Конспект занятия по аппликации "Зимушка-зима"
методическая разработка (старшая группа)

Mалькова Любовь

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по аппликации в старшей группе «Зимушка-зима»

Цель занятия: Формировать умение создавать зимний пейзаж из цветной бумаги, ватных дисков и ваты.

Задачи:

1. Расширить представление детей о зиме, о признаках зимы;

2. Продолжать учить детей симметричному вырезыванию и наклеиванию на основу готовых форм из бумаги, формировать умение делать снежинки с помощью техники обрывной аппликации.

3. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, внимание, фантазию, творческие способности;

4. Развивать умение отвечать на вопросы, способствовать активизации речи детей;

5. Воспитывать любовь к зимнему времени года, к природе, к прекрасному.

Оборудование и материалы:

Запись мелодии Петра Ильича Чайковского «Времена года» «Декабрь», развивающий мультфильм с загадками, ватные диски, вата, основа для аппликации темного цвета, заготовки, клей-карандаш (на каждого ребенка, образец аппликации, репродукции картины И. Шишкина «Зима», иллюстрации с изображением зимних природных явлений, магнитная доска.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей, знакомство с поэзией, пословицами, загадками о зиме.

Методы и приемы работы с детьми:

Словесные (беседа, рассказ); наглядные (демонстрация репродукции картины Ивана Ивановича Шишкина «Зима», иллюстраций с изображением зимних природных явлений, коррекционные (физминутка).

Структура занятия:

Основная часть (Мотивационно-ориентировочный этап)

Просмотр развивающего мультфильма и отгадывание загадок о зиме, физкультминутка «Мы построим снежный ком», рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Зима», беседа по картине, пальчиковая гимнастика «Снежки», выполнение аппликации.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(Воспитатель вместе с детьми собираются на ковре в круг.)

Минутка вхождения в день «Круг радости».

Воспитатель:

Доброе утро, дети! Поздоровайтесь с нашими гостями!

Возьмемся за руки и дружно поприветствуем друг друга:

С добрым утром, с добрым светом!

С добрым словом и приветом!

Дети: (Повторяют слова приветствия.)

2. Мотивационно-ориентировочный этап.

Воспитатель: Ребята, предлагаю посмотреть мультфильм, но не просто смотреть, но и отгадывать загадки:

Воспитатель: Все правильно! Кто из вас любит это время года и за что?

Дети: Можно строить снеговика, кататься на санках, на коньках, играть в снежки.

Воспитатель: Зима – замечательное время года.

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали, а сейчас давайте отдохнем:

Физкультминутка «Мы построим снежный ком»

Вышли мы на улицу, (Маршируют)

Снегу намело! (Руки вверх и в стороны)

Вот лопаты мы возьмём, (Работают лопатами)

Да и снег весь разгребём. (Работают лопатами)

Протопаем дорожку (Топают ногами)

К самому порожку, (Топают ногами)

Слепим круглые снежки (Лепят снежки)

И огромные комки, (Показывают большой ком)

Мы построим снежный дом, (Маршируют)

Дружно жить мы будем в нём. (Хлопают)

Воспитатель: Отдохнули?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как увидел и изобразил зиму художник Иван Иванович Шишкин (показ репродукции картины И. Шишкина «Зима»).

Что изображено на картине?

Дети: Зима, лес, кругом снег.

Воспитатель: Что вы можете сказать про снег? Какой он?

Дети: Белый, серебристый, холодный, пушистый.

Воспитатель: Назовите снег ласково?

Дети: Снежок.

Воспитатель: Посмотрите, как снег укрыл всю землю и деревья, как он искрится, красиво блестит на солнышке. Давайте и мы с вами попробуем изобразить заснеженный лес. Садитесь, пожалуйста, на свои места.

Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.


Пальчиковая гимнастика «Снежки».

Снега мы возьмем немножко,

Слепим мы снежки в ладошках.

Дружно ими побросались –

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить –

Лес заснеженный «лепить».

(Напомнить правила работы с ножницами).

Воспитатель: Сначала мы берём в руки ножницы и вырезаем из ватных дисков сугробы, силуэты деревьев мы приготовили накануне, затем наклеиваем их на голубой картон.

Дети: (Выполняют задание.)

Воспитатель: Вот какой у нас замечательный получился лес, но снег еще не выпал. И вот начинается снегопад. Но хлопья снега мы сделаем необычным способом: из белой бумаги, обрывая её руками.

(Воспитатель показывает, как изготовить детали аппликации приемом приклеивания ваты.)

Воспитатель: Теперь надо подумать, как наклеить получившиеся «хлопья» на наш пейзаж. Подумайте, как это сделать, чтобы получилось красиво, как у настоящего художника.

Дети: Снег, когда падает, ложится на ветки деревьев, кружится в воздухе.

Воспитатель: Тогда и вы приклейте свои «хлопья» на веточки деревьев, на елку. А некоторые снежинки, может быть, будут кружиться в воздухе?

(По ходу объяснения воспитатель показывает приемы приклеивания деталей.)

Воспитатель: Интересно, а какой зимний лес получится у вас?

(Дети выполняют задание под музыкальное сопровождение П. И. Чайковского «Времена года» «Декабрь».)

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы устроим выставку, разместите свои работы на доске.

(Дети несут свои работы и вывешивают на доске.

Воспитатель: Какие красивые картины зимнего леса у нас получились, какая картина вам больше всего понравилась?

Дети: Вот эта, на ней красивый снегопад.

Дети: А на этой интересно расположены деревья.

Дети: А самая аккуратная работа, вот эта.

Воспитатель: Какую аппликацию или какой «зимний» рисунок вам еще хотелось бы нарисовать?

Сюрпризный момент



Предварительный просмотр:

Конспект нод по ознакомлению с окружающим в старшей группе.

Тема: « Русские народные праздники - Масленница»

Цель: - Развитие познавательных интересов и способностей;

воспитание уважения к народным традициям, родной культуре;

Задачи: - Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, *пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица».

*Пополнять словарный запас детей народными словами и выражениями.

*Совершенствовать речевое дыхание и дикцию с помощью скороговорки. *Учить проявлять организованность и активно участвовать в совместных играх.

* Закрепить последовательность дней недели.

Предварительная работа: - Заучивание стихотворений.

Заучивание закличек.

Материалы, оборудование: - иллюстрации с изображением празднования масленицы, атрибуты к играм.

Ход занятия:

Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребятки, давайте - позовём весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.
(Дети повторяют за воспитателем)
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по – хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу.

Масленица - это праздник встречи весны и солнца.

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси.(слайд №2).

Ребёнок: Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных.

Длится, Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их.

Ребёнок: 1. Масленица — кривошейка,

Встретим мы тебя хорошенько!

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

2. Как на масляной неделе Как на масленой неделе

Со стола блины летели Из печи блины летели.

И сыр, и творог — Весело было нам,

Всё летело под порог. Весело было нам!

Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом её был Мороз. (слайд №3)

Однажды в суровые морозы человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами. Он позвал её помочь людям, развеселить их, согреть и накормить. Масленица пришла. Но она оказалась не хрупкой девушкой, какой её увидели сначала, а здоровой бабой, с румяными щеками, коварным взглядом, громко хохочущей. (слайд №4).

Люди говорили: (слайд№5).

Едет масленица дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных.

Живёт Масленица семь деньков,

Оставайся семь годков!


Главные празднества проходили с четверга по воскресенье. В помещения заходили только для того, чтобы угоститься блинами и горячим чаем. В некоторых деревнях молодёжь ходила по дворам с балалайками, рожками, бубнами, распевая колядки. В городах люди участвовали в праздничных гуляньях: нарядно одевались, шли на театральные представления, заходили в балаганы посмотреть на скоморохов, на потехи с медведем. Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях.(слайд№6).


Каждый день особенный!

Понедельник - день встречи Масленицы. (слайд №7)

Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".

Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».

Слово «мечи» — значит бросать метко.

В этот день устраивали катание на ледяных горках.

Вторник - "Заигрыш". (слайд№11).В этот день строили крепости, горки, качели вешали, мастерили чучело Масленицы. Одним из главных развлечений было катание молодёжи и детей с ледяных гор. Горки старались украсить - флажками, фонариками.

Одним из действ Масленой недели было взятие снежного городка. Парни строили снежный городок-ледяную крепость с воротами, сажали туда стражу, а потом пешие и конные шли в атаку, лезли на стены, врывались в ворота. Осаждённые оборонялись снежками, мётлами. (слайд№8,9).

На Руси этот праздник встречали песнями, плясками и весёлыми играми. И вот сейчас мы с вами поиграем .

Хороводная игра « Ровным кругом».

Ровным кругом друг за другом.

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе.

Сделаем вот так.

Среда - "Лакомка". Раз в день обязательно вся семья ела блины: или на завтрак, обед, в ужин. (слайд№10).

О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).

Так говорили потому, что на масленой неделе, все ходили, друг к другу в гости, угощались блинами с маслом, мёдом и сметаной вволю.


Четверг - " Разгуляй Широкая Масленица".(слайд№11)

Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. Устраивали катанье на лошадях


Пятница - "Тещины вечерки". (слайд№12).

Вся семья на блины к бабушке шла.

Суббота - "Золовкины посиделки" (слайд№13) к родственникам шли на блины.

Воскресенье - "Прощенное воскресенье"(слайд№14). В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.

В старину люди, когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".

Провожая Масленицу, провожали и зиму. За околицей устраивали большой костер и торжественно сжигали чучело Масленицы. (слайд№15).Пепел развеивали по ветру, чтобы быстрее пришла к нам весна, чтобы был хороший урожай. Чучело сжигали, приговаривая :

«Гори, гори ясно!

Чтобы не погасло!»,

«Полно, зимушка, зимовать — весна идет!»

Давайте споем песню: «Ты прощай, прощай, наша Масленица».

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица!

Ты прощай, прощай,

Наша широкая!

Ты пришла с добром:

Сыром, маслом и яйцом,

Со блинами, с пирогами,

Да с оладьями.

Блины масленые,

Шаньги мазаные.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

А сегодня в воскресенье

Наше кончится веселье,

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица!

Звучит пьеса «Проводы Масленицы» П. И. Чайковского. (слайд№16)
Дети исполняют танец.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...