Семинар- практикум « Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по музыке
Повышение профессионального уровня педагогов по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-_praktikum_ovsyannikova_s.o.docx | 20.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приложение 5 к критерию 3.5.
Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск».
(Управление образования АМО ГО «Усинск»)
«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн
(«Усинск» КК МЮА йöзöс велöдан веськöдланiн)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 8» г. Усинска.
(МБДОУ «ДС ОВ № 8» г. Усинска)
«Челядьöс сöвмöдан 8 №-а видзанiн» школаöдз велöдан
Усинск карса муниципальнöй сьöмкуд учреждение.
«ЧС 8 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ.
Семинар – практикум на тему
« Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Овсянникова Светлана Олеговна,
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
г.Усинск, 2019 г.
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей.
Задачи:
- Познакомить участников семинара- практикума с приёмами развития чувства ритма у дошкольников при помощи деревянных палочек.
- Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников.
- Раскрыть содержание семинар – практикума посредством выполнения комплекса игровых упражнений.
Мы привычно используем в играх с малышами покупные развивающие игрушки. Но, оказывается, даже самые простые и привычные вещи могут быть не менее полезными и развивающими. Нужно только посмотреть на них чуть-чуть иначе. Речь пойдёт о ритмических палочках. Но вообще, это настоящий музыкальный инструмент, который называется КЛАВЕСЫ.
Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты. Были изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом. Начинать знакомство детей с ними можно уже с 1,5 лет.
Клавесы – простейший кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения: две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Обычно клавесы делают из бука, сосны и берёзы.
Для начала клавесы можно заменить тем, что есть под рукой: незаострённые карандаши, толстые фломастеры, палочки от суши, счётные палочки…
Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.
Приёмы игры:
- стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;
- кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;
-трём одну клавесу о другую;
- ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»)
-вращаем палочками в воздухе в направлении « от себя» («моторчик»)
-кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд –назад («брёвнышки»)
-удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так , чтоб клавесы не упали
-одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»)
- держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй-стучим попеременно то по одному, то по другому концу
- кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону (« стиральная доска»)
- стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном, или по пластмассовой крышке.
Предметы, в которые могут превратиться клавесы:
- сосульки, свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться)
- лыжи ( кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд- назад попеременно то одну, то другую палочку.
- рога ( приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»)
-педали велосипеда(держим две клавесы горизонтально перед собой, крути в направлении «от себя»)
-скрипка (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»)
-антенны ( приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук « И-у! И-у»)
-качели ( одна клавеса лежит вертикально на полу, другая - поперёк. Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально лежащей палочки)
-костёр( складываем из клавес кучу в виде шалаша, над которой «греем руки», прыгаем через «костёр»)
-молоток (ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу второй клавесой)
-дирижёрская палочка (машем перед собой одной палочкой).
Две маленькие палочки, а сколько возможностей!
Детям нравятся сложные, но посильные задачи. Предложите им повторить под музыку движения, разные для обеих рук.
- одной клавесой стучим, другой- шуршим, двигая по полу.
-одна клавеса прыгает по телу снизу вверх,вторая ноаборот ;
-одной клавесой рисуем круг на полу, другой в воздухе;
- закрыв глаза, крутим клавесы перед собой, а потом пытаемся соединить их концы в воздухе, не промахнувшись.
Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу.
Игра « Повтори ритм» учит детей воспринимать и воспроизводить заданный ритм, слышать паузы. Поменяйтесь с ребёнком ролями: пусть теперь он задаёт ритм, отстукивая его клавесами, а вы- повторяете.
Детям постарше дайте задание найти карточку с заданным ритмом, постучать своё имя или слова по изучаемой теме.
Раздайте клавесы в кругу, передавая их под ритмичную музыку соседу слева/ справа .Чтобы не сбиться, проговаривайте слова: « тебе-мне-тебе-мне». В группе с малышами ведущий может раздать клавесы, подкатывая их к каждому участнику, как « машинку». Озвучьте движение «Бррр!» или «Жжж»
Собирайте клавесы, напевая песенку от имени клавес. Песенка может быть совсем простой, состоящей буквально из двух-трёх нот, например, такая:
Ой-ой-ой-ой! Спешим домой!
Речевые игры:
Мышка и кот
Вот идёт учёный кот
Притаился, мышку ждёт
Мышка норку обойдёт
И к коту не попадёт.
Две вороны
Сидели две вороны
Клевали макароны
Одна улетела, другая улетела.
Одна прилетела, другая прилетела.
Волк и заяц
Тук-тук! Мы стучим,
Волка напугать хотим!
Тише-тише поиграй!
Заиньку не напугай!
Два медведя
Сидели два медведя
На тоненьком суку
Один читал газету ,
другой молол муку.
Раз ку-ку, два ку-ку-
Оба шлёпнулись в муку!
У них нос в муке,
У них хвост в муке
Уши в кислом молоке.
Музыкальные игры
- Чок да чок,
- Скачут, скачут две лошадки,
-Найди меня
- Тик-так
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...
Мастер-класс «Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма в работе с детьми со статусом ОВЗ»
В данном мастер-классе я рассказываю коллегам о том, какие игры можно проводить с клавесами....
Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Использование клавес в речевых и музыкальных играх...
Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на ДМИ"
Ритмы сопровождают нас повсюду. Даже природа без ритма не существует....
Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения - как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального,творческого развития детей, необходимо освещать проблему развития у детеймузыкального ритма и проблему развития чувства ритма как сво...
Мастер-класс "Использование клавес в речевых и музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма»
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллект...
Мастер - класс для педагогов МБДОУ №89 «Журавленок» компенсирующего вида г. Улан-Удэ Музыкальный руководитель: Иванова А.А. «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
laquo;Ритм в музыке – это пульсация, свидетельствующая о жизни ...»А. Г. РубинштейнЦель мастер-класса: Знакомство воспитателей с опытом использования упражнений, речевых ...