«Опыты как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Куликова Светлана Николаевна

Сообщение из опыта работы по теме: «Опыты как средство развития детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_opyty_kulikova_s.n.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Омска «Детский сад № 279»

Сообщение на педагогическом совете

из опыта работы по теме:

«Опыты как средство познавательного развития

детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель 1 группы

Куликова С.Н.

1 слайд: Уважаемые коллеги, позвольте вам представить презентацию по теме: «Опыты как средство развития детей дошкольного возраста»

2 слайд: Своё выступление хочется начать с высказываний знаменитых педагогов и учёных в области экспериментальной работы: (см. на слайде). С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

3 слайд: Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Если дети сами открывают что-то новое, то это большой успех. Но, несмотря на их собственное природное любопытство, все они нуждаются в нашем дружеском руководстве и дельных советах.

4 слайд: Экспериментируя, ребёнок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

5 слайд: Процесс познания – творческий, и задача воспитателей – поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Экспериментирование – доступное и эффективное средство при формировании познавательной мотивации, а она, на наш взгляд, основа для достижения всех целей.

6 слайд: В нашей группе мы создали Центр экспериментирования, который вместе с детьми назвали «Я – исследователь», чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

7слайд: В разных возрастных группах центры постоянно пополняются новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами (раздать перечень оснащения экспериментального центра в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС).

8 слайд: Совместно с детьми и родителями мы собираем необходимое оборудование и объекты для наблюдений: земля, чернозем, песок, глина, камни и т. д., также разрабатываем тематику мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности.

9 слайд: Давайте для начала рассмотрим такие понятия как «опыт» и «экспериментирование»

ОПЫТ- это наблюдение за явлениями природы, которые производятся в специально организованных условиях. При этом дети способны познать внешнюю сторону физических явлений, а так же и отношения между закономерностями, такие как - различное состояние веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду.

Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксируются в дневниках наблюдений.

Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

10 слайд: Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игру или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю, до двух в месяц, на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

11 слайд: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - форма познавательно - исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними.

Ребёнок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движение воздуха, состояние воды и др.).

Проводятся разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Организуя игры, детей побуждают к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.

Игры, пособия, модели, книги которые используются на занятии и в совместной деятельности доступны детям и находятся в их свободном пользовании.

12 слайд: В своей работе необходимо использовать следующие правила:

- не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре.

- не сдерживать двигательную активность детей.

- хвалить ребенка за успехи.

Этапы развития опытно - экспериментирований деятельности в соответствии с возрастом детей.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию я начинаю проводить со 2-й младшей группы. Для детей 2-3 года жизни характерны следующие опыты. Самая распространенная это вода.

13 слайд: Игры с водой – очень удивительны и полезны. Детки познают не только свойства воды, но и получают возможность устанавливать физические закономерности. Во время игр с водой педагог обязательно должен обращать внимание детей на то, как ведут себя в воде предметы из разного материала (металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага и губки). Пример: " Переливание воды". Для этого необходимо: пластиковая бутылка, стаканчик. Вместе с детьми наполнить бутылку водой из под крана: " Буль, буль", потекла водичка. Вот пустой стаканчик, а теперь полный". Переливайте воду из одной посудины в другую.

Игры с песком – песочница - излюбленное место игр во время прогулок. Ребенка раннего возраста лепить куличики может научить только взрослый. Он видит образец и повторяет. А вот самое любимое занятие малыша - разрушать куличики. Воспитатель показывает деткам, какой песок сухой, а какой - мокрый, как получаются куличики из мокрого песка и не получаются из сухого. Однако в песочнице можно не только лепить, но и закапывать и раскапывать предметы. Для раскопки они могут использовать совочки, грабельки и просто руками. Не менее увлекательное занятие- пересыпание песка из одной емкости в другую. Так же в песке можно выкапывать ямки, сооружать различные постройки (дома, горки, дорожки, заборчики и т.д.). И ещё очень многое, что можно сделать с песком.

В качестве познавательного материала для опытов на раннем возрасте можно предложить «коробочки с секретом». Они могут быть такие как: с различными затворами, открывающиеся по принципу спичечного коробка, в виде пенала, с различными крышками (молнии, кнопки, замочки, магниты). Проводя игру с этими коробочками, педагог должен привлечь внимание ребёнка, т.е. вызвать желание открыть коробочку, извлечь от туда «секрет», при этом необходимо, чтобы ребёнок действовал самостоятельно, но не в коме случае не решать за него предложенную задачу. Если у него ничего не получается, нам следует ему подсказать. А когда он справиться с задачей, обязательно похвалите его. Рассмотрите находку, а затем спрячьте её и повторите эти действия. Способ можно считать освоенным тогда, когда ребёнок несколько раз откроет и закроет коробочку. Примерные игры со звуками: « Послушаем звуки», « Постучим, погремим», « Найди такую же коробочку», « Свистульки», « Музыканты».

14 слайд: Ну а вот на прогулке вместе с ребенком послушайте вокруг: шелест листьев, жужжание мух, жуков, пение птиц и т.д.

Ведь все звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию. Так же из бросового материала, например, пластиковые бутылки можно изготовить «погремушки-шумелки», которые наполнены разными материалами: камешками, крупами, песком, монетки и т.д. Получаются очень интересные, разные по звучанию и внешнему виду, весу.

Экспериментируя с ними, ребенок будет сравнивать звуки и вскоре, научиться по звукам распознавать, что находится в нутрии.

Игры с крупами:

«Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Покормим птичек», «Вкусная каша», «Разложим по тарелочкам».

Не менее интересней для детей являются игры с магнитом. Для этого необходимо: магниты и металлические предметы. Предметы необходимо разложить на столе или на листе бумаги, а магнитом под ними водить. Все предметы оживают.

15 слайд: На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их, в различных сочетаниях, дети открывают для себя новые возможности.

Примерные игры: « Цветная вода», «Рисование на мокром листе»,

«Рисование пальцами, ватными палочками, томпончиками, сырой картофельной» и т. д.

А в зимний период деткам можно показать очень много экспериментов со льдом: «Льдинки», «Тают льдинки», «Сосульки» и т.д.

С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию.

С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.

Мы проводим следующие эксперименты: «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей. «Волшебные тени», где знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень. «Разноцветные льдинки», здесь даем представление о том, что лед это замороженная вода.

В этом возрасте в экспериментировании мы ставим цель опыта, помогаем детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляю необходимые действия. Постепенно привлекаю детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик?"

Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.

Так, например, на занятии «Спрячь колечко», дети познакомились со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет.

Выступая, как партнер, выясняю с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняю. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность: например: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит.

Затем совместно делаем выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной.

В средней и старшей группе на 5-м и 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира.

На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов.

В практике используем следующие проблемные ситуации: "Как из воды сделать значок?", "Зачем нужен нос?", "Тонет - не тонет?", "Из каких материалов можно сделать лодку?", "Поймай солнышко" и др.

С детьми проводим эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы.

Мы развиваем умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя плавать на бумажном корабле?»

Так же учим детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?

После каждого экспериментальной деятельности приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

16 слайд: На 6-м, 7-м году жизни все более и более углубляются представления детей об окружающем мире, опыты усложняются по содержанию и методике проведения.

Теперь инициатива по проведению опытнической деятельности чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, какими они будет через 10 дней".

Стимулируем детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования детей, мы используем такие приёмы:

- Выполняем работу по указанию детей. Когда, обучая нас, дети проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи.

- Следующий приём это - презентация ребёнком своей деятельности. Дети рассказывают и демонстрируют опыты, которые они провели дома. Что повышает самосознание и самооценку.

В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание проводить опыты дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.

17 слайд: Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, были намечены пути практического осуществления работы в нашей группе.

Работу организовали по трем взаимосвязанным направлениям таким как: «живая природа», «неживая природа» и третье направление «человек».

18 слайд: Мы вместе с детьми поставили в воду прорастать лук, а семена огурцов и петрушки в специальные стаканчики. Дети наблюдали за их развитием:

- какое семя быстрее проросло?

- почему?

-какое влияние на развитие растений оказывает человек?

-зависит ли рост растений от погодных условий?

Чтобы установить, почему семя прорастают быстрее, мы рассматривали их через лупу, ощупывали.

19 слайд: Так же рассматриваем листья различных комнатных растений в группе под увеличительным стеклом. В процессе проведения исследовательской деятельности формировалась экологическая грамотность детей.

20 слайд: Следующее направление нашей работы: Неживая природа: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. На этом слайде показан опыт - «Почему одни предметы плавают, а другие тонут»? Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может — соответственно предмет тонет.

21 слайд: И последнее направление: Человек.

1. Человек как живой организм

2. Человек как пользователь природы

На этом слайде показан опыт с надуванием шаров.

Два ребёнка надувают шарики из тонкой резины, а другие из более толстой. Шарики из тонкой резины надувались легко, быстро. А шарики из толстой резины надувались очень тяжело, детям пришлось потрудиться, так как шарики изготовлены из материала разной толщины. Следующее задание этого опыта, какой шарик быстрее лопнет, если его сильно надуть? Соответственно из тонкой резины, потому что тонкое рвётся быстрее, а толстая резина тяжелее растягивается, поэтому этот шарик хуже и надувался. В итоге дети усвоили, что резина, из которой изготавливают шарики, бывает разная по прочности.

22 слайд: Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детской опытно-экспериментной деятельности:

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей нами систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к опытнической деятельности мы рекомендуем родителям создать дома свои уголки экспериментирования. Для этого мы постоянно обновляем наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.

Привлекаем родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.

После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома, что увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители стали охотнее обращаться за помощью к воспитателям, делясь своими впечатлениями.

23 слайд: На практике мы убедились, что проведение опытов в повседневной жизни наших детей актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
В.А.Сухомлинский

24 слайд: Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»

Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают реальные, действительные, регул...

Дидактические игры как средство обучения детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)

В материале представлен опыт работы руководителя кружка английского языка....

«Дидактическая игра как средство воспитания детей дошкольного возраста» (Из опыта работы)

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на разви...

Развитие опыта двигательного самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах как средство оздоровления детей дошкольного возраста

Эта статья содержит материалы о развитии опыта двигательного самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах....

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»

опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирования у него умений общаться...