Педсовет «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Цель: обогащение знаний педагогов по экономическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г.Аши Челябинской области
Педсовет «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»
Составитель: Жеребина Е.В.
г.Аша, 2021 год
Педсовет «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»
Цель: обогащение знаний педагогов по экономическому воспитанию дошкольников.
Повестка: 1. Психологическая разминка «Необитаемый остров»
2. Значение экономического воспитания.
3. Экономическая игра как продукт современных условий жизни дошкольников.
4. Сказка как средств, наиболее способствующее пониманию экономических явлений дошкольниками.
5. Деловая игра «Брейн-ринг»
1. Разминка «Необитаемый остров» Все разделились на 3 компании (по цвету монетки) Задание: представьте, что вы оказались на необитаемом острове. Какие 6 предметов вам необходимы? (подумать и решить командой)
2. Проблема экономического воспитания на данный момент стала настолько актуальной, что Министерство образования Края настоятельно рекомендует нам включить экономику в программу дошкольного образования. Такая необходимость возникла в связи с недостаточным уровнем финансовой грамотности у родителей, который мешает им привить детям правильные навыки по управлению финансами, родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не берегут вещи игрушки, требуют дорогие подарки и тому подобное. Основная цель, по их мнению, заключается в содействии формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов. Сегодняшнее молодое поколение живёт в условиях рыночных отношений с их жёсткими законами, с везде присутствующей рекламой, с растущим числом банков. Дети уже с дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, и чем чаще это происходит, тем больше у них возникает вопросов. Малышей интересует буквально всё: почему, когда мама идёт получать зарплату, берёт с собой какую-то пластиковую карточку, почему по телевизору так много рекламы, зачем она нужна, почему друг едет с мамой на море, а мы не можем поехать? Тысячи «почему», от которых мы, взрослые, не должны отмахиваться. На первый взгляд кажется, что «экономика и дети», а тем более дети дошкольники, два совершенно несовместимых понятия, не раз возникали дискуссии по этому поводу. Впервые в 1986 – м году в рамках нравственно-трудового воспитания дошкольников Шатовой Анной Демьяновной была предпринята попытка изучения возможностей решения задач экономического воспитания детей дошкольного возраста. На страницах журнала «Дошкольное воспитание» в течение всего 1989 года велась дискуссия «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?», которая завершилась активной поддержкой специалистов по дошкольному образованию целесообразности экономического воспитания детей. Как показывает практика, социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем нас с вами. В ней масса интересного, увлекательного, непонятного, и это ещё больше привлекает и интригует 5-6 летнего ребёнка. Кстати, именно с этого возраста и рекомендуется постепенно вводить ребёнка в мир экономики. К такому мнению пришли специалисты после очередных дискуссий. А в подтверждении правильности своих выводов обратились к психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста:
∙ У детей старшего дошкольного возраста проявляются попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, происходит существенный перелом в понимании причинности;
∙ Происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающей более эффективную адаптацию к социальной реальности;
∙ Речь начинает выполнять основную функцию в регуляции поведения и деятельности детей, появляется способность решать задачи в умственном плане;
∙ С пяти лет общение детей становится внеситуативно-личностным, возникают сопереживание и взаимопонимание. Игра достигает высокого уровня развития, и в ней пятилетки активно не только воспроизводят мир взрослых, но и отношения между ними;
∙ К 5 годам у ребёнка складывается истинная самооценка, которая позволяет ребёнку осознавать свои возможности (успех-неуспех), т.е. критическое отношение к себе и результатам своей деятельности.
По достижении пятилетнего возраста действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, с любопытством наблюдает за действиями купли-продажи, начинает чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, он может ставить себя на место другого, учитывая не только своё, но и чужое мнение. Уровень психологического развития позволяет ему осознать понятие выгоды (особенно личной). Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Это сигнал к возникновению особой формы экономического мышления, требующей внимания со стороны взрослых, а иногда и коррекции. В этом подтверждение того, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребёнка. И чем меньше возраст, тем она теснее. Информация о социальной действительности должна затрагивать не только ум, но и душу ребёнка, оказывая огромное воздействие на его формирующуюся личность. Воспитать дошкольника социально-адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нём, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ, не просто. Много усилий потребуется для этого не только в условиях общественного, но и семейного воспитания, от всех воспитывающих ребёнка взрослых. Но в этом то и состоит цель экономического воспитания дошкольника. Экономическая жизнь общества многогранна, ошибочно ставить задачу охватить все её стороны, в детском саду мы рассматриваем лишь те аспекты, которые затрагивают жизненный опыт ребёнка старшего дошкольного возраста. Именно в старшем дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему – либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответвующих нравственно направленных чувствах. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности. Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому перед нами задача - создать такие воспитывающие ситуации, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Что мы и делаем.
3. Так как с ребёнком необходимо говорить на языке ему понятном, даже о таком сложном явлении, как экономика, мы для реализации цель и задач экономического воспитания используем всевозможные игры. Ребёнок в детский сад приходи в первую очередь играть, и окружающий мир он познаёт именно через всевозможные игры.
1. Сюжетно-ролевые Дети, играя в такие новые профессии, как бизнесмен, рекламодатель, банкир, постигают смыл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Узнают, что одни профессии престижнее других и, следовательно, заработная плата различна. Т.е. дети, знакомятся с факторами (труд, образование, характер труда и престижность определённых профессий), влияющими на разделение людей на богатых и бедных. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Дошколята оперируют понятиями: покупать-продавать, выгодноневыгодно, дороже - дешевле, больше – меньше, выиграл – проиграл и др. При этом не забываем формировать нравственные качества, понятия: бережливый, экономный, справедливый и др. Учить правилам честной игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнёра, делиться с партнёром, поздравлять партнёра с успехом.
2. Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Пятый лишний», «Подбери витрины магазинов», «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь», «Что быстрее купят?», «Хочу - надо» и др.
3. Коммерческие игры: «Бизнес», «Найди доллар», «Моя первая покупка». Кроме того мною были изготовлены игры: «Аукцион», «Салон красоты», «Магазин косметики». Дети с удовольствием играют в эти игры, Развивая при этом логику и нестандартность мышления.
4. Ещё одним замечательным средством, наиболее способствующим пониманию экономических явлений дошкольниками является сказка. «Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности», - писал Джанни Родари. Любая сказка (народная, авторская) обучает и воспитывает, т.е. несёт в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого, математического и даже экономического развития.
Августой Алексеевной Смоленцевой была создана система работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки. Она исследовала сказочные произведения разных видов (народные, авторские), что позволило ей отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения, как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания и выделила несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
1. Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
2. Сказки, отражающие труд людей;
3. Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства,
4. Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы»,
5. Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности как экономность, предприимчивость, расчётливость, практичность и др.
Народные сказки и авторские сказки используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчётливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями (труд, производство, распределение, обмен и др.) И в народных и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Современные условия жизни диктуют нашим детям современные игры. Так давайте не будем им мешать адаптироваться в этом сложном мире, а наоборот, будем помогать и направлять, опираясь на свой жизненный опыт. Планируемый результат.
Ребёнок:
• Овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов.
• Осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена.
• Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека.
• Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в современных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
• Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
• Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний.
• Осознаёт, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относиться к вещам, игрушкам, денежным средствам.
• Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.
• Различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена.
• Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
• Обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живёт, ориентируется в значении базовых финансово – экономических понятий.
• Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов.
• Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
5. Брейн – ринг 3 команды: «Фунты – стерлинги», «Писеты», «Рэнды»
1 задание: Подумайте и ответьте, какие категории мы изучаем с детьми в процессе экономического воспитания. (можно отвечать с места, за каждый правильный ответ – монета) (экономика как наука о ведении домашнего хозяйства, реклама, труд, профессии, ресурсы, товары и услуги, деньги, семейный бюджет, потребности, обмен,
2 задание: Рассмотреть купюру и назвать страну и название.
3 задание: Назовите города и памятники архетиктуры, которые изображены на российских купюрах.
4 задание: Назовите города или страны, где есть памятник монетам или купюрам.
5 задание: Сказочная экономическая разминка
1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
3. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
4. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
5. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
6. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).
7. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Дедова и бабина дочка, Царевна-лягушка).
8. В какой сказке бездумные траты золотых монет главного героя привели к его обнищанию, и только волшебная вещь помогла достичь цели? (Огниво).
6 задание: Каждой команде говорю название сказки, команда должна подумать и сказать какие экономические категории можно вычленить из этой сказки. «Поросёнок Фунтик» «Золушка» «Трое из Простоквашино» «По щучьему велению» «Репка» «Цветик-семицветик»
На банкноте номиналом 200 руб. – символы Севастополя.
На лицевой стороне – изображение памятника затопленным кораблям, на оборотной – вид на Херсонес Таврический.
На банкноте номиналом 2000 – мост на остров Русский и космодром Восточный.
Решение:
1. Реализовывать программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Банка России.
2. Использовать во время НОД всех пяти направлений экономические задачи;
3. Продолжить изготовление экономических игр для детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести родительское собрание в группе по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...
Выступление на тему: «Культурные практики как средство формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников»
В данной статье раскрывается понятие о культурных практиках, их значении для развития у дошкольников самостоятельности и творчества и более подробно остановлено внимание на культурных практиках к...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Инновационный методический проект «Экономическое воспитание в ДОО: формирование предпосылок финансовой грамотности участников образовательных отношений»
Проект направлен на решение приоритетных направлений инновационной деятельности в МДОУ, в части повышения уровня профессионального мастерства педагогов по формированию финансовой грамотности у д...
Семинар практикум для педагогов: "Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников"
Семинар-практикум«Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»...
Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности дошкольников
Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности ...
Презентация опыта работы на педагогических чтениях "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Последние годы вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными, особенно в современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных...