Дополнительная образовательная программа «Юный патриот»
рабочая программа (средняя группа)
Дополнительная образовательная программа для детей средней группы «Юный патриот»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_patriot.docx | 45.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Радуга»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Юный патриот»
для детей средней группы комбинированной направленности для детей с ТНР (возраст от 4 до 5 лет)
на период с 01.09.2023г. по 31.05.2024 г.
Паспорт программы
Название программы | Дополнительная образовательная программа «Юный патриот» |
Автор программы | Бондарь Ирина Александровна |
Вид | Адаптированная |
Направление программы | познавательное |
Цель программы | Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. |
Задачи программы | Обучающие: -формировать у детей представления о Родине, малой родине; -знакомить с государственной символикой Российской Федерации. -обогащать представления детей о государственных праздниках. -знакомить детей с разными формами устного народного творчества, с особенностями народного быта. Развивающие: -развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут. -расширять кругозор детей, словарный запас через знакомство с предметами быта, с традициями русского народа; Воспитательные: –воспитывать у ребенка чувство любви, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. -воспитывает уважительное отношение к нашей Родине - России. -поддерживать интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам). |
Срок реализации | учебный год |
География участников, их количество, возраст | Тюменская область, Советский район, ул. Дзержинского – 27 п. Агириш, группа – 10 человек, возраст (4-5 лет) |
Предполагаемые результаты |
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка....................................................................................4
1.1 Направленность программы «Юный патриот» ………..................................4
1.2Актуальность программы..................................................................................4
1.3 Регламентирующие документы........................................................................4
1.4 Отличительные особенности программы........................................................5
1.5 Цель и задачи программы……………….........................................................5
1.6 Планируемые результаты и способы их оценки............................................6
2.Механизм реализации.......................................................................................7
2.1 Форма обучения................................................................................................7
2.2 Срок реализации и режим работы...................................................................7
2.3 Требования к уровню подготовки педагога...................................................7
2.4 Методическое и материально-техническое обеспечение программы.........7
3. Учебный план...................................................................................................10
4. Содержание программы.................................................................................10
5. Календарный учебный график.....................................................................12
Список литературы.............................................................................................15
Приложение..........................................................................................................16
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Направленность программы «Юный патриот».
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный патриот»
реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью образования, затрагивающая образовательные области познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического развития и предназначена для детей средней группы детского сада.
1.2 Актуальность программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе, редко сострадают чужому горю. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к семье, родному дому, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к людям, к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Необходимо сформировать у детей понятие о своем «Я»; дать представление о понятиях: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые; обогатить знания детей о родном крае, стране, дать знания о символике нашего государства; познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарем, русскими народными играми. При этом использовать дидактический и наглядный материал, с учетом регионального компонента.
1.3 Регламентирующие документы
Программа составлена на основе действующих нормативно - правовых актов и государственных программных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (срок действия до 01.03.2027);
- СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (срок действия до 01.09.2027);
- Лицензия на образовательную деятельность;
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» п. Агириш;
1.4 Отличительные особенности программы
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления нравственно-патриотического воспитания ребёнка. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Программа раскрывает основные понятия нравственно-патриотического воспитания и формирует представления о своей семье, микро- и макро-социуме ребёнка, природе, представления о государственных символах РФ, чувство гордости за свой народ, прошлое и настоящее Родины. Способствует развитию творческого воображения, внимания, памяти, изобразительного, познавательного и коммуникативного умений, необходимых для достижения образовательных результатов.
1.5 Цели и задачи программы
Цель: формирование представлений о Родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Задачи:
Обучающие:
-формировать у детей представления о малой родине;
-знакомить детей с разными формами устного народного творчества, с особенностями народного быта.
-знакомить с государственной символикой Российской Федерации.
-обогащать представления детей о государственных праздниках.
Развивающие:
- развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.
- расширять кругозор детей, словарный запас через знакомство с предметами быта, с традициями русского народа;
-развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении загадок и рассказов о традициях русского народа;
Воспитательные:
- воспитывать у ребенка чувство любви, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
- воспитывает уважительное отношение к нашей Родине - России.
- поддерживать интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).
1.6 Планируемые результаты и способы их оценки
- Имеет представление о семье, детском саде, городе, в котором он живёт.
- Знает название страны, ее государственные символы.
- Знает название родного города, его достопримечательности.
- Имеет представление об исторических памятниках.
- Проявляет интерес к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
- Знает праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
Оценка достижения планируемых результатов
Оценка результатов патриотического воспитания детей формируются согласно заданному содержанию программы. В процессе освоения программного материала педагог отмечает результаты в карте наблюдения (Приложение 1).
Основные диагностические методы:
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная.
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1 Форма обучения.
Данная программа применима для детей 4-5 лет. Предназначена для индивидуальных и групповых занятий. Даёт возможность включения как в непосредственно образовательную деятельность, так и в совместную деятельность родителей и детей.
2.2 Срок реализации и режим работы.
Сроки реализации. Программа рассчитана на один год обучения.
Организация работы занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю в определённые дни. Продолжительность занятия 20 мин.
Расписание занятий
Четверг – 16.40 – 17.00
2.3 Требования к уровню подготовки педагога
Для реализации программы привлекаются работники, имеющие педагогическое образование.
2.4 Методическое и материально-техническое обеспечение программы
- словесные методы: чтение литературных произведений педагогом, рассказ, беседа, сообщения, загадки, словесные игры, викторины, конкурсы - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, мнемотаблиц, коллекций, иллюстраций, показ сказок, моделирование сказок, дидактические игры, экскурсии в музеи, целевые прогулки по городу, краю (с родителями). Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, игры разного рода, постановка пьес, сказок; утренники, досуги, спортивные состязания, музыкально-спортивные праздники совместно с родителями; изготовление с детьми наглядных пособий, организация выставок рисунков, поделок, семейных фото альбомов, стенгазет (совместная деятельность всех участников образовательного процесса). Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умению детей.
Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Формы сотрудничества с семьями
- Создание в группе тематических выставок при участии родителей.
- Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов.
- Совместное создание тематических альбомов экологической направленности.
- Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.)
- Участие в проектах группы.
- Совместные с семьёй прогулки и экскурсий по деревне и её окрестностям, создание тематических альбомов.
- Создание фотовыставок, фотоальбомов.
- Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
- Участие родителей и детей в театрализованной деятельности, совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
- Проведение праздников, досугов, с привлечением родителей.
Материально-техническое обеспечение программы
Разделы | Обеспечение |
Технические средства обучения | ноутбук, мультимедийная система, интернетресурсы |
Наглядные средства обучения и материалы | Аудиотека: гимн страны, сказки, русские народные песни, песни времён ВОВ, классическая музыка, современные песни и композиции для слушания и проведения досугов и праздников. Коллекции изделия народного промысла, русские народные игрушки: деревяннае игрушки, глиняная посуда, куклы из прошлого и современные, игрушки нашего детства (неваляшки, чебурашки, пупсики…). Выставки выставки детского творчества (меняющаяся экспозиция), фотоальбомы по разным темам Экспозиции: атрибуты старинных предметов быта, военные атрибуты: медали, письма с фронта, предметы одежды и быта современных солдат и солдат Красной и Советской Армии; глобус Земли; музей «Русская изба», постоянно подборка фотографий и иллюстраций, гербарии «Растения нашего края», подборка фотографий и иллюстраций «Как прекрасен этот мир!» «Растения, занесенные в Красную книгу» Энциклопедии, гербарии |
Методический кабинет | Подбор - методической, детской, специальной литературы для изучения педагогами и использования в работе с детьми: устное народное творчество, произведения художественной литературы Иллюстрированный материал, отображающий жизнь района (фотографии района, памятные места, социальные объекты, вырезки из газет…) материалы о ВОВ, «Мы такие разные» (фотографии людей разных национальностей, живущих в нашей деревне) |
Группа | Оформление центра по патриотическому воспитанию: Моя семья: -семейные фотоальбомы, -самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Моя родословная» Родной посёлок: -иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки Мой район: -Символика района, карта района, материал, знакомящий детей со славными делами и достижениями района. Родная страна: -карта России; -символика (герб, флаг, гимн, портрет президента). Защитники Отечества: -иллюстрации, тематические папки на темы: «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература, Приобщение к истокам русской народной культуры: -иллюстрации и тематические папки по темам: «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гуляния», «Народный календарь» |
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Выделяются четыре раздела, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения:
1 раздел - «Моя семья»
2 раздел - «Мой поселок».
3 раздел - «Мой край»
4 раздел -«Моя страна».
Вместе с тем, важной особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | «Моя семья» | 14 |
2 | «Мой поселок» | 6 |
3 | «Мой край» | 4 |
4 | «Моя страна» | 12 |
Итого | 36 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел - «Моя семья»
2 раздел - «Мой город».
3 раздел - «Мой край»
4 раздел - «Моя страна».
РАЗДЕЛ | ЦЕЛЬ | ЗАДАЧИ |
1.«Моя семья». | Воспитание у ребёнка любви, уважения привязанности к своей семье, дому, детскому саду. | Познакомить с понятием «Семья». Учить детей называть членов семьи. Внушать детям чувство гордости за свою семью, прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями. Познакомить детей с историей детского сада, семьи. |
2.«Мой посёлок». | Воспитание бережного отношения к малой Родине через её познание. | Расширять представления о традициях, событиях, красивых местах посёлка: растительном и животном мире. |
3.«Мой край» | Формирование начальных представлений о родном крае, его истории и культуре. | Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках, климате, природе и полезных ископаемых, символике. |
4.«Моя страна». | Формирование представлений о своей стране, традициях, символике. | Формировать представление об основных профессиях. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов, их жизни, быту, культуре, языку, традициям. |
Календарно-тематическое планирование
на 2023- 2024 уч.год
Средняя группа.
№ п/п | Месяц/ Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения |
1 | 07.09.2023 | по расписанию | групповая | 1 | «Хорошо у нас в саду». | помещение группы |
2 | 14.09.2023 | по расписанию | групповая | 1 | Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями). | помещения детского сада |
3 | 21.09.2023 | по расписанию | групповая | 1 | «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. | помещение группы |
4 | 28.09.2023 | по расписанию | групповая | 1 | «Осень, осень в гости просим» Целевая прогулка | территория детского сада |
5 | 05.10.2023 | по расписанию | групповая | 1 | «Наша дружная семья». | помещение группы |
6 | 12.10.2023 | по расписанию | групповая | 1 | ЧХЛ «В крестьянской семье» Дрожжин С.Д | помещение группы |
7 | 19.10.2023 | по расписанию | групповая | 1 | Выставка рисунков «Семейная фотография» | помещение группы |
8 | 26.10.2023 | по расписанию | групповая | 1 | «Дом, в котором мы живем». | помещение группы |
9 | 02.11.2023 | по расписанию | групповая | 1 | Моя родина – Россия. День народного единства. | помещение группы |
10 | 09.11.2023 | по расписанию | групповая | 1 | «Символы России» | помещение группы |
11 | 16.11.2023 | по расписанию | групповая | 1 | Моя мама лучше всех. | помещение группы |
12 | 23.11.2023 | по расписанию | групповая | 1 | Праздничное мероприятие, посвященное празднованию Дня Матери. | музыкальный зал |
13 | 30.11.2023 | по расписанию | групповая | 1 | «Улицы родного поселка» | помещение группы |
14 | 07.12.2023 | по расписанию | групповая | 1 | Югра – мой край родной. | Мини-музей «Моя Югра» |
15 | 14.12.2023 | по расписанию | групповая | 1 | Животные нашего края | помещение группы |
16 | 21.12.2023 | по расписанию | групповая | 1 | Выставка рисунков «Белая береза под моим окном». | помещение группы |
17 | 28.12.2023 | по расписанию | групповая | 1 | «Новогодний карнавал» | |
18 | 11.01.2024 | по расписанию | групповая | 1 | «Народные праздники на Руси. Рождество» | помещение группы |
19 | 18.01.2024 | по расписанию | групповая | 1 | Игры народов Севера. | |
20 | 25.01.2024 | по расписанию | групповая | 1 | «Хоровод матрешек» | помещение группы |
21 | 01.02.2024 | по расписанию | групповая | 1 | «Когда мои друзья со мной» | помещение группы |
22 | 08.02.2024 | по расписанию | групповая | 1 | «Папы, дедушки – солдаты» | Мини-музей «Боевой славы» |
23 | 15.02.2024 | по расписанию | групповая | 1 | «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск. | помещение группы |
24 | 22.02.2024 | по расписанию | групповая | 1 | Спортивный досуг «Мой папа самый сильный!» | Спортивный зал |
25 | 29.02.2024 | по расписанию | групповая | 1 | «Я и моё имя». | помещение группы |
26 | 07.03.2024 | по расписанию | групповая | 1 | «О мамах родных и очень важных» | помещение группы |
27 | 14.03.2024 | по расписанию | групповая | 1 | «Веселая масленица» | помещение группы |
28 | 21.03.2024 | по расписанию | групповая | 1 | «Русская изба» | мини-музея «Русская изба» |
29 | 28.03.2024 | по расписанию | групповая | 1 | «Славится Россия чудо – мастерами». | помещение группы |
30 | 04.04.2024 | по расписанию | групповая | 1 | «Сказки- добрые друзья» | помещение группы |
31 | 11.04.2024 | по расписанию | групповая | 1 | «Покорение космоса» | Мини- музей «Космос» |
32 | 18.04.2024 | по расписанию | групповая | 1 | Игра – путешествие «Москва– столица России». | помещение группы |
33 | 25.04.2024 | по расписанию | групповая | 1 | Этот день Победы! Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» | помещение группы |
34 | 16.05.2024 | по расписанию | групповая | 1 | «Природа нашего края» | помещение группы |
35 | 23.05.2024 | по расписанию | групповая | 1 | «Наши добрые дела». | помещение группы |
36 | 30.05.2024 | по расписанию | групповая | 1 | «Мой любимый посёлок» Создание фотоальбома | помещение группы |
Список литературы
1. Дошкольникам о защитниках отечества :методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под.ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера,2006
2. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» -СПб: Издательский Дом «Литера», 2007г.
3. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. //Дошкольное воспитание-2007, №6-с.118-121.
4. Игушенцева А. Музей боевой славы//Дошкольное воспитание 2006-№5, с.11-13
5. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному
краю//Дошкольное воспитание-2006, №2- с.3-8.
6. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015г.
Приложение 1
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
мониторинговой оценки результатов патриотического воспитания детей.
Показатели формируются согласно заданному содержанию программы.
Бланк опроса:
0-отсутствие ответа
1-не полный ответ
2-полный ответ
Показатели | Баллы (0-2) |
1. Назвать свою фамилию, имя, отечество | |
2. Назвать фамилию, имя, отечество своих родителей | |
3. Назвать профессии родителей, (место работы) | |
4. Что такое «семья»? Когда так говорят? | |
5. Я люблю свою семью, но… потому что…поэтому… | |
6. За что вас любят в детском саду, дома? Как относитесь сами к себе? | |
7. Кем будете, когда вырастите? Почему? Какими хотите стать? | |
8. Почему так говорят: «Россия – наша Родина»? | |
9. Как называется город, в котором вы живете? | |
10. Как называется страна, в которой вы живете? (дополнительный) | |
11. Какие интересные места, улицы в городе вы знаете? | |
12. Назовите свой адрес? | |
13. Каких животных и птиц края вы знаете? | |
14. Какие деревья, растения края можете назвать? | |
15. Какие книги, сказки вы знаете? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Юные волшебники» по нетрадиционной технике рисования с детьми старшего дошкольного возраста Разработчики программы: Бородай Ольга Владимировна, воспитатель I квалификационной категории; Шахова Анна Владими
"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жи...
Дополнительная образовательная программа "Юный пешеход"
Программа «Юный пешеход» (далее «Программа») посвящена актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, имеет социальн...
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"
С целью совершенствования навыков продуктивной деятельности, ознакомления детей с национальной культурой исусства народов Крайнего Севера используется дополнительная образовательная программа "Юный кр...
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"
С целью совершенствования навыков продуктивной деятельности, ознакомление детей с национальной культурой искусства народов Крайнего Севера используюется дополнительная образовательня программа "Юный к...
Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"
Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"...
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный патриот"
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный патриот"
Программа кружка "Юный патриот" представляет собой попытку обеспечить обновление содержания воспитательной работы с дошкольниками...