Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности дошкольников
учебно-методический материал

Кучеренко Наталья Александровна
Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наставнические практики «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников.»

Короткое название: «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников.»

Цель: Содействие развитию профессионально-методической компетенции педагогов ДОУ в части экономического воспитания у детей дошкольного возраста, формирование предпосылок финансовой грамотности участников образовательных отношений ДОУ, как ресурс повышения качества дошкольного образования.

Задачи:

  1. Распространить опыт работы дошкольной образовательной организации по организации и осуществлению образовательной деятельности, направленной на формирование предпосылок финансовой грамотности участников образовательных отношений, как ресурс повышения качества дошкольного образования.
  2. Создать условия для обучения педагогов дошкольной образовательной организации к применению в образовательной деятельности, с детьми дошкольного возраста, эффективных форм и методов для формирования предпосылок финансовой грамотности участников, развития инициативности, самостоятельности.
  3. Совершенствовать профессиональный опыт педагогов дошкольного учреждения посредством включения их в практику стажировочной площадки.

Целевая аудитория:

Педагоги и воспитанники ДОУ.

Описание

Финансовая грамотность для дошкольников – это развитие общих компетенций ребенка, финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение); воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотности, как результата процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.

Отличительной особенностью данного материала является реализация педагогической идеи формирования у старших дошкольников умения самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Представлен содержательный материал, позволяющий реализовать задачу развития экономического мышления личности в единстве с формированием у него системы нравственных и духовных ценностей. При этом обучающиеся получат элементарные знания в экономических вопросах и проблемах, что позволит им уверенно чувствовать себя в дальнейшей жизни.

Почему важно учить ребенка финансовой грамотности:

Жизнь требует умения самостоятельно ориентироваться в финансовой сфере, осторожно действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, выгодно. Поэтому есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами:

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы имел возможность жить с комфортом.
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может себе позволить жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

В рамках разработки и внедрения программы «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников» были апробированы различные программы по экономическому воспитанию дошкольников:

  • Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
  • Пестова Т.Г.,Рубцова Г.В., Дополнительная общеразвивающая программа детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
  • Виноградова К.В. Дополнительная программа по познавательному развитию «Основы финансовой грамотности»
  • Зимин Т.А., Исина Н.Ю. Дополнительная общеразвивающая программа

По формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Первые ступеньки в мир финансовой грамотности»

  • Дрыгина Е.Н., Комардина Т.В., Долганова Е.Г. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «Финансовая грамотность дошкольников»

Результаты

Педагоги

  • Педагоги применяют и используют «Экономическое воспитание дошкольников» в образовательной и внеурочной деятельности;
  • Разработаны дидактические игры, лепбуки, тематически обогатилась развивающая среда, появились публикации по экономическому воспитанию, ведется работа с родителями в данном направлении;
  • Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по заданной тематике;
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

Дети

  • Понимают и ценят окружающий мир предметный мир (материальный мир как результат труда людей)
  • Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • Осознают, на доступном им уровне, взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • Применяют в играх свой жизненный опыт экономических отношений;
  • Признают авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие;
  • Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Сайт практики:

Соцсети:

Ссылки на материалы опубликованные нашими педагогами в соц.сетях:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2023/10/09/zanyatie-po-finansovoy-gramotnosti

https://nsportal.ru/detskiy-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2023/08/27/finansovaya-gramotnost-konspekt-zanyatiya-v

http://youtu.be/aLwsWIIJIE?si=wvL9vvLG6NAp3Bwa 

http://youtu.be/_fXkHif9WME?SI=ox5-ZAJ_dsvepfKR

http://youtu.be/z9M4OfYLKbM

 https://nsportal.ru/detskiy-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2023/01/16/kartoteka-igr-po-finansovoy-gramotnosti

https://nsportal.ru/detskiy-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2023/01/12/finansovaya-gramotnost-v-doy

http//vk.com/wall-210991487_13314

http//vk.com/waii-210991487_13313

Этапы реализации:

  1. Инструктивно-методическое совещание: «Выявление уровня компетентности педагогов по вопросам финансовой грамотности дошкольников», анализ условий организации образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности.
  1. Мастер-класс «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о денежных отношениях и расходах. О денежных знаках».
  1. Открытый просмотр образовательно-воспитательной работе с старшими дошкольниками «Мир финансов, как стать бережливым».
  2. Конкурс-выставка оригинальных игр и пособий. Взаимодействие с родителями, анкетирование «Финансовая грамотность, что нужно знать ребенку?».
  3. Семинар-практикум для педагогов «Киношкола «Занимательная педагогика»
  1. Работа газеты «Сказочная страна»
  2. По темам: «Современные тропинки в мир финансов», «Окунись в мир экономики», «Новости из страны детства».
  1. Открытый просмотр: Квест-игра «Деньги разных стран»
  2. Калейдоскоп педагогических идей: «Эффективные формы и методы     взаимодействия педагогов с семьями воспитанников ДОУ по проблеме финансовой грамотности дошкольников»
  3. Педагогическая гостиная: «Создаем экономические сказки путем создания РППС в ДОУ».
  4. Инструктивно-методическое совещание.
  5. Принять участие в муниципальных и региональных конкурсах лучших педагогических практик.
  6. Подготовить публикации реализации программы на сайте ОО, в социальной сети и сайтах педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Выступление на тему: «Культурные практики как средство формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников»

В данной статье раскрывается понятие о культурных практиках, их значении для развития у дошкольников самостоятельности и творчества и более подробно остановлено внимание на культурных практиках к...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Педсовет «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»

Цель: обогащение знаний педагогов по экономическому воспитанию дошкольников....

Инновационный методический проект «Экономическое воспитание в ДОО: формирование предпосылок финансовой грамотности участников образовательных отношений»

Проект направлен на решение приоритетных направлений инновационной деятельности в МДОУ,  в части повышения уровня профессионального мастерства педагогов по формированию финансовой грамотности у д...

Семинар практикум для педагогов: "Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников"

Семинар-практикум«Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»...

Презентация опыта работы на педагогических чтениях "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Последние годы вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными, особенно в современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных...