"ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ: КЕЙС РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Постановка проблемы изучения финансовой грамотности в дошкольном возрасте связана с нормами морали, этикой нравственно-трудового воспитания и элементами социально-экономического мышления, раскрывающими бережное отношение к окружающему миру, миру ценностей, к результатам труда человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomicheskie_priklyucheniya.docx | 553.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 138»
«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ:
КЕЙС РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила: воспитатель
Шуркина Елена Владимировна
МАДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад № 138»
Экономическое воспитание (финансовая грамотность) является одной из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьей и детьми. Ребенок рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходят в магазин с родителями, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, и таким образом овладевают информацией в экономике на бытовом уровне.
Ян Амос Коменский в своей программе материнской школы впервые включил элементы экономического воспитания в дошкольный период. Он предложил давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль Коменский отводил труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».
С ранних лет мы обучаем детей всему: считать, писать, читать, но не готовим к трудностям в вопросах экономического воспитания, встречающихся в реальной жизни. В связи с этим на сегодняшний день необходимо продолжить процесс подготовки и формирования экономических знаний в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также закладываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена – и этическими: честность, щедрость, экономность.
Дети дошкольного возраста учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т. п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Осваивают взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Способность к осознанности и волевой саморегуляции – это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика. Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности.
Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно – не выгодно», «выигрыш – проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».
Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена – «детского бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать.
Это важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля. Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания.
Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др.), когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых – объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.
Безусловно, огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания – ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает.
В семье – реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.
В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи. Процесс формирования экономических представлений осуществляется в различных видах детской деятельности, разными методами (игровые, практические, наглядные, словесные) и формами работы (экспериментирование, проектирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций).
Перечень базовых финансово-экономических понятий
Раздел 1. Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга
Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть, как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.
Раздел 2. Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата
Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).
Раздел 3. Подарок, реклама
Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него.
Раздел 4. Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство
Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.
Раздел 5. Сбережения, копилка, кошелек
Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.
Раздел 6. Покупка, цена, продажа
Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар-обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево цена-покупка».
Раздел 7. Долг, должник, займ
Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).
Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.
Раздел 8. План, экономия
Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.
Раздел 9. Потребность, капризы, желание, возможность
Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность что-то купить.
Раздел 10. Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки
Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.
Раздел 11. Богатство, бедность, жадность, щедрость
Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.
Старшие дошкольники самостоятельно решают сложную проблему либо частично, выполняя отдельные шаги поиска, либо полностью, педагог оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.
Принимая во внимание возрастные особенности старших дошкольников, когда жизненный опыт ребенка и понятийный аппарат экономических категорий относительно сформированы, рекомендуется использование модификации данного приема, используя ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами.
Для старших дошкольников ситуация может быть приближена к реальной, но упрощенной. Данный прием может быть использован на итоговых занятиях после прохождения любой темы, предусмотренных программой образовательного процесса.
Рассмотрим классификацию исходя из характера воздействия дидактических средств:
- визуальные (зрительные) – иллюстрации, схемы, символы, макеты и т. п.;
- аудиальные (слуховые) – музыкальные записи и т.п.;
- аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – презентации, видеофильмы, мультфильмы, воспроизводимые посредством цифровой техники.
Преимущество каждой группы дидактических средств состоит в возможности сочетания и комбинирования между собой, позволяющих поддерживать положительные мотивы познавательной деятельности, интерес, творческую инициативу и активность.
Таким образом, можно заключить, что при организации процесса формирования основ экономической грамотности дошкольников целесообразно подходить комплексно, детально прорабатывать методы обучения и подбирать соответствующие методические приемы и средства обучения, включать практические занятия, модели возможных экономических ситуаций и другие активные формы образовательной деятельности, тем самым реализовывать практико-ориентированный подход в приобретении навыков поведения в условиях современного рынка.
Кейс дидактических игр и упражнений
Средний дошкольный возраст
Дидактическая игра «Соотношение числа и цифры»
Цель: упражнять детей в составе числа в пределах 5; закреплять знания цифры 5.
Материал: карточки, «Разноцветные полоски».
Содержание. Ребята, какая цифра на вашей монете? Какое число соответствует этой цифре? Составьте число 5 разными способами.
Детям раздаются карточки с пятирублевой монетой. Под монетой дети разными способами выкладывают полоски.
Дидактическая игра «Соответствие числа и монеты»
Цель: формировать у детей умения соотносить число денежному эквиваленту; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания.
Материал: карточки, «Разноцветные полоски».
Содержание. Ребята, давайте узнаем, сколько рублей в каждой монете.
Детям раздаются карточки с монетами. Под каждую монету ребята кладут полоску равную денежному эквиваленту. Устанавливают соответствие: однорублевая монета – число 1, 2-х рублевая – число 2, пятирублевая – число 5.
Дидактическая игра «Исправь ошибку в размене»
Цель: развивать умения быть внимательными, обнаруживать и исправлять ошибки; развивать умение детей анализировать, выражать свои мысли в речи.
Материал: карточки.
Содержание. Ребята, в магазине мне разменяли 5 рублей. Кажется, продавец допустил ошибку. Детям предлагается рассмотреть карточки, сосчитать размен, сделать вывод допустил продавец ошибку или нет.
Дидактическая игра «Назови профессии»
Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.
Материал: цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
Дидактическая игра «Кто трудится, кто играет»
Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).
Материал: набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).
Дидактическая игра «Собери вместе»
Цель: расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.
Материал: карта (панно) с изображением различных товаров.
Содержание. У каждого ребенка – карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные – несъедобные; игрушки – орудия труда; товары, обязательные для каждого – необязательные и т. д.
Дидактическая игра «Где пригодится»
Цель: уточнить использование данного продукта.
Правила: соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся.
Материал: слева на карте изображены растения, справа – готовые блюда.
Содержание. Слева: яблоко, земляника, огурец, рис, морковь. Справа: гречневая крупа, плов, салат, каша, варенье, повидло, сок.
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Магазин игрушек»
Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Материал: разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Содержание. Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где, и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
Дидактическая игра «Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Материал: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.
Содержание. Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
Дидактическая игра «Что быстрее купят?»
Цель: развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Материал: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).
Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
Дидактическая игра «Назови монету»
Цель: расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.
Материал: сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.
Содержание. Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.
Дидактическая игра «Кому что подарим?»
Цель: развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.
Материал: карточки-картинки, на которых изображены: машины, куклы, мяч, щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок, бантик и др.
Содержание. Педагог выставляет картинки с изображением мальчика Алеши и девочки Ирины. Предлагает рассмотреть карточки-картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения, выбрать понравившиеся и подарить Алеше и Ирине. Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем они дарят.
Вариант. Дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок.
Дидактическая игра «Какое слово лишнее?»
Цель: развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.
Материал: карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний. Рубль, Франк, марка (в монетах), рубль (банкнота). Кофта, машина, кольцо, солнце. Магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом. Цена, товар, деньги, ночь.
Содержание. Ребенку предлагаются четыре картинки с изображенными на них определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.
Дидактическая игра «Наоборот»
Цель: научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.
Материал: подбор слов (дорого – дешево, ленивый – трудолюбивый, экспорт – импорт, много – мало, покупатель – продавец и т. д.).
Содержание. Педагог называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.
Дидактическая игра «Продолжи предложение»
Цель: развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.
Материал: картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т. д.
Содержание. Взрослый сообщает условия игры. В каждом предложении «живут» экослова: покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым:
- Мне понравилась игрушка в магазине….
- Муха-цокотуха покупала на рынке самовар….
Дидактическая игра «Хочу и надо»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п.; игровое поле.
Содержание. Определить, к какому понятию – «хочу» или «надо», – относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
Дидактическая игра «Кто что производит»
Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.
Материал: изображения готовой продукции, людей разных профессий; карандаш.
Содержание. Соединить стрелочкой, кто что производит: повар у плиты, токарь у станка, садовод в саду, художник за мольбертом, портной за швейной машиной и т.п.
Дидактическая игра «Кому что нужно»
Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.
Материал: карточки с изображениями людей разных профессий и орудий труда.
Содержание. Разложить карточки в соответствии с профессией человека: повар, портной, художник, учитель, столяр, врач. Швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля.
Дидактическая игра «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
Содержание. Выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
Экономические кроссворды
Кроссворд «Доходы и расходы семьи»
Цель: уточнить представления детей о расходах и доходах (обязательных и необязательных); закрепить навыки счета.
По горизонтали: 1. Как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка? 3. Как называются деньги, которые получает сестра-студентка?
По вертикали: 2. Как можно одним словом назвать ведение домашнего хозяйства? 4. Деньги всей семьи.
Экономический кроссворд
По горизонтали: 1. Информация о товаре. 2. Место, где продают и покупают товары по строго установленным ценам. 4. Любой предмет купли и продажи.
По вертикали: 1. Место покупки и продажи, где можно торговаться. 3. Способ продажи единичных, редких вещей по самой дорогой цене. (Аукцион).
Моделирование
Деньги
Кредит
Банкомат
Кредит
Вклад
Экономика
Товары
Бюджет
Занимательные настольные игры по финансовой грамотности
Игра «Лабиринт»
Игра «Собери пазлы»
Экономическая раскраска
Придумай и нарисуй дизайн (оформление) карточки
Экономическая раскраска
Найди 10 отличий
Игра «Путаница»
Игра «Найди тень»
Игра «Шаги к успеху»
Карточки для настольной игры
Задания для квест-игры
Станция № 1 «Труд и профессии»
Задание 1. Загадки и пословицы о профессиях.
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)
Правила движения
Знает, без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (шофер)
Задание 2. Игра «Назови лишнее слово»
1. Повар – режет, фотографирует, варит, жарит.
- Какое лишнее слово? Почему?
Ответ: Повар – режет, варит, жарит, а фотограф – фотографирует.
2. Прачка – стирает, строит, гладит.
- Какое лишнее слово? Почему?
Ответ: Прачка – стирает, гладит, а строит – строитель.
3. Врач – лечит, перевязывает, продает, колет.
- Какое лишнее слово? Почему?
Ответ: Врач – лечит, перевязывает, колет, а продает – продавец.
Задание 3. Игра «Добавь словечко»
- Перед вами лежат карточки с профессиями, на одно слово прилагательное выберите одну карточки с профессией, карточки не должны повторяться. Представьте ребята, человек какой профессии может быть таким:
Заботливый (врач)
Строгий (учитель)
Веселый (клоун)
Добрая (воспитательница)
Вежливая (продавщица)
Трудолюбивая (портниха)
Чистоплотная (прачка)
Смелый (летчик)
Добросовестный (строитель)
Станция № 2 «Сбережения и накопления»
Задание 1. Литературные загадки о деньгах
1. Автор произведения вашей первой детской книжки с денежной тематикой.
Ответ: К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха».
2. Герой, какого произведения наивно последовал следующему совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», - положи в ямку золотой, посыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, не нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»?
Ответ: «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н Толстого.
3. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: « - Клад.... - это такие деньги и такие сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.
- А зачем? - А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь? - Я? Про запас. - Вот и они про запас».
Ответ: Между Матроскиным и Шариком. «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского.
4. Какие деньги ввел на своем острове царь Гвидон?
Ответ: Золотые монеты. («Все скорлупки золотые. ...Из скорлупок льют монету да пускают в ход по свету».)
Станция № 3 «Умники и умницы»
Задание 1. «Верю – не верю»
Каждой команде по очереди задается вопрос, а они должны ответить верят или нет.
1. Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»?
(Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).
2. Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?
(Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц)
3. Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»?
(Да. В бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)
Использованная литература
1. Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.
2. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. – 89 с.
3. Евменова Г.М., Меньшикова О.И. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике / Г.М. Евменова, О.И. Меньшикова. – М.: Просвещение, 1997. – 104 с.
4. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране экономика: для детей младшего и среднего возраста / И.В. Липсиц. – М.: Триада, 1992. – 336с.
5. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
6. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методическое пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно-пространственная среда по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Представлен центр финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" на 2021-2022 учебный год Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24441206","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Предметно-пространственная развивающая среда по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Презентация ППРС по финансовой грамотности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...
КЕЙС ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЕЙС ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...