Игровые ситуации в преодолении речевого негативизма у детей с моторной алалией
картотека по логопедии (младшая, средняя группа)

Захарова Лариса Ивановна

     Речевой негативизм - характерная особенность ребенка с моторной алалией. Cтепень его проявления обратно пропорциональна речевым способностям "неговоряшки" и прямо пропорциональна уровню общего развития. Это понятно: чем лучше развиты умственные способности ребенка, тем лучше он будет осознавать свою несостоятельность на фоне окружающих и, как следствие, тем "железобетонней" будет его нежелание вступать в вербальный контакт. В моей практике было несколько подобных ситуаций, когда на начальных этапах обучения первоочередная задача заключалась не в том, чтобы научить ребенка говорить, а в том, чтобы заставить его поверить в то, что он может говорить. Сообразительные дети быстро смекают, чего, в конечном итоге, от них добивается логопед. И тогда не помогают ни обходные пути, ни "обманные маневры", ни сюрпризные моменты, ни уговоры, ни игровые ситуации. Ребенок просто наотрез отказывается дальше продолжать занятие. Именно в этих ситуациях я использую простой прием, который уже неоднократно себя зарекомендовал с положительной стороны.

Цель: развитие у ребенка мотивации к речи; преодоление речевого негативизма.

Оборудование: листы с буквами; камешки марблс красного, синего и зеленого цветов; игрушка - "повторюшка" (у меня это хомяк Хома).

Ход занятия: Логопед знакомит ребенка с игрушкой, сообщает, что Хома очень любит все повторять и демонстрирует его способности. Затем предлагает ребенку поучить Хому и познакомить его с буквами. Но оказывается, что буквы-то не очень красивые. Логопед предлагает ребенку докрасить буквы камешками марблс и заодно проверить, правильно ли Хома их называет. Ребенок, закрывая каждый белый кружок, например, на букве "А" камешком соответствующего цвета, произносит в ритме накладывания: "А...А...А...". Хома повторяет. После того, как все гласные усвоены, переходим к соединению их с согласными. Ребенок, закрывая кружки камешками соответствующего цвета, произносит вместе с Хомой: "ПА...ПА...ПА..." или "МУ...МУ...МУ..." (выбираются самые доступные конкретному ребенку согласные). На рабочих листах со слогами еще имеются тропинки, по которым ребенок проходит пальчиками, повторяя на каждый "шаг" данный слог. Предварительно обговаривается игровая ситуация: чайник (звук "П") хочет напоить девочку (звук"А") чаем, чтобы она больше не плакала. Или: корова (звук "М") захотела покататься на кораблике (звук "У").

     Прием достаточно веселый, ребенок испытывает ярко выраженные положительные эмоции, слушая Хому. Обычно 2-5 занятий достаточно для того, чтобы ребенок поверил (не мне, а Хоме!), что он действительно УМЕЕТ говорить, и "железобетонная" стена речевого негативизма рушится. После этого уже можно спокойно и обстоятельно начинать работать по известным методикам, применяемым в работе с моторными алаликами.

P. S. Рабочие листы очень быстро и просто делаются в программе Power Point.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация в коллективе и обеспечение комфортного эмоционального состояния детей с моторной алалией

Адаптация в коллективе и обеспечение комфортного эмоционального состояния детей с моторной алалией...

Презентация "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевого негативизма"

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для органов артикуляционного аппарата.- чистоговорки для автоматизации и диффере...

игры и игровые упражнения для детей с моторной алалией

у детей с моторной алалией очень важно развивать фонематическое восприятие...

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда на различных этапах развития речи детей с моторной алалией»

В материале представлен опыт использования игровых технологий на разных этапах развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи...

Игровые упражнения для развития речи у детей с моторной алалией.

   Звукоподражательные и речедвигательные упражнения полагают начало работы по развитию фонематического слуха. Первый этап в этой многообразной работе – упражнения по вслушивани...