Речевой негативизм
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Что такое речевой негативизм
Речевой негативизм – явление, когда ребенок очень неохотно вступает в речевое общение.
Чаще всего речевой негативизм возникает у детей, отстающих в речевом развитии, когда взрослые излишне активно принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения.
В чем проявляется речевой негативизм?
Отказываясь говорить, ребенок протестует против чрезмерных требований взрослых. На любое обращение или вопрос к нему ребенок отворачивается и молчит, иногда просто мычит и показывает пальцем. Часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь к взрослым. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи. Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за этим стоит несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.
Как преодолеть речевой негативизм и вызвать у ребенка желание говорить?
Сначала мы должны вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации.
Начните с простейшей игры. Сядьте рядом с ребенком, возьмите куклу и начните выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша кукла: топ-топ. Как идет наша кукла?» И сами же отвечайте: «Топ-топ».
«А как зовут нашу куклу?» И снова дайте ответ сами, не требуя ничего от ребенка: «Ляля. Нашу куклу зовут Ляля».
Не ждите сразу первых слов от малыша, ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Ляля», «Топ-топ», «Би-би»…
И когда вы услышите от ребенка робкое «То-то» или «Би», похвалите его, порадуйтесь! Ведь это маленькая победа, ваша и малыша! Контакт установлен , желание общаться и говорить появилось. И теперь можно переходить к следующему шагу – стимулировать имитацию речи взрослого ребенком.
Для этого отберите простые по слоговому составу 5-10 слов – названий окружающих предметов, игрушек, того, что ребенок любит больше всего.
Например, играя с кубиками, мы говорим: «Возьмем большой кубик. Что мы взяли?» И после небольшой паузы, если ребенок сам не ответит, говорим за него: «Кубик». «Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д.
Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка к вступлению в диалог. Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией.
Таким же способом разговариваем с малышом во время режимных моментов. Главное, ребенок не должен догадываться, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи, общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша. Важное условие — не используйте слова: «Повтори…!», «Скажи…!».
Через какое-то время ребенок начнет повторять за вами слоги и слова, отвечать на вопросы. Искренне хвалите его!
На первых порах не требуйте правильного, полного произношения каждого слова. Ведь малыш к этому просто не способен. Напротив, поощряйте любую речевую реакцию ребенка.
Постепенно создавайте ситуации, стимулирующие потребность ребенка в общении с окружающими.
Задавайте вопросы типа: «Что это ты принес?», «Что у тебя в руках?», «Что ты сейчас сделал?» Так мы активизируем изученные ранее слова.
Ставьте малыша в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: печенье или конфету?», «Какую игрушку тебе подать: мяч или машину?» Вопросы такого типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации. Основное условие — используйте только те слова, над которыми проводилась предварительная работа.
Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок, исправлений, любых требований: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так…», «Следи за собой!» Помните, наша задача — избавиться от речевого негативизма, добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность, и делал это с удовольствием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой негативизм
Рекомендации для родителей "неговорящих" детей...
Презентация "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевого негативизма"
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для органов артикуляционного аппарата.- чистоговорки для автоматизации и диффере...
Как преодолеть речевой негативизм
Неговорящие дети откзываются говорить, повторять слова, называть действия. Преодолеть нежелание разговаривать-первая задача логопедов. воспитателей, родителей....
Игровые ситуации в преодолении речевого негативизма у детей с моторной алалией
Речевой негативизм - характерная особенность ребенка с моторной алалией. Cтепень его проявления обратно пропорциональна речевым способностям "неговоряшки" и прямо пропорц...
Преодоление речевого негативизма у детей раннего возраста с использованием мячей (в рамках парциальной программы "Мой весёлый звонкий мяч")
Статья посвящена актуальной проблеме раннего негативизма у детей раннего врозраста....
Что нужно знать родителям о речевом негативизме
О речевом негативизме...
Что нужно знать о речевом негативизме ?
Что нужно знать о речевом негативизме ?...