Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности дошкольников
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наставниеские практики по воспитанию дошкольников | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Наставнические практики «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников.»
Короткое название: «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников.»
Цель: Содействие развитию профессионально-методической компетенции педагогов ДОУ в части экономического воспитания у детей дошкольного возраста, формирование предпосылок финансовой грамотности участников образовательных отношений ДОУ, как ресурс повышения качества дошкольного образования.
Задачи:
- Распространить опыт работы дошкольной образовательной организации по организации и осуществлению образовательной деятельности, направленной на формирование предпосылок финансовой грамотности участников образовательных отношений, как ресурс повышения качества дошкольного образования.
- Создать условия для обучения педагогов дошкольной образовательной организации к применению в образовательной деятельности, с детьми дошкольного возраста, эффективных форм и методов для формирования предпосылок финансовой грамотности участников, развития инициативности, самостоятельности.
- Совершенствовать профессиональный опыт педагогов дошкольного учреждения посредством включения их в практику стажировочной площадки.
Целевая аудитория:
Педагоги и воспитанники ДОУ.
Описание
Финансовая грамотность для дошкольников – это развитие общих компетенций ребенка, финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение); воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотности, как результата процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.
Отличительной особенностью данного материала является реализация педагогической идеи формирования у старших дошкольников умения самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Представлен содержательный материал, позволяющий реализовать задачу развития экономического мышления личности в единстве с формированием у него системы нравственных и духовных ценностей. При этом обучающиеся получат элементарные знания в экономических вопросах и проблемах, что позволит им уверенно чувствовать себя в дальнейшей жизни.
Почему важно учить ребенка финансовой грамотности:
Жизнь требует умения самостоятельно ориентироваться в финансовой сфере, осторожно действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, выгодно. Поэтому есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами:
- Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
- Чтобы имел возможность жить с комфортом.
- Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может себе позволить жить самостоятельно.
- Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.
В рамках разработки и внедрения программы «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников» были апробированы различные программы по экономическому воспитанию дошкольников:
- Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
- Пестова Т.Г.,Рубцова Г.В., Дополнительная общеразвивающая программа детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
- Виноградова К.В. Дополнительная программа по познавательному развитию «Основы финансовой грамотности»
- Зимин Т.А., Исина Н.Ю. Дополнительная общеразвивающая программа
По формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Первые ступеньки в мир финансовой грамотности»
- Дрыгина Е.Н., Комардина Т.В., Долганова Е.Г. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «Финансовая грамотность дошкольников»
Результаты
Педагоги
- Педагоги применяют и используют «Экономическое воспитание дошкольников» в образовательной и внеурочной деятельности;
- Разработаны дидактические игры, лепбуки, тематически обогатилась развивающая среда, появились публикации по экономическому воспитанию, ведется работа с родителями в данном направлении;
- Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по заданной тематике;
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.
Дети
- Понимают и ценят окружающий мир предметный мир (материальный мир как результат труда людей)
- Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- Осознают, на доступном им уровне, взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- Применяют в играх свой жизненный опыт экономических отношений;
- Признают авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие;
- Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Сайт практики:
Соцсети:
Ссылки на материалы опубликованные нашими педагогами в соц.сетях:
http://youtu.be/aLwsWIIJIE?si=wvL9vvLG6NAp3Bwa
http://youtu.be/_fXkHif9WME?SI=ox5-ZAJ_dsvepfKR
http//vk.com/wall-210991487_13314
http//vk.com/waii-210991487_13313
Этапы реализации:
- Инструктивно-методическое совещание: «Выявление уровня компетентности педагогов по вопросам финансовой грамотности дошкольников», анализ условий организации образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности.
- Мастер-класс «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о денежных отношениях и расходах. О денежных знаках».
- Открытый просмотр образовательно-воспитательной работе с старшими дошкольниками «Мир финансов, как стать бережливым».
- Конкурс-выставка оригинальных игр и пособий. Взаимодействие с родителями, анкетирование «Финансовая грамотность, что нужно знать ребенку?».
- Семинар-практикум для педагогов «Киношкола «Занимательная педагогика»
- Работа газеты «Сказочная страна»
- По темам: «Современные тропинки в мир финансов», «Окунись в мир экономики», «Новости из страны детства».
- Открытый просмотр: Квест-игра «Деньги разных стран»
- Калейдоскоп педагогических идей: «Эффективные формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников ДОУ по проблеме финансовой грамотности дошкольников»
- Педагогическая гостиная: «Создаем экономические сказки путем создания РППС в ДОУ».
- Инструктивно-методическое совещание.
- Принять участие в муниципальных и региональных конкурсах лучших педагогических практик.
- Подготовить публикации реализации программы на сайте ОО, в социальной сети и сайтах педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...
Выступление на тему: «Культурные практики как средство формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников»
В данной статье раскрывается понятие о культурных практиках, их значении для развития у дошкольников самостоятельности и творчества и более подробно остановлено внимание на культурных практиках к...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Педсовет «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»
Цель: обогащение знаний педагогов по экономическому воспитанию дошкольников....
Инновационный методический проект «Экономическое воспитание в ДОО: формирование предпосылок финансовой грамотности участников образовательных отношений»
Проект направлен на решение приоритетных направлений инновационной деятельности в МДОУ, в части повышения уровня профессионального мастерства педагогов по формированию финансовой грамотности у д...
«Модернизация развивающей предметно-пространственной среды как средство формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»
Возможности развивающей предметно-пространственной среды обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда должн...
Семинар практикум для педагогов: "Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников"
Семинар-практикум«Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»...