Опыт работы по теме: "Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
материал
Уникальные возможности сказки помогают реализации задач по познавательному развитию дошкольников. Ведь именно сказка питает детские игры, а свободная игровая форма сказки позволяет сохранить интерес дошкольников к познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_2_opyt_ispr.docx | 242.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 2 городского округа города Райчихинска
Опыт работы по теме:
«Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Подготовила: Смышляева Елена Михайловна,
воспитатель высшей
квалификационной категории.
г. Райчихинск
2023г.
1 сл(тема) Добрый день, уважаемые коллеги!
Своё выступление мне хотелось бы начать с маленького четверостишия:
«И нельзя без сказки нам прожить друзья
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть».
Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и картины мира людей.
Как сделать обучение в детском саду интересным и развивающим?
Над этим вопросом задумывался каждый творчески работающий педагог.
Имея большой опыт работы, я нашла такой способ, который оправдал себя на 100%. Это обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством сказок.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования моя задача - развивать у дошкольников познавательную активность, любознательность, самостоятельность. Все эти качества стимулируются благодаря использованию сюжетов сказок, их героев для создания проблемных обучающих ситуаций, в которых педагог имеет возможность вести ребенка к познанию — где ребенок сам добывает знания, познает мир.
Сказки – способствуют развитию творческого мышления и воображения. С их помощью можно оживить изучаемый материал, познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. Когда ребёнок слушает увлекательную историю, он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая, логически обосновывает свои действия. Особая роль сказки состоит в том, что она делает процесс обучения эмоциональным и действенным. Можно сказать, что сказка представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является методом обучения и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Сл 2 (области ФГОС)
К тому же, работа по сказке включает интеграцию практически всех образовательных областей.
• Сказка и математика: это могут быть математические задания на основе сюжета, превращение сказки в задачу или считалку и т. п.
• Сказка и экология: это вопросы, задания, опыты и игры, направленные на развитие представлений об окружающем мире.
• Сказка и безопасность: обсуждение сказочных ситуаций, связанных с вопросами безопасности: один дома или на улице, встреча с незнакомцем, опасные предметы и др. (что может случиться, если…; как этого избежать).
• Сказка развивает руки: если использовать продуктивную деятельность (рисование, лепку, аппликацию, схематичное изображение сказки, ручной труд, изготовление самодельных книг и т. п.)
• Сказка и музыка: здесь у детей развивается умение чувствовать характер музыки, узнавать сказки по музыкальным произведениям.
Сегодня я хочу рассказать вам о более широком применении сказки в познавательном развитии дошкольников.
Сл3 (цель и задачи)
Цель данного опыта: Использовать нетрадиционные подходы работы со сказкой в познавательном развитии дошкольников.
Задачи
- Проанализировать роль сказки в системе воспитания и образования;
- Создать предметно-пространственную среду для познавательного развития дошкольников с помощью сказок;
- Апробировать методы и приемы, использованных в целях познавательного развитиядошкольников;
- Составить рекомендации по использованию методов и приемов познавательного и творческого развития детей при работе со сказкой; Привлечь родителей воспитанников к совместной деятельности по познавательному развитию дошкольников с помощью сказок;
- Подтвердить эффективностьпроделанной работы.
Практическая значимость представленного опыта
В большинстве своем педагоги привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, волк злой, поделом и пушкинской старухе, у разбитого корыта.
Традиционное направление работы со сказкой - познакомить ребенка с её содержанием, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать.
Представленный опыт предлагает нетрадиционный подход, где вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Что позволяет инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказки, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываются:
- индивидуальные психофизиологические особенности детей;
- соблюдение принципа «От простого - к сложному»;
-создание в группе комфортной предметно-пространственной развивающей среды.
Сл 4 ( статистика из анкет)
На начальном этапе,по результатам диагностики детей, анкетированию родителей, анализу программ TV, я пришла к выводу, что сказка уходит из жизни детей. На телевидении — засилье иностранных мультфильмов, язык которых далёк от совершенства, а специфика западной жизни не всегда понятна нашим детям.
Из бесед с родителями стало понятно - они понимают, что сказка занимает большое место в жизни ребёнка, но семейные проблемы и неумение работать над сказкой, не позволяют использовать ее в полной мере.
Выявила, что существует еще одна проблема: если ребенку задать вопрос: «Вспомните наиболее запомнившиеся вам занятие», то в большинстве своём вспомнят немногие и немного.
Сл 5Для определения системы работы по данной теме, мной был осуществлён ряд мероприятий:
- Изучение концептуальных положений и принципов методик и технологий в работе со сказкой, их структурой;
- Проанализированы условия и ресурсы для реализации воспитательно-образовательного процесса по формированию творческого потенциала детей через сказку;
- Разработаны проекты: «В гостях у сказки», «Сказочные приключения», «Что за прелесть эти сказки»;
- Намечены общие линии в планировании (темы, циклы, блоки, модули и т.д.);
- Составлен план самообразования, повышение своего профессионального уровня.
- Разработан поэтапный план.
I этап - создание предметно-развивающей среды, отвечающей современным инновационным требованиям;
II - разработка методических материалов;
III - организацию учебно-воспитательного процесса с детьми;
IV - работа с родителями.
На первых этапах была усовершенствована развивающая среда.
Создан уголок книги, как центр интеллектуального и художественно–творческого развития детей. Составлены картотеки сказок по возрастам, иллюстраций по народной сказке согласно программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
«Уголок сказок» пополнен различными видами театра, для самостоятельной театрализованной деятельности детей.
Подобран дидактический и наглядно практический материал.
Составлены презентации по сказкам.
Нельзя сказать, что я полностью отказалась от традиционных форм проведения занятий и не призываю сделать весь воспитательно-образовательный процесс развесёлой сказкой. Но мир новых знаний может стать волшебным и завораживающим. Для этого необходимо сделать его миром поиска, понимания смысла знаний.
Наряду с «обычной» сказкой в обучении и воспитании дошкольников использую различные виды обучающих сказок, которые отвечают всем требованиям развивающего обучения.
СЛ 6 Обучающая сказка – это разновидность повествовательного текста, речевой жанр, который создается воспитателем в соответствии с конкретными задачами обучения и воспитания.
1. Сказка – рассказ – эффективная во время объяснения нового материала.
2. Сказка – игра и сказка – загадка – применяется для закрепления пройденной темы.
3. Сказка – задание – применяется для поиска правильных ответов, которые нуждаются не только во владении материалом, но и проявлении сообразительности и творчества.
Данные виды сказок могут быть включены в любое занятие, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность.
Особое сказочное повествование раскрывает для ребенка удивительный мир – математических понятий, экологических терминов, является примером правильного произношения тех или иных звуков, обогащает его словарный запас, выполняет познавательную функцию, а также учит навыкам самостоятельного логического мышления.
Дети старшей и подготовительных групп сами могут на занятии создавать дидактические сказки. Это поможет детям эмоционально принять и осознать образы, включенные в задания, понять их эстетический характер, учебную задачу, способствовать развитию образного мышления, воображения, творчества.
Создается дидактическая сказка по алгоритму:
1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ (сказочный герой). Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. Где в качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, ведьма, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).
3. Обращение к детям. Только дети, умные, смелые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно, а значит выполнить определенное задание, пройти испытания.
СЛ 7 (фото детей)
В своей практике использую и другие творческие задания:
Сказки, но по-новому
Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами:
Колобок злой и добрый волк.
Лиса трусливая и хитрый заяц.
Или Сказки о бытовых предметах
Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.
Реальное начало -сказочное продолжение.
Узнай сказку по песенке героев
Продолжи сказку
Вместо известной концовки сказки надо придумать свою.
От точек - к сказке
Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.
Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).
В старших группах организую«Бюро находок», в котором хранится вещи сказочных героев, самостоятельно изготовленные детьми.
Особый интерес в работе вызвало применение универсальной схемы Ларисы Борисовны Фесюковой помогающей использовать сказку нетрадиционно, при помощи творческих методов. Обратите внимание на один из примеров на слайде.
Сл8 Схема репки
Название сказки.
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки.
Предлагаемые семь разделов выбраны условно, их может быть и больше, и меньше.
Несомненно, что каждая сказка по своему содержанию выдвигает на первый план лишь 1-2 из поставленных проблем, остальные будут второстепенными, сопутствующими. То есть, педагог может самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретной возрастной группы детей.
Пусть Вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется раздела «математика» или «экология». Важно, чтобы, работая по этой схеме, воспитатель мог творчески перестроиться, переработать сказку на любое важное для него направление. Это может быть и географическое путешествие, и экскурс в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д. Направлений можно сформировать бесконечное множество.
Сл 9 (программа)
В Программе развития речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по методике Л. Фесюковой «Воспитание сказкой» под ред. Шавриной Н. А.представлено 72 литературных произведения, а также организация диагностики усвоения программы для каждой возрастной группы. Содержание рассчитано на детей от 4-х до 7-ми лет.
Сл 10 (фото с родителями)
Проводимая мной работа помогла найти верных союзников среди родителей. Уже стало доброй традицией вовлечение родителей в мероприятия, где частой гостьей опять же являлась сказка. Становится доброй семейной традицией оформление папки «Сочиняем вместе с родителями», куда родители вместе с детьми выкладывают придуманные ими сказки. Эта папка пользуется повышенным спросом у детей и систематически пополняется новыми произведениями наших воспитанников.
Неоценима роль родителей в реализации работы со сказкой:
- Они оказывают помощь в пополнении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек-раскрасок, аудио и электронные записи народных сказок для детей.
- Изготовляют атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности и участвуют в мероприятиях.
- Активные участники выставок творческих работ детей.
Сл. 11 Мониторинг
Подводя итоги работы, отметила, что благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, дети научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, дети получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.
Моя педагогическая практика показала, что на успешность воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи. Уникальные возможности сказки помогают реализации задач по познавательному развитию дошкольников в формах, специфичных для данного возраста, прежде всего – в форме игровой и познавательной деятельности. Ведь именно сказка всегда питает детские игры, а свободная игровая форма сказки позволяет сохранить у дошкольников интерес к познавательной работе. Применяя сказки в своей работе с дошкольниками, я наблюдаю положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению.
Сл 12 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии, как одно из средств познавательного развития детей дошкольного возраста»
Система работы со всеми участниками образовательного процесса....
Проектная деятельность как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Рекомендации для педагогов ДОУ....
Консультация для воспитателей "Сказки - средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может бы...
Консультация для педагогов ДОУ («Детское экспериментирование как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения зна...
Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".
Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...
Презентация опыт работы по теме «Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Цель опыта: использовать нетрадиционные подходы работы со сказкой в познавательном развитии дошкольников...
Описание опыта работы по теме "Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Это объясняется тем, что результатами обучения математике является не только знания, но и определенный стиль мышления....