Речевой негативизм
консультация на тему

Корж Лариса Александровна

Рекомендации для родителей "неговорящих" детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_negativizm.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой негативизм

    «Почему одни логопеды говорят: Нужно постоянно просить неговорящего ребенка повторять слова за взрослым, называть ту вещь, которую он хочет взять, требовать: «Скажи…», «Повтори…»  А другие — что это только усугубляет ситуацию молчания, ребенок вообще откажется говорить после такой настойчивости взрослых? Как же быть?»

   Правильно ли поступает мама, которая с завидным упорством «пристает» к неговорящему малышу: «Скажи: Кукла!», «Скажи: Дай мяч!» и, не добившись от ребенка ответа, отворачивается и говорит: «Плохой мальчик!».

   Бывает, что малыш один раз скажет какое-то слово  и больше не повторяет его. Родители с энтузиазмом «берутся» за ребенка, требуя повторить это слово, произнести его по образцу, назвать этот предмет и т. п.  Сначала мама с папой ласково просят, потом требуют, и наконец, разозлившись, ставят малыша в угол.

   Заговорит ли после этого малыш?

   Скорее всего, нет. Более того, это нередко является причиной возникновения речевого негативизма – явления, когда ребенок очень неохотно вступает в речевое общение.

   Чаще всего речевой негативизм возникает у детей, отстающих в речевом развитии, когда взрослые излишне активно принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения. У заикающихся детей тоже имеет место речевой негативизм, как следствие страха перед речевыми запинками.

   В чем проявляется речевой негативизм?

   Отказываясь говорить, ребенок протестует против чрезмерных требований взрослых.

   На любое обращение или вопрос к нему ребенок отворачивается и молчит, иногда просто мычит и показывает пальцем.

   Часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь к взрослым. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер.

   Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за этим стоит  несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.

   Как преодолеть речевой негативизм и вызвать у ребенка желание говорить?

   В норме речь ребенка проходит несколько этапов развития:

   Первый этап:

   - развитие мотивации к речи, возникновение желания говорить с окружающими;

   - развитие способностей ребенка к имитации речи взрослого.

   Второй этап:

   - обогащение словарного запаса (накопление слов);

   - развитие грамматической стороны речи, то есть правильное употребление слов, их согласование в предложениях.

   Третий этап:

   - развитие монологической и диалогической речи.

   Наша работа по развитию речи ребенка должна строиться в соответствии с этими тремя этапами. Надо отметить, что этапы не обладают четкими границами и порой имеют области наложения друг на друга.

   Если малыш не говорит совсем, то в любом возрасте нужно начинать именно с первого этапа. То есть сначала мы должны вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации.

   Начните с простейшей игры. Сядьте рядом с ребенком, возьмите куклу, если у вас дочь, или машинку, если имеете сына, и начните выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша кукла: топ-топ. Как идет наша кукла?» И сами же отвечайте: «Топ-топ».

  «А как зовут нашу куклу?» И снова дайте ответ сами, не требуя  ничего от ребенка: «Ляля. Нашу куклу зовут Ляля».

        Не ждите сразу первых слов от малыша, ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Ляля», «Топ-топ», «Би-би»…

   И когда вы услышите от ребенка робкое «То-то» или «Би», похвалите его, порадуйтесь! Ведь это маленькая победа, ваша и малыша! Контакт установлен , желание общаться и говорить появилось. И теперь можно переходить к следующему шагу – стимулировать имитацию речи взрослого ребенком.

   Для этого отберите простые по слоговому составу 5-10 слов – названий окружающих предметов, игрушек, того, что ребенок любит больше всего.

   Например, играя с кубиками, мы говорим: «Возьмем большой кубик. Что мы взяли?» И после небольшой паузы, если ребенок сам не ответит, говорим за него: «Кубик». «Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д.

   Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка к вступлению в диалог. Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией.

   Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом оречевлять любые действия.

   Таким же способом разговариваем с малышом во время режимных моментов. Главное, ребенок не должен догадываться, что вы с ним специально  занимаетесь развитием речи, общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша. Важное условие — не используйте слова: «Повтори…!», «Скажи…!». 

    Через какое-то время (обычно через пару дней) ребенок начнет повторять за вами слоги и слова, отвечать  на вопросы. Искренне хвалите его!

   На первых порах не требуйте правильного, полного произношения каждого слова. Ведь малыш к этому просто не способен. Напротив, поощряйте любую речевую реакцию ребенка.

   Постепенно создавайте ситуации, стимулирующие потребность ребенка в общении с окружающими.

   Задавайте вопросы типа: «Что это ты принес?», «Что у тебя в руках?», «Что ты сейчас сделал?»  Так мы активизируем изученные ранее слова.

   Ставьте малыша в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: печенье или конфету?», «Какую игрушку тебе подать: мяч или машину?» Вопросы такого типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации. Основное условие — используйте только те слова, над которыми проводилась предварительная работа.

   Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок, исправлений, любых требований: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так…», «Следи за собой!» Помните, наша задача — избавиться от речевого негативизма, добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность, и делал это с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевого негативизма"

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для органов артикуляционного аппарата.- чистоговорки для автоматизации и диффере...

Как преодолеть речевой негативизм

Неговорящие дети откзываются говорить, повторять слова, называть действия. Преодолеть  нежелание разговаривать-первая задача логопедов. воспитателей, родителей....

Игровые ситуации в преодолении речевого негативизма у детей с моторной алалией

   Речевой негативизм - характерная особенность ребенка с моторной алалией. Cтепень его проявления обратно пропорциональна речевым способностям "неговоряшки" и прямо пропорц...

Что нужно знать о речевом негативизме ?

Что нужно знать о речевом негативизме ?...

Речевой негативизм.

Речевой негативизм - это явление, когда ребёнок очень неохотно вступает в речевое общение, "всё понимает, а сказать не может"....