Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии речевого развития»
материал

Чудакова Ольга Владимировна

Создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Современные технологии речевого развития»

 Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения.

 Антуан Сент - Экзюпери

Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

 

Задачи:

- совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;   - в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор;

- развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;

- повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

 

Программа семинара:

1. Теоритическая часть:

- Организационный момент: упражнение «Ассоциации». Цель: настроить педагогов на работу.

- Презентация - сообщение  «Современные технологии речевого развития» .

2. Практическая часть:

- Практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников»

1. Организационный момент:

Ведущий: Уважаемые педагоги! Чтобы психологически настроиться на нашу работу, проведём с вами рефлексивное упражнение «Ассоциация».

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите её:

Если педагог – это сказочный герой, то какой…..

Если педагог - это цветок, то какой…

Если педагог - это планета, то какая….

Если педагог - это геометрическая фигура, то какая…

Если педагог - это настроение, то какое….

Хорошо, замечательные ответы. С хорошим настроением приступим к работе.  

- Презентация- сообщение «Современные технологии речевого развития»

Ведущий: Уважаемые педагоги! Речевое развитие дошкольника – одна из важнейших образовательных областей. Какая основная цель?

         В ФГОС выделено 7 компонентов речевого развития:

  • речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Из этого вытекают направления работы по речевому развитию дошкольника, какие?

Предметная среда должна обеспечивать условия для совместной деятельности и общения, учет возрастных особенностей детей и направлена на реализацию программы. Давайте конкретизируем общие требования к среде для образовательной области «Речевое развитие».  

  • Мы должны обеспечить каждому ребенку достаточную речевую практику и в быту, и в процессе обучения.
  • Важно создать условия, выделить время и место для игр детей. Нет такой игры, которая бы не стимулировала развитие речи.  
  • Важнейшим компонентом речевой среды является книга.
  • Мы не можем обойтись в работе по развитию речи детей без наглядных пособий: игрушек, картин и картинок. Они помогают нам, даже достаточно сложные вещи, представить понятно для детей.  
  • Развивающей средой для речевого развития является любая деятельность детей. Например, одевание-раздевание мы можем использовать для освоения сложных речевых конструкций: одеть Ваню - надеть много штанов, но мало носков…

В связи с введением ФГОС дошкольного образования стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя по развитию речи дошкольников.

Назовите, факторы для речевого развития детей.

В практике дошкольного образования существуют эффективные игровые технологии речевого развития детей:

  • Технология «Азбука общения» Л.Н. Шипицыной
  •  Технология «Развитие диалогического общения» А.Г. Арушановой
  •  Обучение составлению творческих рассказов
  •  Технология ТРИЗ
  •  Моделирование
  •  Мнемотехника,
  • Технологии обучения образной речи:
  • Технология обучения детей составлению сравнений
  • Технология обучения составлению метафор
  • Технология обучения составлению загадок
  • Технология синквейна
  • Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок),
  • Артикуляционная и пальчиковая гимнастика,
  • Логоритмика,
  • Минидраматизации, инсценировки.

Понятие «игровые технологии речевого развития» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

ряд технологий для формирования и активизации связной речи дошкольников:

2. Практическая часть:

Практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников»  Остановимся на некоторых из них.

Технология «Азбука общения»

Технология «Азбука общения» позволяет развить навыки межличностного общения со взрослыми и сверстниками. «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи),  «Магазин   волшебных   вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О.А предлагает игры с готовыми текстами:  подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок»

Практическое задание:

«Угадай, какой предмет загадали» 

Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание. 

Материал. Шесть-семь различных по назначению предметов; фишки двух цветов. 
Ход игры: 

Я загадаю какой-нибудь из предметов, лежащих на столе. Чтобы угадать, что это за предмет, нужно задавать про него вопросы, а я буду отвечать. За каждый вопрос дается синяя фишка, а за угаданный предмет - красная.

Запомните: нельзя задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» и нельзя спрашивать так: это машинка? это совочек? Такие вопросы не засчитываются, и на такие вопросы я не буду отвечать. Вспомните, какие вопросы нельзя задавать? 

В конце игры мы подсчитаем, кто сколько красных и синих фишек набрал. Следует поощрять вопросы продуктивного типа, направленные на выяснение каких-либо свойств, признаков, назначения и т.п. («Какого цвета у предмета ...», «Где он стоит?»). 

Игра проводится несколько раз. Время проведения - не более 10—15 минут. По окончании подводится итог, определяется выигравший. Остальным детям говорят, что все старались, но, наверное, еще не так хорошо, как могли бы. 

Технология ТРИЗ

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. 

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

Основные этапы методики ТРИЗ

1. Поиск сути (Перед детьми ставится проблема или вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2. «Тайна двойного». На этом этапе мы выявляем противоречие: хорошо-плохо. Например, солнце – это хорошо или плохо. Хорошо - греет, плохо-может сжечь.

3. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок).

Практическое задание: игра «Хорошо – плохо». Педагоги делятся на две команды: одна – «хорошо», другая — «плохо», они передают игрушку как эстафету друг другу, называя положительные и отрицательные качества

Технология синквейна

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников. Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.

Последовательность работы:

  • Подбор слов-предметов.
  • Подбор слов-действий, которые производит данный объект.
  • Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».
  • Подбор слов – признаков к объекту.
  • Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки».
  • Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения.

Мнемотехника

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Мнемотаблицы  используют для:

  •  обогащения словарного запаса,
  •  при обучении составлению рассказов,
  •  при  пересказах художественной литературы,
  •  при   заучивании стихов.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается    схематическая мнемотаблица.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

«Развитие диалогического общения»

Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей дошкольного возраста, по мнению А.Г. Арушановой, является диалог, творчество, познание, саморазвитие. Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.

Ведущий: Таким образом, различные технологии принесут результат если:

- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

- Открытые просмотры «Внедрение в работу  с дошкольниками современных педагогических технологий по  речевому развитию»

Ведущий: Проведем практикум «Проверь свою грамотность»

Организация:    предложить выбрать жюри и разделиться на 2 команды, у каждого участника игры на стуле лежит буква (гласные и согласные в равном количестве). Участникам игры необходимо разделиться на две команды: команду гласных букв и команду согласных букв.

Задание Разминка: 

“На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”.

Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.

1.Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).

2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).

3.Через горы и леса в край родной летит… (птица).

4.Устают, наверно, скулы грызть орехи у …(белки).

5.Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух).

6.Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).

7.Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух

8.Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка

9.Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… бегемот? Бабочка

10.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что... кит? корова

11.Кружевную паутину сплел искусно... Буратино? паук

12.В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два…? петуха

13.Очень медленно и тихо по листу ползет…? улитка

14.Нарушая утром тишь, Распевает в роще...? Соловей

15.В речке я люблю резвиться, В стайке плавать, ведь я -…? рыба

16.Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый… гномик? ёж

         

Задание «Говорун»

Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.

(Командам предлагается бросить кубик и выбрать скороговорку. Их всего 6.

Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд).

• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.

• Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.

• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.

• Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.

• Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарищах товарищу товарищ,

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарищей товарищу товарищ.

 

Задание  “Родственные (однокоренные) слова”.

На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег.

Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки (оценивается по одному баллу за слово).

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье.  

Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.  

Задание  “Почему так называется?” (Этимология).

Задание: Объяснить, почему так называются растения.

Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.  

Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.  

Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.  

Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.

Задание «Найдите похожие по звучанию слова»

Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе (кто быстрее и правильнее назовет слово, той команде балл).

Спички – синички,

Врач – мяч,

Значок – крючок,

Ключи – кирпичи,

Стол – пол,

Халат – салат,

Елка – иголка,  

Белка – стрелка,

Зайцы – пальцы,

Яйцо – крыльцо,

Огурец – продавец,

Дворец – певец,

Пирог – творог,

Ворона – корона,

Топор – забор,

Нора – дыра.

 
Ведущий: Спасибо! Мы сегодня затронули только некоторые моменты развития речи дошкольников. Только в благоприятной речевой среде можно сформировать речевую культуру подрастающего поколения.

- Совершенствуйте свою речь и больше общайтесь со своими воспитанниками.

Решение семинара – практикума:

1. Продолжать работу по развитию речи детей используя современные технологии речевого развития. Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

2. Разместить в родительских уголках групп практические рекомендации на закрепление речевых навыков дошкольников. Организовывать совместную работу с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно родителями и детьми. Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

3.   Создавать условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. Поощрять детское словотворчество. Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

Памятка воспитателям

Для речевого развития дошкольников:

  1. Сотрудники ДОУ должны создавать условия для развития речевой активности детей. Этому способствует создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.).
  2. Необходимо побуждать детей к речевому общению с взрослыми и между собой (привлекать внимание детей к вопросам и высказываниям других детей, побуждать отвечать на них и высказываться самим, обращаться к взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями).
  3. Отвечать на все вопросы ребенка, проводить беседы по поводу прочитанного, увиденного на прогулке и т.д.
  4. Развивать фонетическую сторону речи дошкольников (проводить артикуляционные и дыхательные упражнения; следить за правильностью звукопроизношения, темпом, громкостью речи дошкольников, в случае необходимости поправлять их).
  5. Развивать и обогащать словарь детей на основе развития представлений об окружающем мире (называть предметы и явления, их свойства, действия, рассказывать о них самостоятельно; организовывать активное наблюдение детей за явлениями окружающего мира с последующей актуализацией усвоенного словаря;
  6. Развивать у детей умение строить предложения различной синтаксической сложности (простые, распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные; отвечать на вопросы краткими и полными ответами) с использованием различных вспомогательных опор (по образцу, аналогии и т.д.).
  7. Создавать условия для практического освоения дошкольниками правилами родного языка (на основе активных наблюдений за языковыми явлениями побуждать детей правильно согласовывать слова в падеже, числе, времени, роде);
  8. Развивать связную речь дошкольников (организовывать диалоги со взрослыми и между детьми на основе вопросно-ответной формы речи);
  9. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы (читать книги с обязательным обсуждением прочитанного). Это обогащает представления дошкольников об окружающем мире, развивает словарь, речевое внимание, их культуру речи в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных групп «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных группДеловая игра «Познавательно-речевое развитие дошкольников»«Чем лучше человек мыслит, тем лучше говорит»...

Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной ...

Семинар-практикум для педагогов: «Роль, музыки в речевом развитии детей»

Материал предназначен для музыкальных руководителей детских садов....

Семинар-практикум для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"

В результате взаимодействия педагогов и родителей достигается наибольший положительный эффект в развитии речи детей....

Семинар-практикум для родителей "Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей дошкольников 5 - 6 лет"

Цель данного мероприятия - обогатить знания родителей о развитии творческих способностей детей в домашних условиях; раскрыть значение нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками дл...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Современные технологии речевого развития»

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Современные технологии речевого развития»...