Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Весёлая скакалка»
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Весёлая скакалка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_skakalke.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №9 «ТЕРЕМОК»»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Заведующий МАДОУ «Детский сад №9»
МАДОУ «Детский сад №9» __________________ Л.И. Кордюк
Протокол № __ от «___» ______2018 г. № ___ от «___» ________ 2018 г.
Рабочая программа
физкультурно-спортивной направленности
«ВЕСЁЛАЯ СКАКАЛКА»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации программы: 3 месяца
Количество часов: 12 часов
Разработчик программы:
Сазонова Наталья Сергеевна
инструктор по физической культуре
г. Курчатов – 2018 год
Содержание
1.Пояснительная записка___________________________________________ 3
1.1 Направленность программы_______________________________ 3
- Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность _____3
- Цель и задачи программы_________________________________ 4
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы__ 5
- Сроки реализации программы_____________________________ 5
- Формы и режим занятий__________________________________ 5
1.7 Ожидаемые результаты и способы их проверки_______________ 6
1.8 Формы презентации итогов реализации рабочей программы____ 7
2.Учебно-тематический план________________________________________ 8
3.Содержание_____________________________________________________ 9
4.Материально-методическое обеспечение___________________________ 11
5.Список литературы_____________________________________________ 14
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность программы
Рабочая программа «Весёлая скакалка» имеет физкультурно-спортивную направленность и разработана на основе парциальной программы «Малыши-крепыши», входящая в Образовательную программу дошкольного образования «Мир открытий», допущенную Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.
Программа «Весёлая скакалка» соответствует Федеральному закону от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р.
Программа реализуется в ходе учебно-вспомогательного процесса в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №9 Теремок» города Курчатова.
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна программы состоит в том, что впервые представлена современная методика обучения прыжкам через скакалку (соло, в паре, тройка с одной верёвкой).
Актуальность заключается в том, что занятия со скакалкой имеют огромное оздоровительное значение для развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развития концентрации и устойчивости внимания детей. При выполнении прыжков в работу вовлекаются большое число мышечных групп, что стимулирует функционирование всех систем организма и оказывает положительное влияние на физическое развитие ребёнка. Прыжки через скакалку ускоряют рост костей нижних конечностей, обеспечивают наибольшую их прочность, увеличивают амплитуду движений, что в свою очередь ведёт к совершенствованию формы суставных поверхностей. В процессе выполнения прыжков у детей развиваются скорость, сила, ловкость, координационные способности, ориентировка в пространстве, глазомер.
Проблема использования прыжков через скакалку как средства развития прыжков у детей подготовительной к школе группы достаточно актуальна. Почти все мальчики (90%) и половина девочек 6-7 лет не умеют прыгать через скакалку. Характерными для детей этого возраста являются одиночные перепрыгивания (в виде перешагиваний), слишком высокое поднимание согнутых в коленях ног при перепрыгивании, большое количество лишних движений руками и корпусом. У них наблюдается неритмичность подпрыгиваний и вращения скакалки, жёсткое приземление, излишний наклон туловища и головы.
При систематическом обучении и девочки, и мальчики 6-7 лет могут овладеть разнообразными прыжками через короткую и длинную скакалки. Поэтому возникла необходимость систематической работы с детьми.
Педагогическая целесообразность объясняется эффективным использованием занятий со скакалкой в развитии координационных способностей детей дошкольного возраста и укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, учитывая индивидуальные возможности концентрации и устойчивости внимания.
- Цель и задачи программы
Цель программы - изучение различных видов прыжков со скакалкой, с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширить объём знаний детей о прыжках через скакалку: их разнообразии, значении для организма;
- обучить техническим приёмам в прыжках на скакалке;
- обучить простейшим организационным навыкам.
Воспитательные:
- воспитывать привычку к занятиям физической культурой, как коллективно, так и самостоятельно;
- воспитывать инициативность, творчество, возможность использовать игры и упражнения со скакалкой в самостоятельной двигательной деятельности;
- воспитывать индивидуальные особенности общения и взаимодействия в коллективе средствами и методами командно-игровой деятельности
Оздоровительные:
- расширить двигательный опыт за счёт овладения двигательными действиями;
- укрепить здоровье, физическое развитие и повысить работоспособность детей
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
В реализации программы участвуют дети подготовительных к школе групп в возрасте 6-7 лет.
1.5 Сроки реализации программы
Срок реализации программы «Весёлая скакалка» составляет 3 месяца: 1 час в неделю. Всего 12 часов.
- Формы и режим занятий
Программа ориентирована на детей подготовительной к школе группы в количестве 8 человек.
Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН 2.4.4.3172 – 14 из расчёта не менее 4,0 кв.м на одного обучающегося. В целом состав групп остаётся постоянным, изменения могут произойти при наличии противопоказаний по здоровью, выбытии ребёнка из учреждения.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков прыжков через скакалку может быть различной.
Продолжительность занятий 1 раз в неделю по 30 минут.
1.7 Ожидаемые результаты и способы их проверки
В ходе реализации программы обучающийся должен :
1.7.1 Знать:
- доступные для данного возраста правила безопасности на занятиях со скакалкой;
- понимать сигналы и в движении реагировать на них;
- знать различные виды упражнений со скакалкой.
- Уметь:
- использовать детьми игр и упражнений со скакалкой в самостоятельной двигательной деятельности;
- взаимодействовать в коллективе со сверстниками, с инструктором по физической культуре.
- Владеть: навыками базовых упражнений со скакалкой
№ п\п | Упражнение (трюк) | Кол-во повт. | Отметка о выполнении |
1. | Оловянный солдатик. Прыжки на двух ногах на месте (спина прямая, ноги отрываются от пола на 1-2 см.) | 8 раз | |
2. | Лыжник. Прыжки на двух ногах вправо и влево, с вращением скакалки вперёд | 8 раз | |
3. | Колокол. Прыжки на двух ногах вперёд и назад, с вращением скакалки вперёд | 8 раз | |
4. | На лошадке. Прыжки ноги вместе, ноги врозь, с вращением скакалки вперёд | 8 раз | |
5. | Оловянный солдатик – 2. Прыжки с вращением скакалки назад | 6 раз | |
6. | «Колено высоко». Бег на месте с вращением скакалки вперёд | 6 раз | |
7. | Прыжки на одной ноге с вращением скакалки вперёд | 4 раза | |
8. | «Мячик». Прыжки, сидя на корточках. | 2 раза | |
9. | Длинная скакалка. Пробегания | По 4 раза | |
10. | Длинная скакалка. Прыжки на двух ногах | По 4 раза | |
11. | Вращения короткой скакалки сбоку | 30 сек. | |
12. | Вращения короткой скакалки– восьмёрка. | 30 сек. | |
13. | Прыжки в паре на короткой и длинной скакалке | По 4 раза | |
Способами определения результативности реализации данной программы является тестирование сформированности умений и навыков прыжков, вращения скакалки в процессе обучения в виде контрольных упражнений 2 раза (в начале и в конце обучения).
- Формы презентации итогов реализации программы
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- открытое занятие с элементами соревнования
- показательные выступления с использованием скакалки
- сдача контрольных упражнений в течение обучения
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
Правила безопасности поведения на занятиях со скакалкой | 1 | |
Раздел 1. Диагностика начального уровня прыжков на скакалке | 1 | |
Раздел 2 .Подготовительные упражнения к прыжкам на скакалке | 1 | |
Раздел 3. Манипуляции со скакалкой | 1 | |
Раздел 4. Базовые прыжки с изменением положения ног | 3 | |
Раздел 5. Прыжки на длинной скакалке | 3 | |
Раздел 6. В парах одна скакалка | 1 | |
Раздел 7. Диагностика уровня освоения прыжков | 1 | |
Итого: | 12 часов |
3. СОДЕРЖАНИЕ
Месяц | Недели | Раздел, тема | Ход занятия |
декабрь | 1 неделя | Правила безопасности поведения на занятиях со скакалкой | Ознакомление с правилами поведения на занятиях со скакалкой, техникой безопасности во время прыжков (форма одежды и обуви). Знакомство с разными видами скакалок, выбор индивидуальной скакалки. |
2 неделя | Диагностика начального уровня прыжков на скакалке | Тестирование прыжков через скакалку Дыхательные упражнения | |
3 неделя | Подготовительные упражнения к прыжкам на скакалке | ОРУ со скакалкой. Подводящие упражнения для прыжков: без скакалки со скакалкой (перешагивания через неподвижную скакалку, перешагивания двойным прыжком вперед и назад, перепрыгивания через неподвижную, висящую и качающуюся скакалку). Дыхательные упражнения . Подвижные игры со скакалкой. | |
4 неделя | Манипуляции со скакалкой | Показ и объяснение вращений скакалки. Освоение различных способов манипуляций со скакалкой: - вращение в боковой плоскости; - круги скакалкой (восьмёрка); - складывание скакалки вдвое, вчетверо. Дыхательные упражнения. | |
январь | 1 неделя | Базовые прыжки с изменением положения ног | ОРУ со скакалкой Методические указания по обучению базовым прыжкам : техника прыжка. Вращение скакалки вперёд-назад: вперёд и прыжок на двух ногах через скакалку Прыжки на двух ногах через скакалку Дыхательные упражнения |
2 неделя | Базовые прыжки с изменением положения ног | ОРУ со скакалкой Подводящие упражнения - «Носки вверх» - зацеп носками. Базовые прыжки через одиночную скакалку: прыжки на двух ногах (оловянный солдатик), прыжки на одной ноге, «Колокол», «Лыжник» Дыхательные упражнения. Подвижные игры со скакалкой. «Удочка» | |
3 неделя | Базовые прыжки с изменением положения ног | ОРУ со скакалкой Закрепление базовых прыжков через одиночную скакалку: прыжки на двух ногах (оловянный солдатик), прыжки на одной ноге, «Колокол», «Лыжник» Изучение базовых прыжков через одиночную скакалку: «На лошадке», «колено высоко», «мячик». Дыхательные упражнения. Подвижные игры со скакалкой. «Кто быстрее?» | |
4 неделя | Прыжки на длинной скакалке | Освоение вращения длинной скакалки. Пробегание под вращающейся скакалкой. Прыжки на длинной скакалке с места. Дыхательные упражнения. Подвижные игры со скакалкой: «По волнам». | |
февраль | 1 неделя | Прыжки на длинной скакалке | Пробегание под вращающейся скакалкой: поочерёдно, потоком один за другим, с различным положением рук. Прыжки через длинную скакалку с забеганием и убеганием во время ее вращения. Дыхательные упражнения. Подвижные игры со скакалкой: «Десятки» |
2 неделя | Прыжки на длинной скакалке | Пробегание под вращающейся скакалкой: поочерёдно, потоком один за другим, с различным положением рук. Прыжки через длинную скакалку с различными предметами, по одному, в паре. Дыхательные упражнения. Подвижные игры со скакалкой: «Выручалочки». | |
3 неделя | В парах одна скакалка | ОРУ со скакалкой под музыку Освоение прыжков в парах с одной короткой скакалкой: прыжки через скакалку в паре с инструктором; прыжки через скакалку в паре со сверстниками. Дыхательные упражнения. Подвижные игры со скакалкой. | |
4 неделя | Диагностика уровня освоения прыжков | Тестирование прыжков через скакалку Дыхательные упражнения |
4. МАТЕРИАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Диагностика уровня освоения детьми прыжков через скакалку
Критерии оценки прыжков:
0 – не выполняется
1 – выполняется частично одна из фаз
2 – выполняется частично более 2 фаз
3 – полное выполнение элементов техники
Элементы фазы
- вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях
- плечо остаётся почти в неподвижном состоянии
- движение совершают кисти
- небольшое сгибание ног в коленных суставах
- выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание
- полёт. Скакалка в это время проходит внизу под ногами
- приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги
- корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение
Первая фаза начинается с вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях. Плечо при этом остаётся почти в неподвижном состоянии. Вращательное движение совершают кисти. Несколько позже производится небольшое сгибание ног в коленных суставах.
Вторая фаза - выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание, достаточное для подпрыгивания вверх на 5-10 см.
Третья фаза - полёт. Скакалка в это время проходит внизу под ногами ребёнка.
Четвёртая фаза – приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги. Корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение. Этот цикл повторяется неоднократно.
2. Организационно-методические указания
При проведении занятий по прыжкам через скакалку необходимо следовать следующим принципам:
- Принцип дифференцированного подхода к детям.
- Принцип индивидуализации процесса обучения.
- Принцип преемственности занятий в ДОО и в семье.
- Принцип доступности и постепенности (осваивание навыков прыжков со скакалкой от простого к сложному с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей).
- Принцип систематичности (учитывая индивидуальные возможности).
- Принцип сознательности и активности.
- Принцип наглядности.
Методы и приёмы: сюрпризные моменты, игры-забавы, показ, разучивание, имитация упражнений, использование средств наглядности, исправление ошибок, подвижные игры и другие игровые приёмы, индивидуальная страховка и помощь, минутки ОБЖ.
Общие методические указания к выполнению прыжков через скакалку.
- приземление сначала на носки с мягким перекатом на всю стопу;
- спина прямая, плечи развёрнуты, голову держать прямо.
Прежде всего, ребёнка надо учить держать скакалку без излишнего напряжения. При хвате за концы скакалки большой палец должен быть сверху. Держать их нужно свободно, между большим и указательным пальцами, не напрягая руки.
Затем дети осваивают такие движения: быстро складывать скакалку вдвое, вчетверо (чтобы она не запутывалась); хват за концы одной и двумя руками; принимать различные исходные положения со скакалкой; передавать её из рук в руки.
Прыжки через скакалку – упражнения с большой физической нагрузкой. Поэтому очень важно научить правильным движениям руками, чтобы избежать излишней траты энергии, не допуская ненужных для вращения скакалки движений. Необходимо показывать упражнений, а не ограничиваться методами слова. Это обеспечит более правильное воспроизведение заданных упражнений. Начальная нагрузка должна быть не более одной минуты, затем ее постепенно увеличивать до 5-6 минут.
Обучение вращению скакалки следует начинать с раскачивания и махов вначале одной, а затем одновременно двумя руками. Далее надо учить кругам и махам скакалкой в боковой плоскости.
Все формы прыжков сначала изучаются без скакалки. Начинать обучение рекомендуется с простого (обычного) прыжка, выполняемого толчком двух ног, вытягивая тело в фазе полёта и приземляясь на носки с перекатом на всю стопу в полуприсед. После освоения подготовительных упражнений переходят к серийному выполнению двойных прыжков, вращая скакалку вперёд и назад. Затем осваивают одинарные прыжки и прыжки на одной ноге. Постепенно прыжки разнообразят и усложняют, используя для этого различные исходные положения рук и ног.
3.Обеспечение программы методическими видами продукции
- Иллюстрации и информация «Как правильно подобрать скакалку для ребёнка?»
- Картотека видеоматериалов по прыжкам на скакалке
- Музыкальное сопровождение общеразвивающих упражнений со скакалкой
- Картотека игр и упражнений со скакалкой
- Комплексы дыхательных упражнений
- Подборка стихов, загадок о скакалке
- Сценарий открытого занятия
Материально-техническое обеспечение программы
- Физкультурный зал
- Спортивный инвентарь и оборудование: скакалки короткие (по количеству детей), длинные (1-2 шт.)
- Музыкальный плеер и диски с музыкальными композициям
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бойко В.В. Роуп-скиппинг (спортивная скакалка). Методические рекомендации к ДООП / В.В. Бойко – Орёл: ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева», 2017. – 36 с.
- Глейберман, А.Н. Упражнения со скакалкой (текст) // А.Н. Глейберман. – М. ФиС, 2007, - 234 с.
- Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет, М., Владос, 2001.
- Черёмухина Г.Х. Педагогический проект «Скакалочка – выручалочка», Барда, - 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Программа дополнительного образования Физкультурно-спортивного направления обучение детей элементам спортивных игр "Баскетбол"
Программа реализуется во второй половине дня, с подгруппа в количестве 13-12 детей...
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Крепыши»
Рабочая программадополнительного образованияфизкультурно-спортивной направленности «Крепыши» Составитель:...
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности по оздоровительному плаванию для детей 4-7 лет
Рабочая программа по оздоровительному плаванию предназначена для детей дошкольного возраста. Ее основная задача - комплексное ...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности...
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Крепыши»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная Программа физкультурно-спортивной направленности, составлена с учетом Программы оздоровления детей в ДОУ ...