Семинар-практикум для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"
учебно-методический материал по логопедии на тему
В результате взаимодействия педагогов и родителей достигается наибольший положительный эффект в развитии речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-praktikum_dlya_roditeley.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей: «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»
Уважаемые родители! Тема нашей встречи: «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»
(1 слайд)
Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения от окружающих его взрослых людей. Прежде всего - родителей. Поэтому так важно, чтобы ребенок всегда слышал правильную, грамотную речь. И сегодня мы приглашаем Вас принять участие в семинаре – практикуме. Предлагаем Вам поговорить о том, какую роль играет семья в развитии речи детей, а также предложить конкретный практический материал по речевому развитию дошкольников.
Хотим рассказать Вам о том, как организована логопедическая служба в детском саду. (2 слайд)
В МДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности:
-старшая группа 5-6 лет;
-подготовительная к школе группа 6-7 лет.
Контингент детей: дети с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи).
Зачисление в группы компенсирующей направленности осуществляется на основании коллегиальных заключений ЦПМПК (ГБУ СО "Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей").
(3 слайд)
В группах работают учителя-логопеды высшей квалификационной категории.
Часы работы:
Понедельник: с 9 до 13.00 ч.
Вторник: с 9 до13.00 ч.
Среда: с 14 до 18.00ч. (консультативные часы приёма)
Четверг: с 9 до13.00 ч.
Пятница: с 9 до13.00 ч.
(4 слайд)
Как же протекает речевое развитие детей 4-5 лет в норме?
Возрастает устойчивость внимания дошкольников к речи окружающих (ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых).
Увеличивается активный словарь (от 2500 до 3000 слов к концу года). У ребенка появляется возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.
В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения; начинают проявляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка).
Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются собирательные существительные (посуда, мебель, овощи).
Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух и более простых распространенных предложений.
На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков.
У детей полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.
Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки, а иногда и «Л», «Р», «Рь».
Отчетливо произносят многосложные слова, правильно ставят ударение. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение свистящих и шипящих звуков (в одних случаях правильно, в других нет), неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомы).
Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности.
У ребенка удлиняется выдох.
Сразу уточню, что на данные нормы ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. К ним нужно стремиться и ориентироваться на них. Но это не значит, что все показатели должны быть именно такими. Каждый ребенок неповторим, он имеет право развиваться в своем темпе. Ваша задача, как родителей, помочь ему двигаться в нужном направлении. И при необходимости оказать ему помощь.
(5 слайд)
Каковы же возможные причины речевых нарушений?
Это:
-негативные факторы в период беременности и родов;
-«педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
- перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов;
- частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
-наследственные факторы;
-снижение слуха;
-анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
-сосание пальца.
Как вы можете помочь своему ребенку? (6 слайд)
- Общение (речевая среда дома).
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие мелкой моторики рук.
Общение (речевая среда дома): (7 слайд)
общайтесь с ребенком, разговаривайте обо всем что видите, о том, чем вы заняты в данный момент, о том, чем ребенок занят;
читайте книжки и по картинкам пересказывайте содержание прочитанного;
смотрите мультфильм, опять же обсуждайте содержание, поведение героев.
Целью развития артикуляционной моторики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Предлагаем рассмотреть подробнее третье направление - развитие мелкой моторики рук.
(8 слайд)
Для формирования тонких движений пальцев рук в домашних условиях можно использовать традиционное оборудование, которое используют и воспитатели на занятиях (пластилин, ножницы, рисовать карандашами, кисточкой), а также:
-перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы,
- открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;
-раскладывать счетные палочки, строить картинки из них;
-застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде, шнуровать ботинки,
-завязывать и развязывать шнурки;
- нанизывать на леску пуговицы или крупные бусы;
- навинчивать гайки на винтики;
- разбирать крупу;
- играть с мозаикой;
- складывать очень полезные игрушки – пазлы.
(9 слайд)
Для формирования тонких движений пальцев рук в домашних условиях можно использовать также и нетрадиционное оборудование.
Хочу представить вашему вниманию:
-«Сухой пальчиковый бассейн» (с фасолью, морскими камушками)
Предлагаю использовать «сухие пальчиковые бассейны», как способ развития мелкой моторики и стимулирования речевого развития детей. Название этого пособия выбрано неслучайно, так как оно представляет из себя емкости, заполненные различными наполнителями: мелкими камушками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, пшенной, манной и др.), песком, солью. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.
Используя пальчиковый бассейн, следует помнить, что
- от размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами (шишками, каштанами, камешками), а затем - более мелкими (крупа, песок);
- высота бортика резервуара должна быть не менее 12-15 см., чтобы ребёнок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони;
- наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться;
- игры в пальчиковом бассейне проводятся по 3-5 мин.
Также в контейнер добавляют в небольшом количестве различные предметы: игрушки от киндер-сюрприза, монеты, пуговицы, крупные бусины (на что хватит фантазии и воображения). Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий.
-Игры-шнуровки.
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненные своими руками. (Многообразие пособий представлено на выставке). Игры-шнуровки формируют навыки шнуровки, развивают пространственную ориентировку, внимание, способствуют развитию точности глазомера, творческие способности, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
(10 слайд)
-Прищепки.
Безусловно, главная цель использования прищепок - это развитие тонких движений пальцев рук. Чтобы использованный вид тренинга пальцев не был скучным и утомительным, действия с прищепками озвучиваются веселыми стихотворными текстами, игровыми приемами.
- Массажные мячики, су-джок мячики и другие виды оборудования можно использовать для массажа кисти и пальцев рук, стимуляции речевых областей в коре головного мозга.
На данной выставки представлены разнообразные игры и пособия, направленные на развитие мелкой моторики рук.
Хочется отметить, что в результате взаимодействия педагогов и родителей достигается наибольший положительный эффект в развитии речи детей.
Проведено: февраль 2018
учителями-логопедами ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"
Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...
Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"
Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....
Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"
Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...
Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка»
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, котор...
Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка" (ФПМ 2021)
консультация для родителей...
Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 - 5 лет »
Язык представляет собой грандиозную по своей сложности систему средств, предназначенных для общения и выработанных человечеством в ходе исторического развития. Поэтому овладение родным языком является...
Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет."
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её....
- Мне нравится (1)