Эмоциональное развитие дошкольников посредством организации экспериментального клуба мимики и жестов «Ярче тысячи слов»
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_emotsii_1.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное развитие дошкольников посредством организации экспериментального клуба мимики и жестов «Ярче тысячи слов»
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями психоэмоционального развития. К таким нарушениям относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что в свою очередь приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими как сверстниками, так и взрослыми.
Кроме того, несмотря на то, что современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
По этой причине, невозможно переоценить роль эмоций в жизни маленького человека.
Эмоции это реакция организма на жизненно значимые воздействия, они тесно связаны с познавательными процессами.
Эмоции выполняют и охранную функцию, приводят в действие чувство самосохранения через страх. Эмоции помогают раскрыть творческие способности ребенка, побуждают к определенным поступкам, помогают приспособиться к различным жизненным ситуациям, окрашивают яркими красками общение.
Эмоциональное развитие - главное в становлении личности ребенка. Психиатр И.А. Сикорский в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства», писал: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций таких как воля и рассудок». Чувства, переживания, эмоции не возникают сами собой, а развиваются на протяжении всего детства под влиянием среды и воспитания.
В век развития технологий и коммуникаций наши дети зачастую лишены живого эмоционального общения. Как следствие они не умеют откликаться на эмоции близких людей и друзей, не способны сопереживать персонажам сказок и рассказов, не умеют изменять стиль общения в зависимости от ситуации, детям трудно планировать свой действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения.
При отсутствии целенаправленного формирования эмоциональной сферы личности, многие дети оказываются неспособными к саморегуляции поведения, у них наблюдается гиперактивность, отвлекаемость, импульсивность, а в дальнейшем слабая мотивация учебной деятельности.
Ходить, говорить, писать и читать обязательно научится каждый ребенок, а вот чувствовать, сопереживать, любить и общаться научиться гораздо сложнее. Наша работа направленна на то чтобы сделать эмоциональный мир ребенка более ярким и насыщенным, лишь от нас взрослых зависит то, что за окном увидит ребенок грязь и лужи после дождя или радугу.
Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, неразрывно связанный с развитием личности ребенка, с процессом его социализации творческой самореализации, введением его в мир культуры межличностных отношений, с усвоением культурных ценностей.
Решение задач эмоционального развития необходимо начинать с дошкольного возраста, т.к. развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец) считают, что эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм и идеалов.
В нашем детском саду нашли самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучению чувствованию, сопереживанию и художественному воображению - это путь через пантомиму. В э 2019-2020 учебном году, в стенах нашего дошкольного учреждения в рамках дополнительного образования, был создан экспериментальный детский клуб «Ярче тысячу слов», главной целью которого стало формирование первоначальных представлений у дошкольников о технике пантомимы. Программа клуба, разработанная педагогом, рассчитана для детей 6-7 лет. Срок ее реализации пока один год.
Создатель клуба поставили перед собой задачи:
- научить владеть детей своим телом
-развивать их умение использовать мимику и жесты в жизни
- помочь детям видеть и называть используемые жесты, понимать и давать характеристику увиденной мимики
-развивать умение дошкольников работать в паре и в группах
-формировать мотивацию детей к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
-создать благоприятную атмосферу для дружественных взаимоотношений
Работа клуба разбита на пять этапов.
На первом этапе педагог дополнительного образования знакомит детей с понятиями пантомима - искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестами, игрой тела. Главное в пантомиме - это яркая мимика и выразительные движения. Традиционная форма пантомимы - миниатюра, которая представляет из себя минипьесу.
Через серию картин, презентаций, видеороликов маленькие члены клуба узнают, что классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям и жестам.
На втором этапе работе клуба детям рассказывают, а главное показывают чувства человека через его мимику, жесты, выразительные движения. Сначала ребята просто наблюдают и запоминают, в дальнейшем, через серию игр с педагогом, дети должны догадаться, какие чувства он испытывает ( например страх, безразличие, удивление), что с ним произошло ( например обжегся утюгом, поскользнулся на банане, упал со сломанного стула и т.д.) Затем игры усложняются и участники клуба, просмотрев минипьесу актеров пантомимы по видео, должны рассказать ее сюжет. Следует отметить, что в конце каждой игры, взрослый вместе с детьми обсуждают увиденное, отмечают, какая мимика, какие жесты и движения помогли актеру продемонстрировать его настроение, желание и деятельность в целом.
На третьем этапе работы клуба маленькие участники постепенно сами превращаются в актеров. Вначале, они работают с мимикой, учатся «понарошку» испытывать ужас, смятение, нерешительность, восхищение и т.д. Затем детям предлагают поиграть в такие игры, как «Прогони пчел» ( представляем, что в дом залетели пчелы и им надо помочь вылететь на улицу) , «Полет бабочек» ( порхаем с цветка на цветок, кушая ароматную пыльцу), «Автомобили» ( машины едут по оживленной трассе обгоняя друг друга) и т.д. Маленькие участники играют все вместе, что помогает им преодолеть первое стеснение, «зарядиться» энергией и желанием участвовать в процессе.
Далее задания снова усложняются, и ребята делятся на актеров и наблюдателей. Например, в игре «Уборка в доме», каждый актер, самостоятельно не рассказывая остальным «коллегам», выполняет один вид работы в доме, а наблюдатели должны догадаться, что каждый актер делает.
По такому же принципу проводятся игры «Профессии», «Дикие животные», «В ресторане» и т.д. Играя в такие игры, дети учатся одновременно владеть своим телом, мимикой, развивают умения наиболее ярко выражать их для окружающих, и тоже время раскрывают свое умение видеть и понимать без слов других людей, их чувства, эмоции и т.д.
И наконец, каждый ребенок клуба становиться его «центром» - он один перед всеми. Это один из самых сложных моментов для стеснительных детей, но если они его ( пусть даже не сразу) преодолевают, им становиться все «по плечу», застенчивость уходит навсегда, поднимается самооценка и они решительно готовы к следующим свершениям. Здесь каждому ребенку предлагается поиграть, например, в игру «Овощи и фрукты» (участник сам придумывает и эмоционально ярко показывает какой овощ или фрукт он пробует, а остальные должны его угадать), «Смешной случай из моей жизни» (ребенок без слов показывает, что с ним произошло, остальные должны догадаться и рассказать) Таких игр - великое множество: «Покажи любимый мультик», «Мой друг», «Мои страхи», «Любимое время года», «Когда мне скучно» и т.д.
Четвертый этап - «Парный». Дети учатся считаться с чужим мнением, слушать советы, отстаивать свое мнение, договариваться, приходить на выручку, поддерживать, поощрять, а иногда нести ответственность за двоих.
Ребята на данном этапе самостоятельно придумывают миниатюры на ту или иную тематику, репетируют, и демонстрируют ее зрителям. После показа все члены клуба с преподавателем обсуждают игру маленьких актеров, выделяют удачные моменты, вносят свои предложения, замечания. Стоит отметить, что в моменты обсуждения у детей развивается речь, умение четко выражать свое мнение, приводить доводы и разъяснения; воспитывается уважительное отношение друг к другу ( не перебивать, внимательно слушать выступающих).
На последнем, пятом этапе ребята работают в группах. Вначале дети учувствуют в миниатюрах-импровизациях, где, слушая читателя, используя только жесты, мимику и пантомиму, они должны перевоплотится в персонажей сказок («Цапля и Журавль» «Стрекоза и Муравей» «Три поросенка»). Затем члены клуба превращаются в настоящих актеров театрального клуба «Ярче тысячи слов», где они вместе придумывают сценарий спектакля, распределяют между собой роли, создают декорации, репетируют, постоянно корректируют и дополняют свои образы, делая их ярче и многограннее, и наконец, в назначенный день демонстрируют свою игру почтенной публике.
На данном этапе , пройдя четыре этапа из пяти работы клуба «Ярче тысячи слов», хочется отметить, что задачи, поставленные в начале пути, уже достигнуты: дети стали «раскрепощенней», ушла агрессия, гипперактивность, зажатость, недоверие к окружающим. Они научились понимать чувства других, сопереживать и поддерживать друг друга, получать удовольствие от общения. Раскрылись творческие способности детей, многие их них захотели стать актерами и записались в театральные кружки вне детского сада. Хочется пожелать им творческих успехов и всего самого наилучшего. А клуб мимики и жестов «Ярче тысячи слов» встретит своих следующих маленьких звездочек в новом учебном году.
Используемая литература:
1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников», 2010 г.
2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ», 2009 г.
3. Князева О. Л., «Я – Ты - Мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников», 2007 г.
4. Маханёва М. Д., «Театрализованные занятия в детском саду», 2011 г.
5. Под редакцией Кошелевой А. Д., «Эмоциональное развитие дошкольников», 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки"
Данная программа построена с учётом использования народного фольклора, нового песенного и игрового материала,национально-регионального компонента, работы с родителями и охватывает весь дошкольный возр...
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности
Мультимедийная презентиция к методическому объединению по теме "Интеллектуальное развитие дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности" с представлением опыта работы ДОУ по данному н...
План работы по самообразованию по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театральной деятельности»
План по самообразованию на 2015-2018 гг....
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Море эмоций, хорошее настроение, бодрый заряд, активное проявление себя, общение со сверстниками и взрослыми, и, как итог, активные занятия физической культурой и спортом взрослых и детей....
Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки
Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки "Музыка - это звуки, но музыка - это также целая масса чувств,которые открываются в этих звуках для чутких людей"А.В.Луначерский.С...
Мастер - класс «Эмоциональное развитие дошкольников посредством игры»
В 2023 году для педагогов дошкольных учреждений провела мастер - класс. Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ при организации работы по развитию эмоционального опыта детей, через проведе...
Материалы из опыта работы по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театрально-игровой деятельности с использованием кейса «Фетровые фантазии»
Материалы из опыта работы по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театрально-игровой деятельности с использованием кейса «Фетровые фантазии»...