Современные формы наставничества в ДОУ.
учебно-методический материал (младшая группа)
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
Исходя из этого, встречаются различные классификации форм наставничества. Наиболее часто встречающиеся формы:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_formy_nastavnichestva_v_dou.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные формы наставничества в ДОУ.
Воспитатель: Леженникова А.М.
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
Исходя из этого, встречаются различные классификации форм наставничества. Наиболее часто встречающиеся формы:
Индивидуальная – предполагает персонализованное сопровождение наставником молодого специалиста, с учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего.
Групповая — сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы молодых специалистов, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом.
Коллективная — организация наставничества в работе с коллективом (большой группой), обладающих различными типами образовательных дефицитов.
Взаимная — организация взаимной поддержки подопечных, обладающих разными типами образовательных дефицитов.
Онлайн — поддержка подопечных, находящихся в удаленном доступе, с использованием интернет-технологий (социальные сети, скайп, Youtube и т. д.).
Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.
Проблема нового поколения — другое восприятие мира, ориентация на другие ценности, увлеченность другими идеалами, что диктует новые подходы, взгляды и действия.
В данной статье, мы предлагаем рассмотреть как традиционные, так и современные формы наставничества, используемые в СП «Детский сад №31 «Сказка»» г.о.Чапаевск Самарской области в сравнении.
Традиционная форма наставничества «педагог – педагог» (или наставничество «один на один») — это взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим сотрудником в течение определенного периода времени.
Традиционными формами работы наставника являются совместное планирование педагогической деятельности (от составления календарно- тематического плана на год до плана конкретного занятия, мероприятия), взаимопосещение занятий с их последующим анализом (вычленение сильных и слабых сторон деятельности молодого специалиста), работа по самообразованию, отработка конкретных профессиональных приёмов на модельных занятиях.
Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание внутри образовательной организации комфортной профессиональной среды, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
К современным формам наставничества можно отнести:
Наставничество – напарничество.
Цель данной формы – создание благоприятного эмоционального микроклимата, легкая адаптация.
От классического наставничества данная форма отличается тем, что в ней участники равноправны, нет «старшего» и «младшего», «ученика» и «инструктора»; совет, информация или обратная связь дается в обе стороны. Наставник-напарник помогает войти в рабочую ситуацию, сориентироваться в конкретных требованиях, познакомить с коллегами, предупредить о незаметных тонкостях, нюансах рабочих ситуаций.
Теневое наставничество – форма наставничества, в котором сотрудник временно прикрепляется к наставнику для включенного наблюдения за процессом работы, профессиональными особенностями. Цель: быстрое практическое знакомство с рабочим местом и организацией. Особый развивающий эффект для обоих участников дает специальное обсуждение наблюдений новичка, а также его обратная связь своему наставнику.
Еще одна форма наставничества- «Секондмент» (развивающая командировка). Это «прикомандирование» сотрудника на ограниченное время на другое место работы для приобретения нового профессионального опыта, после которой он возвращается на свое рабочее место. Отличие секондмента от обычной командировки — заведомо развивающая направленность.
Это позволяет поддерживать разработку и внедрение нововведений в образовательный процесс, улучшать взаимодействие между сотрудниками.
Виртуальное наставничество предполагает, что советы и рекомендации наставником предоставляются в режиме онлайн. Данная форма предполагает использование информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, развития и оценки талантов, онлайн- сервисы социальных сетей и сообществ практиков в системе развития персонала. Что позволяет молодому специалисту ознакомиться с практиками педагогов других дошкольных организаций.
Мониторинг полученных знаний виртуальной программы наставничества показал значительные изменения в восприятии ценности таких программ для наставляемого. Т.о., в большей степени, наставляемый будет ориентирован на обмен знаниями, чем на поощрение и поддержку со стороны наставника. Можно сделать вывод, что виртуальное наставничество, являясь частью процесса развития, позволяет использовать больше учебных ресурсов для освоения новых знаний и навыков, обеспечивает постоянное и творческое общение, использование социальных сетей для привлечения других специалистов и получения разнообразной информации, делая программу наставничества доступной для широкого круга сотрудников.
Увиденные в социальных сетях ролики о различных педагогических находках, натолкнули меня на мысль об использовании адаптированного метода ПрофКейс. Это пополняемая электронная база, состоящая из видеороликов (как из сети интернет, так и коллег) по определенным темам.
Данная информационная копилка включает в себя различные памятки для методической помощи молодым специалистам («Как составить конспект занятия», «Как спланировать работу по тематической неделе» и др.). Их краткость позволяет специалисту иметь подсказки, не обрабатывая большой объем методической информации.
Данные формы могут реализовываться через созданную в любом мессенджере группу.
Еще одна форма, которую мы с удовольствием используем в работе с наставляемыми – ситуационное наставничество. Цель: немедленное реагирование на ту или иную ситуацию. Например, при посещении того или иного режимного момента, наблюдая затруднение педагога или неправильные его действия, тут же включаюсь в совместную деятельность, обеспечивая значимую для своего подопечного помощь.
Нельзя исключать того, что молодой педагог может в свою очередь внести «свежую струю знаний». Поэтому, очень актуальной формой является– реверсивное наставничество.
Цель: наставничество молодого специалиста для опытного сотрудника по вопросам новых тенденций, технологий и т.д.
Помимо общих преимуществ, реверсивное наставничество помогает установить взаимопонимание между разными поколениями сотрудников. Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимая социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга.
Флэш- наставничество. Предполагает наставничество через одноразовые встречи или обсуждения. Цель: предоставление ценных знаний и опыта работы в очень ограниченном временном интервале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тьюторство как одна из форм наставничества. Семинар для старших воспитателей.
Технология наставничества в ДОО...
"Партнерские взаимоотношения как форма наставничества в ДОУ"
Наставничество – это не дань моде и не инновация. Издревле так повелось, что молодые подмастерья приобретали практические навыки, работая рядом с мастерами....
Практическая реализация формы наставничества "Педагог-педагог"
Структурное представление этапов....
Консультация для воспитателей "Формы наставничества"
Консультация для воспитателей "Формы наставничества"...
Статья " Формы наставничества, реализуемые в современной дошкольной образовательной организации"
В статье рассматриваются формы наставничества в дошкольной организации, которые способствуют профессиональному развитию молодых специалистов, а также обеспечивают преемственность поколений и пом...
Тренд-сессия как эффективная форма наставничества в рамках взаимодействия «работодатель-студент колледжа»
Адаптация начинающих педагогов и студентов старших курсов педагогических вузов и колледжей является одной из важнейших задач, стоящих перед современной системой образования. Решить данную пробле...
Современные модели наставничества в практике обучения молодых специалистов в образовательных организациях
На сегодняшний день наиболее распространена в образовательных организациях такая практика наставничества, как работа с начинающими педагогами. Однако в современных динамичных условиях должна развивать...