Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности дошкольников
учебно-методический материал

Кучеренко Наталья Александровна
Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наставнические практики «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников.»

Короткое название: «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников.»

Цель: Содействие развитию профессионально-методической компетенции педагогов ДОУ в части экономического воспитания у детей дошкольного возраста, формирование предпосылок финансовой грамотности участников образовательных отношений ДОУ, как ресурс повышения качества дошкольного образования.

Задачи:

  1. Распространить опыт работы дошкольной образовательной организации по организации и осуществлению образовательной деятельности, направленной на формирование предпосылок финансовой грамотности участников образовательных отношений, как ресурс повышения качества дошкольного образования.
  2. Создать условия для обучения педагогов дошкольной образовательной организации к применению в образовательной деятельности, с детьми дошкольного возраста, эффективных форм и методов для формирования предпосылок финансовой грамотности участников, развития инициативности, самостоятельности.
  3. Совершенствовать профессиональный опыт педагогов дошкольного учреждения посредством включения их в практику стажировочной площадки.

Целевая аудитория:

Педагоги и воспитанники ДОУ.

Описание

Финансовая грамотность для дошкольников – это развитие общих компетенций ребенка, финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение); воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотности, как результата процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.

Отличительной особенностью данного материала является реализация педагогической идеи формирования у старших дошкольников умения самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Представлен содержательный материал, позволяющий реализовать задачу развития экономического мышления личности в единстве с формированием у него системы нравственных и духовных ценностей. При этом обучающиеся получат элементарные знания в экономических вопросах и проблемах, что позволит им уверенно чувствовать себя в дальнейшей жизни.

Почему важно учить ребенка финансовой грамотности:

Жизнь требует умения самостоятельно ориентироваться в финансовой сфере, осторожно действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, выгодно. Поэтому есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами:

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы имел возможность жить с комфортом.
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может себе позволить жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

В рамках разработки и внедрения программы «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников» были апробированы различные программы по экономическому воспитанию дошкольников:

  • Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
  • Пестова Т.Г.,Рубцова Г.В., Дополнительная общеразвивающая программа детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
  • Виноградова К.В. Дополнительная программа по познавательному развитию «Основы финансовой грамотности»
  • Зимин Т.А., Исина Н.Ю. Дополнительная общеразвивающая программа

По формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Первые ступеньки в мир финансовой грамотности»

  • Дрыгина Е.Н., Комардина Т.В., Долганова Е.Г. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «Финансовая грамотность дошкольников»

Результаты

Педагоги

  • Педагоги применяют и используют «Экономическое воспитание дошкольников» в образовательной и внеурочной деятельности;
  • Разработаны дидактические игры, лепбуки, тематически обогатилась развивающая среда, появились публикации по экономическому воспитанию, ведется работа с родителями в данном направлении;
  • Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по заданной тематике;
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

Дети

  • Понимают и ценят окружающий мир предметный мир (материальный мир как результат труда людей)
  • Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • Осознают, на доступном им уровне, взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • Применяют в играх свой жизненный опыт экономических отношений;
  • Признают авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие;
  • Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Сайт практики:

Соцсети:

Ссылки на материалы опубликованные нашими педагогами в соц.сетях:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2023/10/09/zanyatie-po-finansovoy-gramotnosti

https://nsportal.ru/detskiy-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2023/08/27/finansovaya-gramotnost-konspekt-zanyatiya-v

http://youtu.be/aLwsWIIJIE?si=wvL9vvLG6NAp3Bwa 

http://youtu.be/_fXkHif9WME?SI=ox5-ZAJ_dsvepfKR

http://youtu.be/z9M4OfYLKbM

 https://nsportal.ru/detskiy-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2023/01/16/kartoteka-igr-po-finansovoy-gramotnosti

https://nsportal.ru/detskiy-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2023/01/12/finansovaya-gramotnost-v-doy

http//vk.com/wall-210991487_13314

http//vk.com/waii-210991487_13313

Этапы реализации:

  1. Инструктивно-методическое совещание: «Выявление уровня компетентности педагогов по вопросам финансовой грамотности дошкольников», анализ условий организации образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности.
  1. Мастер-класс «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о денежных отношениях и расходах. О денежных знаках».
  1. Открытый просмотр образовательно-воспитательной работе с старшими дошкольниками «Мир финансов, как стать бережливым».
  2. Конкурс-выставка оригинальных игр и пособий. Взаимодействие с родителями, анкетирование «Финансовая грамотность, что нужно знать ребенку?».
  3. Семинар-практикум для педагогов «Киношкола «Занимательная педагогика»
  1. Работа газеты «Сказочная страна»
  2. По темам: «Современные тропинки в мир финансов», «Окунись в мир экономики», «Новости из страны детства».
  1. Открытый просмотр: Квест-игра «Деньги разных стран»
  2. Калейдоскоп педагогических идей: «Эффективные формы и методы     взаимодействия педагогов с семьями воспитанников ДОУ по проблеме финансовой грамотности дошкольников»
  3. Педагогическая гостиная: «Создаем экономические сказки путем создания РППС в ДОУ».
  4. Инструктивно-методическое совещание.
  5. Принять участие в муниципальных и региональных конкурсах лучших педагогических практик.
  6. Подготовить публикации реализации программы на сайте ОО, в социальной сети и сайтах педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Выступление на тему: «Культурные практики как средство формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников»

В данной статье раскрывается понятие о культурных практиках, их значении для развития у дошкольников самостоятельности и творчества и более подробно остановлено внимание на культурных практиках к...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Педсовет «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»

Цель: обогащение знаний педагогов по экономическому воспитанию дошкольников....

Инновационный методический проект «Экономическое воспитание в ДОО: формирование предпосылок финансовой грамотности участников образовательных отношений»

Проект направлен на решение приоритетных направлений инновационной деятельности в МДОУ,  в части повышения уровня профессионального мастерства педагогов по формированию финансовой грамотности у д...

«Модернизация развивающей предметно-пространственной среды как средство формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»

Возможности развивающей предметно-пространственной среды обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда должн...

Семинар практикум для педагогов: "Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников"

Семинар-практикум«Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»...