Авторская программа "Чтобы зерно пропросло"
рабочая программа (подготовительная группа)

Программа психолого-педагогического сопровождения  старших дошкольников при организации работы по патриотическому воспитанию в процессе создания мультфильмов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx44.57 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Чтобы зерно проросло

Программа психолого-педагогического сопровождения  старших дошкольников

при организации работы по патриотическому воспитанию в процессе создания мультфильмов

(авторская)

                                                                           

                                                                            Автор: Орлова Ольга Анатольевна

                                                                             педагог-психолог ГБДОУ детский сад  № 27                                                                                                        

 Санкт-Петербург, 2022

Целевой раздел

Пояснительная записка

 

Много пишется сейчас о необходимости духовного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Да, это важно и нужно.  Нужно с рождения приобщать детей к истокам истории и культуры нашего русского народа: петь русские колыбельные песни, разучивать потешки, слушать народные сказки, играть в народные игры. И, конечно, знакомить с героями земли русской. Как правильно донести до дошкольников исторические сведения о княгине Ольге, князе Владимире, о подвиге Александра Невского?  

Программа психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников при организации работы по патриотическому воспитанию в процессе создания мультфильмов «Чтобы зерно проросло»  предполагает знакомство дошкольников  с историей родного края, историческими событиями и героями, но сведения об этих событиях и персонажах дети получают в процессе работы над мультфильмом. Информация дается постепенно в доступной форме (авторские сказки). Для более легкого усвоения материала часто используются различные игры по теме (авторская картотека игр). Большое внимание уделяется знакомству с новыми незнакомыми словами, которые встречаются в тексте, тем самым обогащается словарный запас детей. Конечным результатом являются мультфильмы, которые впоследствии могут быть использованы на занятиях по ознакомлению с историей родного края.  

 Программа психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников при организации работы по патриотическому воспитанию в процессе создания мультфильмов «Чтобы зерно проросло» может быть предложена как дополнение к рабочей программе педагога-психолога, что повысит  интерес дошкольников к истории своей страны, окажет влияние   на воспитание их патриотических чувств, научит создавать мультфильмы.

Цели и задачи реализации программы

Цель программы – духовное и патриотическое воспитание и коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста

Задачи программы

        - обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в процессе создания мультфильма;

        - создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями, способностями и творческим потенциалом каждого ребенка;

        - объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

        - обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей;

- сформировать элементарные представления об истории родной страны, родного края через коммуникативные игры и продуктивные виды деятельности.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), направлена на:

- создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками

- создание развивающей образовательной среды.

В программе предлагается план создания мультфильма по авторской сказке «Александр Невский», но на примере этой сказки можно создать мультфильм по любому другому тексту.

Принципы и подходы к формированию Программы

 Отбор содержания осуществляется на основе следующих принципов:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному “минимуму”);

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении мероприятий с родителями в выходные дни;

  • построение образовательного процесса осуществлено на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным

участником (субъектом) образовательных отношений.

Ожидаемый итоговый результат освоения программы

1.Основной результат  – мультфильм, готовый продукт совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

2. Расширение представлений  воспитанников и их родителей об историческом прошлом своей страны, ее героях, повышение интереса к истории родного края, его достопримечательностям.

3. Формирование патриотических чувств, гражданской позиции.

4. Развитие выразительности речи и актерских способностей, обогащение словарного запаса.

5. Развитие творческого воображения, фантазии.

4.Укрепление внутрисемейных отношений, сближение членов семьи.

5. Формирование у детей готовности к совместной деятельности со сверстниками, установление доверительных и партнерских отношений, умения работать в одной команде ради поставленной цели.

6.Получение положительных эмоций от результатов совместной проделанной работы.

Необходимое ресурсное обеспечение

Для реализации  Программы психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников при организации работы по патриотическому воспитанию в процессе создания мультфильмов «Чтобы зерно проросло» необходимо следующее ресурсное обеспечение:

- помещение для проведения занятий

- текст художественного произведения, по которому будет создаваться мультфильм

- информационный материал по теме произведения (мультимедийные презентации, слайды, иллюстрации и др.)

- материал и оборудование для проведения различных видов игр

- материал и оборудование для организации художественно-эстетической деятельности (лепки, рисования, конструирования)

- фотоаппарат

- ящик для съемки сцен мультфильма

- штатив

- компьютер с программой для монтажа мультфильма

- звукозаписывающее устройство

- предварительное изучение  информационных ресурсов по созданию мультфильмов:

Е.Р.  Тихонова,  Детская киностудия «Поиск» г. Новосибирск 2011 г. «Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации», Издание второе, переработанное и дополненное;

Велинский Д. В. «Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки», Методическое пособие. Издание второе, исправленное и дополненное 2011 г.;

П.И.Анофриков «Принципы работы детской студии мультипликации», Учебное пособие для тех, кто хочет создать детскую студию мультипликации. Издание второе, исправленное и дополненное. 2011 г. и др.

Содержание программы

Программа психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников при организации работы по патриотическому воспитанию в процессе создания мультфильмов «Чтобы зерно проросло» объединила решение задач патриотического воспитания   и коммуникативного развития старших дошкольников.

               Данная программа рекомендуется для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Работу предлагается проводить поэтапно:

I этап

  • Опрос детей и родителей
  • Подбор материала, сбор информации
  • Создание необходимых условий для реализации программы
  • Составление перспективного плана
  • Разработка картотеки тематических игр

II этап

  • Реализация цикла занятий с включением тематических игр
  • Разучивание с детьми сказки по ролям
  • Совместная художественная деятельность детей и родителей по изготовлению персонажей мультфильма, декораций
  • Съемка сцен мультфильма, озвучивание
  •  Монтаж мультфильма  

III этап

  •  Презентация мультфильма

Этапы

Содержание

Методы и формы

Участники

Ответственные

1 этап.

Опрос детей: «Что ты знаешь о нашей стране?»

Беседы с детьми

Дети подготовительной группы

Педагоги групп, педагог-психолог

Сбор информации и материала для занятий с детьми;  разработка картотеки игр, пособий для проведения занятий и игр. Организация экскурсий выходного дня с родителями воспитанников.

Изучение исторической, художественной, методической литературы, информационных ресурсов в сети Интернет. Посещение исторических мест: Великий Новгород, Псковский кремль, Изборская крепость, крепость Копорье, место Невской битвы, музея Александра Невского родителей с детьми (по желанию).

Педагог-психолог, дети подготовительных групп, родители

Педагог-психолог, педагоги, родители

Создание условий для реализации проекта

Подготовка презентаций, слайдов, иллюстраций, изготовление демонстрационного материала, изготовление и приобретение оборудования для съемок мультфильма

Педагог-психолог,  зам. зав. по АХР

Педагог-психолог, зам. зав. по АХР

2 этап.

Познавательная деятельность

Познавательные занятия педагога-психолога с детьми на темы:

- Древняя Русь: история образования, жизнь славян; древние крепости,защита Руси от врагов

 - Князь Александр Невский, битва на Неве.

.

- Чтение художественной литературы, знакомство с текстом сказки «Александр Невский»

- Рассказывание

- Интерактивные экскурсии

-Мультимедийные презентации

Дети, родители, педагоги, педагог-психолог

 Педагог-психолог, педагоги

Художественно-эстетическая деятельность

Рисование:

  «Как Русь жила»

 «План крепости»

 «Русская деревня»

 «Великий      Новгород»

  «Нева»

  «Княжеские палаты»  

-   Рисование сюжетов из жизни древних славян,

размещение рисунков на выставке

- Рисование плана для постройки модульной крепости

- Рисование декораций для создания мультфильма

Дети

Дети

Дети, родители, педагоги

 Педагог-психолог

Педагоги, родители

Лепка

 из пластилина исторических персонажей для мультфильма «Александр Невский»

- Занятие по лепке

 педагогом-психологом

- Совместная творческая деятельность детей и родителей

Дети, родители,

педагог-психолог

Педагог-психолог, родители

Конструирование:

- оригами « Лодка»

- модульное конструирование «Городище», «Крепость»

- Самостоятельная художественная деятельность детей

- Занятия с педагогом-психологом

Дети, педагоги

Дети

Педагоги

Педагог-психолог

Игровая деятельность

- подвижные игры

«Щи да каша», «Городище»

«Один в поле не воин»

«Невская битва»

«Путешествие из варяг в греки» «Крепость»

- дидактические

игры

«Путешествие из варяг в греки»

 «Невская битва»

- настольный театр

«Александр Невский»

с фигурками персонажей мультфильма

Игры (подвижные, дидактические, настольные) как часть занятия с педагогом - психологом

Дети

Педагог-психолог

Создание мультфильма «Александр Невский»

Инсценирование сказки в стихах «Александр Невский», заучивание текста

Занятия детей с педагогом-психологом, педагогами и дома с родителями

Дети, педагоги, родители, педагог-психолог

Педагоги, родители, педагог- психолог

Создание мультфильма

Фотографирование сцен мультфильма, озвучивание, оцифровка материалов, обработка в компьютерных программах, монтаж

Педагог – психолог, родители, дети

Педагог- психолог

3 этап.

  

Подведение итогов

Презентация (премьерный показ) мультфильма «Александр Невский»

- Демонстрация мультфильма всем детям и педагогам подготовительных групп

- Демонстрация мультфильма родителям на родительском собрании

- Размещение мультфильма на сайте ДОУ

Дети подготовительных групп, педагоги, родители

Педагог-психолог

                                                                                                                     

 План проведения занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников в процессе создания мультфильма  «Александр Невский»

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

октябрь

Тема: Русь изначальная (Возникновение).

Задачи:

Познакомить детей с первыми историческими факторами зарождения Руси. Воспитать интерес к истории России.  Познакомить с наиболее известными племенами и географическим положением места, выбранного предками для поселения, особенностях жизни племен.

Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины.

Дидактическая игра «Из варяг в греки»:

-Закреплять знания о жизни славян.

Подвижная игра «В тесноте, да не в обиде»:

Воспитывать чувство единства, сплоченности.

Тема: Русь изначальная  (Быт славян)

Задачи:

Познакомить детей с бытом и особенностями существования древних славян. Воспитывать интерес к жизни предков.  Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины.

Подвижная игра «Щи да каша»:

-Воспитывать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, закреплять знания о пище славян.

Подвижная игра «Городище»:

-Закреплять знания о жилищах славян

Тема: Русь изначальная  (Обычаи и традиции)

Задачи:

Познакомить детей с обычаями и традициями   славян. Воспитывать интерес к жизни предков.  Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины.

Подвижная игра «Вместе - дружная семья»:

-Воспитывать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе.

Подвижная игра «Из варяг в греки»:

- Развитие коммуникативных навыков, активного словаря, развитие представлений о жизни своих предков

- Закреплять знания о жизни славян.

Тема: Крепости.

Задачи:

Познакомить детей с древними крепостями (Псков, Изборск, Копорье, Великий Новгород), значением для славян строительства крепостей. Воспитывать интерес к жизни предков. Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины.

Подвижная игра «Крепость»:

-Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми, развивать воображение, поощрять творческую инициативу, побуждать к участию в общем деле, закреплять знания о жизни славян.

Дидактическая игра «Из варяг в греки»:

-Закреплять знания о жизни славян.

ноябрь

Тема: Русские князья.

Задачи:  Познакомить с тем, кто руководил Русью, рассказать, что такое княжества, познакомить с первыми князьями, их значением в истории России. Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины.

Воспитать интерес к историческим событиям своей страны.

Игра «Выбери снаряжение для князя»

Закреплять полученные знания о князьях.

Тема: Князь Александр Невский.

Задачи: Познакомить с жизнью князя Александра Невского, событиях времени жизни Александра Невского, его значении в истории России.

Расширять и обогащать словарный запас.

Воспитывать чувства гордости за национальных героев, уважение к их подвигам.

Подвижная игра «Крепость» (Великого Новгорода):

-Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми, развивать воображение, поощрять творческую инициативу, побуждать к участию в общем деле, закреплять знания о древних крепостях.

Тема: Князь Александр Невский.

Задачи: Продолжать знакомить с жизнью князя Александра Невского, событиях времени жизни Александра Невского, его значении в истории России.

Познакомить со сказкой «Александр Невский»

Расширять и обогащать словарный запас.

Воспитывать чувства гордости за национальных героев, уважение к их подвигам.

Дидактическая игра «Александр Невский»

Совершенствовать навыки межличностной коммуникации. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Закреплять представления об исторических событиях и героях своей страны.

Тема: Князь Александр Невский.

Задачи: Продолжать знакомить с жизнью князя Александра Невского, событиях времени жизни Александра Невского, его значении в истории России.

Продолжить знакомство со сказкой «Александр Невский»

Расширять и обогащать словарный запас, развивать интонационную выразительность речи.

Настольно – дидактическая игра (настольный театр) «Александр Невский»

- Развивать творческое воображение, умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Закреплять представления об исторических героях своей страны.

декабрь

Тема: Князь Александр Невский.

Съемка сцен мультфильма «Александр Невский»

Задачи:

Познакомить детей с правилами съемки отдельных кадров мультфильма, способам передвижения и действий персонажей мультфильма.

Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Закреплять представления об исторических событиях и героях своей страны.

Подвижная игра «Александр Невский»

- Закреплять знания о подвиге Александра Невского

Тема: Князь Александр Невский.

Съемка сцен мультфильма «Александр Невский»

Задачи:

Научить детей правилам съемки отдельных кадров мультфильма, способам передвижения и действий персонажей мультфильма.

Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Закреплять представления об исторических событиях и героях своей страны.

Подвижная игра «Александр Невский»

- Закреплять знания о подвиге Александра Невского

Тема: Князь Александр Невский.

Озвучивание мультфильма.

Задачи:

Познакомить детей с правилами озвучивания мультфильма, с воспроизведением дополнительных шумов (топание, стук в дверь, скрип двери)

 Учить интонационно выразительно передавать характер героев сказки во время звукозаписи.

Воспитывать патриотические чувства, стремление получать новые знания об исторических событиях.

Премьерный показ мультфильма «Александр Невский»

Задачи:

Вызвать положительные эмоции.

Закрепить полученные знания.

Воспитывать патриотические чувства, стремление получать новые знания об исторических событиях.

                                                                                                     

                                                                                                                                          Приложение №1

Александр Невский

Время было то жестоко:

Только кто на Русь не шел,

Но страшней всего с востока-

Полчища татар-монгол.

Налетели страшной тучей,

Захватили города.

Киев заняли могучий,

Весь народ пленив тогда.

Новгород, что было важно,

От татар – то уцелел,

Александр там юный княжил,

Как отец ему велел.

Вырос молодец на славу:

Лишь шестнадцатый пошел,

Был назначен Ярославом

В Новгороде на престол.

Научил отец сынишку

Сильным быть, закон блюсти,

Чтоб любил не только книжки,

Мог и Родину спасти.

Вот к нему от всех гонцов

Вести горькие летят:

-Земли русские отцов

Захватить враги хотят.

-Шведы с севера стремятся

 Наши земли отобрать.

-Немцы с запада грозятся

 И уже сбирают рать.

Делать нечего, сзывает

Князь на площади собор

Да боярам объявляет:

Мне донес ночной дозор,

Что к брегам Невы пристали

Шнеки шведские с людьми –

Тысяч пять, как посчитали,

Воинов там с лошадьми.

На войну сбираться надо,

Мало нас, да мы сильны,

Бог не в силе, в нашей правде!

К бою, русские сыны!

Знают пусть враги отныне:

Кто на Русь с мечом придет.

От меча он и погибнет.

Не сломить им наш народ!

И нежданно для врагов

Александр, что было сил,

Малой ратью у брегов

Лагерь шведский захватил.

Шведы даже не успели

Свои латы натянуть,

В чем попало из постели

На ладьи, в обратный путь.

И за славную победу

У брегов родной земли

Александра наши деды

Князем Невским нарекли!

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путь хлеба: от зерна до каравая

Расширять представления детей о труде хлебороба. Прививать бережное отношение к хлебу...

ПРОЕКТ «ОТ ЗЕРНА ДО КАРАВАЯ» (краткосрочный)

Цель: Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин,  как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.Задачи:1.     ...

Проект "Зерно"

Поэтапное исследование проростания зерна!...

«От зерна – до каравая»

«От зерна – до каравая»...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОНР "От зерна до каравая"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОНР "От зерна до каравая"...

Конспект итогового занятия в старшей группе по проекту: « Земля держится на зерне»

Конспект итогового занятия в старшей группе по проекту:  « Земля держится на зерне»Цели и задачи:...

Презентация для детей "Путь хлеба от зерна до стола"

Презентация содержит познавательный материал для детей. Картинки и информация о том, какой путь проделывает зернышко, прежде чем оказаться хлебом на нашем столе....