Социально-психологическая готовность к школе (из опыта работы)
статья по психологии
Социально-психологическая готовность к школьному обучению - это компонент, который включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole._-_kopiya.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-психологическая готовность к школе
(из опыта работы)
Подготовил: педагог-психолог,
Бондарева Людмила Анатольевна,
МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма»
Социально-психологическая готовность к школьному обучению - это компонент, который включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей. А именно, включает в себя формирование качеств, благодаря которым дети могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Это есть один из целевых ориентиров выпускника детского сада. И работа в этом направлении начинается с момента поступления в детский сад.
В жизни мы сталкиваемся с тем, что ребенок испытывает трудности в общении со взрослыми и сверстниками, зачастую ребенку просто неинтересно общаться. Причин может быть несколько:
- Ребенок стесняется и не уверен в себе.
-Проблемы речевого развития.
- Немаловажным фактором, влияющим на общительность ребенка является семья.
- Ребенок не может за себя постоять. Его обзывают, а он молчит.
- У ребенка не развиты базовые навыки общения. К ним можно отнести:
-умение слушать и правильно реагировать на услышанное
-не перебивать
-сопереживать другому
-вежливо присоединяться к разговору
-адекватно реагировать на критику
-правильно высказывать свое мнение, не обижая, собеседников
-четко и грамотно говорить.
Сегодня я поделюсь опытом работы по формированию социально-коммуникативных навыком детей дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении. Хочется отметить, что данное направление отражено в ООП и в Программе воспитания детского сада. Работа в этом направлении носит комплексный характер.
Решение задач по социально-коммуникативному развитию дошкольников осуществляется со всеми участниками образовательного процесса (педагоги, родители, воспитанники).
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. В игре формируется все стороны личности ребёнка, которые позволяют успешно поменять позицию «дошкольник» на социальную позицию «школьник».
В каждом возрасте мы развиваем конкретные задачи по социально-коммуникативному развитию
Так в младшем дошкольном возрасте педагоги в совместную деятельность включают больше игр на формирование доброжелательного отношения к близким людям; игры на эмоциональную отзывчивость на состояние сверстников, героев сказок и др.; осваивают способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; приучаются к выполнению элементарных правил поведения; учатся передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников.
В среднем дошкольном возрасте задачи расширяются, кроме игр добавляются беседы, рассуждения, которые ведут к пониманию настроения, чувств окружающих, расширение кругозора детей помогает сориентировать их в правилах и нормах культуры поведения и общения.
В старшем дошкольном возрасте к работе педагога подключаются и мои групповые занятия. Методическое обеспечение данного курса – программа «Я, ты, мы» Князева О.Л., Стеркина Р.Б. с включение цикла занятий «Цветик-Семицветик» Куражевой Н.Ю.. Занятия помогают детям обогащать представление о людях, и взаимоотношения, эмоциональных и физических состояниях; учат проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и т.п.); знакомить с формами приветствия, прощания, выражение признательности, обращение с просьбой. Занятия проводятся по определенной структуре, есть ритуал приветствия, задания, этюды, решение проблемных ситуаций, рефлексия, ритуал прощания. Решение проблемных ситуаций приближенных к жизни ребенка в коллективе, дома, воспитанники переносят в повседневную жизнь и им легче справить с возникающими сложностями в реальной жизни.
Так же на занятиях дети учатся определять эмоции в мимике, жестах, интонации; воспитывать культуру поведения и общения; углублять представление о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представление о себе, в своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства, действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.
Помимо развивающих занятий мною проводится индивидуальная работа по запросу педагогов и родителей. При поступлении индивидуального запроса, выслушиваю проблему, выхожу на наблюдение, при необходимости провожу диагностику, в зависимости от проблемы либо проводится цикл занятий, либо все решается при индивидуальной работе с родителем или педагогом. Во время проведения индивидуальной коррекционно-развивающие работы с детьми (коррекция социально-эмоциональных нарушений по запросу) использую в своей практике игротерапию, арт-терапию, тренинговые упражнения.
Большое внимание этому вопросу уделяется в работе с родителями. Это не только индивидуальная работа с родителями, но и мое участие в родительских собраниях по просвещению в данном вопросе.
В нашем дошкольном учреждении активно ведется проектная деятельность по формированию социально-коммуникативных способностей:
-«Проект формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
-Педагогический проект «Доброта живет в сердце» для детей подготовительной к школе группы. Проект «Доброта живет в сердце» реализован с октября по апрель, был направлен на формирование положительного эмоционального отношения к нравственным ценностям, формирование умения оценивать поступки окружающих.
В своей работе по просвещению участников образовательного процесса по данной вопросу использую следующие формы взаимодействия: консультации, семинары, ппк ДОУ, тренинги.
Таким образом, слаженная работа педагогических работников ДОУ по формированию социально-коммуникативного развития дошкольников является успешной и способствует динамике развития социально-психологической готовности дошкольников, что в свою очередь способствует положительной адаптации наших выпускников в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Словесные игры в подготовке детей к школе" (из опыта работы)
В материале представленны словесные игры, разработанные с использованием схем и моделей, для воспитания интереса к языку и осознанного отношения детей к языковым явлениям, игры, побуждающие к бе...
Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе (из опыта работы)
В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной. От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в ней ребенок - будущий школьник, какова по от...
Театрализованная деятельность как подготовка ребёнка –дошкольника к успешному обучению в школе. (из опыта работы)
Данная статья раскрывает опыт работы с дошкольниками театрализованной деятельностью....
Психолого –педагогическая подготовка детей к школе (из опыта работы)
Проблема подготовки детей к школе остаётся по-прежнему актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения, вариативность программ в учебных заведениях. Поступление в школу занимает собой смену...
Презентация "Подготовка детей к школе" из опыта работы
фотографии по работе с детьми по мелкой моторики....
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
Старая новая проблема: преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школ (из опыта работы муз. руководителя и воспитателя).
Проблема преемственности в образовании не нова. Однако в настоящее время взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается проблемой. Для решения этой проблемы необходимы согласов...