.
- Подбор литературного материала по данному вопросу
- Проведение педагогического мониторинга, с целью определения уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
- Практический.
- Реализация системы работы по развитию мелкой моторики рук старших дошкольников посредством игр и упражнений с математическим содержанием.
- Профессиональное взаимодействие с педагогами по данной теме.
- Сотрудничество с социальными партнерами: родителями (законными представителями) по данной теме.
- Заключительный.
- Оценка эффективности проведенной работы, с детьми и родителями по данной программе.
- Публикации методических разработок в сетевом педагогическом сообществе.
- Определение дальнейших перспектив по данному вопросу.
Предполагаемый результат:
Заключается в том, что развитие мелкой моторики рук старших дошкольников происходит более эффективно, если использовать игры и упражнения с математическим содержанием (игры с геометрическими фигурами, игры с резинками, игры с пластиковыми крышками и т.д.).
План работы на 2021-2022 учебный год.
Месяц | С детьми | С родителями | С педагогами |
Сентябрь | Изучить состояние руки каждого ребенка, его умения и навыки. | Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников». | |
Октябрь | Упражнения с мелкими предметами: «Разложи пуговицы (бусы) по цвету, размеру, форме», «Сделаем красивые бусы» (нанизывание, чередование по цвету, форме), «Выложи узор», «Выложи цифры, буквы, геометрические фигуры» Графические задания: «Помоги гусеничкам проползти по дорожкам, не выходя за края»; «Проведи линию не отрывая карандаш от бумаги» «Обведи линии, не отрывая карандаш от бумаги» «Заштрихуй пирамидку» | Консультация «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраст
| Консультация для педагогов «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?» |
Ноябрь | Пальчиковые игры и упражнения: «Замок» «Помощники» «Прогулка» «Приготовили обед» «Дружная семейка» «Как живёшь?». Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы. | Участие родителей в изготовлении Графического куба. | Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста». |
Декабрь | Заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры: «Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста» и др. Игры с мозаикой: «Разложи по цвету», «Разноцветные дорожки», «Красивые бусы», «Яркие цветы». | Консультация «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». | |
Январь | Игры и упражнения со счетными палочками (с использованием плоскостных изображений): «Дорожка для машины», «Заборчик», «Солнечные лучики», «Ежик». Игры и упражнения со счетными палочками (с использованием схем): «Достань палочки из коробки», «Разложи по цвету», «Выложи фигуру по образцу», «Придумай узор», «Выложи цифры, буквы», «Колодец» «Выложи дом из цветных геометрических фигур». | Мастер-класс: «Использование природного материала в работе с детьми дома». | Мастер-класс: «Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста через математические игры» |
Февраль | Игры и упражнения с предметами быта, природного материала: (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки, пластиковые крышки, бумага). | Пополнение развивающей среды в группе материалами по развитию мелкой моторики рук у детей. | |
Март | Графические задания (рисование по клеточкам): «Обведи пунктирные линии, «Раскрась картинку», «Обведи пунктирные линии и заштрихуй парашюты по образцу», «Дорисуй улиток так, чтобы они стали одинаковыми». | Родительское собрания «Развиваем мелкую моторику рук» | Памятки о проведение игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей. |
Апрель | Узоры из ниток: выкладывание узоров и геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. | Открытое занятие «Путешествие в страну Пальчиковых игр» | |
Май | Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки. | Отчет о проделанной работе, выступление на итоговом родительском собрании. |
Вывод
Таким образом, первым этапом в развитии умственных способностей человека становится мелкая моторика кистей рук. В дошкольном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными, так как развитие мелкой моторики кистей рук связано с развитием нервной системы, зрением, вниманием, памятью и восприятием. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение рук, находятся рядом, что вызывает прямую зависимость уровня развития речи детей от степени сформированности тонких движений, которые являются важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом.
Следовательно, использование игр и упражнения с математическим содержанием, способствует более эффективному развитию мелкой моторики кистей рук старших дошкольников. А достаточный уровень развития мелкой моторики кистей рук является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Афонина Н., Массаж карандашом : Приемы для развития мелкой моторики рук / Н. Афонина // Дошкольное воспитание. – 2019. – С. 26–31.
- Бачина О.В., Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6–8 лет : практ. пособие для педагогов и родителей / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Белая А.Е., «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики». / Белая А.Е. - 2005. - с. 25-30.
- Косинова Е. М., Новые подходы к построению системы упражнений по развитию сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук : (с использованием пальчиковой гимнастики) / Е. М. Косинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – С. 59–65.
- Ляменкова Е. М., Современные технологии развития мелкой моторики в ДОО / Е. М. Ляменкова // Воспитатель ДОУ. – 2018.– С. 116–121.
- Медова Н. А., Пальчиковый театр как средство ознакомления с окружающим миром / Н. А. Медова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – С. 18–21.
- Нартова И., Развиваем мелкую моторику / И. Нартова // Дошкольное воспитание. – 2015. – С. 83–86.
- Ильинова Л. Д., Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста / Л. Д. Ильинова.— Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 72-7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности
Эта статья о том, как ведется работа по развитию мелкой моторики рук в продуктивных видах деятельности....
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством техники тестопластики»
Методическое пособие поможет родителям, работникам дополнительного образования, специалистам образовательных учреждений построить свою работу от простого к сложному....
Методическая разработка "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством стола-планшета для рисования песком"
В разработке содержится план работы,список музыкальных произведений,текст упражнений,консультация для родителей....
Семинар - практикум для педагогов « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»
Семинар- практикум для педагогов...
«Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования».
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме....
Перспективное планирование дидактических игр и упражнений на развитие мелкой моторики у старших дошкольников
Развитие тонкой (мелкой) моторики рук крайне важно для любого ребенка. Это объясняется тем, что в человеческом мозге отделы, отвечающие за управление пальцами и речевую функцию, находятся рядом друг с...
Обобщение опыта Тема : «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством пластилинографии»
quot;Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредств...