Методы выявления детской одаренности
статья (старшая группа) по теме
Подобраны диагностики, которые помогут выявить одаренных детей. Эти диагностики удобны в применении и легки в обработке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы выявления детской одаренности | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План
- Диагностика общей и специальной одаренности
- Диагностика родителей:
а) методика оценки общей одаренности;
б) методика оценки специальной одаренности.
2. Диагностика педагогов:
а) опросник основных интеллектуальных и творческих способностей;
б) опросник определенных черт личности.
- Диагностика социальной одаренности.
- Диагностика межличностного взаимодействия
а) социометрический эксперимент «Секрет» (автор Т.А.Репина);
б) методика «Краски в подарок на День рождение» (авторы Е.А.Панько и М.Кашляй);
в) рисовальные пробы на темы «Мой друг», «Я с другом (подругой) в детском саду»;
г) детский рисунок «выбор в действии» (авторы Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько).
2. Диагностика личности.
а) диагностика альтруистических качеств;
б) диагностика самооценки;
в) диагностика динамической самооценки.
- Диагностика творчества.
- Диагностика творческого воображения
а) методика «Дорисовывание фигур» (автор П.Торенс);
б) модифицированный тест Гилфорда (Е.Туник)
1 субтест «Использование предметов»
2 субтест «Слова модификация»
3 субтест «Словесная ассоциация»
4 субтест «Составление изображений»
5 субтест «Эскизы»
Современное состояние системы образования характеризуется
все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема его диагностики и развития.
Нет однозначного отношения к самому процессу раннего выявления одаренности. Для чего её проводят?
Чаще всего:
- Для удовлетворения интереса со стороны взрослых, в отдельных случаях родительского, и педагогического тщеславия;
- Для снятия тревожности, страха за ребенка (не такой, как все);
- Для определения форм психологической помощи неординарному ребенку;
- Для создания условий развития дарования, в частности – выбора развивающих заданий, программ обучения и воспитания;
- Для диагностики социальной одаренности – создание благоприятных условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей.
В работе с родителями используется опросник, направленный на выявление общей одаренности детей дошкольного возраста. В нем оцениваются 9 характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей: наблюдательность, сверхчувствительность «к проблемам», способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость (целеустремленность), требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Оцениваются эти характеристики по пятибалльной системе, результаты вносятся в таблицу.
При диагностике специальной одаренности также используется опросник для родителей, состоящий из 80 вопросов, которые систематизированы по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Результаты заносятся в лист ответов.
Предлагаем вашему вниманию комплект методик, дающих возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.
Для оценки развития основных интеллектуальных и творческих способностей используется опроник С. Ледневой
В этом опроснике дается список качеств, степень выраженности которых у каждого ребенка оцениваются по следующей системе: низкий уровень (данное качество не проявляется совсем), уровень ниже среднего (данное качество проявляется, но достаточно редко), средний уровень (данное качество в равной степени как проявляется, так и не проявляется), уровень выше среднего (данное качество проявляется часто, но не всегда), высокий уровень (качество проявляется всегда).
Для диагностики степени развития определенных черт личности также используется опросник (автор С.Леднева). Дается список личностных характеристик, степень выраженности которых оценивается по той же системе: низкий уровень (данная черта не проявляется совсем), уровень ниже среднего (данная черта проявляется, но достаточно редко), средний уровень (данная черта в равной степени как проявляется, так и не проявляется), уровень выше среднего (данная черта проявляется часто, но не всегда), высокий уровень (данная черта проявляется всегда).
1. а) Для диагностики социальной одаренности, а конкретно межличностного взаимодействия, можно предложить социометрический эксперимент по варианту Т. А. Репиной «Секрет» 2 раза в год (в октябре — ноябре и в апреле — мае).
Для проведения экспериментальной игры «Секрет» нужно подготовить по 3 картинки на каждого ребенка и 6-8 запасных.
Перед началом эксперимента ребенку дают инструкцию: «Сегодня все дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется "Секрет". По секрету все будут дарить друг другу красивые картинки». Чтобы ребенок мог легче принять задачу, его заверяют: «Ты будешь дарить ребятам, а они подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можешь подарить картинки и тем ребятам, которые болеют» (последняя фраза произносится быстро, чтобы она не воспринималась как обязательный совет). Все ответы записываются в таблицу-матрицу, а на обратной стороне картинки отмечается имя ребенка, которому она подарена.
б) Методика «Краски в подарок на день рождения», разработанная на основе социометрического эксперимента Е. А. Панько и М. Кашляй, используется для диагностики как структуры детской группы, так и характера отношений в ней между сверстниками.
Предварительно заготавливаются 8 разноцветных фломастеров (или карандашей): синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Выявляется степень привлекательности каждого из этих цветов для конкретного ребенка, затем с каждым из испытуемых экспериментатор вступает в общение, в ходе которого говорит: «У каждого человека один раз в году бывает день рождения, его праздник. В этот день обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей вашей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?» Все выборы ребенка фиксируются в социометрической таблице-матрице. В данной методике помимо основного анализа социометрических данных осуществляется анализ цветовых предпочтений на основе выбора цвета «подаренного» фломастера, с учетом того, что каждый цвет обладает определенным эмоциональным значением (К.Изард, М.Люшер, В.Тернер, Г.Хо-ментаускас). Так, удивление ассоциируется с желтым цветом, утомление — с серым, страх — с черным, гнев — с красным и черным, грусть — с синим и серым, интерес — с синим и зеленым.
в) В арсенале диагностических средств между тем есть метод, позволяющий выявить истинные отношения, глубинные чувства ребенка к окружающим (в том числе к сверстникам). Таковым является детский рисунок, рисовальные пробы на такие темы, как «Мой друг (подруга)», «Я с товарищем (подругой) в детском саду» и др. Фиксируется при этом не только то, кого именно из сверстников ребенок нарисовал в качестве друга, но и то, какие изобразительные средства он использовал при создании его и своего образа (композиция рисунка, специфика линий, размер изображенной фигуры, тщательность и детализированность рисунка, поза, ракурс, палитра использованных красок и т.д.).
г) Детский рисунок может быть применен и в варианте социометрической методики «Выбор в действии» (Я.Л.Коломинский, Е. А. Панько). В этом случае детям предлагается нарисовать подарок товарищам по группе. Об отношении к сверстникам при этом можно судить по двум основным показателям: 1) для кого именно хочет ребенок выполнить рисунок; 2) как используется рисунок, какие изобразительные средства применяются при этом, если адрес задается экспериментатором.
Для сверстника, к которому ребенок испытывает положительное чувство («для друга»), рисунок выполняется чаще на предпочитаемом цветовом фоне, сюжет изображает то, что нравиться самому автору (либо адресату), используются преимущественно светлые тона. На такой рисунок ребенок тратит много времени. Рисуя для «нелюбимого» сверстника, дошкольник использует преимущественно темные тона красок, изображает осуждаемые ситуации, затрачивает незначительный отрезок времени. Дошкольники с признаками социальной одаренности, как правило, оказываются в числе первых.
2. Вместе с тем, в целях изучения личности, мотивации воспитанников могут быть использованы и специально разработанные психологические методики. Приведу некоторые из них.
а) Методика «Цветик-семицветик». После прочтения сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» у каждого ребенка в индивидуальной беседе спрашивают: «А как бы ты распорядился, если бы у тебя был волшебный цветок?
Как бы ты потратил все лепестки — на себя или как-то иначе?»
Экспериментатор дает ребенку цветные лепестки и спрашивает: «Красный лепесток ты потратишь на кого? А синий на кого?..»
Оценка результатов.
Возможны следующие варианты ответов ребенка:
1) все семь лепестков на себя. Оценивается как эгоцентризм;
2) — на себя и родных; на себя и воспитателей; на себя и друзей;
Оценивается как проявление тенденций к эгоцентризму и альтруизму;
3) все лепестки на других, исключая себя. Оценивается как альтруистическая направленность.
Соотнеся эти показатели, можно судить, насколько стойки или ситуативны симпатии, антипатии детей, как долго дошкольники способны поддерживать отношения дружбы.
б) Разные методы можно использовать для изучения самооценки детей.
в) Педагогу-психологу полезно изучить оценку ребенком себя во времени (настоящем, прошлом, будущем). Приведу методику, которую для этого можно использовать.
Модифицированный И. Е. Валитовой прием изучения динамической самооценки (С.Г.Якобсон, В.Г.Щур) заключается в следующем: ребенок должен поставить куклу, символизирующую его самого, на одну из трех ступенек лесенки. При этом задаются разные качества для оценки (например: нижняя ступенька — самые глупые дети, верхняя ступенька — самые умные, средняя ступенька — дети, которые бывают умными, а иногда глупыми). Обсуждаются три ситуации: «Я сейчас», «Я, когда был маленьким», «Я, когда вырасту большой». Дошкольники с признаками социальной одаренности, как правило, позитивно оценивают себя как в настоящем, так и в прошлом и будущем.
III. К числу «ядерных» образований личности психологи все чаще относят творчество. Само же творчество все большее число специалистов в области исследования одаренности в последние годы склонны рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
В настоящее время уже разработано немало критериев, специальных методик изучения творчества дошкольников. Они нацелены преимущественно на исследование творчества (прежде всего продуктов его) в художественной и интеллектуальной деятельности детей.
а) Методика «Дорисовывание фигур» (автор О.М.Дьяченко) направлена на определение уровня развития творческого воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется один (из двух предлагаемых) комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.
Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурой. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20—25 детей.
Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания — Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень — Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень — Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания. Можно выделить следующие уровни: При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1—2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
б) Для диагностики креативности и творческого мышления можно использовать модифицированный тест ГИЛФОРДА.
Данная батарея тестов была предложена Е. Туник. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.
Исследуемые факторы:
1) Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность - фактор характеризует" оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. Были выбраны те субтесты, которые подходят к дошкольникам.
С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме.
СУБТЕСТ 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ (варианты употребления)
Задача.
Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого.
Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?
Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста -3 минуты.
Оценивание.
Результаты выполнения теста оценивались в баллах. Имеются три показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) - суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
2) Гибкость - число классов (категорий) ответов.
Все ответы можно отнести к различным категориям их выделяют 12.. Категории ответов:
1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).
2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).
4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и1 играть с кошкой).
6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
8. Сдача в макулатуру.
9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т. д.).
10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).
12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).
Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.
Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).
За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.
За одну категорию начисляется 3 балла.
Г = 3m.
Г - показатель гибкости,
m - число использованных категорий.
3) Оригинальность - число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.
Один оригинальный ответ - 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
Ор = 5 к.
Ор - показатель оригинальности,
к - число оригинальных ответов.
Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.
Т1=Б1+Г1+Ор1=п + Зт + 5к, где
Т 1 - суммарный показатель первого субтеста,
Б 1 - беглость по 1 субтесту,
Г 1 - гибкость по 1 субтесту,
Ор 1 - оригинальность по 1 субтесту,
п - общее число уместных ответов,
m - число категорий,
к - число оригинальных ответов.
СУБТЕСТ 2. СЛОВА МОДИФИКАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-8 ЛЕТ
Субтест проводится индивидуально.
Задача. Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Инструкция для испытуемого. 1-я часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка». На ответ дается 2 минуты.
2-я часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка». На ответ дается 2 минуты. Время выполнения всего субтеста - 4 минуты.
Оценивание.
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах. Имеются два показателя.
1) Беглость - общее число приведенных слов. 1 слово - 1 балл.
Б = п
Б - показатель беглости, п - общее число слов.
Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.
2) Оригинальность — число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку ЗСМ-0 человек.
1 оригинальное слово - 5 баллов. Ор = 5 к.
Ор - показатель оригинальности, к - число оригинальных слов. Т 2 = п + 5 к.
Т 2 - суммарный показатель второго субтеста (для детей 5— 8 лет).
СУБТЕСТ 3. СЛОВЕСНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Задача.
Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого.
Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста - 3 минуты.
Оценивание.
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.
1) Беглость - суммарное число приведенных определений
(п).
Одно определение - 1 балл.
Б = п.
Б - показатель беглости.
2) Гибкость - число категорий ответов.
Одна категория - 3 балла.
Г = 3т.
Г - показатель гибкости,
m - число категорий ответов.
Категории ответов, их также 12:
1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).
7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).
10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).
Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз.
Максимальный балл - 12 х 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория).
Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию.
В этом случае максимальный балл может увеличиться.
Г = 3т.
Г - показатель гибкости,
m - число категорий.
3) Оригинальность - число оригинальных определений.
Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30-40 человек. Одно оригинальное определение - 5 баллов.
Ор = 5 к.
Ор - показатель оригинальности, к - число оригинальных определений.
T3 = n + 3m + 5k. Т 3 - суммарный показатель третьего субтеста.
СУБТЕСТ 4. СОСТАВЛЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Задача.
Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
Инструкция для испытуемого.
Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг.
Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором - дом, в третьем — клоуна, а в четвертом - то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.
Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания - «Лампа».
Время выполнения всех рисунков - 8 минут.
Длина стороны квадрата - 8 см (для тестового бланка).
Оценивание.
Оценивание производится по двум показателям.
- Беглость - гибкость. В данном показателе учитываются:
- п 1 - число изображенных элементов (деталей);
- п 2 - число использованных категорий фигур (из 4 заданных), п 2 изменяется от 0 до 4.
Одна деталь - 0,1 балла. Один класс фигур - 1 балл.
п 3 - число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).
Одна ошибка - 0,1 балла. Б 4 i=l =(0,ln li + n2i-0,l n 3i) Б - беглость,
i - номер рисунка (от 1 до 4).
Баллы Б суммируются по четырем рисункам.
2) Оригинальность,
к 1 - число оригинальных элементов рисунка.
Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.
Один оригинальный элемент - 3 балла.
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.
к 2 - оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30-40 человек.
к 2 может принимать значения 0 или 1.
За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)
0 р 4 i=l =5k + kli . Op - оригинальность,
1 - номер рисунка (от 1 до 4). Т 4 = Б + 0р.
Т 4 - суммарный показатель четвертого субтеста,
Б - беглость,
Ор - оригинальность.
СУБТЕСТ 5. ЭСКИЗЫ
Задача.
Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.
Инструкция для испытуемого.
Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.
Время выполнения задания - 10 минут. В конце процедуры тестирования у ребенка спрашивают, что он нарисовал и подписывают рисунки.
Тестовый бланк - это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посредине. Размеры квадрата 5><5 см, диаметр каждого круга - 1,5 см.
Оценивание.
Проводится по трем показателям:
1) Беглость - число адекватных задаче рисунков. Один рисунок - 1 балл.
Б = n
n - число рисунков (изменяется от 0 до 20).
Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимуль-ный материал - круг.
2) Гибкость - число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.
Одна категория - 3 балла.
Г = 3m.
m - число категорий.
Категории ответов:
1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).
2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
5. Игрушки, игры (любые).
6. Космос (ракета, спутник, космонавт).
7. Лицо (любое человеческое лицо).
8. Люди (человек).
9. Машины. Механизмы.
10. Посуда.
11. Предметы домашнего обихода.
12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
13. Растения (любые - деревья, травы, цветы).
14. Спортивные снаряды.
15. Съедобные продукты (еда).
16. Узоры, орнаменты.
17. Украшения (бусы, серьги, браслет).
Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.
3) Оригинальность.
Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30-40 человек).
Один оригинальный рисунок - 5 баллов.
Ор = 5к.
Ор - показатель оригинальности,
к - число оригинальных рисунков.
T5 = n + 3m + 5k.
Т 5 - суммарный показатель пятого субтеста.
При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.
В конце тестирования подсчитывается суммарный показатель по всем пяти субтестам.
Все больше современных психологов и педагогов придерживаются мысли, что ребенка надо не только обучать всему необходимому, но и создавать благоприятную атмосферу для раскрытия его собственных талантов и способностей.
Нет сомнения в том, что все дети талантливы. Нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка – это одна из важнейших задач взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ"
Одарён каждый нормальный ребёнок и нужно только время, чтобы заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одарённость представ...
Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).
Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...
Рабочая программа по выявлению детской одаренности «Одарёшка»
Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реа...
Диагностики для выявления детской одаренности
Каталог диагностических методик для выявления детской одаренности...
Список методик для выявления детской одаренности
Методики для выявления компонентов одаренности в дошкольном возрасте:названия методик в таблицетест с критериями для выявления конкретных способностей детей...
Методики для выявления детской одаренности (авторы)
1. МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А. А.) 2.МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» (А.И. САВЕНКОВ) 3.Методика по Савенкову А.И. &laq...
Консультация для педагогов "Выявление детской одаренности в дошкольном возрасте"
Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Основными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестанда...
Комментарии
Подобраны диагностики,
Отличный материал, а главное
Одаренные дети