Рабочая программа кружка "В гостях у природы" по экологическому воспитанию дошкольников средствами игровой технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
"В гостях у природы"
по экологическому воспитанию дошкольников
с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича
(старшая группа ЗПР)
Воспитатель:
Лесниченко С.Н.
Содержание
1. Целевой раздел ……………………………………………………………….3
1.1.Пояснительная записка……………………………….…………………….3
1.2.Цель рабочей программы…………………………………………………...5
1.3.Задачи рабочей программы………………………………………………..5
1.4.Принципы и подходы в организации образовательного процесса……6
1.5.Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………………........................7
1.6. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров)……………………………………………………………………… 8
1.7.Мониторинг освоения результатов………………………………………9
2. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности………………………11
2.2 Перспективный план работы экологического кружка………………………..11
3. Организационный раздел (материально – техническое обеспечение программы в целостном образовательном процессе) 18
4.Список методической литературы………………………………………20
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на мой взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Мне близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь, часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями будем делать кормушки, организуем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развесим скворечники на территории детского сада. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов, например, выращивание рассады для цветников детского сада, получение экологических знаний, развитие наблюдательности, чувства сопереживания, способности видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.
Педагогическая целесообразность кружка в том, что она дает возможность детям для самоопределения в социуме, формирует эстетическое восприятие природы, умения воплощать увиденное в практической творческой деятельности.
Специфика данной программы в том, что:
- знания детей усложняются и конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями;
- содержание предполагает изучение тем по экологии: особенности строения цветка, листа, соцветия и их виды;
- ведущие виды деятельности для детей дошкольного возраста - поисково-познавательная деятельность, творческая работа;
- использование технологии арт- терапии для проявления свободного, творческого самовыражения и проявление членами группы в ходе занятий с природным материалом своих чувств, мыслей, фантазий.
Создание условий для реализации программы:
Психологические и социально-педагогические условия организации работы
-учитывать социальный опыт ребенка;
-учитывать его возможности, способности, интересы;
-строить педагогический процесс как диалоговый.
В познавательном развитии 4-5летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Система работы по экологическому воспитанию детей с задержкой психического развития осуществляется в течение 1учебного года 1 раз в неделю в совместной деятельности в рамках части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений и созданных ими самостоятельно на основании лексических тем недели.
1.2.Цель рабочей программы.
Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
1.3.Задачи рабочей программы:
-дать обобщенные представления о жизни животных и растений;
-о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире;
-научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами;
-научить детей простейшим правилам поведения в природе;
-поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах;
-обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками;
-развивать экологическую культуру, познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
-совершенствовать мышление, творческие способности, умение думать самостоятельно, логично и последовательно;
-воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
-воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки;
-знакомить детей с природой Донского края.
1.4.Приципы и подходы в организации образовательного процесса.
При распределении разделов программы обучения учитывались основные принципы:
Принцип научности(детям сообщаются знания о живой и неживой природе и т.д.);
Принцип доступности(учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
Принцип динамичности(от самого простого до сложного);
Принцип сравнений(разнообразие вариантов заданной темы, методов, материалов);
Принцип выбора(решений по теме, материалов и способов без ограничений);
Принцип сотрудничества(совместная работа с родителями);
Принцип творчества(воспитание и развитие творческих способностей детей).
1.5.Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития.
Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной, нервной, сердечно – сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться произвольное внимание, поэтому дети могут сознательно направлять его и удерживать на определенном объекте, предмете. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов, развивается произвольная слуховая и зрительная. У детей 5 – 6 лет более высокого уровня достигает развитие наглядно – образного мышления и начинает развиваться логическое, что способствует формированию у ребенка способности выделять существенные признаки и свойства предметов окружающего мира, формированию способности сравнивать, обобщать и анализировать. К концу старшего дошкольного возраста у детей развивается творческое воображение, которое способствует яркости, конкретности представляемых образов и впечатлений. В старшем возрасте расширяется словарный запас и развивается способность использовать в активной речи сложные грамматические конструкции. Психическое развитие и становление личности ребенка к концу старшего возраста тесно связаны с развитием самосознания, что позволяет достичь высоких результатов в обучении и воспитании детей.
1.6. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров):
Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО), которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
В ДОУ при реализации программы в старшей группе 2 раза в год (сентябрь, май) проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики.
Планируемые результаты освоения детьми программы
кружка «В мире природы»:
-ребёнок владеет навыками детской проектной и экспериментальной деятельности сверх образовательного стандарта дошкольного образования в направлении «Экологическое развитие» и способен применять их в экологически значимой деятельности.
-использует наблюдение, как способ познания: способен принять цель наблюдения, ставить её самостоятельно.
-сравнивает характерные и существенные признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей;
-составляет творческие рассказы, экологические сказки о явлениях природы; -использует модель в качестве плана рассказа, доказательно строит суждение;
-самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий их существования;
-имеет сформированное экологическое мышление, умеет выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;
-имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов;
-владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
1.7.Мониторинг освоения результатов.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
-должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);
-проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
-помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Ожидаемые результаты образовательной деятельности:
открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера
Показатели диагностических исследований
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью диагностики два раза в течении учебного года, основанной на наблюдениях за детьми, заполнив следующие диагностические карты.
За каждый показатель диагностических исследований, определения уровней развития детей ставится соответствующий балл.
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл | |||||||||||||||||||||
Имеет представления о сезонных изменениях в природе (Название и характерные особенности времен года) | Имеет частично представления. | Не имеет представления. | |||||||||||||||||||||
Знает природные явления (дождь, ветер, снег) | Знает частично. | Не знает. | |||||||||||||||||||||
Имеет представление о многообразии растительного мира, называет по 3 представителя. | Частично имеет представления. | Не имеет представления. | |||||||||||||||||||||
овощи | фрукты | ягоды | овощи | фрукты | ягоды | овощи | фрукты | ягоды | |||||||||||||||
Владеет навыками ухода за растениями. | Владеет частично. | Не владеет. | |||||||||||||||||||||
Имеет представление о многообразии животного мира, называет по 3 представителя. | Имеет частично представления. | Не имеет представления. | |||||||||||||||||||||
Дикие животные. | Домашние Животные. | Дикие птицы. | Домашние птицы | Насекомые. | Детеныши. | Дикие животные. | Домашние Животные. | Дикие птицы. | Домашние птицы | Насекомые. | Детеныши. | Дикие животные. | Домашние Животные. | Дикие птицы. | Домашние птицы | Насекомые. | Детеныши. | ||||||
Знает о существовании различных сред обитания (земля, воздух, вода). | Знает частично. | Не знает. | |||||||||||||||||||||
Отражает свои впечатления в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ). | Отражает свои впечатления частично. | Не тражает. | |||||||||||||||||||||
Знает правила поведения в природе. | Знает частично. | Не знает |
2. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности
Программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 6 лет с ЗПР с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью использования развивающих игр и пособий Воскобовича, наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20-25 минут в соответствии с нормами СанПин. График работы кружка: среда (четверг) 16.00 - 16.2.
2.2.Перспективный план работы экологического кружка «В мире природы»
№ | Тема | Задачи | |
Сентябрь | |||
1 | «Что нам осень подарила» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | |
2 | Мониторинг | ||
3 | За грибами мы пойдем(с использованием игр В.В.Воскобовича) | Уточнить знания детей о грибах. Познакомить с ядовитыми грибами (мухомор и поганка). Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: съедобные и несъедобные грибы("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес"). | |
4 | Развлечение: «К нам осень пришла!» | Развлечь детей, закрепить полученные знания о сезонных изменениях осенью. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры. Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво. | |
Октябрь | |||
5 | «Сколько знаю я дождей» | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. | |
6 | «Домашние животные» (с использованием игр В.В.Воскобовича) | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. Закрепить названия детенышей домашних животных. Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать. ("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Геовизор"). | |
7 | «Как звери к зиме готовятся!» | Формировать у детей представления о разновидностях подготовке диких животных к зиме (меняет шубку, делает запасы). Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок. | |
8 | Развлечение: «К нам гости пришли» | Развлечь детей, закрепить полученные знания о диких и домашних животных, их среде обитания. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры. | |
Ноябрь | |||
9 | «Осеннее дерево» | Познакомить с осенним деревом – рябиной. Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. Активизировать словарь детей: рябина красная, гроздь, ягоды. | |
10 | «Перелетные птицы» (с использованием игр В.В.Воскобовича) | Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг. Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей. Активизировать словарь детей: перелетные, юг("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Нетающие льдинки", Чудо- соты"). | |
11 | «Воробышка» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья. Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | |
12 | Развлечение: «Синичкин праздник» | Развлечь детей, закрепить полученные знания о перелетных птицах. Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Воспитывать интерес и желание играть в подвижные и дидактические игры. | |
Декабрь | |||
13 | «Снежинка» опыт | Закрепить знания о снежинке. Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти. Учить видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег, снежинка. | |
14 | «Волшебная льдинка» опыт | Познакомить детей с понятием – лёд. Формировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов. Воспитывать осторожность на льду. Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед. | |
15 | «Зимняя красавица - ель» (с использованием игр В.В.Воскобовича) | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев. Формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. Активизировать словарь детей: красавица, зеленая. ("Игровизор", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик"). | |
Январь | |||
16 | «Жизнь птиц зимой» (с использованием игр В.В.Воскобовича) | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями, жизненными трудностями зимой. Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки. Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно. ("Игровизор", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик").. | |
17 | «Мороз – удивительный художник» опыт | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. Активизировать словарь детей: морозные узоры. | |
Февраль | |||
18 | «Выращиваем лук на окошке» опыт | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке. Развивать желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой. Активизировать словарь детей: полезный, горький. | |
19 | Комнатные растения. | Учить детей сравнивать 2 комнатных растения (бальзамин и фикус), находить сходства и различия. Дать понятие, что растения выделяют кислород, которым мы дышим. Воспитывать любовь и желание за ними ухаживать. Активизировать словарь детей: комнатные, протирать, поливать. | |
20 | «Полезные витамины» | Формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце. Развивать у детей умения заботиться о своем здоровье. Воспитывать чувства заботы о больном товарище. Активизировать словарь детей: здоровый, больной. | |
21 | Развлечение: «Путешествие по зимнему лесу» (с использованием игр В.В.Воскобовича) | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Нетающие льдинки", "Волшебный квадрат").. | |
Март | |||
22 | «Наши четвероногие друзья – собака» (с использованием игр В.В.Воскобовича) | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. Воспитывать осторожное обращение с бездомными животными, опасно для жизни("Игровизор", "Чудо- крестики 2,", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик", "Фонарики"). | |
23 | «Птицы прилетели» | Познакомить с первыми перелетными птицами – грачами. Способствовать обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов. Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. Активизировать словарь детей: перелетные, чирикают. | |
24 | «Сосульки». Звенит капель. опыт | Познакомить с понятием – капель. Продолжать учить детей наблюдать явления природы: сосульками. Формировать осторожность и опасность около домов. | |
Апрель | |||
25 | «К нам весна шагает быстрыми шагами» (с использованием игр В.В.Воскобовича) | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев. Дать представления об изменениях, происходящих весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Активизировать словарь детей: весенняя, греет("Игровизор", "Чудо- крестики 2,", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик").. | |
26 | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам – подснежникам. Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Воспитывать интерес и любознательность. Активизировать словарь детей: подснежники, нежные. | |
27 | «Водичка – водичка» опыт | Познакомить детей со свойствами и пользой воды для человека. Развивать умение делать несложные выводы и проводить простой опыт по очистке грязной воды. Закрепить значение грязной и чистой воды. Активизировать словарь детей: грязная, чистая. | |
28 | Развлечение «Русская березка» | Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. Активизировать словарь детей: красивая, белоствольная. | |
Май | |||
29 | «Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми о солнце, весенних изменениях в природе. Учить описывать свойства солнца, подбирать прилагательные. Продолжать вызывать у детей интерес к явлениям неживой природы. Активизировать словарь детей: солнышко, теплая погода. | |
30 | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков. Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Активизировать словарь детей: страшно, испугались. | |
31 | «Божья коровка» (с использованием игр В.В.Воскобовича) | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к насекомым. Уточнить представления о внешних особенностях, названиях и среде обитания насекомых. Активизировать словарь детей: летают, жужжат("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик", "Фонарики","Чудо- соты"). | |
32 | Мониторинг |
3. Организационный раздел (материально – техническое обеспечение программы в целостном образовательном процессе)
Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; необходимых для осуществления педагогического процесса. Развивающая предметно-пространственная среда имеет колоссальное влияние на развитие детей.
Из нормативных документов, а именно ФГОС ДО мы знаем, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть: насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности. Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно-пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать: познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; оздоровлению ребенка; формированию нравственных качеств; формированию экологически грамотного поведения.
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность. Модель экологической предметно-развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства.
Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками -это все компоненты методики экологического воспитания.
Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности, центр «Песок – Вода». Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.
В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние животные», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.
В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.
Большое значение как в познавательном развитии так и в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал.
4. Список методической литературы.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
В.Н.Адлер, О.Н. Черисова "Экологические сказки Фиолетового леса".ООО"Развивающие игры Воскобовича",2017г.
Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград: Учитель, 2011
«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004/
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. -Москва, 2014.
Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Старшая группа. –Москва, 2010.
Чумичева «Родники Дона»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их э...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5-6 лет "Наш дом -природа"
Кружок «Наш дом – природа» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных услови...
Рабочая программа. Кружка дополнительного образования. По экологическому воспитанию. Для детей 5 – 7 лет «Юный Эколог»
Рабочая программа по экологическому воспитанию....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
кружек по экологическому воспитанию старшая группа...