Система театрализованных игр и упражнений для развития творческих способностей старших дошкольников
картотека (старшая группа) на тему
Данная система театрализованных игр и упражнений направлена на развитие памяти и воображение, двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста и развитие интонационной выразительности речи.
Для каждой темы нами были подобраны театрализованные игры и упражнения с постепенным усложнением и использованием различных приемов, которые разделены нами на три группы.
Первая группа театрализованных игр и упражнений - это игры на действия с воображаемыми предметами способствует:
- развитию чувства правды и веры в вымысел;
- развитию памяти, умению представлять определенный предмет, ощущения при действии с ним;
- развитию сочинительского творчества.
Накопив определенный опыт в работе над сюжетными этюдами, можно переходить к импровизационным играм-драматизациям по хорошо знакомым сказкам.
Вторая группа игр направлена на:
- развитие пластической выразительности (ритмичности, гибкости, координации движений);
- развитие воображения (способности к пластической импровизации).
Необходимыми условиями для решения данных задач является умение владеть своим телом. Различные по характеру музыкальные произведения стимулируют фантазию детей и помогают творчески использовать пластическую выразительность.
И третья группа игр направлена на:
- развитие умения придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и др.;
- развитие умения передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение);
- выработку силы голоса, темпа, речевого дыхания.
С точки зрения исполнительской деятельности старших дошкольников очень важно научить их передавать разнообразные чувства, пользуясь интонациями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система театрализованных игр и упражнений для развития творческих способностей старших дошкольников
1. Упражнения и этюды на развитие памяти и воображения.
1) Угадай, что я делаю?
Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, действия предлагаемыми обстоятельствами, развивать воображение, веру, фантазию.
Ход: Детям необходимо придумать и показать несколько вариантов действий по определенному заданию, предложенному педагогом, а другие дети должны догадаться, чем он занимается и где находится.
2) Кругосветное путешествие.
Цель: развивать веру и фантазию, оправдывать свое поведение, расширять знания.
Ход: Детям предлагается отправиться в путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь и в соответствии с этим менять свое поведение.
3) Превращение предмета.
Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход: Предмет передается по кругу и каждый должен действовать по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Например, карандаш - ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка и т. д.
4) Превращение детей.
Цель та же.
Ход: По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, зверей и т. д.
5) Превращение комнаты.
Цель: та же.
Ход: Дети распределяются на 2-3 команды и каждая придумывает свой вариант превращения комнаты. Варианты: магазин, зоопарк, пещера и т. д.
6) Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем!
Цель: развивать воображение, инициативу, внимание, обыгрывать воображаемые предметы, действовать согласованно.
Ход: Комната делится пополам, с одной стороны находятся выбранные с помощью считалочки "Дедушка и внучата", а с другой - остальные дети и педагог. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к "дедушке" и "внучатам".
Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте. ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?
Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем!
Дети показывают придуманную загадку. Если "дедушка" и "внучата" отгадали, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую. Если не угадали, то говорят правильный ответ и после слов "Раз, два, три - догони!" бегут в свой дом, а "дедушка" и "внучата" догоняют.
7) Король.
Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход: С помощью считалки выбирается ребенок на роль короля, остальные - работники делятся на 2-3 группы и договариваются, что они будут делать. Затем группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, изображают различные профессии, а король должен угадать. Если он угадывает, то догоняет и первый пойманный становится королем.
Усложнения: введение новых персонажей (королева, министр, принцесса и т. д.) и придумывание характеров действующих лиц.
8) День рождения.
Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность со сверстниками.
Ход: С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на "день рождения". Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что они решили подарить.
9) Сочини сказку.
Цель: развивать воображение, фантазию, образное мышление.
Ход: В игре используем прием коллективного рассказывания, бином фантазии, реконструкции и т. д.
10) Моя сказка.
Цель: та же.
Ход: Детям предлагается вытянуть карточки с изображением разных персонажей какой-нибудь известной сказки. Каждый должен рассказать от имени своего героя.
11) Фантазии о....
Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь, способность представлять себя другим существом.
Ход: Ребенок, превращаясь во что-либо или кого-либо, рассказывает, что вещь чувствует, что ее окружает, волнует, где и как она живет и т. п.
12) История старого чайника
Цель: развивать воображение при составлении историй на заданную тему.
Дети придумывают различные истории на тему «Что может поведать о своей жизни старый чайник?».
13) Перепутавшиеся сказки
Цель: учить составлять сказки с опорой на название.
Педагог говорит детям, что названия сказок «Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Три медведя», «Снежная королева» перепутались. Дети должны сочинить и рассказать сказки, у которых теперь новые названия: «Красные медведи», «Снежные музыканты», «Три королевы».
14) Составь сказку по словам
Цель: учить составлять сказки по опорным словам.
15) Сказочные импровизации
Цель: учить вводить в сказки образные выражения.
Педагог предлагает детям придумать сказку, которая начинается словами: «В некотором царстве, некотором государстве...». События сказки развертываются в дремучем лесу, а их участники — Красавец-молодец и Красавица-девица.
16) Волшебные превращения
Цель: учить использовать прием волшебных превращений.
Педагог поручает детям изменить сказку «Красная Шапочка» так, чтобы в ней Волк у домика Бабушки превратился в дерево, Шапочка стала шапкой-невидимкой и сделала девочку невидимой, а шкаф превратился в Охотника.
17) Старая сказка с новым концом
Цель: учить придумывать новое окончание известной сказке.
Педагог дает задание придумать новое окончание известным народным сказкам: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
18) Измени сказку
Цель: учить использовать прием реконструкции.
Детям читаются названия сказок «Три поросенка» и «По-щучьему велению». Педагог просит изменить сказку о «Трех поросятах» так, чтобы поросята пустили Волка к себе в дом, а его там поджидал Емеля на печке.
19) Веселая история
Цель: учить составлять истории на заданную тему.
Педагог предлагает сочинить истории про: собаку, которая жила в холодильнике; ворону, которая любила кататься на велосипеде; щуку, которая играла на гитаре.
20) Ожившие предметы
Цель: учить использовать в сказочных импровизациях анимизм.
Дети должны придумать сказку, в которой предметы действуют, как люди. Сначала педагог предлагает свой вариант сказки: «Жили-были в комнате Лампочка, Розетка-соседка, Выключатель, Кнопка-нос. Все жили-поживали и выполняли свои обязанности. Однажды Лампочка решила похвастаться: "Какая я хорошая, — говорит, — ярко освещаю комнату, радую людей". Услышала это Розетка-соседка и тоже стала хвастаться, говорить, что она утюг нагревает и чай кипятит. Обидно стало Выключателю. Он резко выключился. В комнате стало темно. Посидели они в темноте и решили, что хвастаться и зазнаваться нельзя, а надо ценить всех, кто с тобой рядом находится».
2. Игры на развитие двигательных способностей.
1) Муравьи
Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.
2) Мокрые котята
Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок»,с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
3) Снеговик.
Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног, корпуса.
Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях, руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.
4) Снежная королева.
Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.
Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.
5) Конкурс лентяев.
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры. Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук – лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон, будто делом занят он.
На заре и на закате всё не слезть ему с кровати.
(В. Викторов)
Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.
6) Гипнотизер.
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит «сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения руками, он говорит: «Спите, спите, спите…Ваши голова, руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.
Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.
7) Самолеты и бабочки.
Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты. Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.
8) Пальма.
Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Ход игры. « Выросла пальма большая пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.
« Завяли листочки»: уронить кисть.
« Ветви»: уронить руку от локтя.
« И вся пальма»: уронить руку вниз.
Упражнение повторить левой рукой.
9) Кактус и ива.
Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.
Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу. По команде педагога
«Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактус» - ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены.
10) Штанга.
Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.
Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает её, отдыхает.
11) Буратино и Пьеро.
Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ход игры. Дети двигаются хаотично, по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение возобновляется. По команде «Пьеро»- опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу.
12) Баба-Яга.
Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.
Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст.
Бабка-Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала! (Дети идут врассыпную по залу.)
А потом и говорит: «У меня нога болит!». (Дети останавливаются.)
Пошла на улицу – раздавила курицу,
Пошла на базар – раздавила самовар!
Вышла на лужайку – испугала зайку! (Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)
13) Насос и надувная кукла.
Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок – надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй – «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе – выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивая пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями.
14) Тюльпан.
Цель. Развивать пластику рук.
Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.
1. Утром тюльпан раскрывается - соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить
2. На ночь закрывается - соединяя ладони, опустить руки вниз.
3. Тюльпанное дерево - внизу соединить тыльные стороны ладоней
и поднимать руки над головой.
4. Раскидывает свои ветви - руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.
5. И осенью листики опадают - повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз, чуть перебирая пальцами.
15) Музыкально-пластические импровизации.
Цель: учить передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
1)Осенние листья.
Ветер играет осенними листьями и они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.
Музыкальное сопровождение: "Вальс-фантазия", муз. М. Глинки или вальс "Осенний сон", муз. А. Джойса.
2) Заколдованный лес.
Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивают путников в самую чащу....
Музыкальное сопровождение: "Гном", муз. М. Мусорского ("Картинки с выставки").
3) В стране цветов.
В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.
Музыкальное сопровождение: "Подснежник" ("Времена года"); "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"; муз. П. Чайковского.
4) Снежинки.
То медленно, то быстрее опускаются на землю снежинки, кружась и искрась в своем волшебном танце.
Музыкальное сопровождение: "Вальс снежных хлопьев" из балета "Щелкунчик", муз. П. И. Чайковского.
5) Снегурочка.
Наступает весна, все оживает и расцветает. Грустно лишь одной Снегурочке: солнечные теплые лучи несут ей гибель, она прощается со всем, что ей дорого, и медленно тает...
Музыкальное сопровождение: "Романс" Г. Свиридова (из муз. к к/ф "Метель").
6) Город роботов.
Роботы вышли на улицы города, они сделаны их металла и пластики, их движения резкие и упругие...
Музыкальное сопровождение: "Монтекки и Капулетти" (из балета "Ромео и Джульетта", муз. С. Прокофьева).
7) Танцующий огонь.
Огонь то разгорается, то затухает, языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывами ветра, в разные стороны разлетаются маленькие искры...
музыкальное сопровождение: "Время, вперед!" из одноименной сюиты Г. Свиридова.
8) Времена года.
Феи весны, лета, осени и зимы импровизируют свои волшебные танцы...
Музыкальное сопровождение: отрывки из балета "Золушка" С. Прокофьева ("Вариация Феи весны", "Вариация Феи осени", "Монолог Феи лета", "Вариация Феи зимы").
16) Работа над выразительностью жестов и мимики.
Цель: развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жестов, пластики.
1) Бабушка Маланья.
Ход игры:
Дети идут по кругу, взявшись за руки и поют потешку, выполняя движения. В центре водящий.
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей! (идут по кругу и поют)
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой...(с помощью жестов и мимики изображают)
Ничего не ели,
Целый день сидели. (присаживаются на корточки, подпирают подбородок)
На него (нее) глядели,
Делали вот так...(повторяют движения за ведущим)
2) Считалочка.
Ход:
Раз, два - острова (два хлопка, полукруг одной и другой руками)
Три, четыре - мы приплыли (два хлопка, показать руками волны от себя)
Пять, шесть - сходим здесь (два хлопка, по очереди правой отбиваем мяч, а левой - подбрасываем)
Семь, восемь - сколько сосен! (два хлопка, по очереди вытягиваем вверх правую и левую руки)
Девять, десять - мы в пути (два хлопка, средним и указательным пальцами обеих рук выполнять движения от себя)
До-счи-тал до де-ся-ти! выполнить четыре движения, по одному на каждый слог, предоставить детям возможность придумать свои движения).
3) Как живешь?
Ход:
Педагог, или ребенок ведущий спрашивает, а дети показывают движения.
- Как живешь?
Дети.
- Вот так!
- А плывешь?
- Вот так!
- Как бежишь?
- Вот так!
- Вдаль глядишь?
- Вот так!
- Ждешь обед?
- Вот так!
- Машешь вслед?
- Вот так!
- Утром спишь?
- Вот так!
- А шалишь?
- Вот так!
Изобрази эмоцию.
Предложить детям угадать и изобразить предложенное эмоциональное состояние (можно использовать графическое изображение, фотографии, репродукции и т.д.) В процессе выполнения задания необходимо побуждать детей к развёрнутому описанию демонстрируемых педагогом эмоциональных состояний человека:
- Вот так вы радуетесь.
- Вы грустите, сердитесь.
- Сейчас вы удивились.
Давайте вместе попробуем задуматься (погрустить, обрадоваться).
Красивый петушок.
Дети стоят на ковре. Педагог предлагает им изобразить, как ходит по двору красивый петушок: он останавливается, огляделся, нахмурился – цыплята далеко ушли; испугался – собака зашла во двор; успокоился и опять важно прогуливается по двору.
Осенний парк.
Педагог предлагает детям представить, что они гуляют по осеннему парку. Посмотрите, какие красивые разноцветные листья! Полюбуйтесь ими. Давайте соберём букет из листьев. Какой красивый букет! Вдруг тучка набежала, нахмурилась погода, и мы нахмурились. Мы не хотим дождя. Опять солнышко показалось. Мы подарим букет маме. Она улыбнётся – и мы улыбаемся.
Разноцветные мячики.
Педагог предлагает детям вообразить, что они – разноцветные мячи. Педагог делает движения ладонью, как будто играет в мяч, дети подпрыгивают в такт движениям педагога. Затем педагог говорит, что все мячи укатились. Дети свободно бегают по ковру. Педагог предлагает им остановиться и улыбнуться друг другу.
Медвежата.
Педагог предлагает детям вообразить, что они медвежата. - Идут медвежата по лесу, переваливаются. Увидели пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось мёда! Подошли поближе, но тут налетели пчёлы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчёл, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегчённо: убежали от пчёл. Улыбнулись друг другу.
Волшебники.
Педагог предлагает детям вообразить, что они стали волшебниками и могут заглянуть в любую сказку. Дети тихонько передвигаются по комнате. Посмотрите, куда мы попали. Видите, как все дружно тянут репку, поможем им, улыбнёмся им. Пойдём в другую сказку. Вот Красная Шапочка встретилась с Волком. Испугались за неё, погрозили Волку пальчиком. Но мы знаем, что всё кончится хорошо. Посмотрим вот сюда. Как страшно! Баба Яга в ступе пролетела – мы испугались, замахали руками. Вернулись в группу. Улыбнулись друг другу.
Мама спит.
Педагог предлагает детям вообразить, что они оказались в комнате, где спит мама. Идем по комнате тихо-тихо – мама заснула. Улыбнулись маме! Вдруг на улице громко залаяла собака. Нахмурились, погрозили пальчиком – не лай, собачка, мама спит. Ходим по комнате тихо, не шумим. Мама проснулась – улыбнулись маме! Улыбнулись друг другу!
Космонавты.
Педагог предлагает детям вообразить, что они стали космонавтами. Космонавтам предстоит полёт на космическом корабле. Мы в скафандрах, передвигаться в них по земле тяжело. Космонавты прощаются с Землёй – машут всем рукой. Полетели – немного страшно. Прилетели на Луну. Как интересно! Мы удивляемся. На Луне легко прыгаем с камня на камень. Всё рассмотрели, изучили, захотели домой. Вернулись на Землю, улыбнулись!
Играем в снежки.
Педагог предлагает детям вообразить, что выпал пушистый снег. Мы вышли на улицу поиграть в снежки. Слепили снежок, бросили его подальше, потом ещё снежок, ещё. Теперь погреем руки, подышим на них. У нас и ноги замёрзли – постучим одной ногой о другую. Весело! Вернулись в группу. Улыбнулись друг другу!
Хитрая лиса.
Педагог предлагает вообразить, что дети попали в сказку и стали хитрыми лисами.
Лиса ходит, мягко ступая, не спешит, она хитро улыбается, любуется собой. Но вот она задумала зайчика выгнать из избушки, стала сердитой. Когда пришёл петушок – испугалась. Но вы же знаете, что сказка закончилась для зайчика хорошо. Улыбнитесь друг другу.
Потеряли игрушку.
Педагог предлагает детям вообразить, что у них потерялась самая любимая игрушка.
Вы ходите по комнате, заглядываете в каждый уголок. Лица у вас грустные, озабоченные, расстроенные – чуть не плачете. Остановились, задумались. Опять начали поиски. Нашли игрушку – обрадовались. Улыбнулись друг другу!
3. Упражнения для развития интонационной выразительности речи
Цель: учить детей владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания.
1) «Расскажи по-разному»
В этой игре можно использовать любое стихотворение, скороговорку, потешку, которую ваши дети выучили наизусть.
Детям нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании.
2) «Весело - грустно, медленно - быстро, громко - тихо»
Предварительно необходимо подготовить карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом - громко, с пальчиком около рта - тихо, ракетой - быстро, черепахой - медленно.
Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо - рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению (я рекомендую менять на каждую строку).
Например:
Снежинки
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю.
Но где же снежинка? В ладошке вода!
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
Как видно, ладoшки мои горячи.
Педагог меняет карточки в течение стихотворения, задача детей не сбиться и вовремя поменять интонацию.
3) Мимический кубик.
Дети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выпавшей на кубике или заданной педагогом интонацией.
4) Подслушанный разговор.
На картинках изображены листочки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.
Например, грустная машина в гараже: «После долгой дороги я стою пыльная, грязная, а хозяин ушел и забыл меня помыть». Веселая машина: «Сейчас придет мой хозяин, и мы с ним отправимся в удивительное, радостное путешествие!»
5) Разговор в корзинке.
Дети надевают на руку «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением и с помощью мимики и интонации передают разговор, соответствующий заданному эмоциональному сoстоянию.
Лесной переполох.
(Дети стоят вокруг педагога.
Педагог читает стихи.
Междометия произносят дети. Педагог показывает, каким должно быть выражение лица, какой
должна быть интонация.)
В весенний ясный, тёплый день
На голый лес упала тень.
Охватил зайчонка страх
– Ах, ах, ах:
– Страшный коршун в небесах
– Ах, ах, ах!
Убегайте все быстрей –
– Эй, эй, эй!
Берегитесь злых когтей
– Эй, эй, эй!
Там, где коршун, там беда
– Да, да, да!
Острый клюв – не ерунда
– Да, да, да!
Заяц лапой бьёт в чурбан
– Бан, бан, бан!
(Дети изображают игру на
барабане. Увеличивают силу голоса)
Как в огромный барабан
– Бан, бан, бан!
Полетел сигнал тревоги над землёй
(Дети разбегаются по группе и
прячутся)
Уноси скорее ноги
– Ой, ой, ой!
6) Повтори с разной интонацией.
Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).
Взрослый называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).
7) Придумай предложение и скажи с разной интонацией.
Цель. Учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и другое. Взрослый предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет!). Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).
8) Чтение детьми в лицах стихов, потешек, считалок:
- Заяц белый,
- Куда бегал?
- В лес зеленый!
- Что там делал?
- Лыки драл!
- Кисонька-мурысонька,
- Где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
-Что там делала?
- Муку молола. И так далее.
9) «Эхо» - выработка силы голоса, темпа, речевого дыхания. Одни дети громко и длительно произносят звуки: ууу - гудок паровоза, ааа - крик ребенка; слоги га-га-га, ко-ко-ко; слова ау, имена людей, клички животных. Другие дети повторяют то же затихающим голосом, в том же темпе, но менее длительно.
10) «Чей домик?» - отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в домике живет?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»
11) «Угадай, кто пришел» - выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи. Ребенок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шел я, устал, хочу меду» (медведь - «толстым» голосом).
12) «Оркестр» - отработка голоса и ритма. Трубачи: ру - ру - ру - грубый голос, скрипачи: ри - ри - ри - более тонкий голос, ударники: ра - ра - ра - отрывистый ритм.
13) Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
и его ежиха.
Серый еж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них —
Очень тихий ежик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок-ежик.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ.
В дом лесной вернутся еж,
Ежик и ежиха,
Если сказку ты прочтешь
Тихо, Тихо, Тихо... (С. Маршак)
14. Чудо-лесенка.
Цель: расширение диапазона голоса.
Ход:
Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.
Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,
Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:
Шаг-на-го-ры,
Шаг-на-ту-чи...
А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че...
не-ро-бе-ю, петьхо-чу, пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!
Самолет.
Ход:
В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает "мертвую петлю", наконец приземляется на аэродроме. Движения руки сопровождаются тянущимся звуком АААА, или ЗЗЗЗ. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...
Игры и упражнения для развития творческих способностей у дошкольников
Игры и упражнения для развития творческих способностей у дошкольников...
Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности».
Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»....
Выпускная работа "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников"
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников...
Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности»
Организация работы по театрализованной деятельности со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи. Конспект совместной деятельности со старшими дошкольниками по русской народной сказке «...
Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность
Развитие творческих способностей старших дошкольников посредставм театрализованной деятельности (из опыта работы)....
Педагогический проект "Развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре"
Представлен проект по развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре. Рассмотрены теоретические основы театрализованной деятельности дшокльников, а также анализ авторсик...