Консультация "Игры на развития жестов и мимики"
консультация (старшая группа)
Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, могут самостоятельно решить двигательную задачу. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 530.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Эти игры развивают язык жестов и мимики, пантомимику. Ребенок должен понять, что кроме речевых, существуют и невербальные средства общения.
Разговор через стекло
Детям предлагается поговорить на какую-либо тему, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Например, просьба принести стакан воды или сказать о том, что другой забыл одеть шапку. После игры надо обсудить, что чувствовали дети, легко ли им было. Эта игра развивает способность передавать чувства и мысли с помощью мимики и пантомимики.
Изображение сказки
Необходимо два ребенка или две команды. Каждая изображает какую-либо сказку с
помощью жестов и мимики. Можно изображать героев и вещи, которые им принадлежат. Другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. О том, как и что показывать группе можно договориться заранее.
Иностранец в гостях
Представьте, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает ни слова из русского языка. А вы не знаете его язык. Пусть ребенок пообщается с ним без слов, пообедает,
покажет свои игрушки, комнату.
Стихи без слов
Взрослый читает стихотворение:
Ждет гостей сегодня кошка И волнуется немножко:
«Что ж так долго не идут?» Ну а гости тут как тут.
Друг за дружкой по дорожке Все спешат поздравить кошку.
Белка в тележке Везет орешки.
Кудрявый барашек С букетом ромашек.
Катит медвежонок Меду бочонок.
Тащит петушок Проса мешок.
До чего ярок Лисий подарок!
Еще один гость – В зубах кость.
Подарок царский – Сыр швейцарский.
А кот Тимофей Принес двух мышей.
Всем подаркам кошка рада, С одного не сводит взгляда. Догадайтесь поскорей,
Чей подарок всех милей? (Е. Ефимовский)
Нужно передать содержание стихотворения мимикой и пантомимикой. Можно использовать любое стихотворение.
Поговорите с ребенком о важности речи и ее правильности. О значении жестов и мимики для выразительности речи. Для чего мы говорим, умеем ли слушать, почему некоторые говорят слишком мало, а другие слишком много.
В процессе игры покажите ребенку, что мимика и жесты не всегда совпадают с тем, что мы говорим словами. К примеру, говоря что-то хорошее, человек может непроизвольно сжимать кулаки, выражая этим агрессию.
Игровые упражнения по развитию мимики
- «Съели кислый лимон» (дети морщатся).
- «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).
- «Встретили знакомую девочку» (улыбаются).
- «Испугались забияку»
(приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
- «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).
- «Обиделись» (опускают уголки губ).
- «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым).
Игровые упражнения по обучению жестам
- Покажите высокого мальчика, «низкого»;
- там, вверх, вниз, вокруг;
- я, ты, мы;
- маленького комарика; медведя.
Игровые упражнения по развитию пантомимики
- «Расцвели, как цветы».
- «Завяли, как травка».
- «Полетим, как птицы».
- «Идет медведь по лесу».
- «Крадется волк за зайцем».
- «Плывут уточки».
- «Идут пингвины».
- «Жук перевернулся на спину».
- «Скачут лошадки» («рысью», «галопом»).
- «Мчатся олени».
Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, могут самостоятельно решить двигательную задачу. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.
Следующие игры посвящены развитию мимики, пантомимики и жестикуляции – важным средствам коммуникации, которые малыш будет учиться использовать взамен словесного высказывания или в его поддержку.
Что это такое?
Это простое упражнение можно проводить с закрытыми глазами, используя большое количество самых разных по свойствам предметов. Ребенку в ладошку кладется мелкий
предмет (камушек, шишка, крупная пуговица, ракушка, орешек, катушка и т.д.) Его задача – описать то, что находится в руке и попытаться назвать предмет. Это сделать не так-то
просто, если предмет ощупывается не двумя руками, а лишь одной рукой – той, в которой он находится.
Если в небольшой закрытой крышкой коробочке по бокам сделать два круглых отверстия для рук, то получится «загадочная шкатулка», в которой смогут находиться «загадочные предметы» большего размера. Просовывать с двух сторон руки в коробочку, находить и ощупывать предметы с разной фактурной поверхностью малыш будет с большим удовольствием!
Трудные вопросы
По очереди с ребенком вы превращаетесь в Незнайку, который на любой вопрос должен выражать свое недоумение и растерянность: приподнимать и опускать плечи, разводить в
стороны руки, приподнимать брови, изображать растерянность на лице мимикой. Чтобы игра получилась веселой, ее можно связать с логоритмическими упражнениями: притоптывать в такт шутливым вопросам-чистоговоркам. Вот примерные шутливые вопросы игрокам:
- Та-ра-ра, та-ра-ра! На дворе растет трава?
- Ду-бу-ду! Ду-бу-ду! Это ворон на дубу?
- За-за-за! За-за-за! Пряники жует коза?
- До-ре-ми-фа-соль-ля-си: Сели зайки на такси?
Что мы делали – не скажем, лучше это вам покажем!
Эту известную игру-пантомиму можно превратить в занимательное «пантомимическое лото», если заранее приготовить побольше картинок или карточек с изображением самых разнообразных действий персонажей: кто-то умывается, вытирает посуду, ест, поливает цветы, надевает сапожки и т.д.
В начале игры карточки лежат стопкой изображениями вниз. Игроки по очереди берут по одной карточке и жестами пытаются изобразить действие того или иного персонажа. Тот игрок, кто быстрее других правильно «прочитал» это действие – догадался о том, что
показывается жестами – забирает карточку с этим действием себе. Выигрывает тот, кто сумел отдать своим товарищам по игре все свои карточки (то есть верно и точно изобразил нужные движения), а также тот, кто накопил-собрал больше всех чужих карточек (быстрее других определял действия других игроков).
«Пантомимическое лото» вполне может стать «зоологическим», если участники получат карточки с изображением животных. Тогда их задача будет заключаться в том, чтобы изобразить походку или повадки своих животных.
Необычные подарки
Эти подарки нельзя увидеть, их можно только назвать, ощутить и …подарить другому. Дети встают в круг и готовятся передавать друг другу воображаемые предметы: воздушный
шарик, тяжелую коробку, стеклянную вазу, круглый торт, большую длинную машину, маленького пушистого кролика, розочку и т.д.
Каждый объект требует не только разного положения рук, но и разных телодвижений, мимики. Например: кролика бережно удерживаем в ладошках, поглаживаем по длинным ушам, улыбаемся; стеклянную вазу ставим донышком на ладошку одной руки, а второй – обхватываем за горлышко, передаем не спеша, осторожно; стебелек розы удерживаем двумя пальчиками – большим и указательным, приближаем цветок к себе, вдыхаем аромат,
улыбаемся и т.д.
Раз-два! Раз-два! Будут на зиму дрова!
Это упражнение научит пару игроков выполнять согласованные движения, имитирующие общее действие, например, пиление дров. Каждый игрок в свою очередь выдвигает вперед
одну и ту же (ведущую) руку, согнутую в локте (на манер «рычажка»), изображая движение пилы по бревну. Для того, чтобы действия пары получились слаженными и ритмичными, вначале их можно выполнять вот с такой потешкой:
Раз-два! Раз-два! Пилим на зиму дрова! Раз-два, раз-два! До чего пила остра!
Ест пила березу, дуб, Ест пила осину!
Будут в печке полыхать Бревнышки всю зиму!
Хорошо, если «пильщики» время от времени могут менять руки, то есть совершать движения разными руками.
Тук-тук! Тук-тук! Раздается в кузне стук!
Это упражнение на синхронные движения двух «кузнецов», каждый из которых будет удерживать в руке свой молот, поочередно поднимать руку с тяжелым молотом вверх (немного заводить ее за спину) и быстро опускать ее вниз , молотом - на наковальню: Тук-тук! Тук-тук!
Молот нам в работе - друг!
С ним скуем подковы, гвозди, Чтоб везли нас кони в гости!
Так же, как и «пильщикам», «кузнецам» время от времени следует менять руки, то есть совершать движения своими тяжелыми молотками разными руками.
Сова летит!
Это упражнение учит ребенка сдерживать свои эмоции, двигательную активность в целом, оставаясь неподвижным некоторое время – действовать согласно командам ведущего.
Пляшут зайки на полянке Целый день, целый день! Кувыркаться и резвиться Им не лень, им не лень!
«Зайки» или игроки действительно получают возможность совершать любые произвольные движения, прыгать и скакать вволю, пока ведущий не произнесет: «Сова летит!» Вот тут все
«зайки» замирают настолько, насколько это возможно. Мышцы игроков напряжены, ведь
«сова» ( в нее может превратиться сам ведущий) способна заметить даже малейшее движение незадачливого зверька и схватить его!
Снеговичок тает
- Сначала «Снеговичок» стоит, опустив руки вдоль туловища, и радуется зимней погоде.
- Затем он начинает медленно опускаться на пол без помощи рук. Это начинает пригревать весеннее солнышко!
- «Снеговичок» продолжает подтаивать: движение вниз продолжается, он медленно- медленно садится на пол.
- Наконец, снежный человечек медленно ложится….
Необходимо следить за тем, чтобы ребенок во время игры не падал на пол, а опускался на него медленно и осторожно.
Хорошо сопроводить «таяние» плавной мелодией и, если это нужно, при первых пробах разрешить ребенку опираться на руки, опускаясь на пол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-591448-1423663248.jpg)
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Мимика и жесты"
Программное содержание: познакомить детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие и т.д. ), с тем, как по внешнему виду отличить, например, испуг...
Дидактическая игра «Крокодильчик» по развитию «говорящих» жестов, мимики.
Подготовительная группаЗадачи:1.Обогащать словарный запас детей.2.Формировать и совершенствовать мелкую моторику рук, двигательные умения и навыки.3.Осуществлять мероприятия по коррекции мышления, вни...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/22/picture-1191301-1642867067.jpg)
Мастер-класс. Тема:«Пантомима, как средство развития эмоций и мимики с неговорящими детьми».
МАСТЕЗ-КЛАСС. ТЕМА: "Пантомима, как средство развития эмоций и мимики в работе с неговорящими детьми". У детей с ОВЗ наблюдается нарушение мимической моторики. это проявляется в вялости...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/02/picture-1111300-1549123413.jpg)
Мастер - класс «Упражнения на развитие мимики, пантомимики, жестов по театрализованной деятельности (с помощью актерского тренинга)»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 7 «Радуга»__________________________________________________________________155040 Ивановская обл., г...
Эмоциональное развитие дошкольников посредством организации экспериментального клуба мимики и жестов «Ярче тысячи слов»
Эмоциональное развитие дошкольников посредством организации экспериментального клуба мимики и жестов «Ярче тысячи слов» ...