Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Анна Анатольевна Горячкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки" по выжиганию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_umelye_ruki_2017.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Управление образования, молодёжной политики и спорта

администрации Пильнинского муниципального района.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Центр детского творчества

                                                                   

                                                              Утверждена приказом директора МБУДО  ЦДТ                                                                           №_________ от «_____» __________20_ г.

                                                        Директор _______________ Л.С. Михайлина

                                                           (подпись и печать)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

«Умелые руки»

                                                            Составил: педагог              дополнительного образования

Горячкина Анна

Анатольевна

Возраст детей: 8 -15 лет

Срок реализации: 2 года

р.п. Пильна        

2016г.

Содержание программы (оглавление)

1. Пояснительная записка                                                                                      3

2. Учебный план                                                                                                    7 

3. Учебно-тематический план 1-го года обучения                                             8

4. Содержание программы 1-го года обучения                                                  10

5. Учебно-тематический план 2-го года обучения                                             15

6. Содержание программы 2-го года обучения                                                  17

7. Методическое обеспечение программы                                                          21

8. Условия реализации программы                                                                      24

9. Список литературы                                                                                            25

10. Учебно-тематический план индивидуальной работы                                  27

11.Список методического обеспечения                                                               28

« Если ученик в школе не научится сам ничего

творить, то в жизни он всегда будет только  

подражать, копировать,  так как мало таких,

которые бы, научившись копировать, умели

                                                      сделать самостоятельное приложение этих сведений»

Л.Н.Толстой.

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Умелые руки» имеет художественную направленность.  Данная программа разработана на основе программы Чередник С.В. и книги  Стефана Пула «Выжигание по дереву. Техника. Приемы. Изделия», Москва: «АСТ – Пресс», 2007г.

Настоящая программа позволяет приобщить детей к такому традиционному народному ремеслу, как выжигание по дереву.

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, ознакомление с работой взрослых является важнейшим фактором формирования "на всю последующую жизнь" нравственных основ человека.

Успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Каждый человек, а маленький в особенности, - личность своеобразная, неповторимая, со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. И одним лишь словом, даже очень добрым и очень умным, не всегда приохотишь ребенка к труду, да и не всякий труд послужит основой будущего трудолюбия.

На занятиях по декоративно - прикладному искусству учащиеся в интересном творческом труде осуществляют художественную деятельность. Одним из важнейших средств формирования творческой личности в современных условиях является обращение к национальному духовному наследию и художественным традициям, в том числе и в области декоративно – прикладного искусства.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время современный человек утрачивает связь с народными корнями и культурой своего народа,  не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству.

Выжигание по дереву занимает уникальное место в истории искусства и в тоже время продолжает процветать сегодня, переживает новую волну популярности и обновления.

Новизна программы состоит в том, что выжигание по дереву как вид  художественной деятельности подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие изучения. Данная образовательная программа  представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение  художественной обработки дерева, техники выжигания и росписи, основных композиционных приемов. Такая  направленность открывает широкий простор для  творчества, подогревая интерес, желание воспитанников к творческой  самореализации, позволяет  достичь профессиональных навыков в технике выжигания,  проникнуть в глубины народной культуры, сделать богаче свой внутренний мир.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что  создание художественных изделий (в технике выжигания) как и любой вид творчества   положительно влияет на психику обучающегося, помогая переключаться на другой вид деятельности, способствует снижению утомляемости и нервного напряжения. Работа с выжигательным прибором способствует развитию мелкой моторики, согласованности в работе глаз и рук, совершенствовании координации движений,  точности выполнения действий. Все это важно для лучшей работы руки учащихся, учебной деятельности. Все виды деятельности, применяемые в объединении способствуют концентрации внимания, стимулируют развитие памяти. Выжигание прекрасно воспитывает усидчивость, внимание, аккуратность, хороший вкус.

Отличительной особенностью данной программы от других, например «Художественное выжигание и выпиливание», является её сфокусированность непосредственно на процессе выжигания, а так же истории данного промысла, его техники и приёмов. Это позволяет ребёнку наиболее полно освоить данный вид деятельности, получить более детальное понимание специфики данного профиля.

Программа рассчитана на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста. Формы и методы организации деятельности учащихся ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Реализация программы очень важна для определения сферы увлечений детей. Выделяются склонности к какой-то определённой области познания и деятельности, захватывающей воображение и волю, и готовность отдать все время любимому занятию. Необходимо учитывать и новую позицию детей данного возраста в системе общественных отношений, осознание новой роли и овладение ими нравственным опытом в индивидуальной или совместной творческой деятельности, направленной на достижение цели, имеющей значение для всего коллектива. При этом большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного, желанию своими руками сделать что-то красивое, необходимое себе, семье, обществу.

     Цель:  формирование и развитие творческой самостоятельности учащихся, фантазии, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности.

 Задачи:

  • ознакомление со способами деятельности   выжигания по дереву;
  • овладение основами, умениями  техники выжигания;
  • ознакомление с истоками декоративно-прикладного искусства;
  • формирование способности  к самостоятельному творчеству;
  • овладение умениями применять  в дальнейшей жизни   полученные знания;
  • воспитание ответственности при выполнении работ;
  • соблюдение правил и требований техники безопасности;
  • активное участие  в выставках детского творчества;
  • развитие интереса к изучению  искусства выжигания.

        Поставленная цель и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: рисунок и выжигание по дереву. Программа построена так, чтобы дать учащимся более ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Возраст детей.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения для детей 8 -15 лет. Принимаются все желающие, мальчики и девочки.

В группе детей от 8 до 12 лет наибольшее внимание уделяется игровой форме обучения. В группе детей от 13 до 15 лет большее внимание уделяется теоретическим материалам, происходит усложнение творческих работ учащихся.

Состав группы в целом остаётся постоянным. Наполняемость группы в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями зависит от площади учебного кабинета. В данном кабинете оптимальная наполняемость – 8 человек.

Формы обучения: 

Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную. Каждое занятие по темам программы включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок. Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Работа в объединении строится на основе заинтересованности, доверия и сотрудничества между обучающимися и педагогом, поощрения самостоятельности и творческих поисков. В работе используются принципы доступности предлагаемого материала, его постепенное усложнение, непрерывность обучения, преемственность и гибкость (корректировка программы  происходит в течение учебного года в зависимости от состава обучающихся, их возраста и подготовленности).  

     Обучение  по годам осуществляется по принципу цикличности: углубление пройденного на второй год обучения.

      Основные образовательные  технологии, используемые на занятиях: культуровоспитывающая, технология сотрудничества, игровая технология, здоровьесберегающая.

Методы обучения:

  1. словесный: рассказ, беседа, объяснение;
  2. наглядный: иллюстрации, демонстрации;
  3. практический: практические занятия;
  4. репродуктивный, проблемно-поисковый: повторение, конструирование;
  5. эвристический: продумывание будущей работы.

Режим занятий.

Программа 1-го года обучения рассчитана на 144 часа.

Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа.

Программа 2-го года обучения рассчитана на 216 часов.

Режим занятий – 3 раза в неделю по 2 часа. Длительность каждого учебного занятия составляет 45 минут. Перерыв между занятиями-10минут.

Индивидуальные занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу с детьми, наиболее заинтересованными в освоении данного ремесла.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации данной программы, обучающиеся должны получить определенные результаты.

В конце первого года обучения, обучающиеся должны знать:                              -        Материалы (виды древесины, наждачная бумага, копировальная бумага, клей, лаки) и инструменты (выжигательный аппарат, принцип его действия, устройство).

-        Правила ТБ при работе с прибором для выжигания.

-        Технологию выжигания.

Обучающийся должен уметь:

-        Владеть приёмами работы с прибором-выжигателем.

-        Уметь обрабатывать материал (доски), готовить его к работе: удаление шероховатости, шлифовка.

-        Владеть основными приёмами выжигания.

-        Выбирать и переводить рисунок на основу, правильно расположив его.

-        Выполнять задания по образцу и по замыслу.

 -        Уметь закрашивать изображение по контуру.

-      Владеть навыками организации труда.

В конце второго года обучения, обучающиеся должны знать:

-       виды и свойства материалов и инструментов, предназначенных для выжигания;

-       правила безопасности труда.

Обучающийся должен уметь:

-      правильно пользоваться материалами и инструментами, предназначенными для выжигания;

-      копировать и составлять варианты типовых композиций на бумаге и дереве;

-      выбирать способ выжигания в зависимости от фактуры основы;

-      контролировать качество выполненного изделия;

 -     устранять возможные дефекты в работе;

 -     творчески работать над составлением более сложных композиций;

Учебный план

№п/п

Наименование разделов

1 год

2 год

Итого

1.

Вводное занятие

2

2

4

2.

Секреты мастерства

4

4

8

3.

Изучение художественных и технических приемов выжигания по дереву

6

4

10

4.

Контурное выжигание

36

50

86

5.

Силуэтное выжигание

38

44

82

6.

Художественное выжигание

44

68

112

7.

Аппликация в выжигании

12

26

38

8.

Бордюры

-

16

16

9.

Итоговые занятия

2

2

4

Итого:

144

216

360

Учебно-тематический план 1-го года обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Секреты мастерства.

4

2

2

2.1

Прибор для выжигания. Инструменты и материалы.

2

1

1

2.2

Древесина как материал для художественных работ. Обработка древесины.

2

1

1

3.

Изучение художественных и

технических приемов выжигания по дереву.

6

3

3

3.1

Виды выжигания

2

1

1

3.2

Приемы выжигания

2

1

1

3.3

Художественное оформление работ

2

1

1

4.

Контурное выжигание

36

9

27

4.1

Кошечка

4

1

3

4.2

Ёжик

2

1

1

4.3

Цветы

4

1

3

4.4

Свободная тема

26

6

20

5.

Силуэтное выжигание

38

8

30

5.1

Оленёнок

4

1

3

5.2

Лошадь

6

1

5

5.3

Сова

6

1

5

5.4

Свободная тема

22

5

17

6.

Художественное выжигание

44

8

36

6.1

Кораблик

6

1

5

6.2

Аист

2

1

1

6.3

Пасхальное яйцо

8

1

7

6.4

Сюжеты из сказок

6

1

5

6.5

Свободная тема

22

4

18

7.

Аппликация в выжигании

12

2

10

8.

Итоговые занятия

2

-

2

Итого:

144ч.

34ч.

110ч.

Содержание программы 1-го года обучения.

1. Вводное занятие. (2ч.)

     Знакомство. История ремесла. Цели и задачи 1 года обучения. Правила поведения и техника безопасности. Организация рабочего места. Материалы и инструменты.

 2. Секреты мастерства (4ч.)

 2.1. Прибор для выжигания. Инструменты и материалы (2ч.)

    Теоретические сведения: Знакомство с видами электровыжигателей, их технические данные. Электробезопасность при работе. Инструменты и материалы их назначение.

Практическая работа: Пробная работа. Контурное выжигание на материале по образцу.

2.2. Древесина как материал для художественных работ. Обработка древесины (2ч.)

   Теоретические сведения: Виды древесины. Дать понятие о выборе древесины, учитывая её породу, структуру. Типы деревянных поверхностей. Подготовка древесины к работе. Безопасность труда при ручной обработке древесины.

Практическая работа: Обработка фанеры наждачной бумагой.

3. Изучение художественных и технических приемов выжигания по дереву (6ч.)

3.1. Виды выжигания (2ч.)

   Теоретические сведения: Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с разными способами выжигания, фоновым выжиганием, а так же росписи по дереву. 

Практическая работа: Подготовка фанеры. Копирование рисунка на основу. Выжигание по контуру.

3.2. Приёмы выжигания (2ч.)

    Теоретические сведения: Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Приёмы выжигания (линии, точки, скобки, барашки, снежинки).

Практическая работа: Подготовка фанеры. Пробы на материале. Показ направления текстуры древесины.

3.3. Художественное оформление работ (2ч.)

    Теоретические сведения: Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Орнамент. Специфика работы над рамкой.

Практическая работа: Подготовка фанеры. Создание эскиза рамки.

4. Контурное выжигание (36ч.)

4.1. Кошечка (4ч.)

   Теоретические сведения: Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Контурное выжигание на материале.  Рассматривание картин с изображением кошек. Загадки о кошках.

Практическая работа: Подготовка фанеры к работе.  Выбор рисунка. Копирование рисунка на основу.  Выжигание по контуру. Раскрашивание изделия и его оформление.

 4.2. Ёжик (2ч.)

   Теоретические сведения: Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Контурное выжигание на материале. Беседа о ёжиках.

Практическая работа: Выбор рисунка, подготовка фанеры к работе. Перевод рисунка на материал. Выжигание по контуру. Художественное оформление изделия.

4.3. Цветы (4ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Викторина «Всё о цветах». Выбираем и обсуждаем расположение рисунка на фанере.

Практическая работа: Обработка материала наждачной бумагой. Закрепление и перевод рисунка на материал. Выжигание по контуру. Раскрашивание изделия и его оформление.

4.4.Свободная тема (26ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места.  Виды выжигания.

Практическая работа: Выжигание рисунков выбранных кружковцами по пройденному материалу.

5. Силуэтное выжигание (38ч.)

5.1.Оленёнок (4ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места.  Инструктаж по технике безопасности. Беседа о животных.

Практическая работа: Выбор рисунка. Подготовка фанеры к работе. Перенесение рисунка на фанеру. Силуэтное выжигание.

5.2. Лошадь (6ч.)    

Теоретические сведения: Организация рабочего места.  Инструктаж по технике безопасности. Рассматривание картин с изображением лошади.

Практическая работа: Выбор рисунка, подготовка фанеры к работе. Копирование рисунка на фанеру. Силуэтное выжигание.

5.3. Сова (6 ч.)

Теоретические сведения:  Организация рабочего места.  Инструктаж по технике безопасности. Инструменты и материалы для выжигания.

Практическая работа: Выбор рисунка. Подготовка фанеры к работе. Перенесение  рисунка на фанеру. Поэтапное выжигание на материале. Художественное оформление.

5.4. Свободная тема (22 ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места.  Способы выжигания.

Практическая работа: Выжигание рисунков выбранных кружковцами по пройденному материалу.

6. Художественное выжигание (44 ч.)

6.1. Кораблик (6ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места.  Инструктаж по технике безопасности. Путешествие по подводному миру. Какие животные живут под водой. Показ картинок с  их изображением. Виды морского транспорта.

Практическая работа: Выбор  рисунка, подготовка фанеры к работе. Копирование рисунка на основу. Поэтапное выжигание на материале.  Раскрашивание изделия и его  оформление.

6.2. Аист (2ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места.  Инструктаж по технике безопасности. Рассматривание картин с изображением птиц. Какие бывают птицы: дикие и домашние, перелётные и оседлые. Загадывание загадок.

Практическая работа: Выбор  рисунка, подготовка фанеры к работе. Копирование рисунка на основу. Поэтапное выжигание на материале. Раскрашивание изделия и его  оформление.

6.3. Пасхальное яйцо (8ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места.  Инструктаж по технике безопасности. Беседа: пасхальное яйцо — символ Пасхи наряду с куличом и творожной пасхой. Яйцо символизирует жизнь, возрождение.

Практическая работа: Выбор рисунка, подготовка фанеры к работе. Перевод рисунка на материал. Поэтапное выжигание. Художественное оформление изделия.

6.4. Сюжеты из сказок (6ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места. Показ иллюстраций к сказкам и выбор сюжета.

Практическая работа: Выбор  рисунка, подготовка фанеры к работе. Копирование рисунка на основу. Поэтапное выжигание на материале.  Раскрашивание изделия и его  оформление.

6.5. Свободная тема (22 ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Способы выжигания.

Практическая работа: Выбор  рисунка, подготовка фанеры к работе. Копирование рисунка на основу. Выжигание рисунков по желанию детей любым из изученных способов.

7. Аппликация в выжигании (12ч.)

Теоретические сведения: Виды аппликаций. Техника безопасности.

Практическая работа: Изготовление аппликаций из бумаги, соломки, из чешуек шишек, срезов веток, песка, круп, с элементами выжигания. Подготовка материала к работе. Выжигание любым способом.

8. Итоговые занятия (2ч.)

Подготовка к итоговой выставке и отбор выполненных работ. Анализ и оценка  работы. Награждение.

Учебно-тематический план 2-го года обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1.

Вводное  занятие

2

2

-

2.

Секреты мастерства. Повторение.

4

2

2

2.1

Прибор для выжигания. Инструменты и материалы. Техника безопасности.

2

1

1

2.2

Выбор древесины для работы. Подготовка материала для работы.

Выбор рисунка. Пробное выжигание.

2

1

1

3.

Изучение художественных и

технических приемов выжигания по дереву.

4

1

3

4.

Контурное выжигание

50

7

43

4.1

Мир природы

10

1

9

4.2

Машины

10

1

9

4.3

Герои мультфильмов и герои русских народных сказок

12

1

11

4.4

Свободная тема

18

4

14

5.

Силуэтное выжигание

44

8

36

5.1

Подводный мир

12

3

9

5.2

Военная техника

16

3

13

5.3

Свободная тема

16

2

14

6.

Художественное выжигание

68

17

51

6.1

Сюжетные композиции

22

6

16

6.2

Сюжеты народных сказок и мультфильмов

22

6

16

6.3

Свободная тема

24

5

19

7.

Бордюры

16

4

12

7.1

Геометрический орнамент

8

2

6

7.2

Силуэтный орнамент

8

2

6

8.

Аппликация в выжигании

26

6

20

9.

Итоговые занятия

2

-

2

Итого:

216ч.

47ч.

169ч.

Содержание программы 2-го года обучения.

1. Вводное занятие (2ч.)  

Теоретические сведения: Повторение пройденного материала за первый год. Цели и задачи второго года обучения. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с выжигательным аппаратом. Правила поведения в кабинете, коридоре, лестнице.

2. Секреты мастерства. Повторение (4ч.)

2.1 Прибор для выжигания. Инструменты и материалы. Техника безопасности (2ч.)

Теоретические сведения: Электровыжигатели, их технические данные. Электробезопасность при работе. Инструменты и материалы. Их назначение.

Практическая работа: Обработка материала наждачной бумагой. Поэтапный перевод рисунка. Контурное выжигание на материале.

2.2 Выбор древесины для работы. Подготовка материала для работы. Выбор рисунка. Пробное выжигание (2ч.)

Теоретические сведения: Порода древесины, её структура. Технология ручной обработки древесины. Инструктаж по технике безопасности. Приёмы выжигания.

Практическая работа: Выбор рисунка. Расположение и закрепление эскиза. Обработка материала наждачной бумагой. Поэтапный перевод рисунка. Контурное выжигание на материале.

3. Изучение художественных и технических приёмов выжигания по дереву (4ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Закрепление знаний о художественных и технических приемах выжигания по дереву.

Практическая работа: Подготовка фанеры. Копирование рисунка на основу. Выжигание любым способом.

4. Контурное выжигание (50ч.)

4.1 Мир природы (10ч.)

Теоретические сведения:  Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Просмотр иллюстраций с изображением животного мира.

Практическая работа: Выбор рисунка, подготовка фанеры к работе. Копирование рисунка на основу и  выжигание по контуру. Раскрашивание изделия и его оформление.

4.2 Машины (10ч.)

Теоретические сведения: Техника безопасности при выжигании с электровыжигателем. Инструменты и приспособления для выжигания. Беседа о наземном, подземном, железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Практическая работа: Выбор рисунка, подготовка фанеры к работе. Копирование  рисунка на основу и выжигание по контуру. Раскрашивание изделия и его оформление.

4.3 Герои мультфильмов и герои русских народных сказок (12ч.)

Теоретические сведения:   Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.   Герои мультфильмов в жизни детей. Просмотр иллюстраций к русским народным сказкам.

Практическая работа: Выбор  рисунка, подготовка фанеры к работе. Копирование рисунка на основу. Поэтапное выжигание на материале.  Раскрашивание изделия и его  оформление.

4.4 Свободная тема (18ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Способы выжигания.

Практическая работа: Выбор  рисунка, подготовка фанеры к работе. Копирование рисунка на основу. Выбранная на свободную тему работа выжигается по контору.

5. Силуэтное выжигание (44ч.)

5.1 Подводный мир (12ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Путешествие по подводному миру. Какие животные живут под водой. Показ картинок с  их изображением. Виды морского транспорта.

Практическая работа: Выбор  рисунка, подготовка фанеры к работе. Копирование рисунка на основу и выжигание по контуру. Раскрашивание изделия и его  оформление. 

5.2 Военная техника (16ч.)

Теоретические сведения: Техника безопасности при выжигании с электровыжигателем. Инструменты и приспособления для выжигания. Рассматривание картин с изображением военной техники (самолёты, вертолёты, пушки, корабли).

Практическая работа:  Выбор рисунка, подготовка фанеры к работе. Копирование рисунка на основу  и выжигание по контуру. Раскрашивание изделия и его оформление.

5.3 Свободная тема (18ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Просмотр иллюстраций.

Практическая работа: Выбор  рисунка, подготовка фанеры к работе. Копирование рисунка на основу. Выжигание рисунков выбранных кружковцами по пройденному материалу.

6. Художественное выжигание (68ч.)

6.1 Сюжетные композиции (22ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места.  Техника безопасности. Беседа на данную тему.

Практическая работа: Выбор рисунка, подготовка фанеры к работе.  Копирование рисунка на основу, поэтапное выжигание. Раскрашивание изделия и его оформление.

6.2 Сюжеты народных сказок и мультфильмов (22ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места.  Техника безопасности. Показ иллюстраций к сказкам и выбор сюжета.

Практическая работа: Выбор рисунка, подготовка фанеры к работе.  Копирование рисунка на основу, поэтапное выжигание. Раскрашивание изделия и его оформление.

6.3 Свободная тема (24ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Просмотр иллюстраций.

Практическая работа: Выбор  рисунка, подготовка фанеры к работе. Копирование рисунка на основу. Выжигание рисунков по желанию детей любым из изученных способов.  

7. Бордюры (16ч.)

7.1 Геометрический орнамент (8ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места. Для чего нужны  бордюры. Виды бордюров   и  способы их  выжигания. Просмотр рисунков с геометрическим орнаментом.

Практическая работа: Разметка фанеры, зачистка шкуркой.  Копирование рисунка на основу, выжигание.

7.2 Силуэтный орнамент (8ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места. Виды бордюров   и  способы их  выжигания. Просмотр рисунков с силуэтным орнаментом.

Практическая работа: Разметка фанеры, зачистка шкуркой.  Копирование рисунка на основу, выжигание.

8. Аппликация в выжигании (26ч.)

Теоретические сведения: Организация рабочего места. Закрепление знаний по теме «Аппликация в выжигании».

Практическая работа: Изготовление аппликаций из природного материала с элементами выжигания. Подготовка материала к работе. Выбор темы работы. Техника изготовления панно.

9. Итоговые занятия (2ч.)

Подготовка к итоговой выставке и отбор выполненных работ. Анализ и оценка  работы. Награждение.

Формы подведения итоговой аттестации:

- собеседование;

- опрос;

- тестирование;

- выставки, конкурсы.

В завершении курса программы формой итоговой аттестации служит – выставка.

Способы определения результативности

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методика определения результативности воспитательного-образовательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого учащегося, сформированности его личных качеств.

На протяжении всего воспитательно-образовательного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний:

  • Беседа в форме «вопрос-ответ», с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление учащегося, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у учащихся, обеспечивает их эмоциональное благополучие.
  • Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес учащихся и обеспечить дух соревнования.
  • После нескольких пройденных тем предусматриваются занятия по повторению пройденного с выставкой и обсуждением сделанных работ. Обычно эти занятия приурочиваются к очередному календарному празднику, что дает возможность оценивать работы всему коллективу.
  • Основной формой подведения итогов обучения является участие учащихся коллектива в районных выставках.
  • Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

- начальный контроль 

- текущий контроль 

промежуточный контроль 

итоговый контроль 


Методическое обеспечение  программы

№п.п

Раздел, тема

Форма занятий

Приёмы и методы организации учебно -воспитательного  процесса

Методический

и

дидактический

материал

Техническое

оснащение

занятий

Форма

подведения

итогов

1

Вводное занятие

Групповая

Словесные,

наглядные

Образцы, картинки, инструкции по технике безопасности,

план занятий на учебный год

Выжигательные аппараты,

наждачная бумага,

копировальная бумага, простые  карандаши, кнопки, фанера

Собеседование

2

Секреты мастерства

Групповая

Словесные, наглядные,

Репродуктивные, проблемно-поисковые

Сорта древесины, подготовка её к работе

Фанера, наждачная бумага

Собеседование

3

Изучение художественных и технических приемов выжигания по дереву

Групповая

Словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые  

Наглядные пособия, образцы работ, стенды, инструкции по технике безопасности

Выжигательный аппарат, фанера, наждачная бумага, карандаши, кнопки, копировальная бумага, гуашь, кисточки

Собеседование, проведение тематических выставок

4

Контурное выжигание

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические, репродуктивные,  проблемно-поисковые, эвристические

Набор рисунков, образцы работ, инструкции по технике безопасности

Выжигательный аппарат, фанера, копировальная бумага, кнопки, карандаши, гуашь, кисточки

Собеседование,  проведение тематических выставок  

5

Силуэтное выжигание

Групповая,  индивидуальная

Словесные, наглядные, практические, репродуктивные,  проблемно-поисковые, эвристические

Книги по разделу «Выжигание по дереву», открытки. Инструкции по Т.Б.

Выжигательный аппарат, фанера, копировальная бумага, кнопки, карандаши, гуашь, кисточки

Собеседование, проведение тематических выставок

6

Художественное выжигание

Групповая,  индивидуальная

Словесные, наглядные, практические, репродуктивные,  проблемно-поисковые, эвристические

Книги по разделу «Выжигание по дереву», инструкции по Т.Б.

Выжигательный аппарат, фанера, копировальная бумага, кнопки, карандаши, гуашь, кисточки

Собеседование, проведение тематических выставок

7

Аппликация в выжигании

Групповая,  индивидуальная

Словесные, наглядные, практические,  проблемно-поисковые, эвристические

Наглядные пособия, образцы поделок, панно, инструкции по технике безопасности  

Выжигательный аппарат, фанера, копировальная бумага, кнопки, карандаши, гуашь, кисточки

Собеседование, участие в тематической выставке.

8

Итоговые занятия

Групповая

Словесные, наглядные

Готовые изделия

Выставки, награждение, обсуждение итогов


Методические материалы.

Для решения задач, поставленных в программе, необходимо:

-использовать различные методические приемы обучения;

-учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

-давать материал от простого к сложному;

-учитывать местные условия, возможности заготовки материала, национальные

традиции;

-сочетать коллективные, индивидуальные, групповые формы и способы работы обучающихся на занятиях.

Методы обучения (словесные, наглядные, практические) использовать в сочетании.

На занятии придерживаться схемы: объявления темы, рассматривание и обсуждения образцов, объяснения нового задания, практическая работа обучающихся, анализ получившихся поделок, изделии.

Рассматривание и обсуждение образцов.

Использовать образцы, сделанные мастерами, педагогом, другими обучающимся.

Образцы должны быть высокого качества, отличаться богатством и разнообразием декоративной отделки. Использовать так же фотографии, иллюстрации. Демонстрируемый материал должен вызвать у обучающегося чувство восхищения и желания творить самим. Во время обсуждения задавать обучающимся конкретные вопросы, добиваться правильных ответов, обращая внимание на развитие речи у обучающихся, обогащение словарного запаса.

Объяснение нового материала.

Выделить на образце новый элемент, дать ему определение, объяснить на словах

выполнение и показать (показ сопровождается словесным объяснением) можно использовать метод пооперационного показа (обучающиеся сразу же повторяют за педагогом каждую операцию), рисование схемы на доске составление и уточнение плана работы.

Индивидуальные консультации во время практической части оказывается помощь

осуществляется взаимный контроль. Необходимо обращать внимание на технику безопасности при работе с инструментами.

Практическая работа - это время для самостоятельного творчества, проявления

фантазии.

Коллективный анализ поделок и изделий приучает обучающихся справедливо и

объективно оценивать как свою работу, так и работы товарищей. Важно отметить все положительные моменты в работах каждого.

Практическое обучение важно сочетать с получением обучающихся теоретических сведений.

Теория дается в форме бесед, обсуждений, выставок, специальной литературы.

На занятиях самое подходящее время для теоретической информации - это время

когда обучающиеся, например, выполняют рисунок. Для закрепления теоретических сведений используются игровые моменты, папки раскладки, стенды.

Из дидактического материала необходимо иметь образцы выполняемых работ,

фотоматериалы, литературу по темам занятий, альбомы по выжиганию.

Дидактический материал - таблицы, инструкционные карты, работы обучающихся

прошлых лет.

Технологии и формы обучения: образовательный процесс выстраивается на основе личностно-ориентированного подхода, на занятиях используются элементы культуровоспитывающей, технологий сотрудничества, игровой технологии, здоровьесберегающей технологии.

Условия реализации программы.

  Помещение для проведения занятий декоративно-прикладного творчества должно отвечать санитарным нормам. Оно должно быть светлым, теплым и сухим.

  Оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место педагога. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с образовательной программой, а также учитывать требования научной организации труда и эстетики.

  Планировка, размещение рабочих мест должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

  Специальное помещение или шкафы для хранения сырья и готовой продукции, приспособлений, заготовок, материалов, незаконченных работ учащихся, учебно-наглядных пособий.

  Кабинет обеспечивается необходимым для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка).

     Все должно быть размещено так, чтобы не затемняло рабочую зону. Искусственное освещение допускается общее или комбинированное.

  Кабинет должен быть оборудован вентиляцией – она может быть естественная или смешанная и должна обеспечивать воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.        

Материально- техническая база:

-​ основные материалы: древесина, бумага, электровыжигательные приборы;

 -​ сопутствующие материалы: наждачная бумага разного калибра;

- вспомогательные материалы: гуашь, акварель, лак, карандаши простые;

расходные материалы: клей, кнопки, скрепки, копировальная бумага;

-​ рабочее место учителя: стол - 1;

-​ оборудование учебных мест: столы ученические - 4;

- стулья ученические – 8;

- водонагреватель;

- шкафы для хранения методической литературы, выставочный экспонат;

- раковина с проточной водой;

натурный фонд (образцы): образцы по темам, наглядный материал в раскрасках;

иллюстративный материал: альбомы по декоративно – прикладному искусству, книги, раскраски, открытки, календари.

- общеобразовательная программа « Умелые руки»;

- методическая литература;

- учебные пособия;

-  стенд по Т.Б;

- готовые работы;

- раздаточный материал (шаблоны, трафареты, эскизы, рисунки).

Кадровое обеспечение

- педагог, реализующий данную программу.

        

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Методическое письмо «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» № 06-1844 от 11.12.2006 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  5. Письмо  Министерства образования Нижегородской области «О направлении методических рекомендаций/ Методические рекомендации по разработке ОП ОО ДО» (от 30 мая 2014г. № 316-01-100-1674/14)
  6. Устав МБУ ДО «Центр детского творчества».
  7. СанПиН для УДОД 2.4.4. 3172-14.
  8. Воропаева Н.В. Гришин В.К. и др. Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ. Культура быта. – М,: «Просвещение», 1986.
  9. Гиззатуллина Э.М. Комплексная модернизированная образовательная программа дополнительного  образования детей  «Работа с деревом» - М.: ИД «Первое сентября», 2010.
  10. Грегори Н. Выжигание по дереву: Практическое руководство/Пер. с англ.-М.: «Ниола-Пресс», 2010.
  11.  Двойникова Е.С. Художественные работы по дереву.- М.,1972.
  12.  Пул С. Выжигание по дереву. Техника. Приемы. Изделия. - « АСТ – Пресс», 2007.
  13.  Райт Д. Искусство выжигания по дереву. - Кристина, 2005.
  14.  Уолтерс Сью. Пирография или искусство выжигания по дереву. - Феникс, 2006 .
  15. Чередник С.В. « Рабочая программа внеурочной деятельности «Пирография» (выжигание по дереву)»

Перечень приложений

  1. Методические рекомендации к разделу  «Материал для выжигания».
  2. Программа профессионального саморазвития.
  3. План-занятий:

«Вводное занятие»;

«Материал для выжигания»;

  1. Методическая разработка открытого занятия:

          «Комплексная работа по выжиганию»;

          «Технология выжигания по древесине».

  1. Проект «Новогодний подарок».
  2. Мастер класс: «Выжигание по дереву для начинающих».
  3. Презентация «Новогодний подарок».
  4. Презентация «Выжигание по дереву».
  5. Презентация «Пирография или выжигание по дереву».
  6.  Мониторинг результатов обучения учащихся.
  7.  Карточка учёта результатов обучения учащихся.
  8.  Контрольные тесты для учащихся.
  9.  Трафареты и рисунки.
  10.  Физкультминутки.
  11.  Кроссворды.
  12. Подборка пословиц и поговорок о труде.
  13. Лист обновления по годам.
  14. План воспитательной работы.
  15. План работы с родителями.
  16. План методической работы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

" ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию графомоторных навыков.

Данная программа  гуманитарной  направленности разработана с целью оказания эффективной помощи детям в подготовке руки к письму, способствует развитию графомоторных навыков, плавности, точно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудеса своими руками»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программахудожественной направленности«Чудеса своими руками»Возраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 2 годаАвтор-составитель: Сердюко...