Конспект Образовательной деятельности по духовно-нравственному патриотическому развитию На тему: «Масленица. Традиции масленичной недели» для детей ЗПР от 4-7 лет. Группа «Звездочки».
методическая разработка

Ирина Анатольевна Коваленко

Цели:

Способствовать развитию личности ребенка через приобщение к быту и культуре русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Образовательной деятельности по духовно-нравственному патриотическому развитию

На тему: «Масленица. Традиции масленичной недели»

для детей ЗПР от 4-7 лет.

Группа «Звездочки».

                                                                              Воспитатель:  Коваленко И.А.

г. Инта

2024 год


Цели:

Способствовать развитию личности ребенка через приобщение к быту и культуре русского народа.

Задачи:

  • Коррекционно-развивающие задачи: обогащать словарь детей новой лексикой, развивать навыки речевого общения восприятия, мышления и памяти.
  • Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к русскому народному творчеству, традициям русского народа, эмоциональную отзывчивость, любознательность, дружелюбие.
  • Коррекционно-образовательные задачи: закрепление навыка ориентировки на плоскости, развитие мелкой моторики.Знакомство с русским народным праздником Масленица, традициями и обычаями.

Предварительная работа: рассказать детям о праздновании Масленицы на Руси, познакомить с картинами русских художников посвященные весне и празднику Масленицы, разучить заклички, игру «Веселый бубен», вырезание солнца и лучей для аппликации.

Материал: иллюстрации, заготовки к аппликации, клей, кисти, салфетки, чучело масленицы, разноцветные ленты, бубен, кубики, д/и «Собери блин-солнышко», USBколонка.

Ход деятельности:

Приветствие:

Здравствуй солнышко родное

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй матушка земля,

Здравствуй ты и здравствуй я!

Воспитатель обращает внимание детей на время года.

Ребята какое сейчас время года? (весна)

Правильно, только вот что-то зима не отступает. Давайте мы с вами поможем весне скорее наступить? Мы же все уже хотим теплого солнышка! Правда? Дети: Да

Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне – красне? Как вы думаете? (Ответы детей) Конечно, ребята, уступит. Всему приходит свое время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну поаукаем, позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем).

Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!  Приходи, весна, приходи, красна! Приноси урожай в наш любимый край! Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы - Масленицу.

Масленица — это праздник встречи весны и солнца.

Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы.

Воспитатель:

А сейчас послушайте поговорки о блинах.

Поговорки о блинах:

На масляной неделе повеселись, да блинком угостись.

Без блинов не масленица

Блины солнцу – родственники

Масленица семь дней гуляет

Масленица идет, блин да мед несет.

Воспитатель: как вы думаете какой смысл этих поговорок, что у них общего?(ответы детей)

Воспитатель: Вот у нас здесь есть блины - солнышки. Их столько, сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов - солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.

«Первый блин»

Воспитатель: главная участница Масленицы — большая соломенная кукла. ее делают в первый день недели - понедельник, он называется «встреча»

Чучело — это прощальный образ зимы.

Воспитатель: при встрече Масленицы поют заклички, мы их с вами уже знаем, давайте вспомним и вместе споем.

Масленица, дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных.

Живёт масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

Воспитатель: Давайте нашу гостью нарядим, ленты цветные возьмите, на рукава повяжите!

(Дети наряжают Масленицу)

Воспитатель:вот какая получилась красавица!

«Второй блин»

Воспитатель: Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

Игра «Попади снежком в ледяную крепость» (крепость строим из пластмассовых кубиков)

Постарайтесь бросить снежок точно в крепость.

«Третий блин»

Воспитатель: среда называется «лакомка», что же это такое за слово?. 

Люди ходят, друг к другу в гости, накрывают столы с угощеньем и обязательным блюдом на столе являются конечно-же блины.

Ребёнок: 

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару – разбирайте!

Похвалить не забывайте.

Дидактическая игра «Собери блин-солнышко»

 

«Четвертый блин»

Воспитатель: Четверг - «разгуляй», самый веселый день.

В этот день больше всего развлечений. Ряженые веселят народ, все угощаются блинами, пляшут, водят хороводы, поют песни и частушки.

Физминутка (игра)

Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят: -Дин -дон, дин -дон. Выбегай скорее вон.

Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"

Дети передают в кругу бубен со словами:

катись, веселый бубен. Быстро - быстро по рукам. У кого остался бубен, Тот сейчас станцует нам.

«Пятый блин»

Пятница - «вечерки». Теперь папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один - называем просто ... (блин).

Много испекли их мы - тогда назовем ... (блины).

Испекли для дочек - назовем ... (блиночек).

Будет кушать их сынок - назовем тогда ... (блинок).

Огромный, как домище - назовем ... (блинище).

«Шестой блин»

Воспитатель:Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки.

Блин похож по своей форме на солнышко. А если приделать к нему лучи, то будет походить ещё больше. Детям предлагается наклеить «лучи» из полосок бумаги желтого цвета к солнышку.

Аппликация «Солнышко»

«Седьмой блин»

Воспитатель: последний день Масленицы - «проводы».

Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.

А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то, что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.

Давайте встанем парами и попросим прощения друг у друга.

А после этого устраивали проводы Масленице и сжигали ее чучело, считается,  что вместе с чучелом сгорает все плохое.

Воспитатель: какие у нас дружные ребята.

Дети садятся.

Воспитатель:

А теперь каждый поднимет свое солнышко высоко высоко, солнышко пригреет и так мы попрощаемся с зимой.

Высоко мы держим солнце

Попрощаемся с зимой

До свиданья зима,

Приходи весна!

(уносим чучело)

Воспитатель: мы с вами простились с зимой и разбудили весну!

Воспитатель: к нам тоже гости заходили, блинами нас с вами угощали, мы ими угостимся после занятия.

Рефлексия

Воспитатель: - Вам понравился наш рассказ про Масленицу? – Что означает праздник «Масленица»? – Сколько дней он длиться? - Чем угощают люди друг друга в этот праздник? – Что символизирует блин? Что понравилось больше всего, что меньше?

Конец занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательной деятельности по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию в ДОУ»

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе,  расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём леж...

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию дошкольников на тему: « Мой посёлок Тоншаево»

Конспект организованной  образовательной  деятельности по духовно-нравственному развитию дошкольников на тему: « Мой посёлок Тоншаево»...

План - конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему: «Добрым быть совсем не просто».

Цель: воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку.Задачи:1.   Приобщать детей к духовной культуре, используя выразительные средств языка,  музыкальные произведения и поэзию....

Познавательный проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Моя Россия и малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известн...

Конспект занятия по духовно-нравственному/патриотическому развитию на тему: "Масленица. Традиции масленичной недели"

Конспект содержит в себе материал способствующий развитию личности ребенка через приобщение к быту и культуре русского народа. В нем прописаны коррекционно-развивающие задачи, коррекционно-воспитатете...

Консультация для воспитателей. Формирование духовно-нравственных и патриотических чувств, уважительного отношения к культурному наследию у детей дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным искусством народов России

Нравственно-патриотическое воспитание детей является немаловажным, а, пожалуй, одним из основных направлений работы дошкольного учреждения и включает в себя целый комплекс задач....