Задачи ранней профориентации.
учебно-методический материал

Материал по теме задачи ранней профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_ranney_proforientatsii.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Труд-основа жизни

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного

возраста; в процессе него формируется личность ребенка,

складываются коллективные взаимоотношения. Весь

процесс воспитания детей в детском саду организован так, чтобы

дети научились понимать пользу и необходимость труда для себя и

для коллектива.Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Антон Семёнович Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это

обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой

жизни.

Актуальность

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Раннее трудовое воспитании и профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути к успешности выбора профессии во взрослой жизни.

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

Научное обоснование

В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольником с трудом взрослых изучали многие ученые: В.П. Кондрашов, Т.А. Шорыгина, Е.А. Алябьева, В.Т. Потапова, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев и др.

Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество. Психолог отмечает, что профессиональное становление личности начинается с развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий.

Е.А. Алябьева считает, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, дает возможность гордиться результатами труда своих близких родственников, людей вообще

По мнению А.Н. Леонтьева, именно в старшем дошкольном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.

Цель ранней профориентации:

- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности

Задачи ФОП ДО

Социально-коммуникативное развитие:

Младшая группа.

В сфере трудового воспитания:

-развивать интерес к труду взрослых в ДОО и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях(мытье посуды, уборка помещений группы и участка и прочее) и трудовые навыки;

- воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых;

- приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), развивать самостоятельность, уверенность, положительную самооценку

Средняя группа

В сфере трудового воспитания:

- формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;

- воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;

- вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;

- развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье

Старшая группа.

- формировать представления о профессиях и трудовых процессах. воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;

- развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;

- знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности

Подготовительная группа

- развивать ценностное отношение к труду взрослых;

-формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;

-формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей (законных представителей), ограниченности материальных ресурсов;

-развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками;

- поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде; воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи

Познавательное развитие

 1 младшая группа (2-3г.)

-Педагог организует действия с игрушками, имитирующими орудия труда(заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов)

- педагог знакомит детей с деятельностью взрослых (повар варит кашу, шофер водит машину, доктор лечит)

2 младшая группа (3-4 года)

-Педагог побуждает оказывать посильную помощь родным

- Включая детей в отдельные бытовые ситуации, педагог знакомит с трудом людей близкого окружения, (ходят в магазин, убирают квартиру, двор, готовят еду, водят транспорт и другое). Знакомит с трудом работников ДОО (помощника воспитателя, повара, дворника, водителя). Демонстрирует некоторые инструменты труда, воспитывает бережное отношение к предметам, сделанным руками человека.

Средняя группа

Задача: Продолжать развивать представления детей о труде взрослого

Педагог знакомит детей с трудом взрослых в городе и сельской местности; с разными учреждениями: общеобразовательные организации, ДОО, поликлиники, магазины, парки, стадионы и другие.

Старшая группа

- Педагог расширяет первичные представления о населенном пункте, его истории, его особенностях (местах отдыха и работы близких…..). Закрепляет представления о назначении некоторых общественных общественных учреждений — магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе

- Педагог расширяет представления о деятельности человека в разные сезоны года (выращивание растений, сбор урожая и т.п.)

Подготовительная группа

Задача: формировать представления о профессиях, связанных с природой и её защитой.

- Педагог раскрывает и уточняет назначения общественных учреждений, разных видов транспорта, рассказывает о местах труда и отдыха людей в городе

- Педагог формирует представления об уходе за животными и растениями, способах выращивания человеком растений, животных (в том числе и культурных, лекарственных растений), профессиях с этим связанных;

Художественно-эстетическое развитие

Средняя группа

-Педагог знакомит детей с творческими профессиями (артист, художник, композитор, писатель); педагог знакомит детей с биографиями и творчеством русских и зарубежных композиторов

Старшая группа

- уметь называть вид художественной деятельности, профессию и людей, которые работают в том или ином виде искусства

- знакомить детей с различными видами театрального искусства (кукольный театр, балет, опера и пр.); расширяет представления детей в области театральной терминологии (акт, актер, антракт, кулисы)

- Педагог расширяет представления детей о творческих профессиях, их значении, особенностях: художник, композитор, музыкант, актер, артист балета и другие.

- Педагог закрепляет и расширяет знания детей о телевидении, музеях, театре, цирке, кино, библиотеке; формирует желание посещать их.

- Педагог знакомит детей с произведениями живописи

- Расширяет представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.

- формировать у детей умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок

Подготовительная группа

- расширять знания детей о творчестве известных художников и композиторов; расширять знания детей о творческой деятельности, её особенностях; называть виды художественной деятельности, профессию деятеля искусства;

- организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями);

- знакомить детей с профессиями дизайнера, конструктора, архитектора, строителя и прочее;

-продолжать приобщение детей к театральному искусству через знакомство с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями

- Педагог расширяет представления детей о творческих профессиях (художник,композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и тому подобное).

-Педагог поощряет желание детей посещать выставки, спектакли детского театра, музея, цирка

-Педагог продолжает знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками).

-Педагог продолжает знакомить детей с архитектурой, закрепляет и обогащает знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, ДОО, общеобразовательные организации и другое).

Создание условий для ознакомления дошкольников с профессиями

  1. Разработка перспективного плана (проекта)
  2. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в соответствии с программными задачами, индивидуальными потребностями и особенностями детей;
  3. Взаимодействие с родителями
  4. Взаимодействие с учреждениями социума
  5. Организация целевых прогулок и экскурсий (включая онлайн-экскурсии)

Формы работы с детьми

  1. Экскурсии, наблюдения.
  2. Игроваядеятельеность (совместно со взрослыми, самостоятельная)
  3. Проектная деятельность
  4. ООД, Досуговые мероприятия (праздники, развлечения, театрализованные представления), выставки детского творчества.
  5. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков. Просмотр видеозаписей, презентаций, бесседы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проектной деятельности в реализации задач ранней профориентации дошкольников в рамках практического семинара для педагогов дошкольных образовательных организаций городского округа города Волгореченска.

На августовской конференции было озвучено, одно из приоритетных направлений в работе с детьми на 2018 - 2019 учебный год-   ранняя профориентация.  В связи с этим мы решили обогатить зн...

«Формирование представлений о профессиях у старших дошкольников как одна из задач ранней профориентации»

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Ранняя проф.ориентация"...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....

«Ранняя профориентация и задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста» Доклад на педсовете, из опыта работы.

Цель ранней профориентации: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.Задачи:обогащать предста...

Приказ "Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»

Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»...

Педсовет «Работа по ранней профориентации дошкольников через реализацию задач трудового воспитания»

В настоящее время уделяется большое внимание формированию предпосылок трудовой деятельности и профориентационного развития дошкольников. Именно поэтому актуальной стала проблема развития нравственно-п...