Современные подходы к выявлению детской одаренности и их творческих способностей посредством организации музыкально-творческой деятельности в жанре мюзикл в условиях реализации ФГОС д.о.
учебно-методический материал
Одаренность - это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные подходы к выявлению детской одаренности. | 23.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Современные подходы к выявлению детской одаренности в условиях реализации ФГОС до
«Развитие творческих способностей дошкольников
посредством организации музыкально – творческой деятельности
в жанре мюзикл»
Модернизация российского образования говорит о потребности в воспитании творческой, неординарно мыслящей личности. Развитию одаренности и творческого потенциала дошкольников придаётся особое значение в условиях обновления дошкольного образования.
Показателями музыкальной одаренности являются: блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость, титаническая работоспособность.
Выявить музыкальную одаренность не так легко. Эти способности развиваются у них на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Но! Не всегда он может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя. Задача же педагогов, состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на музыкальных занятиях помочь ребёнку раскрыть свои способности. Творчески подходя к развитию музыкальных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребёнку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.
Музыкальные способности у одаренных детей наиболее часто проявляются между тремя и пятью годами, у так называемых способных (иначе — обладающих хорошими музыкальными данными) — обычно между пятью и семью годами.
Музыкально одарённые дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. У них рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху (обычно без какого-либо специального обучения). К четырём годам такие ребятишки зачастую играют по слуху сразу двумя руками, то есть с гармонизацией. Для всех музыкально одарённых детей в возрасте около пяти лет характерно стремление воспроизводить на инструменте всё слышимое.
Сравнительно легко одарённые дети овладевают музыкально двигательной техникой. С четырёх – пяти лет у них наблюдается склонность (иногда сильная потребность) импровизировать, точнее, фантазировать. Вскоре, после начала систематических занятий музыкой, они пытаются сочинять и рисовать свои сочинения. У таких детей наблюдается стремление делать то, что они считают нужным, не замечая общепринятых правил.
Некоторые из этих характеристик свидетельствуют о том, что музыкально одарённые дети в своём развитии опережают сверстников, по крайней мере, на 2 – 4 года. Другие, наоборот, фактически характерны (во всяком случае «по внешней форме») для сверстников с хорошими музыкальными данными, но существенно различаются «по качеству» (например, потребность фантазировать на инструменте).
Диагностика детской музыкальной одаренности
Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.
Для развития музыкально-одаренных детей необходимо найти пути и методы взаимодействия с ними. Одним из методов выявления в группе одаренных детей является наблюдение. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.
Преимущество метода в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.
Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные, и театральные, и художественные.
Важно развивать у ребенка креативность, творческое воображение и мышление. Музыкальная деятельность, в силу своей синтезированности, развивает личность дошкольника, закладывает основы успешной социализации ребенка в будущем, позволяет весомо расширить опыт ребенка путем проживания разнообразных жизненных ситуаций.
Педагогическая деятельность по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста требует дифференцированного подхода к каждому ребенку.
В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных технологий и приемов, использованием инновационных форм обучения, более эффективных научно – обоснованных путей развития творческих способностей дошкольников. Одним из таких методов является музыкально – творческая деятельность в жанре «Мюзикл»
Музыкально- творческая деятельность – это феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка, отличается эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие.
Закрепляясь в раннем детстве, творческие и эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм поведения, к развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и пониманию музыкального искусства, к формированию основ музыкальной культуры, характера. Формирование радостного отношения к жизни, эмоционально положительного самоощущения, является важнейшей задачей воспитательного процесса в период дошкольного детства.
Музыкально- творческая деятельность более всего соответствует эмоциональной природе восприятия дошкольника, дошкольный период считается сенситивным для становления детского творчества.
В современном музыкальном искусстве мы всё чаще стали видеть на концертной эстраде шоу под названием мюзикл, где инструментальные, вокальные, танцевальные номера и диалоги мирно уживаются друг с другом в рамках одного музыкального представления, оттеняя, и органично дополняя друг друга. Это открывает неограниченные возможности в области художественно-творческого и музыкального развития детей. Детский мюзикл позволяет объединять детей с абсолютно разными интересами, способностями (вокальными, хореографическими, декламационными и пр.) и разным уровнем их развития.
Сюжеты мюзикла часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии.
Созданию детского мюзикла предшествует длительная и кропотливая работа. На музыкальных занятиях используются технологии театральной педагогики, адаптированные для детей дошкольного возраста. Содержание занятий включает в себя: просмотр спектаклей и беседы по ним; игры – драматизации, музыкальные игры с пением и движением; упражнения для социально-эмоционального развития детей, театральные игры, этюды, пальчиковый игровой тренинг; коррекционно-развивающие игры, упражнения по дикции. Знакомство с текстом сказки, средствами её драматизации: жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизитом), театральными куклами и т.д; подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Большое значение имеет подготовка детей к мюзиклу. Знание сказок, стихотворений, народных обычаев, героев книг, повадок животных и все то, что создает основу для проведения той или иной музыкальной игры.
Восприятие художественно ценных произведений, знакомство с жанрами оперы и балета, которые обогащают слуховые впечатления детей, развивают кругозор, формируют музыкальный вкус, стимулируют заинтересованное отношение к музыке.
Репертуар для мюзикла выбирается вместе с детьми. Это известные детям русские народные сказки, сказки русских писателей и поэтов, мультфильмы, детские художественные фильмы.
Весь материал рассматривается через призму образовательной деятельности воспитателя, музыкального руководителя и непосредственно детей. Роль взрослых состоит в том, что они руководят действиями воспитанников, выбирая для этого разнообразные психолого-педагогические методы и приемы. Социально-коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Поэтому в этом направлении важен контакт, атмосфера сотрудничества, которые создают условия для успешной социализации ребенка в обществе, способствуют интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Эта связь осуществляется в процессе комплексных занятий, совместных репетиций, при выборе сказки для новой постановки.
Музыкально-творческую деятельность можно использовать в ходе образовательной деятельности с детьми, режимных моментов, праздниках и развлечениях.
При организации совместной музыкально-творческой деятельности в процессе работы над мюзиклом, я ставила своей задачей научить детей:
1) почувствовать, услышать и понять, что музыка может выражать разные жизненные явления;
2) активно переживать содержание процесса деятельности;
3) активно участвовать в художественном самовыражении;
4) активно взаимодействовать с педагогом;
5) самостоятельно искать решения музыкальных задач в поставленной педагогом ситуации.
При этом в работе с детьми старалась придерживаться следующих требований:
- тематика заданий должна быть содержательной и разнообразной;
- активность детей необходимо поддерживать на всех этапах подготовки и проведения мюзикла;
- сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми должно осуществляться на всех этапах музыкально – творческой деятельности;
- межпредметная связь и творческое содружество музыкального руководителя и воспитателя;
- учитывать в работе с детьми, что художественная деятельность старших дошкольников состоит из трех этапов:
-художественное восприятие литературных и музыкальных произведений;
- освоение специальных умений для выбранной «роли»;
- самостоятельная творческая деятельность.
Основная работа музыкального руководителя строилась в три этапа.
1 этап – игры-импровизации, этюды, тренинги.
Цель этапа: освоение элементов сценического действия, терминологии сценического искусства, создание образа с помощью средств вербальной и невербальной выразительности, знакомство с некоторыми театральными профессиями, пополнение словарного запаса, формирование грамотной речи. Разучивание монологов, диалогов, песен, танцев, разыгрывание сценок, для постановки драматизации. Игра в «сценаристов и режиссеров» по заданной тематике.
2 этап – подготовка к представлению. Выполнение упражнений: на развитие голоса и речи, на создание игрового образа, психологические игры, игры на координацию речи и движений, импровизация и сочинение мелодий на заданный текст.
Цель этапа: развитие у детей сенсорной сферы, базовых психических процессов, речи, голоса, выразительной пластики, творческих способностей. Привлечение родителей в игровой тренинг.
3 этап – выступление.
Цель этапа: дети учатся общаться со зрителем, осваивают «азбуку» культуры поведения в театре, как зрителей, так и артистов. Обучаются диалоговому общению, чувству партнерства, чувству динамики движения разговорного жанра и течения сцен, учатся двигаться и ощущать пространство «сцены» (по одному и в коллективе), эмоционально поддерживать друг друга перед выходом на сцену, контролировать ситуацию.
На первом этапе педагог предлагает задания, помогающие детям импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ.
Большое значение на этом этапе придается игровым упражнениям и заданиям на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.
Творческие задания на движения еще называют этюдами
Для всех видов заданий предпочтение отдаётся яркой изобразительной музыке. Задача музыкального руководителя – помочь детям качественной и выразительной импровизацией на фортепиано.
К музыкально - творческим этюдам относятся специальные театральные игры для детей. Сочиняя этюд, воспитанники давали ответы на разные вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, почему, когда, зачем.
Второй этап работы проходил в определенной последовательности.
1. Работа над эпизодами, отдельными сценами. Один и тот же отрывок повторялся разными исполнителями, один и тот же текст, звучал много раз, что позволяло детям быстро выучить многие роли. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, оценивали, у кого это получается лучше, естественнее и правдивее.
В процессе работы над эпизодами музыкальный руководитель давала детям установку, чтобы помочь им «войти в роль»:
1). Представь, о чем говорится в этом эпизоде.
2). Выбери настроение.
3). Подумай о голосе (силе, темпе), старайся говорить плавно, мелодично.
4). Вспомни красивые слова и выражения, используй их правильно и точно.
5). Обдумай начало, середину и конец эпизода.
6). Когда начнешь рассказывать, понаблюдай: интересно ли слушателям?
2. Работа над выразительностью речи и поведением на сцене (работа над ролью).
Постоянно велась индивидуальная работа с детьми, у которых не все
получалось с первого раза.
3. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. На этом этапе педагог следил за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты, учила детей размещаться по сцене, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение «актеров» отмечала и поощряла.
4. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, декораций, реквизита, проходила с музыкальным сопровождением, уточнялся темпоритм мюзикла.
На заключительном этапе проводилась премьера мюзикла.
Таким образом, процесс создания постановки мюзикла позволяет строить подлинные партнёрские отношения между дошкольниками, с разделением зон ответственности, создаются условия для развития одаренности, музыкально - творческой активности и творческих способностей детей. Дети получают новый опыт социально – коммуникативных навыков.
Результативность
- Положительная динамика в развитие творческих способностей дошкольников посредством организации музыкально – творческой деятельности в жанре мюзикл;
- Повышение интереса к музыкально-театральной деятельности;
- Повышение интереса к самостоятельной творческой деятельности;
- Удовлетворение потребности в самовыражении;
- Понимание основ музыкальной культуры в жанре «Мюзикл»;
- Активное изменение отношения дошкольников к музыкальным занятиям, усиление интереса к сотрудничеству;
- Устойчивое желание взаимодействовать, готовность к совместному решению задач;
- Положительные изменения характера отношения к сверстнику – он воспринимается как партер по совместной деятельности, т.е. как равный;
- Появилась заинтересованность родителей в творческом и креативном развитии своего ребенка;
- Активизация тесного взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников;
- Появилось понимание родителями своей значимости в эмоциональном и социальном развитии ребенка, формировании его психического и физического здоровья;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современный подход к развитию у детей раннего возраста творческих способностей в изобразительной деятельности"
Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, на мой взгляд,необходимо постоянно зажигать в детях огоньки творчества, поэтому свою задачу определяю следующим образом - стремитьс...
Современный подход к развитию у детей раннего возраста творческих способностей в изобразительной деятельности
Группа раннего возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»работает по программе: «От рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильев...
Современный подход к развитию у детей раннего возраста творческих способностей в изобразительной деятельности
"Современный подход к развитию у детей раннего возраста творческих способностей в изобразительной деятельности"Группа раннего возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»раб...
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Организация совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС ДО».
Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования, определенные новым (проектом) ФГОС ДО, ставят перед педагогом профессиональные задачи, требующие широких психолого-педагогич...
Сценарий педагогического Совета по теме "Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Педагогический Совет по данной теме проводится с целью систематизации знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....
Семинар – практикум «Развитие творческих способностей у детей через знакомство с русским прикладным искусством в условиях реализации ФГОС»
Цель этого семинара расширить знания воспитателей о развитии творческих способностей детей через знакомство с русским прикладным искусством....