Авторская программа "Чтобы зерно пропросло"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников при организации работы по патриотическому воспитанию в процессе создания мультфильмов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.docx | 44.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы зерно проросло
Программа психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников
при организации работы по патриотическому воспитанию в процессе создания мультфильмов
(авторская)
Автор: Орлова Ольга Анатольевна
педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 27
Санкт-Петербург, 2022
Целевой раздел
Пояснительная записка
Много пишется сейчас о необходимости духовного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Да, это важно и нужно. Нужно с рождения приобщать детей к истокам истории и культуры нашего русского народа: петь русские колыбельные песни, разучивать потешки, слушать народные сказки, играть в народные игры. И, конечно, знакомить с героями земли русской. Как правильно донести до дошкольников исторические сведения о княгине Ольге, князе Владимире, о подвиге Александра Невского?
Программа психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников при организации работы по патриотическому воспитанию в процессе создания мультфильмов «Чтобы зерно проросло» предполагает знакомство дошкольников с историей родного края, историческими событиями и героями, но сведения об этих событиях и персонажах дети получают в процессе работы над мультфильмом. Информация дается постепенно в доступной форме (авторские сказки). Для более легкого усвоения материала часто используются различные игры по теме (авторская картотека игр). Большое внимание уделяется знакомству с новыми незнакомыми словами, которые встречаются в тексте, тем самым обогащается словарный запас детей. Конечным результатом являются мультфильмы, которые впоследствии могут быть использованы на занятиях по ознакомлению с историей родного края.
Программа психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников при организации работы по патриотическому воспитанию в процессе создания мультфильмов «Чтобы зерно проросло» может быть предложена как дополнение к рабочей программе педагога-психолога, что повысит интерес дошкольников к истории своей страны, окажет влияние на воспитание их патриотических чувств, научит создавать мультфильмы.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы – духовное и патриотическое воспитание и коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста
Задачи программы
- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в процессе создания мультфильма;
- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями, способностями и творческим потенциалом каждого ребенка;
- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей;
- сформировать элементарные представления об истории родной страны, родного края через коммуникативные игры и продуктивные виды деятельности.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), направлена на:
- создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками
- создание развивающей образовательной среды.
В программе предлагается план создания мультфильма по авторской сказке «Александр Невский», но на примере этой сказки можно создать мультфильм по любому другому тексту.
Принципы и подходы к формированию Программы
Отбор содержания осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному “минимуму”);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении мероприятий с родителями в выходные дни;
- построение образовательного процесса осуществлено на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений.
Ожидаемый итоговый результат освоения программы
1.Основной результат – мультфильм, готовый продукт совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
2. Расширение представлений воспитанников и их родителей об историческом прошлом своей страны, ее героях, повышение интереса к истории родного края, его достопримечательностям.
3. Формирование патриотических чувств, гражданской позиции.
4. Развитие выразительности речи и актерских способностей, обогащение словарного запаса.
5. Развитие творческого воображения, фантазии.
4.Укрепление внутрисемейных отношений, сближение членов семьи.
5. Формирование у детей готовности к совместной деятельности со сверстниками, установление доверительных и партнерских отношений, умения работать в одной команде ради поставленной цели.
6.Получение положительных эмоций от результатов совместной проделанной работы.
Необходимое ресурсное обеспечение
Для реализации Программы психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников при организации работы по патриотическому воспитанию в процессе создания мультфильмов «Чтобы зерно проросло» необходимо следующее ресурсное обеспечение:
- помещение для проведения занятий
- текст художественного произведения, по которому будет создаваться мультфильм
- информационный материал по теме произведения (мультимедийные презентации, слайды, иллюстрации и др.)
- материал и оборудование для проведения различных видов игр
- материал и оборудование для организации художественно-эстетической деятельности (лепки, рисования, конструирования)
- фотоаппарат
- ящик для съемки сцен мультфильма
- штатив
- компьютер с программой для монтажа мультфильма
- звукозаписывающее устройство
- предварительное изучение информационных ресурсов по созданию мультфильмов:
Е.Р. Тихонова, Детская киностудия «Поиск» г. Новосибирск 2011 г. «Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации», Издание второе, переработанное и дополненное;
Велинский Д. В. «Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки», Методическое пособие. Издание второе, исправленное и дополненное 2011 г.;
П.И.Анофриков «Принципы работы детской студии мультипликации», Учебное пособие для тех, кто хочет создать детскую студию мультипликации. Издание второе, исправленное и дополненное. 2011 г. и др.
Содержание программы
Программа психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников при организации работы по патриотическому воспитанию в процессе создания мультфильмов «Чтобы зерно проросло» объединила решение задач патриотического воспитания и коммуникативного развития старших дошкольников.
Данная программа рекомендуется для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Работу предлагается проводить поэтапно:
I этап
- Опрос детей и родителей
- Подбор материала, сбор информации
- Создание необходимых условий для реализации программы
- Составление перспективного плана
- Разработка картотеки тематических игр
II этап
- Реализация цикла занятий с включением тематических игр
- Разучивание с детьми сказки по ролям
- Совместная художественная деятельность детей и родителей по изготовлению персонажей мультфильма, декораций
- Съемка сцен мультфильма, озвучивание
- Монтаж мультфильма
III этап
- Презентация мультфильма
Этапы | Содержание | Методы и формы | Участники | Ответственные |
1 этап. | Опрос детей: «Что ты знаешь о нашей стране?» | Беседы с детьми | Дети подготовительной группы | Педагоги групп, педагог-психолог |
Сбор информации и материала для занятий с детьми; разработка картотеки игр, пособий для проведения занятий и игр. Организация экскурсий выходного дня с родителями воспитанников. | Изучение исторической, художественной, методической литературы, информационных ресурсов в сети Интернет. Посещение исторических мест: Великий Новгород, Псковский кремль, Изборская крепость, крепость Копорье, место Невской битвы, музея Александра Невского родителей с детьми (по желанию). | Педагог-психолог, дети подготовительных групп, родители | Педагог-психолог, педагоги, родители | |
Создание условий для реализации проекта | Подготовка презентаций, слайдов, иллюстраций, изготовление демонстрационного материала, изготовление и приобретение оборудования для съемок мультфильма | Педагог-психолог, зам. зав. по АХР | Педагог-психолог, зам. зав. по АХР | |
2 этап. | Познавательная деятельность | |||
Познавательные занятия педагога-психолога с детьми на темы: - Древняя Русь: история образования, жизнь славян; древние крепости,защита Руси от врагов - Князь Александр Невский, битва на Неве. . | - Чтение художественной литературы, знакомство с текстом сказки «Александр Невский» - Рассказывание - Интерактивные экскурсии -Мультимедийные презентации | Дети, родители, педагоги, педагог-психолог | Педагог-психолог, педагоги | |
Художественно-эстетическая деятельность | ||||
Рисование: «Как Русь жила» «План крепости» «Русская деревня» «Великий Новгород» «Нева» «Княжеские палаты» | - Рисование сюжетов из жизни древних славян, размещение рисунков на выставке - Рисование плана для постройки модульной крепости - Рисование декораций для создания мультфильма | Дети Дети Дети, родители, педагоги | Педагог-психолог Педагоги, родители | |
Лепка из пластилина исторических персонажей для мультфильма «Александр Невский» | - Занятие по лепке педагогом-психологом - Совместная творческая деятельность детей и родителей | Дети, родители, педагог-психолог | Педагог-психолог, родители | |
Конструирование: - оригами « Лодка» - модульное конструирование «Городище», «Крепость» | - Самостоятельная художественная деятельность детей - Занятия с педагогом-психологом | Дети, педагоги Дети | Педагоги Педагог-психолог | |
Игровая деятельность | ||||
- подвижные игры «Щи да каша», «Городище» «Один в поле не воин» «Невская битва» «Путешествие из варяг в греки» «Крепость» - дидактические игры «Путешествие из варяг в греки» «Невская битва» - настольный театр «Александр Невский» с фигурками персонажей мультфильма | Игры (подвижные, дидактические, настольные) как часть занятия с педагогом - психологом | Дети | Педагог-психолог | |
Создание мультфильма «Александр Невский» | ||||
Инсценирование сказки в стихах «Александр Невский», заучивание текста | Занятия детей с педагогом-психологом, педагогами и дома с родителями | Дети, педагоги, родители, педагог-психолог | Педагоги, родители, педагог- психолог | |
Создание мультфильма | Фотографирование сцен мультфильма, озвучивание, оцифровка материалов, обработка в компьютерных программах, монтаж | Педагог – психолог, родители, дети | Педагог- психолог | |
3 этап.
| Подведение итогов | |||
Презентация (премьерный показ) мультфильма «Александр Невский» | - Демонстрация мультфильма всем детям и педагогам подготовительных групп - Демонстрация мультфильма родителям на родительском собрании - Размещение мультфильма на сайте ДОУ | Дети подготовительных групп, педагоги, родители | Педагог-психолог |
План проведения занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников в процессе создания мультфильма «Александр Невский»
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
октябрь | Тема: Русь изначальная (Возникновение). Задачи: Познакомить детей с первыми историческими факторами зарождения Руси. Воспитать интерес к истории России. Познакомить с наиболее известными племенами и географическим положением места, выбранного предками для поселения, особенностях жизни племен. Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины. Дидактическая игра «Из варяг в греки»: -Закреплять знания о жизни славян. Подвижная игра «В тесноте, да не в обиде»: Воспитывать чувство единства, сплоченности. | Тема: Русь изначальная (Быт славян) Задачи: Познакомить детей с бытом и особенностями существования древних славян. Воспитывать интерес к жизни предков. Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины. Подвижная игра «Щи да каша»: -Воспитывать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, закреплять знания о пище славян. Подвижная игра «Городище»: -Закреплять знания о жилищах славян | Тема: Русь изначальная (Обычаи и традиции) Задачи: Познакомить детей с обычаями и традициями славян. Воспитывать интерес к жизни предков. Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины. Подвижная игра «Вместе - дружная семья»: -Воспитывать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе. Подвижная игра «Из варяг в греки»: - Развитие коммуникативных навыков, активного словаря, развитие представлений о жизни своих предков - Закреплять знания о жизни славян. | Тема: Крепости. Задачи: Познакомить детей с древними крепостями (Псков, Изборск, Копорье, Великий Новгород), значением для славян строительства крепостей. Воспитывать интерес к жизни предков. Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины. Подвижная игра «Крепость»: -Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми, развивать воображение, поощрять творческую инициативу, побуждать к участию в общем деле, закреплять знания о жизни славян. Дидактическая игра «Из варяг в греки»: -Закреплять знания о жизни славян. |
ноябрь | Тема: Русские князья. Задачи: Познакомить с тем, кто руководил Русью, рассказать, что такое княжества, познакомить с первыми князьями, их значением в истории России. Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины. Воспитать интерес к историческим событиям своей страны. Игра «Выбери снаряжение для князя» Закреплять полученные знания о князьях. | Тема: Князь Александр Невский. Задачи: Познакомить с жизнью князя Александра Невского, событиях времени жизни Александра Невского, его значении в истории России. Расширять и обогащать словарный запас. Воспитывать чувства гордости за национальных героев, уважение к их подвигам. Подвижная игра «Крепость» (Великого Новгорода): -Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми, развивать воображение, поощрять творческую инициативу, побуждать к участию в общем деле, закреплять знания о древних крепостях. | Тема: Князь Александр Невский. Задачи: Продолжать знакомить с жизнью князя Александра Невского, событиях времени жизни Александра Невского, его значении в истории России. Познакомить со сказкой «Александр Невский» Расширять и обогащать словарный запас. Воспитывать чувства гордости за национальных героев, уважение к их подвигам. Дидактическая игра «Александр Невский» Совершенствовать навыки межличностной коммуникации. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Закреплять представления об исторических событиях и героях своей страны. | Тема: Князь Александр Невский. Задачи: Продолжать знакомить с жизнью князя Александра Невского, событиях времени жизни Александра Невского, его значении в истории России. Продолжить знакомство со сказкой «Александр Невский» Расширять и обогащать словарный запас, развивать интонационную выразительность речи. Настольно – дидактическая игра (настольный театр) «Александр Невский» - Развивать творческое воображение, умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Закреплять представления об исторических героях своей страны. |
декабрь | Тема: Князь Александр Невский. Съемка сцен мультфильма «Александр Невский» Задачи: Познакомить детей с правилами съемки отдельных кадров мультфильма, способам передвижения и действий персонажей мультфильма. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Закреплять представления об исторических событиях и героях своей страны. Подвижная игра «Александр Невский» - Закреплять знания о подвиге Александра Невского | Тема: Князь Александр Невский. Съемка сцен мультфильма «Александр Невский» Задачи: Научить детей правилам съемки отдельных кадров мультфильма, способам передвижения и действий персонажей мультфильма. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Закреплять представления об исторических событиях и героях своей страны. Подвижная игра «Александр Невский» - Закреплять знания о подвиге Александра Невского | Тема: Князь Александр Невский. Озвучивание мультфильма. Задачи: Познакомить детей с правилами озвучивания мультфильма, с воспроизведением дополнительных шумов (топание, стук в дверь, скрип двери) Учить интонационно выразительно передавать характер героев сказки во время звукозаписи. Воспитывать патриотические чувства, стремление получать новые знания об исторических событиях. | Премьерный показ мультфильма «Александр Невский» Задачи: Вызвать положительные эмоции. Закрепить полученные знания. Воспитывать патриотические чувства, стремление получать новые знания об исторических событиях. |
Приложение №1
Александр Невский
Время было то жестоко:
Только кто на Русь не шел,
Но страшней всего с востока-
Полчища татар-монгол.
Налетели страшной тучей,
Захватили города.
Киев заняли могучий,
Весь народ пленив тогда.
Новгород, что было важно,
От татар – то уцелел,
Александр там юный княжил,
Как отец ему велел.
Вырос молодец на славу:
Лишь шестнадцатый пошел,
Был назначен Ярославом
В Новгороде на престол.
Научил отец сынишку
Сильным быть, закон блюсти,
Чтоб любил не только книжки,
Мог и Родину спасти.
Вот к нему от всех гонцов
Вести горькие летят:
-Земли русские отцов
Захватить враги хотят.
-Шведы с севера стремятся
Наши земли отобрать.
-Немцы с запада грозятся
И уже сбирают рать.
Делать нечего, сзывает
Князь на площади собор
Да боярам объявляет:
Мне донес ночной дозор,
Что к брегам Невы пристали
Шнеки шведские с людьми –
Тысяч пять, как посчитали,
Воинов там с лошадьми.
На войну сбираться надо,
Мало нас, да мы сильны,
Бог не в силе, в нашей правде!
К бою, русские сыны!
Знают пусть враги отныне:
Кто на Русь с мечом придет.
От меча он и погибнет.
Не сломить им наш народ!
И нежданно для врагов
Александр, что было сил,
Малой ратью у брегов
Лагерь шведский захватил.
Шведы даже не успели
Свои латы натянуть,
В чем попало из постели
На ладьи, в обратный путь.
И за славную победу
У брегов родной земли
Александра наши деды
Князем Невским нарекли!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путь хлеба: от зерна до каравая
Расширять представления детей о труде хлебороба. Прививать бережное отношение к хлебу...
ПРОЕКТ «ОТ ЗЕРНА ДО КАРАВАЯ» (краткосрочный)
Цель: Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.Задачи:1. ...
Проект "Зерно"
Поэтапное исследование проростания зерна!...
«От зерна – до каравая»
«От зерна – до каравая»...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОНР "От зерна до каравая"
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОНР "От зерна до каравая"...
Конспект итогового занятия в старшей группе по проекту: « Земля держится на зерне»
Конспект итогового занятия в старшей группе по проекту: « Земля держится на зерне»Цели и задачи:...
Презентация для детей "Путь хлеба от зерна до стола"
Презентация содержит познавательный материал для детей. Картинки и информация о том, какой путь проделывает зернышко, прежде чем оказаться хлебом на нашем столе....