Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая, подготовительная группа)
Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_igr_po_pravovomu_vospitaniyu.doc | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Погружение в тему
Педагог рассказывает сказочную историю про вымышленную страну Правилию. Здесь счастливо жили люди и животные, растения и насекомые. Каждый имел разные права: на жизнь, свободу, счастье, отдых и пр. В стране был чудесный сад, который все оберегали, ведь там рос «цветок Счастья»: именно на его лепестках были записаны все права.
Но вот однажды налетела чёрная туча и злой ветер, жители страны спрятались, чтобы переждать непогоду. А когда всё закончилось, они с удивлением увидели, что на «цветке Счастья» нет ни одного лепесточка. И в Правилии наступили страшные времена — кошмар и неразбериха, потому что никто теперь не знал своих прав. Жители всё время разыскивают заветные лепестки и надеются, что кто-нибудь им поможет, например, воспитанники детского сада.
Помогая найти пропажу, дошкольники знакомятся с основными правами (ведь, в нашей стране они точно такие же).
Во время беседы мы совместно с детьми сначала обсуждаем каждый лепесток (рисунок, который будет иллюстрировать определенное право ребёнка).
- Беседа
Цель: формирование у детей знаний о правах человека через изучение прав человека на примере сказок.
Обычно в сказках мы привыкли верить в чудо, ждать своего счастья и не забывать, что ты кому-то нужен, но за этим прекрасными историями со счастливым концом скрывается страшная правда жизни. Герои подвержены издевательствам, отбирании имущества и разным другим нарушениям со стороны прав человека.
Предлагаем вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной?
Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:
... Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье...”
- Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)
Иллюстрация А.К. Толстой “Золотой ключик или приключение Буратино”.
- Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?
- О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)
4 лепесток Право на имя.
Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.
Далее по такому же плану обсуждаем следующие сказки:
1 лепесток Право на медицину – сказка К.И. Чуковский «Айболит» (…Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит)
2 лепесток Право на защиту – р.н.с. «Кот, лиса и петух»
3 лепесток Право на отдых и досуг – Крошечка-Хаврошечка (девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она выполняла всю работу по дому. Даже отдохнуть ей было некогда)
5 лепесток Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли- в сказке Г.Х. Андерсен «Новое платье короля» право ребенка свободно выражать своё мнение не было нарушено. Он свободно выразил свои взгляды, а вот подчиненные короля этого сделать не смогли.
6 лепесток Право на обучение, образование – А.К. Толстой «Золотой ключик» (...Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.
“Я буду умненьким и благоразумненьким”, - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.)
- Закрепление информации
Дети кидают игральную кость. Далее дети закрепляют права на лепестках соответствующих выпавшей цифре с помощью игр.
Игры и задания: QR – код игральных костей
- 1 лепесток «Право на медицину»
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь».
Д/и «Чемоданчик для врача»
Детям необходимо отобрать те предметы (картинки), которые необходимы для профессии врача.
«В гостях у Мойдодыра»
Детям загадываются загадки от имени Мойдодыра, а дети находят отгадки в картинке.
- 2 лепесток «Право на защиту»
«Поводырь»
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, умение помогать в трудную минуту; воспитывать доверительное отношение друг к другу
В групповой комнате следует разложить предметы препятствия. Дети должны распределиться по парам: ведущий и ведомый. Ведомый должен надеть на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойди его». Затем дети меняются ролями.
«Возьмёмся за руки, друзья»
Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека, их поддержку.
Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.
«Заколдованная тропинка»
Цель: научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Один из детей – ведущий. Он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в ёлочку. Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
Сюжетно-ролевые игры: «ГИБДД», «Служба спасения».
- 3 лепесток «Право на отдых и досуг»
Сюжетно-ролевые игры: «Туристический поход», «Путешествие», «Театр».
Предложить раскраски по данной теме, устроить творческую мастерскую «Отдых на море», «В гостях у бабушки» и т.д. Предложить различные виды театра.
- 4 лепесток «Право на имя и гражданство»
«Шляпа знакомств»
Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество и при этом принимать какую-то позу. Остальные ребята будут повторять показанную позу и хором называть ваше имя. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
«Я с вами дружу»
Попросите детей стать в круг и взяться за руки. Скажите, что вы будете играть в игру с именами. Первый, кто начнет игру, выходит в центр круга и говорит:
- Привет, ребята, Я с вами дружу. Меня зовут _______. Смотрите, что я покажу.
И в этот момент ребенок должен сделать какое-нибудь простое телодвижение. Например, он может помахать руками, как птица крыльями. После этого остальные дети отвечают ему:
-Привет, _______ , Мы с тобой дружим тоже, И мы так сделать можем!
Вся группа копирует показанное ей движение.
«Назови ласково»
Воспитанник называет своё имя, а затем рассказывает, как родители ласково называют его дома. В каждом случае может быть не один, а несколько вариантов. За каждый ответ педагог вручает фишку, и в финале игры подводятся итоги — определяется имя-победитель.
«Позови ласково»
Аналогичная игра, только дошкольник должен назвать уменьшительно-ласкательно рядом стоящего ребёнка (таким образом, закрепляется знание права на имя и воспитывается вежливое, уважительное отношение друг к другу).
«Как растёт имя»
Вначале воспитатель показывает ребятам свои детские фото и рассказывает, как с годами изменялось её имя (например, Иришка — Ира — Ирина — Ирина Петровна). Затем ребята также должны видоизменить своё имя — определить, как оно будет звучать, кода они станут взрослыми.
«Как зовут моих маму и папу»
Передавая друг другу мячик или флажок, дошкольники быстро должны назвать имя и отчество родителей.
«Кто, где живёт?»
Цель: формировать знания детей о праве на гражданство, о странах, народах, которые живут в них.
Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет страну. Ребёнок возвращает мяч и называет жителей этой страны (в Германии – германцы, в Киргизии – киргизы) и т.д.
- 5 лепесток «Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли»
«Сказка наизнанку»
Это настольный либо кукольный театр по мотивам знакомой сказки. Дошкольники могут придумать свой вариант с изменёнными характерами персонажей и разыграть его. Сюжеты могут быть самыми неожиданными. Например, колобок будет злым, хочет отравить лесных жителей, а лиса, наоборот, доброй, стремится спасти их. Или добрый волк и сердитая Красная Шапочка.
«Сказка идёт по кругу»
Дошкольники все вместе придумывают сказку: один её начинает, а остальные поочерёдно сочиняют продолжение.
- 6 лепесток «Право на обучение, образование»
«Подбери рифму»
Цель: напомнить детям, что каждый человек имеет право на образование и
выбор профессии.
Поезд водит …машинист
Пашет поле…. тракторист
Самолетом правит…. летчик
Клеит книги ….переплетчик
В школе учит нас …учитель
Строит здания ….строитель
Красит стены нам …маляр
Мебель делает …. столяр
Песни нам поет ….певец
Торговлей занят….продавец
На станке ткет ткани….ткач
От болезней лечит….врач
Лекарство выдает…аптекарь
Хлеб печет в пекарне…пекарь
Пишет красками…художник
Сапоги сошьет …. сапожник
В жаркой кузнице… ….кузнец
Кто всех знает…молодец
«Пословицы и поговорки»
Детям предлагается продолжить пословицы и поговорки
Без терпенья нет ученья.
Золото добывают из земли, а знания – из книги.
Без муки нет и науки.
Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
«Соберём портфель»
Детям необходимо отобрать предметы (картинки) со школьными принадлежностями.
Сюжетно-ролевые игры: «Скоро в школу мы пойдем», «Школа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Формирование основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста".
В консультации подробно рассмотрены основные моменты формирования основ правовой культуры у старших дошкольников....
Педагогический проект «Маленькие юристы» (Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста)
Актуальность: Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь...
Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
игры и игровые упражнения по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста...
Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Использование игровых упражнений и игр для формирования у дошкольников понятия "Основы Права" может быть интересным и эффективным способом обучения....
Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста...
КЕЙС ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЕЙС ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
"ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ: КЕЙС РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Постановка проблемы изучения финансовой грамотности в дошкольном возрасте связана с нормами морали, этикой нравственно-трудового воспитания и элементами социально-экономического мышления, раскрывающим...