Консультация для родителей младшей группы «Воспитание культуры поведения у дошкольников младшего возраста»
материал (младшая группа)
Хочу разместить консультацию для родителей по теме "Воспитание культуры поведения у дошкольников млажшего возраста".
Культура поведения - это многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в отношении к людям, к самому себе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры, к природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
младшей группы
«Воспитание культуры поведения у дошкольников младшего возраста»
Выполнила:
Игнатова Юлия Владимировна
Воспитатель
Государственное Бюджетное образовательное Учреждение Школа № 1613
(ГБОУ Школа № 1613)
Г. Москва
Культура поведения - это многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в отношении к людям, к самому себе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры, к природе.
Дети должны усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Они вполне доступны детям и постепенно усваиваются ими в процессе общения с другими людьми, в повседневной жизни ребенка и становятся со временем навыками и привычками поведения. Недаром говорят, «Посеешь привычку – пожнешь характер».
При воспитании ребенка следует помнить о некоторых особенностях дошкольного возраста:
- Неустойчивость навыков и привычек поведения
- Неточность выполнения правил поведения
- Недостаточная осознанность своих поступков
- Подражательность.
Воспитывать культуру поведения у детей следует и по отношению к взрослым. Дети видят, что родители заботятся о них и должны стараться отвечать тем же, охотно выполнять их просьбы, слушаться их, проявлять предупредительность, стремиться порадовать своими поступками.
Должны уметь поддерживать эмоционально положительный тон общения с окружающими людьми, пользоваться словами вежливости, называть взрослого на «Вы» и по имени отчеству, вести себя так, чтобы не причинять беспокойство окружающим. Не перебивать взрослого при разговоре, пропускать вперед старших, уступать место в транспорте пожилым людям.
При разговоре смотреть собеседнику в глаза, не перебивать, приветливо отвечать на вопросы, не уходить, если разговор не окончен, проявлять чуткость к душевному и физическому состоянию взрослых и выбирать соответствующую линию своего поведения.
В отношении к сверстникам необходимо воспитывать у ребенка уважение, отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь. В 2-4 года ребенок должен знать, что нельзя мешать игре товарища, нельзя отнимать игрушки. Родители должны воспитывать в малыше приветливость, сочувствие, желание поделиться с товарищами по игре, учить договариваться детей перед совместной деятельностью.
С четырехлетнего возраста у ребенка появляется сознательность своего поведения и поступков, возможность формирования новых качеств: умение убедить товарища или согласиться с его мнением. Мы должны научить ребенка справедливо разрешать спор, быть предупредительным. Например, пододвинуть тарелку с хлебом, уступить девочке свой стул, деликатно предупредить о возможности оплошности. Также важно научить ребенка культуре поведения в общественных местах: во время экскурсий, в театре и кино, поведению в транспорте и библиотеке.
Положительное отношение к труду тоже является составляющей воспитания культуры поведения детей. Дети до 3-х лет должны охотно выполнять трудовые поручения взрослого, проявлять интерес к труду взрослых. Например, помочь вытереть пыль, убрать со стола, собрать игрушки. Дети 3-4 лет желают все делать сами, так дайте им эту возможность. Пусть станут вашими помощниками, не забывайте хвалить ребенка и подчеркивать важность его помощи и поддержки. С 4-х лет ребенок начинает понимать необходимость труда, у него должна быть ответственность за порученное дело, самостоятельность, стремление к качественному результату. Поощряйте инициативность ребенка в труде.
Бережное отношение ребенка к природе воспитывается с детства. Необходимо учить видеть ее красоту, бережно относиться ко всему живому. Дети 3-4 лет должны помогать ухаживать за растениями и животными, заботиться о них.
Для воспитания культуры поведения у детей необходимо самому быть хорошим примером для него. Дети подражают взрослым, переносят отношения в семье на отношения со сверстниками. Не стоит забывать про режим дня ребенка. Исследования показывают, что в семьях, где соблюдается режим дня, дети более уравновешенные, не переутомляются, спокойнее реагируют на замечания родителей, легче переносят обиды сверстников. В семье должна царить атмосфера доброжелательности и спокойствия.
Как же прививать культуру поведения малышу? Каждое правило поведения должно усваиваться постепенно. Сначала родители должны разъяснить его. Например, если ты толкнул другого ребенка и не извинился, он подумает, что ты специально его толкнул. Дети должны упражняться в выполнении правил поведения. Можно для этого специально создавать ситуации. Например, ребенку 2-3 лет мама напоминает о правиле поведения, предупреждает возможность нарушения. «Папа первый сел за стол ужинать и не забыл помыть руки перед едой. Мы с дочкой, конечно, тоже помоем ручки». В более старшем возрасте напоминания также присутствуют, но все реже и реже, учитывая так же, как давно ребенок знаком с правилом поведения.
При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать, как ребенок выполняет правила поведения, сопровождать его оценкой, положительной, либо отрицательной. Отрицательная оценка, в любом случае, должна быть тактичной. Например, «не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть девочку!»
Требования к поведению ребенка должны постоянно усложняться. До 3-х лет у детей воспитываем послушание, родители должны быть требовательны в меру, так как детям еще довольно сложно контролировать свое поведение. После 3-х лет большое значение приобретает контроль в выполнении правил поведения ребенком, так как ребенок уже усвоил многие правила поведения, но они еще не устойчивы. Присутствуют в этом возрасте напоминание и оценка. У четырехлетних детей должны быть устойчивые навыки дисциплины, родители требовательны к ребенку.
Если родители наблюдают систематические нарушения правил культуры поведения, то прежде всего нужно выяснить причину. Например, установленные правила не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, начало болезни, нарушение режима, переутомление, различные требования к выполнению правил у родителей, наличие чрезмерного количества запретов. Психологи рекомендуют вместо слов с частицами «не», например, «не кричи», использовать слова-синонимы «говори тише».
Наказания иногда неизбежны, в случае, когда ребенок сознательно совершил проступок. Например, «я не могу разрешить тебе играть с ребятами, так как ты грубо разговариваешь с ними. Поиграй один возле меня». Физические наказания категорически запрещены! Также недопустимы наказания, оскорбляющие достоинство ребенка в виде прозвищ, в виде лишения еды, прогулки. Требования родителей к поведению ребенка должны быть в виде указаний, совета, но не запрета. Постарайтесь меньше пользоваться словом «нельзя», всем нам известно, что «запретный плод сладок».
Для воспитания культуры поведения детей можно использовать пример других малышей, показывать инсценировки ситуаций с игрушками, читать ребенку стихи, рассказы, сказки соответствующего содержания, чаще беседовать с ребенком. Помните, Вы-главный образец подражания для своего ребенка.
Список литературы:
- Абраменкова В.В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников/В.В. Абраменкова. - М., 2011
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ, Сфера, 2013
- Бархатова М.И. Воспитание культуры поведения / М.И. Бархатова//Дошкольное воспитание – 2009
- Буре Р.С. Воспитатель и дети/Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 2010
- Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО "Издательство "Детство-Пресс", 2011
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика/С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: "Академия", 2010
- Купина Н.А, Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. - М., 2012
- Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. – 2013
- Островская Л. Ваш ребенок воспитан? // Дошкольное воспитание. – 2013
- Островская Л.Ф. Азы воспитанности // Дошкольное воспитание. – 2013
- Пахомова О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей. - М.: Книголюб, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Что видел Карлсон" во второй младшей группе (Воспитание навыков культуры поведения)
Используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать желание активно противостоять им....
Консультация "Влияние художественной литературы на культуру поведения старших дошкольников".
Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения. Культура поведения - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневног...
Консультация Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей младшего возраста
Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей младшего возраста...
Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач.
Культора поведения детей на основе программных задач....
Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей младшего возраста».
Культура поведения - это многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в отношении к людям, к самому себе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры, к природе....
Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения у детей младшего возраста"
Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения у детей младшего возраста"...
План проекта на тему " Воспитание культуры поведения у дошкольников младшего возраста"
долгосрочный проект рассчитан на два года для детей младшего дошкольного возраста....