Формирование у детей нравственно-патриотического отношения к малой родине
консультация (старшая группа)
Семинар-практикум для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
Тема: «Формирование у детей нравственно - патриотического отношения к малой Родине»
Цель: Актуализировать знания педагогов по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы в области нравственно- патриотического воспитания дошкольников;
- углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно- патриотического воспитания дошкольников;
- обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах патриотического воспитания;
- вызвать интерес педагогов к данной теме.
Оборудование: Мультимедийное приложение, карточки, ребусы, вопросы для викторины, аудиосопровождение.
Ход семинара
Приветствие: - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады Вас приветствовать на семинаре – практикуме по «Формированию у детей нравственно – патриотического отношения к малой Родине»
Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера.
Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины … Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке.
Для реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.
1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.
2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.
Реализация такой системы нравственного воспитания невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.)можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!
Ведущий: А сейчас, приглашаем поиграть
И проблемы порешать
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Правила игры:
1. Принимать активное участие в игре.
2. Уметь слушать других.
3. Вырабатывать общее решение вопроса.
4. Соблюдать культуру речи и тактичность.
С чего начинается Родина…с изучения своей страны…
1 задание:
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна) .
3. Что означают цвета Российского флага? (точной версии нет)
Белый: Справедливость. Небо. Чистоту совести, свободу, независимость
Синий. Отвагу. Трудолюбие
Красный Верность. Правду. Мир, мужество, могущество.
4. Официальная эмблема государства. (Герб.)
5. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)
6. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? (-Федеральным конституционным законом;.)
7. Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
2 задание:
Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.
(на столах лежат карточками и вариантами предполагаемых ответов)
- Предлагаю участникам команд открыть карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.
Н А П Р А В Л Е Н И Я
Экологическое, Историко-краеведческое, Культурное
- Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
- Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Ведущий: - А сейчас слушаем ответы. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по нравственно- патриотическому воспитанию. (Ответы)
Задание 3:
Ведущий:
- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Задание:
- Следующее задание состоит из игры «Исключи лишнее из списка…».
Назовите лишних птицы, которые не водятся у нас: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, соловей, тукан., дятел, сова, кукушка, куропатка, глухарь
Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник, пустырник (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)
Задание 4:
Ведущий: - С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Задание состоит из двух маленьких заданий:
Первое – это…
- Предлагаем участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:
1. Береги землю родимую, как мать любимую.
2. Человек без Родины, что земля без семени.
Второе – Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят»
Задание 5:
«Путешествие в прошлое России»
I раунд. Ответы на вопросы из истории традиций и культуры России.
1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)
2. Какой день Масленой недели назывался Широким?
(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)
3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?
(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)
4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?
(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
5. Как называется основание печи в крестьянской избе?
(Опечек)
6. Назовите печную утварь, что хранилась в верхней части опечка?
(Чугунки, ухваты, горшки.)
2 раунд.
Из истории русского народного костюма.
1. Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)
2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)
3. Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)
4. крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)
5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?
(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)
6. Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом?
(Порты)
Задание 6:
Перед вами расположены картины. Командам необходимо назвать художника и название картин представленых на слайде.
1. «Март» (Исаак Ильич Левитан)
2. «Корабельная роща» (Иван Иванович Шишкин)
3. «Грачи прилетели» (Алексей Кондратьевич Саврасов)
4. «Богатыри» (Виктор Михайлович Васнецов)
5. «Мика Морозов» (Валентин Александрович Серов)
Задание 7:
Предлагаю участницам дидактическую игру «Жилища разных народов».
Уважаемые коллеги перед вами экспозиция жилищ народов России: центра, юга и севера России. Вам необходимо дать название жилищу, назвать материалы, которые использовались для их строительства. (кибитка, типи, хата, иглу, юрта, чум)
Задание 8:
Ведущий:
- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. Мы сейчас вместе с вами поиграем в народную подвижную игру:
«Поясок – элемент народного костюма»
Команде раздают пять ленточек. Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе 5 ленточек, остальные 5 человек держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Задание 9:
И в конце нашего семинара блиц – опрос:
1. Как в старину называли дом? (Изба)
2. Один из православных праздников? (Пасха)
3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)
4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
7. Население определенной стороны? (Народ)
8. Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)
9. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)
10. Человек любящий свою страну? (Патриот)
Вот и подходит наша деловая игра «Воспитать патриота России…» к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "Моя малая родина - поселок Газырь"
Познакомить детей с историей родного поселка. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине....
Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию "Большая и малая - Родина"
Программное содержание:Расширять представление детей о Родине, его животном мире, о главных природных богатствах родного края.Развивать способности действовать по образцу и самостоятельно;Воспит...
Статья по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомимся с малой Родиной"
Опыт работы со старшими дошкольниками. В статье описана проведённая работа с детьми и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию....
Сценарий мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Моя малая Родина - ХОТМЫЖСК»
Цель. Формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном селе. Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины – малой и большой. Воспитывать любовь к родному к...
Семинар — практикум Тема: «Формирование у детей нравственно — патриотического отношения к малой Родине»
Цель: Актуализировать знания педагогов по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Проект "Нравственно - патриотическое воспитание детей через чувственное отношение к малой Родине"
Формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье....
Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Формирование у детей нравственно – патриотического отношения к малой Родине»
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая ил...