Конспект Образовательной деятельности по духовно-нравственному патриотическому развитию На тему: «Масленица. Традиции масленичной недели» для детей ЗПР от 4-7 лет. Группа «Звездочки».
методическая разработка
Цели:
Способствовать развитию личности ребенка через приобщение к быту и культуре русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Образовательной деятельности по духовно-нравственному патриотическому развитию
На тему: «Масленица. Традиции масленичной недели»
для детей ЗПР от 4-7 лет.
Группа «Звездочки».
Воспитатель: Коваленко И.А.
г. Инта
2024 год
Цели:
Способствовать развитию личности ребенка через приобщение к быту и культуре русского народа.
Задачи:
- Коррекционно-развивающие задачи: обогащать словарь детей новой лексикой, развивать навыки речевого общения восприятия, мышления и памяти.
- Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к русскому народному творчеству, традициям русского народа, эмоциональную отзывчивость, любознательность, дружелюбие.
- Коррекционно-образовательные задачи: закрепление навыка ориентировки на плоскости, развитие мелкой моторики.Знакомство с русским народным праздником Масленица, традициями и обычаями.
Предварительная работа: рассказать детям о праздновании Масленицы на Руси, познакомить с картинами русских художников посвященные весне и празднику Масленицы, разучить заклички, игру «Веселый бубен», вырезание солнца и лучей для аппликации.
Материал: иллюстрации, заготовки к аппликации, клей, кисти, салфетки, чучело масленицы, разноцветные ленты, бубен, кубики, д/и «Собери блин-солнышко», USBколонка.
Ход деятельности:
Приветствие:
Здравствуй солнышко родное
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй матушка земля,
Здравствуй ты и здравствуй я!
Воспитатель обращает внимание детей на время года.
Ребята какое сейчас время года? (весна)
Правильно, только вот что-то зима не отступает. Давайте мы с вами поможем весне скорее наступить? Мы же все уже хотим теплого солнышка! Правда? Дети: Да
Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне – красне? Как вы думаете? (Ответы детей) Конечно, ребята, уступит. Всему приходит свое время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну поаукаем, позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем).
Ау, ау, аукаем, весну приаукаем! Приходи, весна, приходи, красна! Приноси урожай в наш любимый край! Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!
Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы - Масленицу.
Масленица — это праздник встречи весны и солнца.
Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы.
Воспитатель:
А сейчас послушайте поговорки о блинах.
Поговорки о блинах:
На масляной неделе повеселись, да блинком угостись.
Без блинов не масленица
Блины солнцу – родственники
Масленица семь дней гуляет
Масленица идет, блин да мед несет.
Воспитатель: как вы думаете какой смысл этих поговорок, что у них общего?(ответы детей)
Воспитатель: Вот у нас здесь есть блины - солнышки. Их столько, сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов - солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.
«Первый блин»
Воспитатель: главная участница Масленицы — большая соломенная кукла. ее делают в первый день недели - понедельник, он называется «встреча»
Чучело — это прощальный образ зимы.
Воспитатель: при встрече Масленицы поют заклички, мы их с вами уже знаем, давайте вспомним и вместе споем.
Масленица, дорогая!
Наша гостьюшка годовая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных.
Живёт масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
Воспитатель: Давайте нашу гостью нарядим, ленты цветные возьмите, на рукава повяжите!
(Дети наряжают Масленицу)
Воспитатель:вот какая получилась красавица!
«Второй блин»
Воспитатель: Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.
Игра «Попади снежком в ледяную крепость» (крепость строим из пластмассовых кубиков)
Постарайтесь бросить снежок точно в крепость.
«Третий блин»
Воспитатель: среда называется «лакомка», что же это такое за слово?.
Люди ходят, друг к другу в гости, накрывают столы с угощеньем и обязательным блюдом на столе являются конечно-же блины.
Ребёнок:
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Дидактическая игра «Собери блин-солнышко»
«Четвертый блин»
Воспитатель: Четверг - «разгуляй», самый веселый день.
В этот день больше всего развлечений. Ряженые веселят народ, все угощаются блинами, пляшут, водят хороводы, поют песни и частушки.
Физминутка (игра)
Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят: -Дин -дон, дин -дон. Выбегай скорее вон.
Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"
Дети передают в кругу бубен со словами:
катись, веселый бубен. Быстро - быстро по рукам. У кого остался бубен, Тот сейчас станцует нам.
«Пятый блин»
Пятница - «вечерки». Теперь папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто ... (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем ... (блины).
Испекли для дочек - назовем ... (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда ... (блинок).
Огромный, как домище - назовем ... (блинище).
«Шестой блин»
Воспитатель:Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки.
Блин похож по своей форме на солнышко. А если приделать к нему лучи, то будет походить ещё больше. Детям предлагается наклеить «лучи» из полосок бумаги желтого цвета к солнышку.
Аппликация «Солнышко»
«Седьмой блин»
Воспитатель: последний день Масленицы - «проводы».
Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.
А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то, что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.
Давайте встанем парами и попросим прощения друг у друга.
А после этого устраивали проводы Масленице и сжигали ее чучело, считается, что вместе с чучелом сгорает все плохое.
Воспитатель: какие у нас дружные ребята.
Дети садятся.
Воспитатель:
А теперь каждый поднимет свое солнышко высоко высоко, солнышко пригреет и так мы попрощаемся с зимой.
Высоко мы держим солнце
Попрощаемся с зимой
До свиданья зима,
Приходи весна!
(уносим чучело)
Воспитатель: мы с вами простились с зимой и разбудили весну!
Воспитатель: к нам тоже гости заходили, блинами нас с вами угощали, мы ими угостимся после занятия.
Рефлексия
Воспитатель: - Вам понравился наш рассказ про Масленицу? – Что означает праздник «Масленица»? – Сколько дней он длиться? - Чем угощают люди друг друга в этот праздник? – Что символизирует блин? Что понравилось больше всего, что меньше?
Конец занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование совместной деятельности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию старших дошкольников
Занятия с детьми помогут им стать добрее и искренне, уважать старших....
«Организация образовательной деятельности по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию в ДОУ»
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём леж...
Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию дошкольников на тему: « Мой посёлок Тоншаево»
Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию дошкольников на тему: « Мой посёлок Тоншаево»...
План - конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему: «Добрым быть совсем не просто».
Цель: воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку.Задачи:1. Приобщать детей к духовной культуре, используя выразительные средств языка, музыкальные произведения и поэзию....
Познавательный проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Моя Россия и малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста
Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известн...
Конспект занятия по духовно-нравственному/патриотическому развитию на тему: "Масленица. Традиции масленичной недели"
Конспект содержит в себе материал способствующий развитию личности ребенка через приобщение к быту и культуре русского народа. В нем прописаны коррекционно-развивающие задачи, коррекционно-воспитатете...
Консультация для воспитателей. Формирование духовно-нравственных и патриотических чувств, уважительного отношения к культурному наследию у детей дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным искусством народов России
Нравственно-патриотическое воспитание детей является немаловажным, а, пожалуй, одним из основных направлений работы дошкольного учреждения и включает в себя целый комплекс задач....