Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
картотека

Северина Елена Леонидовна

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys_igr.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Игра «Кто, где живёт?»

Цель игры: формировать знания детей о праве на гражданство, о странах, народах, которые живут в них.

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет страну. Ребёнок возвращает мяч и называет жителей этой страны (в Германии – германцы, в Киргизии – киргизы) и т. д.

Игра «Я живу на…».

Цель игры: закрепить знания детей своего домашнего адреса, номер этажа, на котором живут, закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. Аналогично можно провести игру «Мой домашний адрес».

Игра «Моих родителей зовут…»

Цель игры: Закрепляем знания имени и отчества родителей.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

Игра «Вопрос – ответ»

Цель игры: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: дети по музыку двигаются по группе. Как только она затихнет, Дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос: «Твоя любимая еда, цвет, время года? У тебя есть братья и сёстры? Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?». Воспитателю необходимо игнорировать сложившиеся пары, следить, чтобы все дети поучаствовали в игре.

По окончании игры детям предлагается оформить выставку из своих фотографий «Вот мы какие!».

Игра «Кто это?»

Цель игры: закреплять знание о праве на индивидуальность, познакомить с новой игрой, формировать знания о том, что все дети разные, но у них много общего: игры, интересы, эмоции, желания, мечты.

Ход игры: один ребёнок – отгадчик. Другие выстраиваются в цепочку позади него. Отгадчик не должен видеть, кто стоит сзади. Дети спрашивают отгадчика: «Кто стоит за тобой?». Отгадчик может задавать три вопроса. Например: «Это мальчик или девочка? Какие у него/ неё волосы?» и т. д. Если – неправильно, то отгадчиком становится другой ребёнок.

Игра «Назови ласково»

Цель игры: Познакомить детей с ласковыми именами.

Ход игры: Каждый ребёнок называет своё имя. Воспитатель просит сказать как его ласково называют дома. За каждый вариант имени даётся фишка, В конце игры вручается приз имени с самым большим количеством вариантов.

Игра «Руки вверх».

Цель игры: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий, ему завязывают глаза. Воспитатель раскручивает водящего на месте и подводит к какому-нибудь ребёнку. Водящий должен догадаться, кто перед ним, ощупывая руками его одежду, волосы, лицо. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут в ней участие.

Игра «Назови виды спорта».

Цель игры: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

Игра «Прогулка по ручью».

Цель игры: закрепить право детей на отдых, учиться совместному отдыху.

Ход игры: на полу изображён ручеёк – то извилистый, то широкий, то узкий. Все дети – туристы. Они становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширине плеч впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь, и передвигаются дальше все вместе, меняя ширину ног и направление движения, ступая по берегам ручья. Оступившийся становится в конец цепочки.

Игра «Спасатели».

Цель игры: Закрепление права на жизнь. Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине (на острове, в горящем доме). На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения.

Ход игры:

1. Встать в позицию «паучок», добежать до обруча, взять игрушку, положить её себе на живот и вернуться назад.

2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад.

3. Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами.

4. Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.

Игра может проводиться в виде эстафеты. В этом случае используются два обруча. Если все движения отработаны, можно предложить детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.

Игра «Я умею».

Цель игры: закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.

Ход игры: дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.

Игра «Жмурки в кругу».

Цель игры: закрепляем знание права на имя.

Ход игры: для игры начертить на полу круг, водящему завязать глаза. Он старается поймать и узнать кого-нибудь из ребят. Если имя названо правильно, водящим становится узнанный. Выходить из круга нельзя. Если водящий выходит за пределы круга, дети говорят ему об этом.

Игра - пантомима «Помогаю взрослым».

Цель игры: закрепить с детьми понятие обязанности.

Ход игры: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать «их товарищ.

Игра «Поводырь».

Цель игры: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу, формировать у детей понятие о праве на особую заботу.

Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы-препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает повязку, ведущий ведёт его, рассказываю, как двигаться. Например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдём его». Затем ведущий и ведомый меняются ролями.

Игра "Разрешается - запрещается"

Цель игры: формировать знания детей о правах и обязанностях ребенка при помощи дидактической игры.

Ход игры (педагог читает текст, а дети отвечают)

1. Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).

2. Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

3. С мамой дети должны жить,

Не грустить и не тужить -

Это (разрешается).

4. Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

5. Рисовать и петь учиться,

Если заболел - лечиться,

Это - (разрешается).

6. Много трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Конечно (запрещается).

7. Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить -

Это (разрешается).

8. Когда слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

Игра «На одну букву».

Цель игры: закрепить умение находить предметы, которые начинаются на заданную букву. Выяснить, что знают это потому, что есть у детей право на образование, и они им пользуются.

Ход игры: Воспитатель просит детей оглядеть помещение в группе и назвать все предметы, которые начинаются на букву «К» (кубики, книги, краски, котёнок и т. д.)

Игра «Найди себе пару».

Цель игры: закрепляем знания имён, учимся подбирать рифмующиеся имена.

Ход игры: воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого кто-нибудь из ребят назовёт своё имя, а то, чьё имя, похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться. Например, Оля – Коля, Галя – Валя, Тома – Рома и т. д.

Игра с мячом «Кому, какой дом».

Цель игры: закрепить названия жилищ зверей и насекомых, Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.

Ход игры: все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.

Медведю – берлога

Белке – дупло

Волку – логово

Птице – гнездо

Пчеле – улей

Человеку – дом

И т. д.

Игра «Я и мои чувства»

Цель: формировать умение заботиться о своем здоровье

Дети встают в круг. Ведущий (взрослый) начинает фразу и бросает ребенку мяч:

Слух помогает мне….

Зрение помогает мне…

Обоняние помогает мне….

Осязание помогает мне…

Пробуя пищу на вкус, я могу….

Можно перестроить вопросы, приспосабливая их к потребностями детей с деффектами. Например:

Я не могу видеть (совсем, очень хорошо, но все же это я и я могу….

Игра «Круговая беседа»

Цель: учить детей оценивать себя и не занижать свою самооценку.

Дети садятся в круг вместе воспитателем. Воспитатель говорит следующие фразы:

Больше всего мне нравится в себе….

Я бы хотел быть…

Моя любимая игра…

Я думаю, что мое имя означает….

Я чувствую себя счастливым, когда….

Я чувствую печаль, когда….

Я хочу стать более…

Когда-нибудь я надеюсь….

Каждую фразу дети дополняют по очереди. Очень важно выслушать всех до конца (поэтому перебивать запрещено). Дети могут пропустить свою очередь, если пожелают; каждый остается на своем месте до конца.

Игра «Загадывание желаний»

Цель: напомнить детям, что каждый человек имеет право на мечту.

Дети садятся в кружок. Скажите им, что это круг загадывания желаний. Предложите, чтобы каждый ребенок по очереди загадывал следующие желания (это можно сделать небольшими группами или парами):

Если бы я мог быть птицей, то я бы. потому что…

Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы…потому что…

Если бы я мог быть насекомым, то я бы…потому что…

Если бы я мог быть цветком, то я бы… потому что…

Если бы я мог быть деревом, то я бы… потому что…

Если бы я мог быть автомобилем, то я бы… потому что…

Если бы я мог быть страной, то я бы… потому что….

И так далее (на усмотрение педагога)

Игра «Дружба»

Цель: подвести детей к тому, что все дети разные, но у них и много общего;

воспитывать доверительное отношение друг к другу, умение сближаться.

Дети подбирают себе пару, становятся напротив друг друга и говорят вместе:

Ты дрозд (показывая указательным пальцем друг на друга,

Я дрозд (указательным пальцем на себя).

У тебя нос (указательным пальцем на нос напарника,

У меня нос (указательным пальцем на свой нос).

У тебя гладкие (поглаживает ладонями щеки напарника,

У меня гладкие (поглаживает ладонями свои щеки).

У тебя сладкие (указательным пальцем на губы напарника,

У меня сладкие (указательным пальцем на свои губы).

Ты друг (указательным пальцем показывая на напарника,

Я друг (указательным пальцем показывает на себя).

Мы любим друг друга (обнялись).

Игра «Подбери рифму»

Цель: напомнить детям, что каждый человек имеет право на образование и

выбор профессии.

Поезд водит …машинист

Пашет поле…. тракторист

Самолетом правит. летчик

Клеит книги ….переплетчик

В школе учит нас …учитель

Строит здания ….строитель

Красит стены нам …маляр

Мебель делает …. столяр

Песни нам поет ….певец

Торговлей занят….продавец

На станке ткет ткани….ткач

От болезней лечит….врач

Лекарство выдает…аптекарь

Хлеб печет в пекарне…пекарь

Пишет красками…художник

Сапоги сошьет …. сапожник

В жаркой кузнице… ….кузнец

Кто всех знает…молодец! (А. Дорофеева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Формирование основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста".

В консультации подробно рассмотрены основные моменты формирования основ правовой культуры у старших дошкольников....

Педагогический проект «Маленькие юристы» (Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста)

Актуальность: Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь...

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

игры и игровые упражнения по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста...

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых упражнений и игр для формирования у дошкольников понятия "Основы Права" может быть интересным и эффективным способом обучения....

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста...

КЕЙС ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КЕЙС ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

"ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ: КЕЙС РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Постановка проблемы изучения финансовой грамотности в дошкольном возрасте связана с нормами морали, этикой нравственно-трудового воспитания и элементами социально-экономического мышления, раскрывающим...