Семинар-практикум «Использование мини-музея в формировании нравственно-патриотических чувств»
методическая разработка

Кирюхина Александра Олеговна

В материале представлены практические интерактивные задания для педагогов ДОУ по применению мини-музея в работе  сдошкольниками по формированию нравстенно-патриотических чувств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_ispolzovanie_mini-muzeya.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум  «Использование мини-музея

в формировании нравственно-патриотических чувств»

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. 

Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. Именно  дошкольный   возраст – благоприятный период воспитания: патриотизма, любви к малой Родине, воспитания  таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа. 

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ является работа по созданию мини-музеев.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Создание мини-музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.     

Музейная педагогика позволяет использовать дополнительные пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников. 

  • Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. 
  • Позволяет заложить основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. 
  • Активизирует мыслительные процессы, облегчает процесс познания.
  • Развивает воображение, фантазию, творческое отношение к миру.
  • Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры.
  • Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями.

Принципы музейной педагогики:

  • Наглядность
  • Доступность
  • Динамичность
  • Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

??? Практическое задание для воспитателей (форма проведения «мозговой штурм»)

Назовите возможные варианты практической деятельности детей в мини-музеи.

Варианты ответов: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-викторины и дидактические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

- заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Назначение создаваемых мини – музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. Экспонаты музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, для развития речи, воображения, интеллекта. Любой предмет мини-музея может подсказать интересную тему для разговора.

Каждый мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей, а также – это эффективное средство интеллектуального, социального и патриотического воспитания детей.

Мини-музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. 

Цель создания мини-музея: 

  • Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям через создание мини-музея.
  • Создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения.

Для реализации данной цели определены следующие задачи:

  • Формирование у дошкольников представления о музее.
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Развитие познавательных интересов и познавательной деятельности.
  • Воспитание положительного отношения к культурно-историческим ценностям русского народа и чувство сопричастности нему.
  • Развитие воспитательного потенциала семьи в патриотическом воспитании своих детей, активное привлечение к созданию мини-музеев.

Создание мини-музеев проходит в  три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.

  1. Определение темы и названия мини-музея, разработка его модели, выбор места для размещения.
  2. Создание разнообразных экспозиций: сбор экспонатов, их группировка, оформление, изготовление игр, макетов. 
  3. Организация детской деятельности в мини-музее:  подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОО, организация выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Виды оформления мини-музея:

  1. Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости.
  2. Вертикальное расположение экспонатов на полочках, стеллаже (музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах).
  3. На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).

Формы работы в мини-музее:

  1. Беседы с детьми.
  2. Экскурсии для детей и родителей.
  3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.
  4. Мастер-класс по изготовлению экспонатов.
  5. Работа творческой группы по пополнению мини-музея экспонатами.

В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы: 

  • интеграции – мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, “Социализация”, по воспитанию у детей патриотических чувств;
  • деятельности и интерактивности – мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
  • научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
  • гуманизации и партнерства – мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе “взрослый – ребенок”, “ребенок – ребенок”;
  • культуросообразности – мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
  • динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
  • разнообразия – наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
  • регионального компонента – мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.  

 

??? Практическое задание для воспитателей (форма проведения «метод проектов»)

Разделитесь на 2 команды (младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст). В командах разработайте проект мини-музея, цель которого воспитание патриотических чувств у дошкольников.

Педагоги выполняют задание в группах, затем представляют свои проекты.

Таким образом, создание музейной среды в дошкольной организации с помощью детей и их родителей, социальных партнеров предоставляет редкую возможность приобщения к природным, материальным и внутренним богатствам общества в процессе интересной деятельности. Музейная педагогика научит детей, и не только их, дорожить и оберегать наследие предшествующих поколений и умело ими воспользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет содействовать формированию единства картины мира и исторического процесса, социализации личности.

Использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников в воспитательно-образовательном процессе, поможет воспитать у дошкольников интерес к родным местам, а также приобщить детей к истокам народной культуры, сохранению её традиций и воспитания чувства патриотизма.

 

Подготовила:

Кирюхина А.О., старший воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...

Семинар- практикум « Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Повышение профессионального уровня педагогов  по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей....

Семинар – практикум «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»

Семинар – практикум«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»...

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом с использованием мини-музея в группе

laquo;Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»(С. Михалков)....

Проект на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Направление: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...