Семинар-практикум для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"
учебно-методический материал по логопедии на тему

В результате взаимодействия педагогов и родителей достигается наибольший положительный эффект в развитии речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-praktikum_dlya_roditeley.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей: «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

              Уважаемые родители! Тема нашей встречи: «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»  

                                                                                                      (1 слайд)

           Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения от  окружающих его взрослых людей. Прежде всего - родителей. Поэтому так важно, чтобы ребенок всегда слышал правильную, грамотную речь. И сегодня мы приглашаем Вас принять участие в семинаре – практикуме. Предлагаем Вам  поговорить о том, какую роль играет семья в развитии речи детей, а также  предложить конкретный практический материал по речевому развитию дошкольников.

           Хотим рассказать Вам о том, как организована логопедическая служба в детском саду.                                                                           (2 слайд)  

В МДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности:

-старшая группа  5-6 лет;

-подготовительная к школе  группа  6-7 лет.

             Контингент детей: дети с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи).

           Зачисление в группы компенсирующей направленности  осуществляется на основании коллегиальных заключений ЦПМПК (ГБУ СО "Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей").

                                                                                                        (3 слайд)

            В группах работают учителя-логопеды высшей квалификационной  категории.

            Часы работы:

Понедельник: с 9 до 13.00 ч.

Вторник: с 9 до13.00 ч.

Среда: с 14 до 18.00ч.    (консультативные часы приёма)

Четверг: с 9 до13.00 ч.

Пятница: с 9 до13.00 ч.

                                                                                                                 (4 слайд)

           Как же протекает речевое развитие детей   4-5 лет в норме?

           Возрастает устойчивость внимания дошкольников к речи окружающих (ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых).

Увеличивается  активный  словарь (от 2500 до 3000 слов к концу года). У ребенка появляется  возможность  полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.

В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки  и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения; начинают проявляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка).

             Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около  и др.), появляются собирательные существительные (посуда, мебель, овощи).

Свои высказывания четырехлетний  ребенок строит из двух и более простых  распространенных предложений.

             На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность  осуществлять более точные движения языком, губами,  что необходимо для артикуляции сложных звуков.

             У детей полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки,  а иногда и  «Л», «Р», «Рь».

 Отчетливо произносят многосложные слова, правильно ставят ударение.  Но   у некоторых детей еще неустойчиво произношение свистящих и шипящих звуков  (в одних случаях правильно, в других нет), неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомы).

             Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности.

 У ребенка удлиняется выдох.

       Сразу уточню, что на данные нормы ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. К ним нужно стремиться и ориентироваться на них. Но это не значит,  что все показатели должны быть именно такими. Каждый ребенок неповторим, он имеет право развиваться в своем темпе. Ваша задача, как родителей,  помочь ему двигаться в нужном направлении. И при необходимости оказать ему помощь.

                                                                                                          (5 слайд)

       Каковы же возможные причины речевых нарушений? 

Это:

-негативные факторы в период беременности и родов;

-«педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;

- перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов;

- частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;

-наследственные факторы;

-снижение слуха;

-анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;

-сосание пальца.

          Как вы можете помочь своему ребенку?                        (6 слайд)

- Общение (речевая среда дома).

- Развитие артикуляционной моторики.  

- Развитие мелкой моторики рук.

          Общение (речевая среда дома):                                        (7 слайд)  

общайтесь с ребенком, разговаривайте обо всем что видите, о том, чем вы заняты в данный момент, о том, чем ребенок занят;

читайте книжки и по картинкам пересказывайте содержание прочитанного;

смотрите мультфильм, опять же обсуждайте содержание, поведение героев.

          Целью развития артикуляционной моторики  является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

          Предлагаем  рассмотреть подробнее  третье направление - развитие мелкой моторики рук. 

                                                                                                         (8 слайд)

          Для формирования  тонких движений пальцев рук  в домашних условиях можно использовать традиционное оборудование, которое используют и воспитатели на занятиях (пластилин, ножницы, рисовать карандашами, кисточкой), а также:

-перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы,

- открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;

-раскладывать счетные палочки, строить картинки из них;

-застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде, шнуровать  ботинки,

-завязывать и развязывать шнурки;

- нанизывать на леску пуговицы или крупные бусы;

- навинчивать гайки на винтики;

- разбирать  крупу;

- играть с мозаикой;

- складывать очень полезные игрушки – пазлы.

                                                                                                           (9 слайд)  

             Для формирования  тонких движений пальцев рук  в домашних условиях можно использовать  также и нетрадиционное оборудование.

             Хочу представить вашему вниманию:

-«Сухой пальчиковый бассейн» (с фасолью, морскими камушками)

Предлагаю использовать  «сухие пальчиковые бассейны», как способ развития мелкой моторики и  стимулирования речевого развития детей. Название этого пособия выбрано неслучайно, так как оно представляет из себя емкости, заполненные различными наполнителями: мелкими камушками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, пшенной, манной и др.), песком, солью. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

              Используя пальчиковый бассейн, следует помнить, что

 - от размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами (шишками, каштанами, камешками), а затем - более мелкими (крупа, песок);

 - высота бортика резервуара должна быть не менее 12-15 см., чтобы ребёнок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони;

 - наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться;

 - игры в пальчиковом бассейне проводятся  по 3-5 мин.

Также в контейнер добавляют в небольшом количестве различные предметы: игрушки от киндер-сюрприза, монеты, пуговицы, крупные бусины (на что хватит фантазии и воображения). Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий.

-Игры-шнуровки.

           Можно использовать как фабричного производства, так и выполненные своими руками. (Многообразие пособий представлено на выставке). Игры-шнуровки формируют навыки шнуровки, развивают пространственную ориентировку, внимание, способствуют развитию точности глазомера, творческие способности, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.  

                                                                                                         (10 слайд)

-Прищепки.

           Безусловно, главная цель использования прищепок  - это развитие тонких движений пальцев рук. Чтобы использованный  вид тренинга пальцев не был скучным и утомительным, действия  с прищепками озвучиваются  веселыми стихотворными текстами, игровыми приемами. 

 - Массажные мячики, су-джок мячики и другие виды оборудования можно использовать для массажа кисти и пальцев рук, стимуляции  речевых областей  в коре головного мозга.

             На данной выставки представлены разнообразные игры и пособия, направленные на развитие мелкой моторики рук.

            Хочется отметить, что  в результате  взаимодействия педагогов и родителей достигается наибольший положительный эффект в развитии речи детей.

                                                                          Проведено: февраль 2018

                                                                          учителями-логопедами ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"

Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...

Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, котор...

Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 - 5 лет »

Язык представляет собой грандиозную по своей сложности систему средств, предназначенных для общения и выработанных человечеством в ходе исторического развития. Поэтому овладение родным языком является...

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет."

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её....